Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».
статья по истории (11 класс) на тему

Гришанова Ирина Александровна

Итоговая работа по программе

 

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

 

на тему

 

«Средства патриотического воспитания школьников

 во внеурочной деятельности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grishanova.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Центр образовательных услуг и консалтинга.

Итоговая работа по программе

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему

«Средства патриотического воспитания школьников

 во внеурочной деятельности».

                                                    Выполнила слушатель программы

                                                     Гришанова Ирина Александровна

                                                                                                _______

                                                    Руководитель:

                                                     Носырева Ольга Викторовна

                                                                                                ________

                                                     Работа защищена

                                                                            «                                »

 

                                                             

    

Самара 2013

Содержание

Введение

Глава 1.

         1.1. Теоретические основы патриотического воспитания

1.2. Задачи и принципы патриотического воспитания

1.3. Возрастные особенности младших школьников

1.4. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Глава 2.

   2.1. Формирование патриотического сознания младших школьников через внеурочную деятельность.

     2.2. Содержание программы по внеурочной деятельности «Краеведение»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение: 1. Программа по внеурочной деятельности «краеведение».

Актуальность.

        Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

 Основные задачи патриотического воспитания в стране и конкретно в нашем регионе в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2006–2010 гг.» и Постановления Правительства Самарской области «О концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области». 

        Основным критерием результативности патриотического воспитания граждан в Самарской области должно стать их сознательное, самостоятельное и активное стремление своими действиями служить России.

         Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности. Эти факторы будут определять будущее Самарской области как стабильного и процветающего региона, будущее России как великой и могучей державы.

 Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном  компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

 Решение этой задачи невозможно без создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы  ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.  Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

 Поэтому моя работа по созданию программы, направленной на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной  в настоящее время.

Объект:  процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет: внеурочная деятельность, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников.

Цель: теоретически обосновать  и разработать программу внеурочной деятельности «Краеведение», направленную на формирование патриотического сознания младших школьников.

Задачи

  • провести анализ научно-педагогической, патриотической, методической литературы по проблеме патриотического воспитания
  • обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
  • раскрыть особенности патриотического воспитания в младшем школьном возрасте.
  • определить эффективные формы, методы и приёмы воспитания патриотизма в мирное время
  • разработать программу внеурочной деятельности «Краеведение», направленную на формирование патриотического сознания младших школьников

       В своей работе я опиралась на опыт педагогов  школы № 2 г.о. Сызрань. Мною были проведены анкетирование родителей и опрос учащихся, которые подтвердили актуальность выбранной темы проекта. В программе я попробовала систематизировать работу школы и личный опыт по патриотическому воспитанию младших школьников. Работа представляет интерес для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продлённого дня, руководителей историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. Они могут использовать программу в своей работе.

Теоретическая часть

1. Теоретические основы патриотического воспитания.

      Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

      Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик.

     Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости»

     И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм, как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим па мятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

     Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

     А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

      Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

    Слово "патриотизм" для большинства россиян сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее.

    Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.      

Это связано еще и с тем, что:

во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;

во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;

в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;

в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритет ной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологи ческой атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как  воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

   2. Задачи и принципы патриотического воспитания

     Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

  Слово "патриотизм"  для большинства россиян сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка Государственной программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  (постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

    В реализации этой программы огромное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народов. Рассмотрим ключевые понятия.

Как говорится в учебниках по политологии, Российский патриотизм — это отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинств); культурам, традициям, соотечественникам.

Дружба народов Российской Федерации - это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей.

        Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно

 воспитания у них

  • любви к Отечеству — Российской Федерации и ее многонациональному народу;
  • российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
  •   уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
  •  любви к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности;
  • уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;
  • глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;
  • уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;
  • глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);
  • уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;
  • уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;
  • уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;
  • непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;
  • веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;
  • уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер.

3. Возрастные особенности младших школьников

     Воспитание патриотизма у младших школьников  имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

     Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма младших школьников на основе. Будем воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

     Необходимо рассматривать возрастные особенности детей младшего школьного возраста в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем психологических данных об учениках. Вот почему учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса.  Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников.

     Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности младших школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых.

     Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста:

  • моторная активность;
  • сенсорно - персептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
  • интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение “трудных” ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.);
  • мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, “обозначению”, символизации, комбинаторике, замещению);
  • способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

     Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в “самодеятельности” детей этого возраста. Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.

     Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.

     Наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия  России. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

                        4. Краеведческая работа как эффективная форма

патриотического  воспитания.

   Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь.

   Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

  Именно краеведение я считаю одной из самых эффективных форм патриотического воспитания в наше мирное время.

  Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами»

  Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

  Различают следующие направления краеведческой работы:

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой информации являются:

  • периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
  • художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);
  • архивные фонды;
  • фонды музеев;
  • всякого рода планы и карты;
  • материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
  • материалы статистики;
  • устные свидетельства старожилов.

