Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий
статья на тему

Учитель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении (компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, внеклассной работе.

ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_2.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством информационно-коммуникационных  технологий

«Я открываю новый мир и испытываю интеллектуальное счастье».

 В.В. Набоков

«Кто полон желаний и надежд, тот уже живет в будущем».

немецкий писатель Леопольд Шедгер

Одна из целей, которую выдвигает Образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку, формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих: - речевая компетентность - развитие в основной школе сформированных на базе начальной школы коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

- языковая (лингвистическая) компетентность - овладение учащимися новым фонетическим, орфографическим, лексическим, грамматическим материалом в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы;

- социокультурная компетентность - приобщение учащихся к культуре стран/страны изучаемого иностранного в рамках более широкого спектра тем, сфер и ситуаций общения, отвечающим опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

- компенсаторная компетентность - развитие у школьников компенсаторных умений (например, умений перифраза, языковой догадки);

- учебно-познавательная компетентность - дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений (например, выборочное использование перевода); ознакомление с доступными им путями и методами самостоятельного изучения языков и культур, использования новых информационных технологий.

Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся является наиболее важной в связи с тем, что в мире происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, когда факторы коммуникабельности и толерантности приобретают актуальный характер. Переход к информационному обществу, возникновение  и рост глобальных проблем  для разрешения которых требуется современное мышление, не могут не затрагивать возрастающую роль иностранного языка в школьном образовании.

В методике преподавания иностранных языков известны разные средства развития коммуникативных способностей, мой опыт связан с применением информационных технологий в общеобразовательной школе.  Все отчетливее и резче стало ощущаться несоответствие между традиционно используемыми методами обучения и новой целью, между накопленным потенциалом информационных ресурсов по иностранным языкам и их слабой востребованностью в учебных целях. Эти противоречия и обусловили мою работу. Использование новых информационных технологий - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Цель моей работы является разработка методики применения ИКТ при организации и проведении занятий по иностранному языку в общеобразовательной школе, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникативной компетенции обучаемых. Задачи: 1) изучить основные факторы эффективного использования образовательных технологий на занятиях по иностранному языку, 2) раскрыть методы работы с современными технологиями, 3) обобщить результаты использования ИКТ в разработке занятий.

 Сущность опыта, ведущая идея заключается в предположении, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку значительно повысит эффективность учебно-воспитательной деятельности за счет:

-   доступности и коммуникативно-лингвистической направленности процесса;

- процесса создания/расширения медиатеки, ориентированной на решение коммуникативных задач.

В обучении иностранным языкам информационно-коммуникативные технологии используются в течение несколько десятилетий. В методике преподавания иностранных языков уже сложилось направление, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические аспекты применения информационных технологий в обучении языку. Оно представлено работами таких отечественных и зарубежных исследователей как                   И. Пассов, В. Т., Полат Евг. Сем., Безручко Кирко Ир.Ник., Овсишер Г.М., Моисеева М.В., Нежурина Мар.Игорев и другие. и др. Проблему внедрения современной компьютерной техники в различные сферы человеческой деятельности изучали и раскрыли в своих работах такие авторы, как . В "Словаре методических терминов” Азимов Э.Г., Щукин А.Н., дается следующее определение: информационные технологии – это "система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров. Понятие ИКТ - предполагает овладение такими умениями и навыками работы с информацией, как определение, управление, интегрирование, оценивание, создание и передача.

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

Используя информационно-коммуникативные технологии на уроках иностранного языка позволило  эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:

1) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

2) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;

3) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;

4) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.

На данный момент мной разрабатывается формы работы на уроках ИЯ с использованием информационно-коммуникативных технологий при изучении лексики, введения или закрепления грамматического материала и т. д.

     Расскажу о работе с видеосюжетами для 5-6 классов. Видеосюжеты распределены по разделам учебника (Units) и направлены на отработку в речи учащихся отдельных речевых и языковых явлений, которые встречаются в данных разделах.

     Последовательность работы:

- в начале учащиеся знакомятся с участниками одной из типичных ситуаций общения, прослушивают и просматривают сюжет;

- затем внимание учащихся направляется на запоминание наиболее употребительных фраз, речевых клише, используемых носителями английского языка в той или иной ситуации;

- следующий этап работы предполагает непосредственное включение учащихся в диалог или полилог с участниками видеосюжета. При этом учащиеся сначала прочитывают свои реплики, появляющиеся на экране, а затем восстанавливают реплики с опорой на ключевые слова.

     Благодаря профессиональности актеров, прекрасному английскому языку, на котором они говорят, подлинности мест, где снимались сюжеты (улицы Лондона, интерьеры частного английского дома и др.) у учащихся создается реальная картина происходящего, они попадают в естественные ситуации общения, требующие от них быстрой и точной вербальной реакции.

     Остановимся на приемах работы с видеосюжетом «London Sightseeing Tour». После устного знакомства с достопримечательностями Лондона учащимся предлагается просмотр фильма. На доске предварительно выписываю слова, которые могут вызвать затруднение в понимании сюжета. Перед просмотром сообщаю название фильма и предлагаю высказать свое мнение о том, что учащиеся ожидают увидеть. Раздаю ученикам задания, которые будут обсуждаться по окончании фильма. Для более подготовленных детей это могут быть вопросы, для других – задания типа «True\False». Во время показа учащиеся делают записи, которыми они воспользуются во время дискуссии. В группах, где ребята хорошо владеют английским, можно провести ролевую игру, выбрав одного ученика «гидом», а остальные будут «туристами», которые расспрашивают его о достопримечательностях.

     На последних уроках  четверти в 5-7 классах планирую просмотр мультфильмов на английском языке. Понимание содержания облегчается двумя факторами: известные мультфильмы «Король Лев», «Книга Джунглей», «Алиса в стране Чудес» ребята уже смотрели, кроме того, эти мультфильмы транслируются с титрами. Одновременно дети привыкают к восприятию иноязычной речи на слух. Для контроля понимания можно провести беседу по вопросам, которые были даны перед просмотром, или тестирование типа «True\False».  

 Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащегося. Следовательно, меняется и роль учителя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

В процессе работы я пришла к выводу, что использование компьютерных технологий помогает:

-привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- делать занятия более наглядными и интенсивными;

- формировать информационную культуру у учащихся;

- активизировать познавательный интерес учащихся;

- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;

- снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Учитель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении (компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов, внеклассной работе.

ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений.  

Необходимо отметить, что использование информационно-коммуникативных технологий не заменяет живое слово учителя, а только служит одним из успешных средств в обучении иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством креативно-деятельностного подхода

Разработанная система формирования коммуникативной компетенции учащихся представляет собой единое целое «урок – неаудиторные занятия - внеклассная работа»....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Развитие коммуникативных навыков учащихся посредством лингвистического комплексного анализа текста с этнокультурным русским компонентом.

Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. В средних классах (6—8) мною целенаправленно и планомерно пр...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАНАЛА BBC.

Цель обучения иностранным языкам в полной средней школе - достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне, т.е. способности и реальной готовности школьников осуществлят...

Интенсивное развитие языковой компетенции учащихся посредством составления интеллект-карт на уроках английского языка.

Краткий отчёт по апробации Региональной модели реализации Федеральной концепции преподавания иностранных языков....

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...