ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ (ОБОБЩЕНИЕ, ОПЫТ РАБОТЫ)
материал по теме

БЕЛЕВСКАЯ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных – воспитание гражданина, патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet_belevskaya.doc34.67 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ

(ОБОБЩЕНИЕ, ОПЫТ РАБОТЫ)

В наше время, нравственность и патриотизм, к сожалению, с каждым днем теряет свою былую актуальность.     В последние годы наблюдается заметное отчуждение подрастающего поколения от истории отечественной культуры. Дети не интересуются историей своей страны, своей малой Родины, своего района, своей школы. Они мало общаются с ветеранами войны, воинами- интернационалистами, участниками боевых действий – живой историей минувших дней. Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи.   Причиной этому послужило изменение общественного строя, и как следствие, духовных ценностей и нравственных установок общества. Если раньше любовь к своему Отечеству была святым и неизменным долгом каждого человека, независимо от возраста и социального статуса, то теперь важность этого «долга» теряется на фоне новых ценностей и норм. Новое время порождает и новые проблемы, это и то, что воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных – воспитание гражданина, патриота.  Конечно, государство пытается принять меры по данному вопросу, но при всех остальных нововведениях остается очень мало времени на реализацию программ по патриотическому воспитанию. Подрастающее поколение не имеет возможности получать полноценную информацию, и, следовательно, не может адекватно оценить важность знания истории своей Родины, потому что эта информация попросту растворяется в суете обыденной жизни, и для большинства остается незамеченной. Дефицит качественной информации – вот основная причина духовной и нравственной «опустошенности» нынешней молодежи.

Поэтому подрастающее поколение не просто должно, оно обязано знать свою родную историю и культуру – свои истоки и корни, оно обязано гордиться ими. И школа должна являться посредником, передающим новым поколениям накопленные веками культурно-исторические традиции и духовно-нравственные ценности.

В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и гражданско-патриотическое) при умственной отсталости. Обучающиеся ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

Необходима последовательная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива в целом. В воспитательной системе нашей школы-интерната воспитанию патриотизма отводится достойное место. Данное направление в воспитательной работе является актуальным для наших воспитанников: прежде всего это воспитание  чувства привязанности к тем местам, где ребёнок родился, вырос, где проходят годы его обучения. Воспитание уважительного отношения  к истории своего района, города, гордости за социальные и культурные достижения. Милосердное отношение к людям: ветеранам, инвалидам и просто нуждающимся во внимании.

Гражданско-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность  по формированию у обучающихся  высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель гражданско-патриотического воспитания — развитие гражданственности, патриотизма,  как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  • проведение  организаторской деятельности по созданию условий для эффективного гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  •  утверждение в сознании и чувствах обучающихся  патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
  •  привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей;
  •   готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга.

Реализация поставленной цели и задач  в данном направлении осуществляется  через мероприятия годового плана школы.

Значимость мероприятий зависит от памятных дат в районе, городе, стране. Так, в 2015 году большое внимание было уделено празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Все мероприятия проходили согласно разработанному плану, который включал в себя около 50 мероприятий разных по формам проведения.

План мероприятий по подготовке и празднованию

70-й годовщины Победы

в Великой Отечественной войне

1941-1945 годов

п/п

Название

мероприятия

Дата

проведения

Ответственный

Создание Совета по проведению мероприятий

Декабрь

2014

Руководитель

МО классных руководителей

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в преддверии 70-летия Победы

Декабрь

2014

Классные руководители

Участие в областном литературно-творческом конкурсе «Салют, Победа!»

Декабрь

2015

Библиотекарь

Воспитатели

Открытие героико-патриотического месячника «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Январь

2015

Учитель музыки

Встреча с гуковским поэтом и композитором Гончаровым Б.В. «Мы помним своих земляков»

Январь

2015

Библиотекарь

Организация и проведение акции милосердия «Ветеран живет рядом»

Постоянно

Классные руководители Воспитатели

Выставка книг о Великой Отечественной войне. Читательские конференции

Январь-май

2015

Библиотекарь

Познавательный час «Великий подвиг наш история хранит»

Январь

2015

Библиотекарь

Цикл документальных и художественных фильмов о войне и работе тыла

Январь-май

2015

Классные руководители

Воспитатели

Заочная экскурсия «День памяти жертвам Холокоста»

Январь

2015

воспитатели

Урок мужества

«Ушли в бессмертие»

Январь

2015

Библиотекарь

Участие во Всероссийском конкурсе рисунка для почтовой марки/или художественного конверта, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Февраль

2015

Учитель ИЗО

Устный журнал «Город Гуково в годы Великой Отечественной войны»

Февраль

2015

Учителя

Час истории «Вот такая, брат, война»

Февраль

2015

Библиотекарь

Книжная выставка «О днях воинской славы»

Постоянно

Библиотекарь

Участие в Кастинг-конкурсе на право стать лицом Всероссийского

просветительского проекта «Мы дети твои, Победа!»

