Развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий
статья по информатике и икт на тему

Сидорина Наталья Леонидовна

    Информационно – коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, могут стать эффективным инструментом в руках учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_intellektualno-tvorcheskih_sposobnostey.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Сидорина Н.Л.

учитель информатики

                                                                                                         МБОУ СОШ № 30                                  

Развитие интеллектуально – творческих способностей учащихся посредством информационно – коммуникационных технологий

  Творчество - это всегда исследование. Человек, исследуя, познает окружающий мир. Поисковая творческая деятельность создает все материальные и духовные  ценности. Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет интеллектуальный кругозор школьника.

     Использование информационно-коммуникационных технологий в школах дает  возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения. Использование умения работать на компьютере с определенными программами при изучении других предметов дает возможность более творчески, глубоко и самостоятельно изучать не только эти предметы, но и саму информатику, так как дети видят практическое применение своих компьютерных знаний. Развитию творческих способностей и самостоятельного мышления способствует и то, что компьютер позволяет осуществлять обратную связь. Очень важно, что ученик получает ответ с указанием ошибок, если таковые имеются, то есть идет параллельно контроль за поисками правильного решения.

На уроках информатики ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с помощью которого можно решать уравнения, строить графики, чертить чертежи, готовить тексты, рисовать, сочинять мелодии, обучать и развлекать. Содержание  и объем курса «Информатика и ИКТ» базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. Это достигается моделированием проблемно-творческой ситуации, где компьютер, имея огромные возможности, выступает как помощник и, в то же время, является полномочным участником процесса мышления, оказывая непосредственное влияние на его содержание.

    Преподавание информатики в средней школе преследует несколько целей: познакомить детей с полезным инструментом, который может быть использован в дальнейшем обучении, развить сообразительность, умение логически мыслить, искать ответ, проявляя находчивость, самостоятельность. Это происходит в процессе решения задач на смекалку, комбинаторных задач, задач на геометрическое конструирование.

    Существует достаточно большое количество программных продуктов, развивающих различные способности и виды мышления. Возьмем графические редакторы, одни из самых популярных прикладных программ, Corel Draw, Adobe  Photoshop,  Paint.  Изучая информатику первый год, ученики знакомятся с самым популярным графическим растровым редактором Paint, который является полезным инструментом и может быть использован на других предметах. В частности, на совместных уроках информатики и геометрии, информатики и изобразительного искусства.  Ученики получают возможность выполнять рисунок точками, отрезками, кругами, прямоугольниками и т.д. Они могут увеличить размер любой части рисунка, чтобы проработать ее детально. Компонуя рисунок в целом, изменяют размер того или иного фрагмента, перемещают изображение в другую часть экрана. Дети имеют возможность зеркально отобразить графическую композицию по горизонтали и вертикали, стереть часть рисунка, закрасить ее выбранным цветом, добавить текстовую информацию. Учащиеся проявляют свои возможности выполнять графические композиции самостоятельного назначения. Изучение несложных геометрических фигур постепенно подводит учащихся к пониманию конструктивной закономерности построения рисунка, к многообразию его вариантов, умению использовать площадь листа (дисплея). Сюжет, как правило, возникает по ходу работы, изменяясь и обогащаясь. При этом развивается воображение, формируется художественный вкус. Рисуя на компьютере, создавая свое "произведение искусства ", видя его напечатанным на принтере, учащиеся испытывают удовлетворение, ощущают свою значимость. Дети  стараются находить и изучать новые возможности графического редактора и закреплять полученные раннее навыки, а это в свою очередь дает толчок к их новым творческим задумкам и расширяет их представление о возможностях данной программы.

    Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею - призван преподаватель информатики, который сам творчески подходит к своему уроку.

Использование интерактивных форм организации учебных занятий  (игровые уроки, уроки-конкурсы, турниры) способствует повышению интеллектуальной и творческой активности учащихся, что является важнейшим фактором развивающего обучения.      Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала.

 Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,
  • сформировать навыки самоконтроля,
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

    Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании различных предметов предполагает использование широкой базы источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

    Информационно – коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.)  и обладающие огромным творческим потенциалом, могут стать эффективным инструментом в руках учащихся. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

     Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями предметниками. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления. Учителя истории, географии, литературы, биологии, химии  могут самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам, либо использовать готовые. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.). Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Каждый находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создании нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми сценарии, стихи, песни, оформленные в текстовом редакторе Microsoft Office Word, на сцене демонстрируются миниатюры, сценки, агитбригады с использованием мультимедийных презентаций, видеороликов. Выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления учащихся на сцене друг перед другом, перед малышами, ровесниками из параллели создают ситуацию успеха, ситуацию оценки своих достижений относительно успехов других. Процесс творчества имеет огромное влияние, как на личность каждого учащегося, так и на весь класс, который является первичным коллективом.

   Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучения тем социально - экономической истории, тем по геометрии, химии, в которых фигурируют количественные показатели. Интернет также является частью информационно - коммуникационной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для организации дистанционного обучения и для организации общения с помощью форумов, чатов и видеоконференций.

      Используя ИКТ, каждый может найти дело по душе. Попробовать себя в качестве музыканта, поэта, сценариста, декоратора…. Результатом этого творчества может быть выпуск газет, плакатов, презентаций, литературных сочинений, рекламных буклетов и много другого, в зависимости от готовящегося мероприятия, т.е. каждый выбирает форму и вид творчества в соответствии со своими возможностями и интересами и предлагает свой творческий проект. Итогом творчества становятся компьютерные проекты – отчеты, театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, с использованием различных средств ИКТ, материалы которых размещаются детьми на школьном сайте. Учащиеся находятся в ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. Школьный сайт – красноречивый результат совместного творчества классного руководителя и учащихся. Модель использования информационно – коммуникационных технологий на уроках:

  • Демонстрация компьютерной презентации;
  • Тестирование с выбором ответов;
  • Написание диктанта, сочинения, изложения;
  • Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;
  • Использование электронных учебников.
           
    В процессе   творчества, с  использованием   ИКТ,    ребята     приобретают навыки общения,  учатся  работать, делить  успех и  ответственность с другими, узнают много   нового.  Таким   образом,   происходит      формирование   и   сплочение классного   коллектива,   и  формирование  творческой  личности  учащегося    в информационной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий

Учитель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении (компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх,...

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики посредством информационно – коммуникационных технологий

большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, поколения, способного к постоянному само...

Программа и описание опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся посредством театрализации на уроках литературы"

Программа развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся составлена для работы с учащимися 10-11 классов. В  публикации дается описание опыта работы учителя русского языка и литерат...

«Развитие творческих способностей учащихся посредством организации проектной деятельности в 6-7 классах"

В современной жизни человека география имеет исключительное значение. В тоже время, постоянно возрастающий объем различной информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что заме...

Повышение эффективности воздействия учебного материала при обучении школьников английскому языку посредством информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов

В статье говорится о формах и приемах обучения, способствующих повышению мотивации учащихся, развитию творчества, инициативности, вовлечению детей в активный познавательный процесс на уроках английско...