Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка".
статья на тему

Копнина Татьяна Ивановна

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка -всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_formirovanii_lichnosti_rebyonka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка -всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи  без проблем, без трудностей.

 Уважаемые родители! Давайте поговорим о ваших детях, о том, какую роль играют семья и школа – это два социальных института, от согласованности  действий,  которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей  добротой, опытом, знаниями.

       Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания  ребёнка в школе. Актуальными они  остаются и в старшем  возрасте,  ведь очень часто именно в школе у ребёнка появляется шанс для самовыражения, проявления  своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих  вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания, главные из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка- чтобы его любили таким, какой он есть.

     Российские психологи выделяют несколько типов семей:

Семья патриархальная или традиционная.

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения. Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

       Какими чаще всего вырастают дети в этих семьях? С преобладанием низкой самооценки: они не уверены в себе, в своих способностях. Если роди-

тели игнорируют интересы и желания ребёнка, лишают его права голоса, у

него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях психологи  делят на четыре группы.

     « Я  недостаточно хорош» - и в результате  могут  проявиться  застенчивость,

стеснительность, хамелеонство.

    «Я беспомощен» - у ребёнка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам  и неудачам, постоянно оглядываются на того, кто сильнее, удачливее.

   «Я чужой» - это позиция эмоционально  отверженного ребёнка, который очень рано потерял контакт с родителями и, прежде всего, с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они не общительны, не делятся

ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.

    «Я  сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания  и поэтому совершают порой немотивированные поступки. К

Таким семьям можно причислить семьи современных богатых, которые считают, что степень их богатства автоматически определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств детей.

           

Детоцетристская семья.

Возникший в середине XIX века в Европе детоцентристский или современный тип семьи характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности. В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного- двух детей. В такой малодетной семье желанный ребёнок превращается в объект родительской любви и привязанности. В нашей  стране поведение родителей, мотивированное эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение с конца 50-ых годов XX века. Именно с этого времени дети начинают пользоваться большим числом материальных и духовных благ, чем 30 -40 лет назад, и это явление положительное. Во многих семьях на детей уходит от четверти до половины семейного бюджета.

    С середины 70- годов XX века формируется новый тип семьи, называемый супружеским или постсовременным. В семье такого типа отношения определяются не родством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы  интересам детей. Особенность таких семей проявляются  в известной автономии супругов, когда интересы каждого  из них шире семейных, а круг общения выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно – этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.

  Главные ценности семьи- сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникает проблем в воспитании ребёнка.

        Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

Памятка для родителей.

  1. Чаще показывает детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
  2. Как можно больше проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
  3. Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
  4. Старайтесь чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
  5. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
  6. Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: « Мы всё  должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьётесь.  
  7. Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
  8. Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям так и вам будут относиться в старости.
  9. Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
  10. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно- семейное».

Особенности общения с ребёнком в семье.

Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что его основой являются шесть принципов общения родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание может быть примерно таким: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом. Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Принять ребёнка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. Принятие – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчеркнуть его достоинства, поздравляют с каждым, пусть даже с маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок, и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Признание – это ещё в какой –то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребёнка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребёнок имел время прочувствовать и осознать совершённое им, а отец и мать были рядом и поддерживали его.

       Не менее значимым чувством для ребёнка является  любовь. Есть ещё в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок- подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Это может быть связано с тем, что проявление любви и ласки со стороны своих родителей ребёнок ощущал в дошкольном или младшем школьном возрасте на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании и ласке. Любовь необходима ребёнку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования предъявляются, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполнимыми. Взрослые люди иногда сетуют на требования, которые к ним предъявляет их вышестоящее начальство.  Анализируя причины сетований взрослых людей, часто приходишь к такому выводу: они бы не возникли, если бы руководитель предъявлял требования другим тоном, уважительно, по-человечески. Если ребёнок физически  и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической  и психологической потребности, которая остаётся неизменной на всём протяжении взросления ребёнка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если в остальном они воспитаны как надо. Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются  исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

        Очень важным и значимым принципом в общении детей и родителей  является принцип доступности. Он особенно актуален для семей  21 века. Во время психологических консультаций многие родители  объясняют проблемы в воспитании собственного ребёнка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба. Быть доступным – это значит, в любую минуту  найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с

ребёнком.