Основные принципы краеведческой работы:

  • системный подход;
  • предельная достоверность фактов;
  • синхронность отдельных направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как  активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относитесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы.

Для того чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их,  взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

В книге Ш. А. Амонашвили  «В школе - с шести лет» автор называет ряд свойств, имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы.

К этим свойствам относятся:

  • недостаточность социально-нравственного опыта;
  • преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности;
  •  стремление к игровой деятельности.

Попробуем проследить на примерах работы многих школ, как решаются задачи военно-патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы.

Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. Для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты. Далее можно проводить смотр войск. Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов. Почетное жюри - ветераны.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники  могут участвовать в возложении венков  к подножию мемориала «Вечный огонь». Младшие школьники выступают с агитбригадой «Мы голосуем за мир!». Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

В школах целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ (такую работу в доступной форме вполне можно начать в младших классах).

Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную деятельность: смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности патриотического воспитания младших школьников- своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.

Практическая часть.

2.1. Формирование патриотического сознания младших школьников через внеурочную деятельность.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

  • патриотизм - любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • гражданственность -  закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Внеурочная деятельность имеет целый ряд направлений. Я выбрала гражданско-патриотическое направление и разработала программу внеурочной деятельности «Краеведение».

Программа ориентирована на формирование у ребёнка патриотического сознания. «Краеведение» приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому Самарского края. Они знакомятся с историей города Сызрани, открывают для себя новые имена, узнают о традициях родного города. 

Необходимость такой программы связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Программа предполагает не только работу с книгой, но и экскурсии по Сызрани, Сызранскому району и Самарской области, встречи с интересными людьми, игры, викторины, сбор материалов о земляках, выполнение творческих и исследовательских проектов. Активное участие в работе принимают родители, оценивая курс, как своевременный и полезный.

                                  Содержание программы.

   Я и моя семья. 6 ч.

Семья. Визитная карточка семьи. Семейные ценности и традиции. Интересные люди в моей семье.

Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. 4 ч.

Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои друзья.

Наша школа. 7 ч.

Знакомство со школой. История  школы. Традиции школы. Гордость школы.

Моя улица. 7 ч.

Как рождаются улицы. Правила дорожного движения. Магазин. Аптека. Почта.

Город, в котором я живу. 12 ч.

Сызрань в прошлом. Сызрань в настоящем.  Достопримечательности. Почетные граждане города.  Промышленность города. Экологические проблемы.

Моя Родина. 25 ч.

Родина на глобусе и карте. История нашей Родины. Символика государства. Малая Родина. История моего края.

Творческий проект «Мой край родной, навек любимый» 5 ч.

Работа над творческими и исследовательскими проектами.

Ожидаемые результаты  реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

  • систему краеведческих знаний,
  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • любовь и бережное отношение к родной природе;
  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Заключение

Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.  Жить достойно,  пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей своей родины, стремишься быть похожим на них.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы  и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.

Список литературы

  1.  (СИПКРО) Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара 2007 г.
  2. Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)
  3. Издательство: Школьная  Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен 2008г.
  4. «Я – гражданин России!» О. Жиренко, Е. Лапина М.: ВАКО 2008г.
  5. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся. В. Высоцкий, О. Жиренко. М.: 5 за знания 2008г.
  6. Парламентаризм. Историческая связь времён. Самара 2009г.
  7. Патриотический клуб «Память» В. Бартеньева. Волгоград: Учитель 2009г.
  8. «Патриотическое воспитание» И. Пашкович. Волгоград: Учитель 2006г.
  9. Уроки служения Отечеству. А.Н. Вырщиков. М.: Глобус 2008г.
  10. Дни воинской Славы России. А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.
  11. Опыт патриотического воспитания Т. Тикаева. Волгоград.Учитель 2008г.
  12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России . А.Я. Данилюк и др. М.: «Просвещение» , 2009г.
  13. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников  А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.
  14. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (сост., ред. Семенова Г.С.) Издательство: Школьная Пресса 2008 г.
  15. «Военно-патриотическое воспитание в школе» М.В. Видякин, Н.А.Касаткина, И.О. Усатова и др. Волгоград: Учитель  2006 г.
  16. Введение в Самарское краеведение. Храмков. Самара 2003 г.
  17. Чиванова А.М. "Я с книгой породнился в дни войны"Сызрань, 2010.
  18.   Бузский, М. П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания  М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев ; Волгоград : ВолГУ 2008.

КРАЕВЕДЕНИЕ

географическое

художественное

историческое

литературное

экологическое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

Итоговая работа по блоку ИБ «Основные направления региональной образовательной политики" в Формирование социально – трудовых компетенций обучающихся при изучении раздела «Домашняя экономика"

Вданной работе представлена модель разработки урока-практикума « День святого Валентина». Данная разработка поможет формированию социально-трудовых компетенций у учеников 8х классов при прохождении ра...

Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де...