(специальная серия почтовых открыток к Празднику 9 мая-2015)

Февраль

2015

Воспитатели

Патриотическая игра «А, ну-ка, парни!» для обучающихся среднего звена

Февраль

2015

Воспитатели

Конкурс поделок: «Нет войне!»

Февраль

2015

Учителя начального и среднего звена

Конкурс видеороликов «Этих дней не смолкнет слава»

Февраль

2015

Учитель информатики

Урок мужества «За край родной!»

Февраль

2015

Учитель истории

Тематический вечер «Когда пылал мой край родной»

Февраль

2015

Классные руководители

Посещение городского музея им.Микулина. Экскурсия «Город Гуково в годы Великой Отечественной войны»

Февраль

2015

Классные руководители

Воспитатели

Беседы. Посвященные дню освобождения города Гуково от немецко-фашистских захватчиков «К подвигу героев сердцем прикоснись»

Февраль

2015

Воспитатели

Всероссийский легкоатлетический пробег в честь 72 годовщины освобождения города Гуково от немецко-фашистских захватчиков

Февраль

2015

Учитель физкультуры

Беседа «Мужеству забвенья не бывает»

Февраль

2015

Библиотекарь

Праздничный командный конкурс «Курс молодого бойца» для старшеклассников

Февраль

2015

Классные руководители

Класс «Особый ребенок» - спортивное мероприятие «Военная игра»

Февраль

2015

Учителя, воспитатели группы «Особый ребенок»

Мероприятие «День памяти юного героя-антифашиста»

Февраль

2015

Воспитатели

Общешкольный смотр-конкурс инсценированной песни  «Путь дорожка фронтовая»

Февраль

2015

Учитель музыки

Воспитатели

Закрытие героико-патриотического месячника «Никто не забыт, ничто не забыто»

Февраль

2015

Воспитатели

Устный журнал «Край донской – край воинской доблести и славы»

Март

2015

Воспитатели

Интеактивное on-lain путешествие в город-герой Волгоград

Март

2015

Учитель информатики

Заседание литературно-творческого клуба «Лира»

Март

2015

Библиотекарь

Экскурсия в военно-патриотический клуб «Русич»

Апрель

2015

Воспитатели

Устный журнал «Волонтеры-70» (торжественный просмотр видеоролика «Волонтерского корпуса 70-летия Победы в ВОВ 1941-1945гг.»

Апрель

2015

Воспитатели

Цикл классных часов в ознаменование 70-летия Победы

Апрель

2015

Классные руководители

Участие в акции «Георгиевская ленточка»

Апрель

2015

Воспитатели

Участие во Всероссийской акции «Сирень победы»

Апрель

2015

Воспитатели

Шахматно-шашечный турнир

Апрель

2015

Учитель физкультуры

Конкурс рисунков «Память славы жива»

Май

2015

Воспитатели

Проведение Единого урока (дня), посвященного 70 годовщине Победы в ВОВ 1941-1945гг.

Май

2015

Классные руководители

Воспитатели

Выпуск Боевых листков к основным памятным датам.

Май

2015

Классные руководители

Конкурс стихов “Лирика сороковых годов»

Май

2015

Учителя русского языка

Ночные воспитатели

День памяти «До последнего дыхания»

Май

2015

Библиотекарь

Участие в митинге, возложение цветов к Памятнику боевой славы, Вечному огню

Май

2015

Зам.директора по УР

Зам.директора по ВР

Час истории «Вот такая, брат, война»

Май  2015

Библиотекарь

Праздничный концерт, посвященный празднованию Дня Победы «Великий героизм великого народа»

Май

2015

Учителя

Учитель музыки

Предлагаю вашему вниманию обзор некоторых мероприятий из данного цикла:

  • Проведение уроков мужества, военно-спортивных игр и других мероприятий;
  • Встречи обучающихся с военнослужащими, ветеранами войны;
  • Конкурсы рисунков и плакатов «Мы помним твой подвиг солдат…», конкурсы чтецов «О доблести, о подвигах, о славе»; участие во всероссийских акциях;
  • Проведение мероприятий по изучению военной истории Отечества, устные журналы, воспитательные беседы;
  • Ежегодный смотр-конкурс инсценированной песни военных лет «Путь-дорожка фронтовая»;
  • Активное участие в интернет конкурсах;
  • Полюбившейся детям конкурс рисунков на асфальте;

К мероприятиям по нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию относится и уход за Аллеей Памяти, расположенной на территории школы-интерната.

