Программа и описание опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся посредством театрализации на уроках литературы"
опыты и эксперименты по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Программа развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся составлена для работы с учащимися 10-11 классов. В  публикации дается описание опыта работы учителя русского языка и литературы по теме "Развитие творческих способностей учащихся посредством театрализации на уроках литературы", анализируются результаты работы по развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа по развитию способностей учащихся «Невидимые струны»

Цель программы

Создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих развитие творческих и интеллектуальных способностей в целях повышения эффективности образовательной деятельности.

Задачи программы

  1. Стимулировать творческую и интеллектуальную деятельность обучающихся через развитие умений самостоятельно работать.
  2. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах  и конкурсах различных уровней.
  3. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  через индивидуализацию и дифференциацию обучения.
  4. Увеличить роль внеклассной деятельности в развитии обучающихся.

Основные направления программы

Работа по организации проектной и исследовательской деятельности; использование театральной педагогики во внеклассной деятельности (кружок «Театральный мир»);  участие в очных, заочных и дистанционных конкурсах и олимпиадах; индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты программы

  1. Положительные результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах по предметам.
  2. Рост численности обучающихся, принимающих участие в исследовательской деятельности, в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Сроки и этапы реализации программы

  1. Организационный этап (сентябрь 2012 г.- октябрь 2012 г.)
  2. Практический этап (ноябрь  2012 г. - март  2014 г.)
  3. Обобщающий этап (апрель 2014 г. – май 2014 г.)

   

«В душе каждого ребенка есть

невидимые струны. Если тронуть их

умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Актуальность программы

Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и развитие его как личности. Современному человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, находить общий язык с людьми, представляющими разные национальные культуры и традиции. Школа должна прореагировать на эти требования нового времени и создать все условия для развития личности духовной, творческой, инновационной и толерантной. По моему глубокому убеждению, с этой задачей может успешно справиться учитель литературы, который на своем уроке создает активное образовательное пространство с помощью новых педагогических технологий и ставит перед собой цель – развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся посредством активных методов обучения.

Целью программы является создание максимально благоприятных условий, обеспечивающих развитие творческих и интеллектуальных способностей в целях повышения эффективности образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Стимулировать творческую и интеллектуальную деятельность обучающихся через развитие умений самостоятельно работать.
  2. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах  и конкурсах различных уровней.
  3. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  через индивидуализацию и дифференциацию обучения.
  4. Увеличить роль внеклассной деятельности в развитии обучающихся.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий по следующим направлениям:

1) организация проектной и исследовательской деятельности;

2) использование театральной педагогики во внеклассной деятельности по предмету;

3) участие в интеллектуальных и творческих конкурсах;

4) организация системы индивидуальных консультаций.

Этапы реализации:        

I. Организационный этап (сентябрь 2012 г.- октябрь 2012 г.)

Данный этап  включает в себя программное обоснование работы по развитию творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся, создание индивидуальных планов развития учащихся, подготовка деятельностно-практической базы для дальнейшей работы с детьми.

II. Практический этап (ноябрь  2012 г. - март  2014 г.) Данный этап предполагает реализацию  индивидуальных планов развития учащихся; самопознание и самораскрытие личности ребенка через творческую и исследовательскую деятельность.

  1. Организация проектной и исследовательской деятельности.

п/п

Название работы

Сроки

Групповой исследовательский проект «Внутренняя речь героев в литературе»

 Апрель 2013г.

Исследовательский проект «Символика в романе О.Ермакова «Фрески города Гороухщи»

Март 2013г.

Исследовательские проекты «Мои любимые страницы в советской военной прозе»

Март 2014г.

  1. Использование театральной педагогики во внеклассной деятельности по предмету

п/п

Мероприятия

Сроки

Внеклассное занятие «Умники и умницы»

Декабрь 2013г.

Литературная гостиная, Встреча с поэтессой Тамарой Лосевой.

Февраль 2013г.

