Педагогический совет Роль семьи в формировании личности ребенка
методическая разработка по психологии

Шалдыбина Марина Анатольевна

Проблема развития личности является всегда актуальной. Формирование личности зависит от многих факторов окружающего мира.  Особенно важным агентом, влияющим на развитие человека является семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в развитии основную, долговременную и важнейшую роль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании личности ребенка школьного возраста

Проблема развития личности является всегда актуальной. Формирование личности зависит от многих факторов окружающего мира.  Особенно важным агентом, влияющим на развитие человека является семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в развитии основную, долговременную и важнейшую роль.

Школьный возраст - это самоценный период, наиболее благоприятный для формирования личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствует когнитивному и социальному развитию ребенка школьного возраста.

Семья играет очень важную роль в жизни любого человека. От отношения родителей к ребенку зависит дальнейшее формирование его личностных черт. Этот процесс во многом зависит от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно, с точки зрения его развития и воспитания, проявляются родительские позиции. У детей очень много потребностей, но ограничимся характеристикой только основных.

Первая из них - это потребность в эмоциональном контакте. Чтобы у ребенка" было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, он должен чувствовать, что воспитывающие его люди радуются его существованию, проявляют к нему доброжелательность, сердечность. Отношение взрослых людей дает детям возможность чувствовать себя уверенно и в безопасности.

 К существенным потребностям ребенка следует отнести постоянный контакт с родителями, их активное присутствие и частое общение. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей. Таким образом возникает взаимосвязь между родителями и ребенком, обязательная для умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Воспитание у детей чувства самоутверждения благоприятно влияет на развитие у них, самостоятельности, активности, открывает возможности к творческим поискам. Одной из основных потребностей человека является основанная на чувстве собственного достоинства потребность в уважении, называемая иногда стремлением к общественному признанию. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. Вера в себя, способность к здравой самооценке основывается у детей в первую очередь на мнении других людей, прежде всего отца и матери, затем братьев, сестер и товарищей - своих ровесников. Когда родители часто заявляют ребенку, что считают его глупым и неспособным, то он может действительно почувствовать себя таковым, а от постоянной критики будет склонен ощущать свою неполноценность. Если родители замечают старание ребенка что-то сделать, относятся к нему серьезно, учитывают его возрастные возможности, то у него развивается вера в свои силы, которая в будущем даст ему энергию для раскрытия себя как личности.

Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности. Удовлетворение основных потребностей в детстве имеет громадное значение еще и потому, что это определяет как направление в развитии личности, так и путь к социальной зрелости.

Под влиянием родительской позиции формируются основные черты личности ребенка.

Позиция отвержения способствует формированию у ребёнка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность, затрудняет из-за замедленного развития их общение с детьми и взрослыми. Могут даже появиться физические отклонения, такие, как тучность и невроз.

Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению Прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Подобные люди легче поддаются асоциальному влиянию. Они непостоянны в своих планах, неспособны к объективным оценкам, склонны к хвастовству и бахвальству. Они могут чувствовать себя преследуемыми, проникаясь жалостью к себе. Чаще всего они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

Позиция взаимодействия, как правило, приводит к тому, что ребенок становится доверчивым по отношению к родителям, обращается к ним за советом и помощью. Он в основном доволен результатом своих усилий. У него формируются стойкие взаимоотношения и способности к пониманию других людей, он учится брать на себя обязанности, выполнять их, при этом заботиться о членах своей семьи.

Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми. Влияние этой родительской позиции оказывается более слабым, если ребенок способен бунтовать против родителей, опираясь при этом на хороший контакт с ровесниками, одобряющими его поведение. В таких случаях дети теряют порой самообладание и бывают весьма уязвимы для самых нежелательных влияний. При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызвать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, несдержанность, заносчивость, дерзость, чрезмерную требовательность, авантюризм и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни, вплоть до психического заболевания. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

Семья является главной воспитывающей средой, и поэтому она несет ответственность за нарушения в поведении ребенка. Многие психиатры считают первоочередной причиной этих нарушений эмоциональный климат в семье. Нарушение эмоциональных отношений и дисгармонии семейной жизни может усилить отклонения в поведении больного ребенка, и, наоборот, добрые, сердечные отношения могут оказывать терапевтическое воздействие и способствовать его полному выздоровлению. Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

Таким образом, можно отметить, что роль семьи в жизни ребенка младшего школьного возраста очень велика потому, что главным источником поддержки и взаимопонимания является семья, родители. 

Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим.

Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья для ребенка - это не только место его рождения, но и основная среда его воспитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи....

Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка".

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...

Роль семьи в формировании личности ребенка

"Роль  семьи в формировании личности ребенка" - теоретические аспекты вопроса при подготовке к круглому столу по теме "Семья"....

«Роль семьи в формировании личности ребенка».

Семья и школа — два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....

Лекторий для родителей на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Данная презентация может использоваться на родительском собрании при обсуждении роли семьи и взаимопонимания в воспитании детей....