Продолжая работу в данном направлении и в текущем учебном году.

Так, 17 сентября 2015 в гостях  у  учащихся  школы-интерната побывали  сотрудники Главного  Управления  МВД России по  Ростовской области: Шапошников Эдуард Модестович- председатель Общественного Совета при Главном  Управлении  МВД России по  Ростовской области, Гладков Валерий Валерьевич-начальник ОМПО УРЛС  ГУ МВД по РО, культурный центр  ГУ МВД по РО и его руководитель Михаил Сергеевич Галкин, кинологи, ОМОН, представители Управления  ГИБДД по РО. Для воспитанников была устроена выставка боевого оружия, продемонстрирована работа ОМОН (приемы рукопашного боя), кинологов, дан большой праздничный концерт сотрудниками культурного центра  ГУ МВД по РО. Ребята и гости праздника отведали солдатскую кашу, приготовленную в школьном дворе в полевых условиях. У ребят осталась масса самых приятных впечатлений и воспоминаний! Все были тронуты доброжелательностью, вниманием к детям сотрудников ОМОН.

21 сентября 2015 года воспитанники школы-интерната принимали участие в общешкольном мероприятии «Международный день мира» и участвовали в акции «Колокол Мира».

Чтобы идти в ногу со временем наши педагоги повышают квалификацию по данной теме.

Так ,   в апреле 2015 года на курсах повышения квалификации по проблеме «Современные подходы к организации воспитательной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» группа воспитателей ( Белевская Е.В., Борисова Т.Т., Короткая Т.К., Клочкова Н.М.) защищали свою итоговую работу по теме: «Современные подходы к организации воспитательной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья через гражданско-патриотическое воспитание»

Также Глазунова А.В. прошла дистанционные курсы повышения квалификации по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель курсов: подготовка к Всероссийскому единому уроку и проведению месячника Победы в образовательных организациях.

Итоговая работа - проект  Глазуновой А.В. «Память сильнее времени» посвящен 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и  направлен на формирование гражданского сознания обучающихся, развитию социальной активности, гражданской ответственности и духовности, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Во Всероссийском творческом конкурсе «Праздник Великой Победы» работа заняла 1 место.

В результате проводимой работы:

 - закладывается основа для формирования  системы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении, в которую  вовлечены представители всех субъектов образовательной деятельности школы-интерната;

- расширяется тематическое содержание гражданско-патриотического направления, используются разнообразные формы работы с обучающимися,  воспитанниками (встречи, фестивали, митинги, радиогазеты, видеоролики, школьные кинопоказы);

- у обучающихся, воспитанников  повышается мотивация к изучению  ряда предметов (история, чтение, обществоведение);

- появляется осознание  сопричастности к истории своего города, страны;

- формируется  неравнодушное отношение к происходящей  действительности;

- происходит развитие коммуникативных навыков, повышается речевая активность, активизируется познавательная деятельность обучающихся, умения работать в коллективе;

- устанавливаются партнерские отношения с общественными организациями города.

Государственное казенное образовательное учреждение

Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №11 г.Гуково

Доклад для выступления на педагогическом совете

«РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ

(ОБОБЩЕНИЕ, ОПЫТ РАБОТЫ)»

Подготовила: Белевская Е.В.

ноябрь 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Доклад на педагогическом совете на тему «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника»

В докладе мною освещена актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Также в докладе представлены формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках указанной тем...

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при проведении ...

Педагогический совет Роль семьи в формировании личности ребенка

Проблема развития личности является всегда актуальной. Формирование личности зависит от многих факторов окружающего мира.  Особенно важным агентом, влияющим на развитие человека является семья. С...

Доклад на тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании ребенка"

Доклад на родительском собрании  раскрывает тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании"...

Доклад на педагогический совет на тему: "Сфера ответственности социального педагога по защите основных прав ребенка"

Защита детства – общечеловеческая задача. Еще Ф.М. Достоевский в свое время написал, что счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка. Сегодня вопрос о защите детства в России сто...