Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка
методическая разработка

Лебедева Анна Витальевна

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обобщение опыта учителя английского языка

МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева  Лебедевой Анны Витальевны по теме «Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка»

Раздел І. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Конфуций сказал «Если ваш план - на год, сажайте рис. Если ваш план - на десятилетие, сажайте деревья. Если ваш план на всю жизнь, учите детей».

Я не занимаюсь аграрной деятельностью, но у меня есть план на всю жизнь, и я учу детей.

Когда я была студенткой, то проходила практику и жила некоторое время заграницей там я заметила, что иностранные подростки владеют английским языком свободней, хотя и не без грамматических ошибок (которым они в принципе не придают особого значения). Для наших учеников характерен языковой барьер, боязнь ошибиться замораживает общение. Эта проблема стала отправной точкой для поиска решений при преодолении коммуникативного барьера.

В свое время я ознакомилась со статьей Анатолия Гина «Семь противоречий нового образования». Этот материал подтолкнул меня к тому, чтобы сформулировать основные проблемы, которые мешают сделать процесс изучения английского языка увлекательней и проще, – и ответить на вопрос: «Что сделать, чтобы мои ученики могли свободно общаться, высказывать свое мнение на различные темы, поддерживать диалог?».

             На этот вопрос  мне помогли ответить статьи и научные работы филологов Кабардова Мухамеда Каншобиевича, Бим Инессы Львовны, Зимней Ирины Алексеевны, Хуторского Андрея Викторовича. В своей работе я опираюсь на их идеи коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи.

По мнению М. К. Кабардова, коммуникативная компетенция - это усвоение этно - и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение "техникой" общения.

Ученые включают в состав коммуникативных компетенций некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протеканиекоммуникативного процесса. В итоге, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке. Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.

          Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативных компетенций, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению. Для такого обучения используются, прежде всего, интерактивные методы.

Раздел II. Технология опыта

Целью моей педагогической деятельности в данном направлении является повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  • расширять и активизировать словарный запас учащихся посредством моделирования реальных ситуаций;
  • развивать навыки всех видов речевой деятельности через использование интерактивных методов;
  • формировать способность к восприятию чужой культуры и  толерантному отношению к ней.

 Интерактивные методы – форма взаимодействия, которая ориентирована на более широкое взаимодействие между педагогом и учащихся, а также учащимся друг с другом, на основании доминирования активности учащихся в процессе обучения.

    Коммуникативные компетенции,  включает в себя 6 составляющих (лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социальная, стратегическая (компенсаторная), учебно-познавательная компетенция). Я обратила особое внимание на  дискурсивную компетенцию, развитие которой можно успешно осуществлять на уроках английского языка.

Развитие дискурсивной компетенции напрямую зависит от повышения уровня речевых  умений обучающихся (аудирования, говорения, письма и чтения).

При обучении аудированию на начальном этапе использую приём «Visual dictation» («Визуальный диктант») - прослушивание текста в группах, изображение учениками прослушанной информации в виде рисунка. Описание нарисованных изображений. Данный приём отрабатывает пройденную лексику и грамматику. 9 класс тема «Масс медиа» отработка лексики по темам «Mass Media» («Масс Медиа»), грамматический материал по теме «Герундий». 11 класс  «The Adventures of Tom Sawyer» («Приключения Тома Сойера») отработка  фразеологических глаголов, идиом,  и устойчивых словосочетаний.

Вторая составляющая дискурсивной компетенции - это письмо.

Для развития письменных навыков на уроках использую приём «кластер» («пучок» «гроздь»), которое представляет собой графическую форму организации информации, где выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.  11 класс для написания эссе по теме «Human rights and responsibilities» («Права и обязанности человека»), или тема: «crime and the law»  («преступление и закон»). В 7 классе на тему «ecology» - «экология» для  написания личного письма в детскую газету на тему «What can you do to protect environment?» - «Что ты можешь сделать, чтобы защитить окружающую среду?». В 9 классе кластер на тему «Mass Media» - «Масс Медиа» при введении нового материала на тему Интернер, ТВ, газеты, и при активизации употребления этой лексики в речи.

          Коммуникативность в обучении чтению достигается за счет применения разных видов чтения и разных приемов организации этого вида речевой деятельности.

