Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»
статья

Харламова Елена Сергеевна

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Ведь каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему полгода, четвертый не воспринимает совсем.

Как научить всех?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь". А. Дистервег

Мы, учителя математики знаем, что наш предмет - один из самых сложных для учащихся, но и самый интересный, ведь Математика - это язык для выражения строгой мировой гармонии и, по словам М. В. Ломоносова, "Всё, что находится в природе, математически точно и определённо".

Я практик, учитель математики… Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребенком пять-шесть раз в неделю, преподает предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Ведь каждый ребенок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему полгода, четвертый не воспринимает совсем.

Как научить всех?

Одним из реальных механизмов, позволяющих делом ответить на этот вопрос, является технология уровневой дифференциации.

Я считаю, что дифференцированный подход в обучении математике имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Как ужу упоминалось, математика – одна из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся, поэтому дифференциация, как форма организации учебной деятельности, позволяет учитывать склонности, интересы и способности школьников.

Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного объективно обусловленного уровня математической подготовки,  называемого  базовым,  а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.

Следует подчеркнуть, что главной педагогической установкой такого подхода является формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.

Работая над реализацией методической проблемы провожу срез знаний учащихся, который выявляет отличие учеников одного и того же класса по многим параметрам: преимущественным интересам, способностям, темпам мышления, складу характера, учебной мотивацией. В учебном процессе объективно возникает противоречие между коллективными и фронтальными формами обучения и индивидуальными возможностями и способностями учащихся. Это противоречие стимулирует меня к поиску эффективных путей дифференцированного подхода к каждому ученику.

На начальных стадиях обучения провожу поисковую дифференциацию, которая позволяет выявить типологические группы учащихся. При этом приемы и методы поисковой дифференциации позволяют в дальнейшем процессе обучения следить за динамикой развития индивидуальных качеств и особенностей учащихся. Класс условно разбивается на группы: первая группа “наименее успешные”, вторая группа “успешные” и третья группа “наиболее успешные”.

В дальнейшем для продуктивной деятельности школьников осуществляю на отдельных этапах урока внутреннюю (уровневую) дифференциацию обучения, которая выражается в том, что обучаясь в одном классе, по одной программе, школьники имеют право и возможность усваивать учебный материал на различных уровнях. Процесс обучения выстраиваю так, чтобы уровни усвоения просматривались при изучении нового материала, закреплении изучаемого материала, выборе домашнего задания, при проверке знаний. Этому способствует составление планов урока, в которых выделяются уровни обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом.

Таким образом, исследуя и апробируя различные виды дифференцированного обучения, я вывожу на первый план внутреннюю (уровневую) дифференциацию, которую применяю в условиях обычных ежедневных занятий в классе; она ориентирована на всех учащихся, опирается на индивидуальные возможности, учитывает потребности и способности учащихся. На уроках использую различные методы и средства дифференциации:

• целостное изложение материала с последующей детализацией и конкретизацией по частям;

• применение наглядности;

• дифференцированная работа с учебной литературой;

• дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся, целевой направленности обучения;

•дифференцированные самостоятельные работы и дифференцированный контроль;

• уроки-зачеты;

• групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля, работа в парах;

• дозированная помощь на основе изучения причин отставания;

• индивидуализация домашних заданий (по объему, по сложности, по творческой направленности).

Дифференциация не является основной формой, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах, поэтому часто я переключаю учащихся с дифференцированной на коллективную, совместную работу.

Считаю, что одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировалась потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Я, как и любой учитель, пробуждая интерес к своему предмету, стараюсь не просто осуществить передачу знаний, но и укрепить веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Развивая творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своем развитии более способным детям, учу всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при выполнении различных заданий. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, сделала вывод, что именно такие уроки предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. В своей работе я применяю уроки-лекции, уроки с элементами игры, уроки-семинары, уроки-консультации, интегрированные уроки. Подготовка к таким урокам требует мобилизации усилий не только учителя, но и учащихся. Класс делится на микрогруппы, которые получают дифференцированные творческие задания.

На этапе подготовки учащиеся развивают навыки художественного творчества, эстетический вкус, фантазию, инициативу, воображение, расширяют свой кругозор. Но, прежде всего, на мой взгляд, у них формируются коммуникативные умения:

• вести диалог в малой группе, взаимодействовать с партнерами для решения поставленной задачи;

• занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации различные позиции и роли, понимать позиции и роли других.

А это и есть основные психологические составляющие толерантности - готовности и способности человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Дифференцированный подход в обучении способствует развитию толерантных установок и творческих способностей учащихся, способствует снижению уровня тревожности при изучении математики, повышению качества обучения.

В завершение хочу сказать, что главная цель моей педагогической деятельности - дать возможность каждому ученику получить качественное математическое образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов. Я не считаю свою систему обучения идеальной. Все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому. Приходится обрабатывать при этом большое количество методической литературы, требуется множество всяческих бумаг. Это подводный камень дифференцированного обучения, но по мере приобретения опыта затраты времени на поиски и создание материала уменьшаются. Несмотря на все трудности, самым главным остается – вызвать у учеников интерес к предмету и побудить их заниматься математикой в дальнейшем.

Учитель математики МБОУ «Гимназия № 9 «Гармония» г. Горно-Алтайска» Харламова Елена Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей на уроках профессионально трудового обучения в коррекционной школе».

Обобщение передавого педагогического опыта в коррекционной школе 8 вида г. Поронайска....

Обобщение опыта по теме "Развитие творческих способностей через УУД"

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...

Обобщение опыта на тему: Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через хоровой кружок

Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в обществе....

Выступление на заседании МО учителей естественно- математического цикла по теме «Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках математики.»

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремлен...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»

Выступление на заседании ШМО  Федорова Александра Владимировича - преподаватель - организатор ОБЖ. МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»...