Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»
статья по обж

Федоров Александр Владимирович

Выступление на заседании ШМО  Федорова Александра Владимировича - преподаватель - организатор ОБЖ. МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_obzh.docx61.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей учащихся посредством

проектной деятельности на уроках ОБЖ»

выступление на заседании ШМО

 Федорова Александра Владимировича

Преподаватель - организатор ОБЖ

МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»

1. Воспитание творческой личности, творческой индивидуальности - одна из важнейших задач современной школы. Прежде всего, это обусловлено радикальными экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. Для того, чтобы жить в новых условиях недостаточно прежней установки на подготовку умного и послушного исполнителя, необходимо формирование активной, инициативной личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности.

Актуальность проблемы развития творческой активности учащихся также обусловлена требованиями Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности. В связи с этим средняя школа переориентируется на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, направленного на развитие творческого потенциала ребенка.

Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.

Проблема развития творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках ОБЖ специально не исследовалась. В то же время использование определенных форм и методов деятельности в процессе обучения ОБЖ может значительно повысить творческую активность школьника.

Ни одной программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным, творческим и умственным развитием учащихся. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет, и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе ОБЖ вопросов, связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Основными методами обучения ОБЖ в школе, на наш взгляд, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные, как в большинстве школ). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять словесным методам.

Развитию творческих способностей учащихся, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение на уроках ОБЖ в школе различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования. Использование этого метода, помогает ориентировать учащихся на осознание о понимание проблем безопасности, рациональный отбор информации по созданию безопасных условий деятельности, аргументированность принимаемых решений по устранению причин, реализующих опасности в качестве негативных последствий.

Применение в образовательной области ОБЖ метода проектов крайне важно, так как это способствует интеллектуальному и духовному развитию личности учащихся, ее самовыражению в практике проектной деятельности. Кроме этого, работа над проектом позволяет учащимся выработать определенные навыки и приобрести опыт в области ОБЖ.

2. Метод учебного проекта в школьном образовании

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Применение метода проектов в практике преподавания ОБЖ в школе является скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Основой для разработки данного метода обучения ОБЖ является личностная концепция педагогики, которая предусматривает развитие активности учащегося в процессе обучения, создания таких психолого-педагогических условий, при которых ребёнок перестаёт быть получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности разных школ, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

  1. Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
  2. Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
  3. Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.
  4. Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  1. тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  2. итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

В школе на уроках ОБЖ перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках ОБЖ, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества. Проектная работа формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности.

Работа над проектом:

  1. развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  2. прививает общую информационную культуру школьника;
  3. реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  4. является платформой для реализации межпредметных связей.

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

Наблюдая за развитием творческой активности детей, мы заметили, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которая способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

(Слайд 1) Проектная деятельность на уроках ОБЖ

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? (Слайд 2) Все дети, когда идут в школу, хотят учиться. Почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? (щелчок)

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках ОБЖ, с другой, подтолкнуло меня к использованию проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду ОБЖ, пришел к выводу: ОБЖ начинается вовсе не с определённых алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, что кажется очевидным, а с… , проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, сам прошел путь познания. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

(Слайд 3) Для чего нужен метод проектов? Во-первых, для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Во-вторых, чтобы ученики не боялись принимать самостоятельные аргументированные решения. Ну и, в-третьих, необходимо научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

(Слайд 4) Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30% от того, что они видят;

- 50% от того, что они видят и слышат;

- 70% от того, что они обсуждают с другими;

- 80% от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

- 95% от того, чему они обучаются сами.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю. При изучении ОБЖ учащиеся осваивают инструмент для укрепления их духовного, физического и психического здоровья, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, (Слайд 5) а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (а это и есть компетенции), научить жить, научить жить вместе.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, информационные и практико-ориентированные проекты. (Слайд 6) 

 (Слайд 7) Как нам известно, структура любого проекта – это «пять П».

  1. Проблема.
  2. Планирование действий.
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

Исходя из этой модели, я определил структуру урока-проекта, который провел совсем недавно в 8 классе по теме «Вредные привычки и их влияние на здоровье».