С целью развития коммуникативной компетенции при обучении чтению эффективным заданием  является упражнение «Jigsaw» («Ажурная пила»). Работа в группах. Весь изучаемый материал делится на части, все группы получают для работы свою часть.  В каждой группе выбирают эксперта, который будет носителем знаний для других групп. Участники в группе изучают  материал и обсуждают, чему эксперт их группы научит участников других групп. Между группами проходит обмен экспертами, которые делятся информацией. В итоге все участники получают полную информацию о содержании всего материала. При изучении в 7 классе темы «The national parks in Britain and The USA» - «Национальные парки в Британии и США».

Также, при работе с текстом, использую приём «5-W» («метод пяти вопросов»). Выделение главного в тексте и второстепенного, классификация информации путём заполнения таблицы. Таблица помогает перейти к пересказу и обсуждению текста. Данный приём развивает внимание обучающихся, умение задавать вопросы,  искать ответы. 7 класса тема «Charity»- «Благотворительность». Использование данного приёма предусмотрено авторами учебника.

Говорение – самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено со многими трудностями, поэтому при обучении говорению автор использует различные интерактивные приемы и методы.

Приём «Brain Storming» («Мозговой штурм») Эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений осуществляется через свободное выражения мнения всех участников. Этот приём помогает формировать понимание значимости проблемы, связанной с изучаемой темы. Ученики учатся слушать друг друга, выражать свои мысли и анализировать их, что способствует развитию коммуникативных навыков. Приём хорошо работает в 7  классе тема «Eco-problems in my hometown» - «Экологические проблемы нашего города».  

Самый любимый приём «Merry-go-round» («Карусель») отработка диалогов этикетного характера по разным темам. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу. Задача учеников внутреннего кольца - запомнить и обсудить с учениками внешнего кольца всю ту информацию, которую только что узнали.  Благодаря такому приёму мои ученики раскрепощаются и свободно общаются, что способствует повышению коммуникативных  компетенций. 11 класс тема «Offering help – accepting/refusing». «Предложение помощи – принятие помощи/отказ от помощи».  9 класс при отработке темы «TV programs» «Телевизионные программы» ребята во внешнем кольце рассказывают про разные телевизионные передачи в Британии, о которых они прочитали до этого.. Ценность данного метода заключается в многократности повторения речевых образцов.

Также можно использовать приём «идейная карусель», где ученикам в образованном круге (4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него. Листки записи в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись не повторяя имеющийся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. Так при отработке правила «Сложное дополнение» - «The complex object» в 7 классе, ученики переводили предложение учителя с русского на английский язык, затем передавали свой лист по кругу, проверяли ошибки и анализировали предложение своего оппонента.

Метод Project («Проектная технология») Эффективный метод интерактивного обучение. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, а также совершенствует познавательные учебные действия. Метод проектов помогает развивать все виды речевой деятельности. 

Мои ученики более осознанно подходят к созданию проекта. С учетом интересов и проблем учащихся, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как «Charity» («Благотворительность») в 5 классе, «My Charity organisation» (Моя благотворительная организация») в 7 классе, «Eco-problems in my hometown» («Экопроблемы моего города»), 9 класс «My own TV Channel» («Мой собственный телевизионный канал»).

Обучение посредством активного включения учащегося в процесс познания ведет к повышению уровня коммуникативной компетенции. 

            З года назад я стала использовать платформу кахут на своих уроках. Для закрепления лексики и грамматики ученикам предлагаю прохождение тестов в режиме онлайн на электронной платформе Kahoot. Kahoot платформа для проведения викторин и тестов в игровой форме. Учителя могут создавать собственные викторины либо использовать готовые тесты от коллег по всему миру. Для игры ученикам нужны будут мобильные телефоны, интерактивная доска и доступ к интернету.

Я использую платформу Kahoot на занятиях  в течение всего учебного года так как, во-    первых - это эффективный инструмент на этапе закрепления знаний по пройденной теме, а во-вторых - это ресурс для диагностики знаний учащихся на занятиях в увлекательной форме.

Задания в такой форме нравятся тем ребятам, которые любят соревноваться, а также тем, кому очень важно увидеть свой результат в  конце занятия. Есть таблица лидеров, показывающая, кто набрал больше всего баллов. Когда тест завершен, учитель может скачать результаты учеников в виде таблицы.

Атмосфера увлеченности дает возможность ученикам преодолеть скованность и усталость и превращает скучное  выполнение упражнений из учебника в увлекательную игру.