Внеклассное занятие «Литературный марафон»

Январь 2014г.

  1. Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах

п/п

Мероприятия

Сроки

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников.

2012-2014гг

Городские Литературные чтения.

2012-2014гг

Заочные конкурсы и олимпиады.

2012-2014гг

Игра-конкурс «Русский медвежонок»

2012-2014гг

  1. Организация системы индивидуальных консультаций

п/п

Тема занятия

Основные виды исследовательских работ. Работа над исследовательским проектом.

Определение темы и цели исследования. Формулирование и отбор полезных гипотез.

Интернет как источник информации. Работа с литературными источниками. Изучение научной литературы.

Анализ и систематизации фактов, явлений.

Оформление исследовательского проекта.

Представление исследовательского проекта.

Рефлексия. Обсуждение результатов.

 III. Обобщающий этап (апрель 2014 г. – май 2014 г.)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы  педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Результаты  реализации программы:

  1. Положительные результаты участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах по предметам.
  2. Рост численности обучающихся, принимающих участие в исследовательской деятельности, в интеллектуальных и творческих конкурсах.



Предварительный просмотр:

Описание системы опыта работы

учителя русского языка и литературы

Тишкевич Светланы Евгеньевны

Развитие творческой личности на уроках литературы посредством театрализации

 «…Переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного воздействия, глобальные проблемы, решаемые только в результате сотрудничества сообществ, требует формирования современного мышления молодого поколения. Особую важность приобретают факты коммуникабельности и толерантности…»

(Концепция модернизации российского образования).

    Модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и развитие его как личности. Современному человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, находить общий язык с людьми, представляющими разные национальные культуры и традиции. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся разрешать проблемные ситуации на основе творческого мышления.

     Творческое развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».[1] Уроки литературы являются, по нашему мнению, самой креативной средой, так как акт постижения литературного произведения немыслим без личностного включения, без творческой направленности. «Чтение – прежде всего – сотворчество», – писала М.Цветаева. Проблема развития творческой личности на уроках литературы посредством интеграции предметов эстетического цикла (музыки и изобразительного искусства), а также развития коммуникативной компетентности достаточно изучена в современной методической литературе.  Однако вопрос о театрализации как приеме изучения художественного произведения на уроках литературы изучен поверхностно.   В последнее время методисты стали выделять театральную педагогику как метод преподавания. Ее приемы тяготеют к игре, фантазии, поэтизированию, т.е. всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству – с другой.  . Л. С. Выготский  в “Психологии искусства” приводит мнение З. Фрейда об игре и фантазии, как двух формах проявления бессознательного, наиболее близких искусству: «Ребенок смотрит на создаваемый им мир серьезно, вносит в игру много одушевления. Противоположение игре не серьезность, а действительность. Ребенок прекрасно отличает, несмотря на все увлечения, созданный им мир от действительного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах действительной жизни… Поэт делает то же, что и играющие дети, он создает мир, к которому относится очень серьезно, то есть вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности». [2]

Практика современного образования исторически сложилась таким образом, что упор делается в основном на  два вида мышления – логико-математическое и вербальное, являющиеся функцией левого полушария мозга. Иначе говоря, традиционные образовательные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину познавательных возможностей индивида. Они сориентированы на подавление и закрепощение той фундаментальной нейрофизиологической основы, из которой берет свои истоки вся телесно-моторная и духовно-психическая жизнь человека. Правополушарное образное, творческое мышление постепенно угнетается – талантливые дети становятся обыкновенными “стандартными” взрослыми. Но современный мир нуждается в формировании креативных личностей, а не послушных исполнителей. И театральные методики призваны помочь школе решить проблему создания новой системы образования, где упор будет сделан на интеграции работы правого и левого полушария.  Ребенок учится видеть, слышать себя и других, понимать не только то, что происходит с ним на сцене, но и то, что происходит в жизни. Эти качества очень востребованы.  Поэтому в основу системы моей работы на уроках литературы лег долгосрочный педагогический проект «Развитие творческой личности на уроках литературы посредством театрализации». Целью данного проекта является создание условий для формирования и развития средствами театрализации свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к свободному самоопределению, к творческому преобразованию окружающего мира на основе толерантного отношения с людьми, к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Свою педагогическую деятельность я реализую на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011), которая составлена на основе Федерального государственного стандарта и Примерной программы основного общего образования по литературе. УМК под редакцией Г.С.Меркина включает в себя программу, методические пособия, дидактические материалы, одобренные и рекомендованные Министерством образования РФ. Данная программа по литературе обладает большим потенциалом для развития творческих способностей учащихся, авторы дают рекомендации по использованию межпредметных связей и проведению внеклассной работы по предмету.

 Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики. Формы уроков с театрализацией: «Парад героев», игра «Узнай героя», «Суд над героем», «Пресс-конференция с героями» и т.д.

Театрализация включает в себя:

 1) Инсценирование – создание драматической трансформации эпического текста. Учащимся предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняющие образ места и времени, состояние и поведение героев.

2) Режиссерский комментарий – создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) спектакля, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.

3) Сценическо-игровые упражнения – упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики, то есть приемов профессиональной подготовки актеров, режиссеров и т.д. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Это стадия в подготовке к непосредственному сценическому действию: развитие пластики, речевого аппарата, игровых способностей учащихся. Таким образом можно активизировать анализ содержания характеров персонажей.

4) Театральное видение пьесы – прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры – создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссерский комментарий, эскизы костюмов и декораций, создаются афиши и буклеты, проводятся пробы на роль, определяется сверхзадача спектакля и тем самым выявляется идейно-художественное своеобразие пьесы.

    Прием театрализации относится к активным методам обучения. Он основан на серьезной умственной деятельности учащихся, которая заключается на первом этапе в исследовательском подходе к тексту произведения, а затем к созданию сценического образа.  Эту работу ребята проводят путем решения проблемных ситуаций, которые создаются учителем с целью активизации учебной деятельности. Таким образом, с помощью технологии проблемного обучения создаются «препятствия» для учеников, преодолевая которые учащиеся достигают учебной цели. На уроках погружения в текст особое внимание уделяется комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре. Музыка и живопись призваны создать эмоциональный настрой накануне инсценирования. Поэтому технология интегрированного обучения также используется на уроках с театрализацией. В том случае, если на уроке ученики достигают поставленной цели и понимание литературного произведения переходит в их собственный жизненный опыт, а эмоциональное состояние ребят, их творческое вдохновение требует своего зрителя, тогда урок с театрализацией перерастает в театральный проект. Технология проектного обучения

 

Конечно, театрализации – это далеко не только прием обучения, но и средство создания творческой атмосферы на уроке. Учитель на таком занятии не является носителем абсолютной истины и абсолютного знания. Учитель вместе с детьми окунается в мир спонтанного творческого поиска, и авторитеты прошлого уже не защищают личность учителя. Ученики при успешной организации образовательного процесса обгоняют учителя в темпах роста.  Это следует иметь в виду педагогу, который начинает работать с этим методическим приемом.

На протяжении последних лет я преподаю в общеобразовательном и специальном (коррекционном) классе. В течение этого времени при 100 % успеваемости в общеобразовательном классе качество знаний и познавательная активность в классе растет, учащиеся удовлетворены учебным процессом и стремятся к расширению своего кругозора за счет дополнительных видов учебной деятельности и внеурочной работы по предмету.

Результаты качества обученности  учащихся специального (коррекционного) класса по сравнению с предыдущими годами являются стабильными, качество знаний и СОУ имеют незначительную положительную динамику.

Учащиеся 9 Б (социально-гуманитарного) класса  при выборе предметов для итоговой аттестации проявили особый интерес к экзамену по литературе. 14 человек (56 %) сдавали экзамен по литературе в форме защита реферата. Учащиеся провели  научно-исследовательскую работу по анализу текстов литературных произведений и показали глубокие знания материала во время защиты на экзамене (успеваемость - 100%,  качество -  86%).