На первом этапе урока нам с детьми необходимо было определить проблему, над которой предстояло работать. Поэтому вначале я спросил:

- Сегодня мы поговорим о действиях, постоянное осуществление которых стало для человека потребностью, и без которых он уже не может обойтись. Как вы думаете, что это?

(Слайд 8) Они стали давать предположительные ответы, но в тему не попали, тогда с помощью наводящих подсказок они определили, (щелчок) что это ПРИВЫЧКА.

(Слайд 9) Затем мне нужно было показать связь привычек и здоровья.

Поэтому, используя эпиграф урока «Творец, Ты человеку клад вручил, но он, глупец, богатства те напрасно расточил…», спросил: «О каком богатстве идёт речь?».  (щелчок) Дети назвали ЗДОРОВЬЕ. (Слайд 10) Дальше задал вопрос: «Имеется ли связь между этими понятиями: ПРИВЫЧКА и ЗДОРОВЬЕ?». (Слайд 11) После того, как они ответили, я предложил им поработать со слайдом и определить, какие бывают привычки? (Слайд 12) Они называли полезные и выделили вредные привычки, после чего мы вместе попытались дать определение вредным привычкам. Далее я попросил выделить три самые пагубные и опасные для человека и попытался выяснить, а всё ли они знают о таких привычках. Оказалось, что кроме их пагубного влияния на здоровье, ученики мало что знают.

(Слайд 13) Таким образом, на первом этапе проекта, мы

- определили тему урока;

- выяснили, что привычки бывают полезными и вредными, самые опасные из них – это алкоголизм, курение и наркомания, но ученики мало что о них знают.

Отсюда и определили проблему, над которой будем работать на уроке.

На втором этапе урока «Планирование» я разделил детей на три группы по направлениям исследований «Алкоголизм», «Курение» и «Наркомания», распределил роли в группах (назначил генератора идей, оформителя и докладчика) и определил порядок дальнейшей работы (Слайд 14):

1. Ознакомьтесь с видеоинформацией (у каждой группы свой компьютер, где заранее мною размещен нужный видеоролик).

2. Проанализируйте её.

3. Внесите данные в ЛИСТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

4. Сравните данные с эталоном на экране.

5. Выводы озвучьте в виде синквейна.

Раздаю группам Листы исследования; говорю о том, что любую недостающую информацию они могут найти в Интернете; напоминаю о правилах работы в группе и том, что от работы каждого участника команды зависит общий результат всего проекта.

На третьем этапе проекта группы обрабатывали найденную информацию, осмысливали ее. После совместного обсуждения выбирали окончательный вариант для презентации. Дети работали самостоятельно сообща, каждый в соответствии со своей ролью. Просматривали свои видеоролики. По необходимости искали информацию в Интернете, то есть добывали недостающие знания. Я не участвовал, но консультировал учащихся по мере надобности и ненавязчиво контролировал работу групп.

Следующий этап проекта «Продукт». Он был создан в ходе заполнения Листов исследования. В нашем случае – это логические схемы «Букет алкоголика», «Венок наркомана» и «Икебана курильщика» и синквейны к каждой схеме. Также на этом этапе группы готовили и репетировали свою презентацию.

На этапе презентации группы доложили о результатах своих исследований. Участники проекта показали понимание проблемы, целей, задач. Они озвучили свои работы, сверили свои схемы с моими на экране (Слайды 15, 16, 17). Я обобщал и подводил итоги общей работы.

(Слайд 18).Далее для меня важно было увидеть, как дети осмыслили полученную информацию, и какие выводы для себя сделал каждый из них. Здесь я использовал прием «Неоконченные предложения». А затем предложил снова вернуться к эпиграфу и принести клятву самому себе. (Слайд 19) Все стали в круг, положили руку на Сферу Здоровья (которую я для этого изготовил) и каждый по очереди кратко продолжил фразу: «Чтобы не расточить свой бесценный клад – здоровье, я никогда не буду…».

Затем дал творческое домашнее задание на выбор:

  1. Написать эссе: Жизнь прекрасна! Не трать ее напрасно.
  2. Разработать проект: Как защитить детей от интернет-зависимости?
  3. Нарисовать плакат о важности сохранения здоровья.

В конце урока была проведена рефлексия. Я просто предложил ученикам высказаться и ответить на вопросы:

  • Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
  • Что в работе над проектом было наиболее интересным?
  • Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
  • Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

Подвел итоги урока-проекта, оценил работу каждого, поблагодарил учеников и наградил грамотами лучших участников. Урок был окончен.

По последним статистическим опросам российских школьников можно сделать вывод, что метод проектов разрушает школьную рутину.

На вопрос: что же даёт детям применение проектной технологии на уроках ОБЖ? Школьники отвечают:

- лучше усваивается материал,

- уроки становятся интереснее,

- с желанием идем на урок,

- есть возможность демонстрировать свою работу.

На вопрос: «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом? Школьники говорят:

- распределять правильно время,

- достигать поставленной цели,

- выступать перед аудиторией,

- добывать информацию,

- готовить презентацию.

Следовательно растёт мотивация обучения учащихся и повышается интерес к предмету.

Лист исследования

Дата: Тема: «Влияние вредных привычек на организм» Ф.И. ученика (-ов):

  1. Заполни схему, просмотрев информацию.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f50ced17944/s613341_0_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f50ced17944/s613341_0_1.png

Букет

алкоглика

  1. Кто и как ещё страдает, кроме обладателя вредной привычки?

  1. Допиши предложение.

Меня больше всего потрясло…

  1. Составь синквейн на тему: «Чем опасна эта привычка».
  2. Приготовься его зачитать. СИНКВЕЙН

1 строка: Одно существительное (название темы).

2 строка: Два прилагательных (описание темы)

2.

3 строка: Три глагола или деепричастия (описание действия в рамках темы).

3.

4 строка: Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

4.

5 строка: Одно слово-синоним или метафора

(выражает повторно суть темы).

5.

Самооценка работы:

Оценка учителя:


Лист исследования

Дата: Тема: «Влияние вредных привычек на организм» Ф.И. ученика (-ов):

  1. Заполни схему, просмотрев информацию.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f50ced17944/s613341_0_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f50ced17944/s613341_0_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f50ced17944/s613341_0_4.png

Венок наркомана

  1. Кто и как ещё страдает, кроме обладателя вредной привычки?

  1. Допиши предложение.

Меня больше всего потрясло…

  1. Составь синквейн на тему: «Чем опасна эта привычка».
  2. Приготовься его зачитать. СИНКВЕЙН
  1. строка: Одно существительное (название темы).

2 строка: Два прилагательных (описание темы)

2.

3 строка: Три глагола или деепричастия (описание действия в рамках темы).

3.

4 строка: Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

4.

5 строка: Одно слово-синоним или метафора

(выражает повторно суть темы).

5.

Самооценка работы:

Оценка учителя:


Лист исследования

Дата: Тема: «Влияние вредных привычек на организм» Ф.И. ученика (-ов):

  1. Заполни схему, просмотрев информацию.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f50ced17944/s613341_0_7.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/17/s_58f50ced17944/s613341_0_1.png

Икебана

курильщика

  1. Кто и как ещё страдает, кроме обладателя вредной привычки?

  1. Допиши предложение.

Меня больше всего потрясло…

  1. Составь синквейн на тему: «Чем опасна эта привычка».
  2. Приготовься его зачитать. СИНКВЕЙН

1 строка: Одно существительное (название темы).

2 строка: Два прилагательных (описание темы)

2.

3 строка: Три глагола или деепричастия (описание действия в рамках темы).

3.

4 строка: Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

4.

5 строка: Одно слово-синоним или метафора

(выражает повторно суть темы).

5.

Самооценка работы:

Оценка учителя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообобщение опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка"

•Повышение мотивации учения •Речевое развитие •Создание условий для коммуникативной деятельности •Создание благоприятных условий для формирования творческой личности ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Программа и описание опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся посредством театрализации на уроках литературы"

Программа развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся составлена для работы с учащимися 10-11 классов. В  публикации дается описание опыта работы учителя русского языка и литерат...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческой активности через применение различных методов обучения на уроках технологии".

Я — учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он — особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят творческие способности, толерантность...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...