Анализ исследований, посвящённых проблеме родительской доступности  говорит сам за себя. Учащимся было предложено ответить на вопрос о том, как часто они проводят выходной день с родителями. Из 100 опрошенных детей лишь 38 учащихся сказали о том, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы выходной день провести с детьми. Данная статистика говорит сама за себя. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребёнок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего  детства понимает собственную нужность и значимость. Однако, родители  должны помнить, что  проводить время с собственным ребёнком, это значит без конца читать ему мораль или делать, сидя с ним, уроки. Быть доступным для ребёнка – это значит, вовремя прочитать вопрос в его  глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным – это значит, иметь право на совместный  поиск истины со своим  малышом. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность.

      Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является признание ими своего малыша. Признание формирует  у детей  чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Абсолютно позитивно относясь к факту существования собственного ребёнка и признавая его, некоторые родители предполагают, каким они хотели бы видеть его. При этом многие из них рисуют некий идеализированный  образ, который складывается порой из желаемого и далёк от реальной действительности. И как только идеальные родительские представления расходятся с действительностью, во многих семьях это приводит к проблемам в общении между родителями и детьми. Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительная реакция семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Признание невозможно без таких приёмов родительского воспитания как одобрение и похвала. Ребёнок вынес мусор, убрал свою комнату или квартиру, помог по хозяйству – всё это и многое другое должно быть одобрено и отмечено родителями. Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим в воспитании детей.  Если же такое случается, то дети начинают этим  пользоваться и манипулировать. Иногда, во время психологических консультаций,

задаёшь родителям вопросы, ответы на которые родители не в состоянии дать. Признание – это на стенах квартиры рисунки и стихи ребёнка, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений. Признание может существенно повлиять и на  учебные успехи ребёнка, и на его положение в семье и коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка, а также позволяют ему эти  достижения  продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребёнку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Отсутствие у родителей умения признавать интересы и способности своего ребёнка  может привести  к крайне нежелательным последствиям.  В младшем школьном возрасте ребёнок только молча глотал слёзы, горечь накапливалась, а к восьмому классу ребёнок возненавидел свою семью и своих родителей.

        Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность  за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и  зрелую личность.  Такие понятия как ответственность и обязательность детям не особенно присущи.  Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они выполняют всегда то, что обещают детям, а если какой - то  причине это не произошло, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие  родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребёнка.  Если каждый день отец  обещает приходить домой трезвым, но   этого не выполняет, если мама обещает чему – то научить, что умеет

сама, но этого не делает – рано или поздно это вызовет протест ребёнка и во что он выльется – трудно предсказать.  Ответственное поведение родителей даётся непросто, требует выдержки и волевых усилий, иногда ставит родителей в затруднительное положение, но именно оно формирует у ребёнка привычку соблюдения ответственности и  самодисциплины. Для соблюдения ребёнком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определённые условия. Одним из главных условий является наличие у ребёнка в семье  определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Воспитывать у ребёнка ответственность – это значит, использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребёнка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. В 1970 году доктор Добсон издал книгу, которая совершила определённый переворот в умах непосвящённых родителей. «Допустимо наказывать своих детей, проявляя при этом любовь и нежные чувства. Обучая детей самодисциплине и ответственному поведению необходимо вводить ограничения». Самая страшная беда состоит в том, что «испорченный» ребёнок станет «испорченным» взрослым, который будет воспитывать своего ребёнка по своему образу и подобию. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было ранее, страдает болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям.

     

Литература

  1. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240с.
  3. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.
  4. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 1997. 150с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья для ребенка - это не только место его рождения, но и основная среда его воспитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи....

Роль семьи в формировании личности ребенка

"Роль  семьи в формировании личности ребенка" - теоретические аспекты вопроса при подготовке к круглому столу по теме "Семья"....

«Роль семьи в формировании личности ребенка».

Семья и школа — два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....

Лекторий для родителей на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Данная презентация может использоваться на родительском собрании при обсуждении роли семьи и взаимопонимания в воспитании детей....

Конспект родительского собрания в старшей группе "Роль семьи в формировании личности ребенка"

Основная цель данного мероприятия - учитывая  особенности взаимоотношений родителей и их детей, помочь определить основные правила семейного воспитания....