В 2011- 2012 уч.г. на основе общеобразовательного класса был открыт 9 Б предпрофильный (социально-гуманитарный) класс. Учащиеся данного класса принимают активное участие в различных школьных и городских творческих конкурсах.

Название мероприятия

Дата  проведения

Уровень (школьный, районный, региональный.)

Результат

XII городская историко-краеведческая викторина школьников «Музей-квартира Твардовских в г. Смоленске»

2009

районный

Грамота за глубокие знания

Городской конкурс антирекламы «Мы хотим жить»

2009

районный

Диплом участника,

Грамота за победу в номинации

Викторина, посвященная 100-летию со дня рождения А.Т. Твардовский

2010

региональный

Диплом победителя

Конкурс «Кто во что горазд»: Сценическое искусство. Разговорный жанр.

2010

региональный

Диплом

2 место

Театральный фестиваль «Маленькие шедевры»

2010

2011

районный

Диплом победителя

Грамота

XVII фестиваль «Экология. Творчество. Дети»

2011

районный

Диплом участника

Первый туристский фестиваль школьников г. Смоленска «Ветер странствий»

2011

районный

Диплом

II степени

Литературные чтения

2012

районный

Грамота

3 место

Грамота


Контроль результатов обучения. Осуществляется в конце каждого этапа:

1.        Публичные выступления с культурно-досуговыми, игровыми программами.

2.        Участие в конкурсах игровых программ городского, областного значения.

3.        Творческие отчеты.

Главное достижение воспитанников – умение общаться друг с другом, владение культурой поведения, как нормой общественной жизни, умение анализировать жизненные ситуации и взаимоотношения окружающих.

Кем бы ни стали выпускники, в какой бы сфере не трудились, они всегда смогут найти нужный контакт с окружающими. Этому учит их театр.


[1] Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

[2] Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Эксмо-пресс, 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческих способностей учащихся посредством театрализации НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Муниципальный этап Всероссийсского конкурса «Учитель года - 2013» Презентация системы опыта работы 31 января 2013 г. Тишкевич Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска 1

Слайд 2

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА аКТУАЛЬНОСТЬ МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 2 РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОН-НОЙ ЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С ТЕАТРАЛИЗАЦИЙ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА КАК ЛИЧНОСТИ 2

Слайд 3

Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества. Сухомлинский В.А. Чтение – прежде всего – сотворчество. Марина Цветаева МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 3

Слайд 4

Мозг тренируется МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 4 ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ ПО ФОРМЕ ПО ХАРАКТЕРУ ПО СТЕПЕНИ РАЗВЕРНУТОСТИ ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ДИСКУРСИВНОЕ ИНТУИТИВНОЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ ПРОДУКТИВНОЕ

Слайд 5

Театрализация как активный метод обучения Театрализация - методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, а также использование приемов театра для углубления восприятия литературного произведения. Она включает в себя инсценирование режиссерский комментарий сценическо-игровые упражнения театральное видение сцены МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 5

Слайд 6

Символ нестандартного, творческого мышления МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 6

Слайд 7

Основы развития творческой личности МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 7 Творческий человек должен уметь Задавать вопросы Выделять главное Воплощать в жизни

Слайд 8

Деятельность На уроке с театрализацией «Погружаются» в текст, задают вопросы: «Как?» «Почему?» «Зачем?» Выделяют главное (в литературном произведении это идея автора) Применяют «в жизни» с помощью театрализации МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 8

Слайд 9

Используемые Технологии МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. Здоровьесберегающие технологии 9

Слайд 10

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (СЦЕНАРИИ) ТЕАТРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МЕДИАРЕСУРСЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ресурсы НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Ресурсная обеспеченность МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е 8 10

Слайд 11

Результативность освоения программ по литературе в общеобразовательном классе МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 11

Слайд 12

Результативность участия в творческих конкурсах Название мероприятия Дата Уровень Результат Городской конкурс антирекламы «Мы хотим жить» 2009 Муниципальный Грамота за победу в номинации Конкурс «Кто во что горазд ?»: Сценическое искусство. 2010 Муниципальный Диплом 2 место Театральный фестиваль «Маленькие шедевры» 2010 Муниципальном Диплом победителя МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 12

Слайд 13

Результативность участия в творческих конкурсах Название мероприятия Дата Уровень Результат Театральный фестиваль «Маленькие шедевры» 2011 Муниципальном Грамота XVII фестиваль «Экология. Творчество. Дети» 2011 Муниципальный Диплом участника Первый туристический фестиваль школьников г. Смоленска «Ветер странствий» 2011 Муниципальный Диплом II степени Городские литературные чтения 2012 Муниципальный Грамота 3 место, грамота за высокое исполнительское мастерство МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 13

Слайд 14

Работа театрального кружка Работа по развитию творческих способностей учащихся, а также их эстетическому и нравственному воспитанию посредством театра продолжается и во внеурочное время. Программа кружка «Театральный мир» направлена на гармоничное развитие и нравственное становление личности ребенка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений. МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 14

Слайд 15

Диагностический инструментарий Диагностика вербальной и невербальной креативности по методикам Е. Торренса и С. Медника, адаптированным А.Н. Ворониным (1994), проводилась каждый год в два этапа. О результатах развития творческого мышления учащихся можно судить по следующим показателям, полученным во время обследования учащихся при их переходе в среднее звено (в 5 классе) и к предпрофильному обучению (в 8 классе). МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 15

Слайд 16

Диагностический инструментарий 5 класс Диагностика вербальной креативности 5 класс Диагностика невербальной креативности 8 класс Диагностика вербальной креативности 8 класс Диагностика невербальной креативности Среднее з начение индексов Среднее з начение индексов Среднее з начение индексов Среднее з начение индексов оригинальности уникальности оригинальности уникальности оригинальности уникальности оригинальности уникальности 0,72 4 0,69 2 0,89 9 0,82 4 МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 16

Слайд 17

Диагностический инструментарий Из анализа - таблицы можно увидеть, что в целом уровень развития креативности за период с октября 2007 по декабрь 2011 г. вырос. Вывод: развитие творческого мышления учащихся происходит при целенаправленной и систематической работе учителя по организации активного образовательного пространства посредством театрализации. МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 17

Слайд 18

Прогнозируемый результат По результатам анкетирования из 15 учащихся, посещающих театральный кружок, 6 человек планируют поступить в театральное училище, 7 – в Смоленский государственный институт искусств на специальность - актерское мастерство, 2 – на филологический факультет СмолГУ. МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 18

Слайд 19

Прогнозируемый результат Главное достижение учеников – умение общаться друг с другом, владение культурой поведения, как нормой общественной жизни, умение анализировать жизненные ситуации и взаимоотношения окружающих. Кем бы ни стали выпускники, в какой бы сфере ни трудились, они всегда смогут найти нужный контакт с окружающими. Этому учит их театр. МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 19

Слайд 20

Благодарю за внимание! МБОУ СОШ № 17 Тишкевич С.Е. 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся

Опыт работы учителя русского языка и литературыГрига Ирины Иннокентьевныпо теме «Развитие  творческих способностейна уроках русского языка и литературы»...

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий

  Информационно – коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладаю...

«Развитие творческих способностей учащихся посредством организации проектной деятельности в 6-7 классах"

В современной жизни человека география имеет исключительное значение. В тоже время, постоянно возрастающий объем различной информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что заме...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся посредством проектной деятельности на уроках ОБЖ»

Выступление на заседании ШМО  Федорова Александра Владимировича - преподаватель - организатор ОБЖ. МКОУ «СОШ им. И.А. Пришкольника с.Валдгейм»...