Но на сегодняшний день к кахуту доступа нет, все мы знаем почему. Поэтому мне пришлось 18 марта срочно мобилизироваться и искать аналог. В данном случае мне на помощь пришёл Quizizz – удобный онлайн-сервис для создания викторин, опросов, тестов. С помощью Quizizz можно создавать задания по самым разным темам, организовывать опросы, домашние задания, игры.Чем Квизиз полезен для педагога? При его помощи можно: провести тестирование или опрос;провести игру или викторину, организовать соревнование;организовать домашнюю работу;отслеживать результаты каждого учащегося.

Раздел III. Результативность опыта

В моей работе продемонстрированы те приёмы, которые способствуют повышению уровня коммуникативных компетенций моих учащихся. Работа над опытом является успешной. Об этом свидетельствуют результаты диагностики определения уровня сформированности коммуникативных компетенций.

             Рост мотивации к изучению предмета и рост уровня сформированности коммуникативной компетенции обучащихся подтверждается ростом качества знаний учеников за период 2019-2021 гг.

Качество знаний

Рост коммуникативной компетенции обучающихся характеризуется их активным участием в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, творческих конкурсах и соревнованиях. Обучающиеся показывают высокий уровень коммуникативной компетенции, занимая призовые места.

Подводя  итог, можно сказать, что интерактивные методы обучения – это огромное количество возможностей, которые помогают активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повышать эффективность урока т.е повышать уровень коммуникативных компетенций учащихся, которые являются ключевой в обучении иностранному языку.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование интерактивных методов обучения для формирования коммуникативных компетенций учащихся» Лебедева Анна Витальевна учитель английского языка МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева 2022 г.

Слайд 2

«Если ваш план на год, сажайте рис. Если ваш план на десятилетие, сажайте деревья. Если ваш план на всю жизнь, учите детей» Конфуций Что сделать, чтобы мои ученики могли свободно общаться, высказывать свое мнение на различные темы, поддерживать диалог? Статья Анатолия Гина «Семь противоречий нового образования»

Слайд 3

Коммуникативная компетенция - это усвоение этно - и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение "техникой" общения Кабардов М.К.

Слайд 4

Цель педагогической деятельности: повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка. Задачи : расширять и активизировать словарный запас учащихся посредством моделирования реальных ситуаций; развивать навыки всех видов речевой деятельности через использование интерактивных методов; формировать способность к восприятию чужой культуры и толерантному отношению к ней.

Слайд 5

Коммуникативная компетенция включает: Лингвистическую компетенцию Социальную компетенцию Дискурсивную компетенцию Социолингвистическую Стратегическую компетенцию Учебно-познавательную компетенцию

Слайд 6

9 класс « Mass Media » ( «Масс Медиа ») Аудирование Приём « Visual dictation » («Визуальный диктант») 11 класс Отрывок из романа М.Твена «Приключения Тома Сойера »

Слайд 7

Приём « Cluster » («Кластер ») 11 класс « Human rights and responsibilities » («Права и обязанности человека») 11 класс « Crime and the law » («Преступление и закон») 7 класс « Ecology » («Экология») 9 класс « Mass Media » («Масс медиа») Письмо

Слайд 8

Чтение Приём « Jigsaw » («Ажурная пила ») 7 класс « The national parks in Britain and The USA » («Национальные парки в Британии и США») Приём «5- W » («Пять вопросов») 7 класс « Charity » («Благотворительность»)

Слайд 9

Говорение 7 класс « Eco - problems in my hometown » («Экологические проблемы нашего города») Приём « Brain Storming » («Мозговой штурм») Приём « Merry - go - round » («Карусель») 11 класс « Offering help – accepting / refusing » («Предложение помощи – принятие помощи/отказ от помощи») 9 класс « TV programs » (« Телевизионные программы») (« Идейная карусель ») 7 класс « The complex object » ( « Сложное дополнение»)

Слайд 10

Project («Проектная технология») 5 класс «C harity » («Благотворительность») 7 класс « Eco - problems in my hometown » («Экологические проблемы моего города»)

Слайд 11

Сервис для создания викторин, тестов и опросов онлайн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского  языка....

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

Формирование коммуникативных компетенций учащихся через использование интерактивных форм обучения

Презентационные материалы включают в себя следующие разделы:1.      Пояснительная записка2.      Цикл уроков математики, информатики:Технологические к...

Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Актуальность данной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических ...

"Формирование коммуникативных компетенций учащихся через использование интерактивных форм обучения"

В Концепции модернизации российского образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «...