ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
проект по английскому языку (7 класс) на тему

Веретнова Ольга Анатольевна

ПРОЕКТ

 

Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnopolyanskiy_proekt.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических проектов «Обеспечение нового качества образования»

ЗАЯВКА

На участие педагога Краснополянской СОШ в районном конкурсе педагогических проектов «Технологии, методики, приемы, обеспечивающие новое качество образования каждого ученика в рамках традиционного урока (занятия)»

ФИО педагога

Образование и стаж пед. работы

Классы, в которых работает

Предмет

Наименование проекта

Тема открытого занятия (урока)

Веретнова Ольга Анатольевна

Высшее педагогическое; КГПУ, факультет иностранных языков; 10 лет

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Английский язык

Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка

«Рождество»

6 «Б» класс

ПРОЕКТ

Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Актуальность

Обеспечить новое качество образования каждого ученика в рамках традиционного урока.

Проблема

Не всегда удается применять коммуникативный подход на уроках, так как у детей не сформированы навыки общения в парах и в группах.

Гипотеза

Если я буду постоянно применять, (то есть продолжу применять) коммуникативный подход в сочетании с ИКТ, я решу проблему: сформирую у детей коммуникативную компетенцию и буду ее развивать. Если я буду применять на уроках ИКТ, то смогу развить у детей ИКТ компетентность, что очень важно для их дальнейшей успешной жизни.

Цель

Развитие коммуникативной и ИКТ компетенций учащихся на уроках английского языка посредством английского языка.

Задачи

  1. Организовать деятельность по формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся.
  2. Организовать деятельность по формированию первоначальных навыков ИКТ пользователей у учащихся, в дальнейшем развивать ИКТ компетенцию учащихся.
  3. Развивать познавательные способности учащихся на уроках и интерес к странам изучаемого языка.
  4. Воспитывать уважительное отношение к другим народам, странам и традициям.

Предполагаемый результат

Сформированная коммуникативная компетенция на уровне выпускника  7 класса.

Сформированная ИКТ компетенция на уровне пользователя ПК.

ВВЕДЕНИЕ

Я решила принять участие в районном конкурсе педагогических проектов, так как у меня есть разработанный мною проект, успешно прошедший этап пилотирования и хорошо себя зарекомендовавший. В течение двух лет, с 2003 по 2005, я проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации учителей английского языка, которые были разработаны с помощью Британского Совета в России; эти курсы научили меня работать по- новому, с применением коммуникативного подхода в преподавании английского языка. У этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Мои курсы закончились весной 2005 года, таким образом, я имела возможность применять его на моих уроках достаточно длительный период времени, чтобы сейчас утверждать, что этот подход наиболее эффективен при обучении иностранному языку, особенно при формировании такого аспекта коммуникативной компетенции, как речевой компетенции в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, письме и чтении. Кроме того, осенью 2006 года я успешно прошла еще одни курсы: по применению инновационно-коммуникационных технологий в преподавании, поэтому в свой педагогический проект я включаю применение как коммуникативного подхода, так и ИКТ на уроках. Считаю, что совокупность этих методик и технологий поможет мне повысить качество образования, которое получают мои учащиеся.

План деятельности

№ пп

Что буду делать

Зачем

Когда

С кем

Предполагаемый результат

1

Пройду курсы повышения квалификации по ИКТ

Освою современную и эффективную технологию преподавания

Октябрь – декабрь 2006 г.

Назаровский Межшкольный Методический Центр

Выпускная работа, мастер-класс с применением ИКТ

2

Проработаю теорию по применению коммуникативного подхода в обучении

Уточню приемы и техники применения его на уроках

Ноябрь 2006 г.

Индивидуально

Слайдовая презентация «Применение коммуникативного подхода на уроках английского языка» для РМО

3

Проконсультируюсь с методистом

Пойму сильные и слабые стороны его применения на уроках

Декабрь 2006 г.

Т.Г.Рассудова

Схема проекта «Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования»

4

Дам урок с применением коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ

На практике применю полученные знания

7.12.06г.

Учащиеся 6 класса

Самоанализ проведенного урока

5

Изучу технологию конструирования ключевых образовательных компетенций, в том числе, коммуникативной

Определю для себя этапы конструирования компетенции и ее составляющие, чтобы применять в своей деятельности

8-10 декабря 2006 г.

Индивидуально по материалам журнала «Народное образование»

Выступление на школьном методическом семинаре «Надпредметные компетенции учащихся»

6

Провожу уроки с применением коммуникативного подхода

Конструирую коммуникативную компетенцию учащихся

Декабрь 2006 – март 2007 г.

Учащиеся 6 классов

Итоговые тесты по окончании 3 четверти с улучшенными результатами

7

Провожу анализ контрольных работ

Пойму, что не срабатывает в применяемой методике

Декабрь 2006, Март 2007 г.

Индивидуально

Разработанный вариант коррекции по всем классам

8

Выступлю на РМО с докладом об эффективности применения коммуникативного подхода на уроках иностранного языка

Поделюсь опытом с коллегами, узнаю мнение со стороны об успешности данной методики

Январь 2007 г.

Индивидуально, коллегиально (учителя иностранного языка района)

Рефлексия проведенной работы на РМО

9

Проконсультируюсь с методистом о способах повышения эффективности уроков

Составлю список литературы, рекомендованной для учителей, желающих повысить качество своей работы

Апрель 2007 г.

Т.Г.Рассудова

Доклад для методической конференции на тему «Проблемы включенности учащихся в учебный процесс»

10

Даю серию уроков с применением коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ, как средствами решения проблемы включенности

Развиваю коммуникативную компетенцию учащихся, формирую первоначальные навыки пользователя ПК при 100% включенности учащихся

Апрель – май 2007 г.

Учащиеся 6 классов

Самоанализ проведенных уроков

11

Провожу годовые контрольные срезы

Узнаю результат своей работы по обеспечению нового качества образования каждого ученика

Май 2007 г.

Учащиеся 6 классов

Анализ контрольных работ

12

Проконсультируюсь с методистом ММЦ

Узнаю, как более эффективно применять ИКТ для организации разноуровневого обучения

Июнь 2007 г.

Н.С.Заблотская, методист ММЦ

Разработанный проект по применению ПК на каждом уроке каждым учеником 7 класса

13

Выступаю на августовской конференции учителей района с презентацией своего проекта по применению ИКТ на уроках английского языка

Поделюсь накопленным опытом и своими наработками по данному вопросу, узнаю мнение коллег и методистов об этом

Август 2007 г.

Индивидуально, коллегиально

Разработанное календарно-тематическое планирование для 7 класса с применением ИКТ на каждом уроке, согласно проекту

14

Провожу уроки с ПК, согласно разработанному проекту

Проверю на практике эффективность применения ИКТ на уроках, добьюсь 100% включенности и обученности

Сентябрь-октябрь 2007 г.

7 классы

Контрольный срез по окончании 1 четверти без «2» и с меньшим количеством «3»

15

Организую участие детей в краевой олимпиаде по английскому языку

Развиваю коммуникативную и ИКТ компетенцию учащихся

Ноябрь 2007 г.

7 классы

Победа в дистанционной краевой олимпиаде по английскому языку (или вхождение в первую пятерку победителей)

16

Организую работу детей по подготовке к неделе иностранного языка

Формирую и развиваю ИКТ компетентность учащихся, в том числе, навык работы в Интернете по поиску информации

Декабрь 2007 г.

5 – 9 класс, но особенно 7

Проведение недели иностранного языка со слайдовыми презентациями и выступлениями ребят по материалам, найденным в Интернете

17

Провожу контрольный срез по результатам 2 четверти

Провожу мониторинг эффективности применения новых технологий в процессе обучения

Декабрь 2007 г.

7 классы

Анализ контрольных работ

18

Выступаю с докладом о результатах применения новых технологий с целью обеспечения нового качества образования на РМО

Приобрету недостающие знания, поделюсь опытом с коллегами

Январь 2008 г.

Индивидуально, коллегиально

Четкое описание техник, приемов, методов в электронном и печатном варианте

19

Продолжаю проведение уроков с применением коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ

Тренирую навык по проведению таких уроков, обеспечиваю новое качество образования каждого ученика в рамках традиционного урока за счет применения современных технологий

Январь-март 2008

Пилотные классы 7 «Б», 7 «А»

Заметное улучшение результатов контрольного среза по окончании 3 четверти

20

Организую индивидуальную программу обучения для каждого «проблемного» ребенка с ИКТ по тренировке недостающих умений и навыков

Восполнить пробелы в знаниях, умениях и навыках у моих учащихся

Апрель – май 2008

7 классы

Каждый ребенок пилотных 7 классов усвоит весь материал данного года обучения на максимально возможном для него уровне

21

Провожу контрольный срез по окончании 4 четверти

Узнаю результаты применения новых технологий в динамике

Май 2008

7 классы

Почти каждый учащийся пилотных классов выполняет контрольную работу на «хорошо» и «отлично»

22

Разрабатываю проект по применению коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ в каждом классе

Осознаю перспективы своей дальнейшей работы

Лето 2008

Индивидуально

Разработанный проект «Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ с целью обеспечения нового качества обучения каждого ученика на каждом уроке»

Бюджет проекта

№ пп

Что нужно для реализации

Зачем

Предполагаемый результат от использования

1

  • ПК (минимальное количество – 5 штук)
  • Проектор
  • Экран
  • Мультимедийные материалы (диски)
  • Программное обеспечение

Организовать работу учащихся индивидуально и в группах по 2-3 человека для развития коммуникативной и ИКТ компетенции

Развитие коммуникативной и ИКТ компетенции

2

Доступ в Интернет

  • Обеспечить участие детей в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, олимпиадах и проектах на английском языке
  • Организовать электронную переписку детей со сверстниками во всем мире
  • Развитие коммуникативной и ИКТ компетенций в сочетании с повышением уровня притязаний учащихся
  • Развитие навыка самостоятельной работы по получению знаний, умений и навыков


Приложение № 1

ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Содержание:

  1. Понятие коммуникации.

а) Почему люди общаются?

б) Как люди общаются?

в) Когда общение успешно?

г) Коммуникативный подход в преподавании иностранного языка.

            2. Использование коммуникативного подхода в преподавании английского языка, как средства формирования и развития коммуникативной компетенции.

                  а) Коммуникативные упражнения.

                  б) Коммуникативный урок.

                   в) Коммуникативное преподавание.

            3. Рефлексия.

                   а) Анализ настоящего состояния учебного процесса.

                   б) Перспективы, планируемый результат.


  1. Понятие коммуникации.

Мы используем язык, чтобы общаться друг с другом. С помощью коммуникации мы не только передаем и получаем различную информацию, но мы еще можем дать слушателю представление о своих чувствах, впечатлениях, эмоциях. Если я говорю: «Идет дождь», слушатель понимает, что я удивлен (потому что буквально 10 минут назад светило солнце) или, что я раздосадован (потому что я собирался на пикник) или, что я разочарован (потому что хоккейный матч будет отменен) и так далее, и «ключи», которые он будет использовать, чтобы сделать такие выводы, не будут вербальными. Слова используются, чтобы передавать утверждения. Но также слова могут выражать отношения, хотя чаще, чем словами. Отношение к тому или иному феномену выражается с помощью интонации, жестов, мимики и других невербальных средств. Также важными нелингвистическими аспектами речи являются: скорость произнесения речи, громкость, грубость или мягкость высказывания и т. д. – все это дополняет значение сказанных слов. Исследования жестов различных народов показали, что у каждого народа есть определенные жесты, с помощью которых выражают симпатию, уважение, согласие, одобрение либо несогласие, антипатию; и для успешной коммуникации нужно хорошо изучить эти различия. Например, в то время, как латиноамериканцы стремятся сблизиться с собеседником и часто прикасаются к нему во время разговора, северные европейцы предпочитают сохранять приличную дистанцию между собеседниками и очень редко прикасаются друг к другу.

  1. Почему люди общаются?

Так почему же люди общаются? Для чего? С какой целью? Почему стремятся быть коммуникабельными и открытыми? Ответ очевиден. Люди общаются, когда они хотят (им нужно):

- установить контакт с кем-либо;

- с кем-то подружиться;

- проконсультироваться по какому-либо вопросу;

- решить некие проблемы;

- получить либо дать информацию;

- обменяться мнениями, впечатлениями, опытом, информацией;

- А, кроме того, по общепринятому мнению, общение – это главная роскошь, и людям хочется хоть толику роскоши привнести в свою жизнь.

  1. Как люди общаются?

Очевидно, что общаются люди с помощью слов при непосредственном разговоре, но также есть и другие способы коммуникации, как издревле известные, так и самые современные. Итак, способы общения:

- слова (беседы, диспуты, диалоги и т. д.);

- язык тела (жесты, мимика, пантомима);

- письма;

- электронные послания посредством Интернета или сотовой связи;

- беседы (в том числе телефонные, телемосты);

- крики;

- смех;

- молчание.

  1. Когда общение успешно?

Общение успешно, когда люди понимаю, что мы хотим им сказать, когда коммуникация не односторонняя (радиопередача, телевизионные новости, когда вы можете быть только слушателем и не имеете возможности отреагировать на высказывание). А также успешным можно считать то общение, когда люди приходят к согласию в беседе либо споре.

  1. Коммуникативный подход в преподавании английского языка.

Коммуникативная компетенция или коммуникативные способности предполагают, что говорящий (в данном случае, ученик) владеет языковыми знаниями (грамматикой и лексическим багажом) и знает, как их использовать адекватно в той или иной ситуации. Это означает, что учащийся знает, что:

  1. Одна и та же идея может быть выражена различными лингвистическими способами:

Например, фраза: «Закройте окно, пожалуйста».

- «Не могли бы Вы закрыть окно»;

- «Будьте любезны закрыть окно»;

- «Извините, могу я попросить Вас закрыть окно?»;

- «Вы оставили окно открытым!»

2) Выбор лингвистической структуры зависит от того, с кем он (учащийся) разговаривает:

Например, фраза: «Вы оставили окно открытым!» может служить прямым указанием закрыть его, а другие варианты скорее подойдут при обращении к лицу незнакомому, чем к члену семьи или приятелю.

3) Контекст или ситуация играют важную роль в общении, то есть говорящий должен выбирать выражения, адекватные ситуации.

Например, люди в комнате, приглашенные на вечеринку с угощением, воспримут фразу «Готовы?» адекватно и интерпретируют ее, как приглашение пройти к столу. А если же они не знают, что хозяйка готовит для них угощение, они будут весьма удивлены таким вопросом.

4)Некоторые языковые формы обусловлены культурными традициями, о которых не стоит забывать.

Например: «Of course» (конечно) как ответ на вопрос может звучать грубо и невежливо в англоязычной стране, хотя в России ответ «Конечно» не звучит вызывающе.

  1. Использование коммуникативного подхода в преподавании английского языка.

Использование коммуникативного подхода в преподавании основывается на вовлечении учащихся в решение насущных проблем и вопросов по принципу «здесь и сейчас». Следует побуждать учащихся использовать изучаемый язык, даже если они владеют им не слишком хорошо. Это готовит их к использованию английского языка в реальной коммуникативной ситуации, в реальной жизни.

Коммуникативный подход всегда ставит учащегося в центр, и все обучение концентрируется вокруг него. Это означает, что учитель обязан принимать во внимание нужды детей, их интересы и потребности. В этом и заключается главная ценность коммуникативного подхода по сравнению с другими: для него ребенок важнее сухих правил и грамматических выкладок.

Использование коммуникативного подхода возможно лишь в подходящей для коммуникации классной комнате и классном коллективе. Атмосфера классной комнаты, всего класса, должна предоставлять детям благоприятный социо-эмоциональный климат, который позволит им делиться взглядами, интересами, трудностями и слабостями друг с другом, что в итоге делает учащихся активными, мотивированными, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс.

Коммуникативный подход оказывает предпочтение групповым и парным методам работы учащихся на уроках. Она дает возможность всем ученикам в классе взаимодействовать друг с другом и общаться, независимо от уровня знаний. Такие методы обучения позволяют детям учиться друг у друга и имитировать реальное жизненное общение.

Учитель в этой методике выступает, как двигатель учебно-воспитательного процесса, как соратник, помощник, генератор идей, а не как строгий наставник и надзиратель.

Коммуникативный подход также предоставляет учащимся возможность анализировать и оценивать свой ученический прогресс (поощряется самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопроверка и др.), что делает их более ответственными за свои успехи либо неудачи в учебе.

  1. Коммуникативные упражнения.

Если задуматься над такими распространенными на уроках иностранного языка видами деятельности, как, например:

- чтение диалога в парах и затем чтение его же всему классу;

- написание письма своему другу по переписке и обмен письмами в группе;

- чтение текста и пересказ его друг другу

и решить, коммуникативные ли они, то явно напрашивается ответ: «Конечно, нет». Они не являются коммуникативными, потому что учащиеся не обмениваются своим опытом, чувствами, мнениями или новой информацией. Это не общение, не коммуникация. И эти виды деятельности не являются коммуникативными. В таком случае, какие же имеются критерии коммуникативных видов деятельности? Их немного, но все они должны соблюдаться, если учитель хочет добиться хороших результатов и видеть, что на его уроки дети ходят, как на праздник. Итак, коммуникативная деятельность – это деятельность, которая:

1). Вовлекает учащихся в обсуждение реальной задачи, то есть ребята фокусируют внимание на том, «что» сказать, а не «как» сказать;

2). Создает желание общаться, затрагивая чувства, мнения, опыт и пристрастия ребят;

3). Дает возможность свободно использовать изучаемый язык, не заостряя внимания на особых языковых формах и структурах;

4). Исключает «вторжение» учителя во время коммуникации учащихся (инструкции по выполнению задания даются до его выполнения, а все комментарии и поправки – после);

5). Имеет информационные «пробелы», что заставляет учащихся взаимодействовать друг с другом с целью получения недостающей информации.

  1. Коммуникативный урок.

Какие основные черты коммуникативного урока? Это:

- общение

- взаимодействие

- неожиданность

- отсутствие слишком большого контроля со стороны учителя.

Коммуникативный урок, это где:

Учитель

Учащиеся

1. Говорит на изучаемом языке, за исключением тех случаев, когда использование родного языка оправдано (например: некоторые трудные слова нуждаются в переводе или во время объяснения правил игры, или выполнения задания для того, чтобы сберечь время для его выполнения)

1. Говорят на изучаемом языке, чтобы общаться с учителем и одноклассниками.

  1. Говорит меньше учеников, кроме случаев, когда:

- вводит новый материал

- объясняет задания

- прорабатывает ошибки.

2. Говорят свободно, и речь детей доминирует на уроке.

3. Организует осмысленную парную или групповую работу, давая возможность каждому учащемуся говорить.

3. Решают коммуникативные задачи в парах или в группах.

4. Создает атмосферу для коммуникации, используя различные техники: спрашивая у ребят их мнение по проблеме, действительно их волнующей или интересующей.

4. Активны в учебном процессе, так как выполняют задания, отвечающие их нуждам, адекватные их возрасту и стимулирующие их.

5. Не прерывает взаимодействие ребят, не вклинивается в их диалоги, беседы, а только наблюдает, записывает себе наиболее серьезные ошибки и затем дает доброжелательный отзыв.

5. Ответственны за то, что они делают на уроке:

- анализируют свои ошибки;

- оценивают свои успехи;

- позитивно воспринимают отзыв учителя.

Естественно, этот урок идеален. Не нужно забывать, что речь идет об уроке иностранного языка, а учащиеся им не владеют. В этом и состоит трудность использования коммуникативного подхода. Но все же, следует отметить, что без постоянной давящей «опеки» учителя-надзирателя, дети раскрываются, как цветы под солнцем, лучше усваивают и запоминают новый материал, свободно общаются друг с другом и с учителем, чаще улыбаются и не испытывают стресса, что весьма немаловажно, учитывая произошедший, наконец-то, поворот общества в сторону гуманизации системы образования.

9. Коммуникативное преподавание.

Если подытожить и обобщить все выше сказанное, то можно выделить главное:

1). Использовать английский язык для коммуникации и взаимодействия на уроке.

2). Учебник и учитель предоставляют хорошие модели истинного (натурального) использования английского языка.

3). Русский язык не должен доминировать, наоборот, следует минимизировать его употребление по мере возможности.

4). Учащиеся постоянно должны работать с аутентичными материалами (письмами, газетами, рекламными объявлениями).

5). Учителю следует подталкивать ребят к высказываниям, к общению на английском языке, даже если они ошибаются или допускают неточности.

6). В центре этой методики – ребенок, его нужды, а не в коем случае не учитель.

7). Доброжелательная атмосфера обязательна! Впрочем, это обязательно всегда и везде, а не только на коммуникативном уроке.

10. Рефлексия своей деятельности в связи с применением коммуникативного подхода на моих уроках.

Анализируя свою практику, я прихожу к выводу, что поворот в сторону ученика (в пользу коммуникативного подхода преподавания) происходил далеко не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Порой это было довольно болезненно. Мне, преподавателю, наученному работать по традиционной методике, пришлось переломить и перестроить свой привычный стиль работы, когда учитель на уроке был просто царь и бог, он карал и миловал, он являлся носителем высшей мудрости и знаний, а ученик воспринимался только, как объект, послушный, покорный и беспрекословный. На заре моей педагогической деятельности, когда я, выпускница КГПУ, твердо усвоившая традиционный подход и отработавшая его на практике в лучших школах Красноярска, даже не помышляла о таком чуде, как коммуникативный подход в преподавании английского языка, мотивация моих учеников была довольно низкой, детям не интересно было изучать грамматические правила, сухо изложенные и предложенные к заучиванию. Их не интересовали события, описанные в текстах и диалогах, так как события эти были абсолютно оторваны от реальной жизни. В связи с этим уровень качества знаний оставлял желать лучшего и, казалось, не было выхода из этого замкнутого круга. Но благодаря энергии и энтузиазму руководителя городского МО учителей английского языка Романенко Л.М., я познакомилась с новым для себя, коммуникативным подходом в преподавании английского языка, а впоследствии и прошла специальные курсы по применению этого подхода. Начав работать с этим подходом, я заметила кардинальные улучшения буквально с первых же уроков. Я перестала воспринимать ученика, как объект приложения моей педагогической триединой цели – обучающей, развивающей и воспитывающей, а взглянула на ребенка по-новому. Я увидела в каждом ребенке личность, единственную и неповторимую, со своим внутренним миром, интересами, симпатиями, антипатиями и устремлениями. На первых порах я стала использовать лишь отдельные элементы этого подхода (например, пары постоянного и сменного состава, работа в группах, само- и взаимоконтроль учащихся, ребенок в роли учителя и т.д.), но почти сразу заметила значительное улучшение в эмоциональном климате на уроке, в повышении мотивации, в отдаче, которую получаю от детей, позволив им свободно общаться (на английском языке с элементами русского) и не давя на них своим авторитетом.

Что касается моих перспектив, то я горю желанием продвигаться дальше в этом направлении, потому что моя цель, как уже было сказано, триедина: я обучаю, развиваю и воспитываю, пытаясь сформировать и развить коммуникативную компетенцию в совокупности ее составляющих. Что касается обучающего компонента моей конечной цели, то пределом моих мечтаний является достижение учащимися высокого уровня владения английским языком, то есть умения свободно общаться в устной и письменной форме, а не повторять заранее заученные тексты, диалоги и биографии великих людей. Применение коммуникативного подхода в обучении позволяет мне реализовать и развивающий компонент моей цели в полной мере. Поскольку данная методика рекомендует использовать только аутентичные материалы, а это газеты, журналы, письма, рекламные проспекты и т. д. на английском языке, то изучение этих материалов значительно расширяет кругозор учащихся, дает им реальное представление о том, как живут их сверстники в других странах, что соответственно повышает интерес к предмету, а отсюда вытекает повышение результативности. Как говорил великий В.И.Ленин, в этом мире все взаимосвязано. А третий, воспитывающий компонент моей цели, я исподволь «внедряю» на коммуникативных уроках, объясняя, мягко и ненавязчиво, общепринятые правила поведения и общения в цивилизованном обществе. Изучая реальные жизненные диалоги и составляя по их образцам свои, ребята учатся быть взаимовежливыми. На таких уроках они также учатся умению аргументированно отстаивать свою точку зрения, например, проводя взаимодиктант и взаимоконтроль, выставляя партнеру ту или иную оценку, они учатся обосновывать свое решение и отстаивать свою правоту. Они просто учатся общаться, разговаривать друг с другом доброжелательно, быть терпимыми к критике, быть самокритичными, и в итоге, я надеюсь, что из каждого из них вырастет общительный, отзывчивый, самостоятельный, умный, уверенный в себе человек, который будет с любовью и благодарностью вспоминать свои школьные годы чудесные, которые научили его самому главному умению в современной жизни – умению общаться и ладить с людьми.

Приложение № 2

Самоанализ урока в 6 классе по теме «Рождество» с применением коммуникативного подхода и ИКТ

Автор: Веретнова Ольга Анатольевна, учитель английского языка МОУ «Краснополянская СОШ»

Предмет: Английский язык

Класс: 6

Учебник: New Millennium English 6, Деревянко Н.Н.

Тема: «Рождество»

Из урока в урок я направляю своих детей на достижение основной цели обучения, которая заключается не в накоплении фактической информации, а в формировании и развитии коммуникативной компетенции.

Цель данного урока в том, чтобы к концу урока учащиеся были способны воспринять и первично осознать лексику по теме «Рождество» и традиции празднования его в других странах, а также использовать лексические единицы и речевые образцы в заданиях творческого характера (составление списка традиций, диалог).

В основу построения данного урока положен коммуникативный подход, наилучшим образом способствующий реализации поставленных мною учебных и воспитательных задач: развитие речевых умений и навыков учащихся и воспитание уважительного отношения к традициям других народов. Кроме того, я ставила перед собой задачу формировать первоначальные навыки пользователя ПК у детей, и с этой целью применила на своем уроке ИКТ.

При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению коммуникативной компетенцией, то есть развитый фонематический слух, умение сравнивать и обобщать изучаемые явления, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, независимо от речевой подготовки, достаточно высокая мотивация.

Проведенный урок явился уроком изучения и первичного закрепления новых знаний. На мой взгляд, данный урок эффективен, так как основная цель, сформулированная с точки зрения ученика, достигнута.

Кроме того, урок соответствует основным критериям эффективности. Прежде всего, посредством презентации мне удалось обеспечить включенность каждого учащегося в тему урока, которую они сами и определили.

Далее я произвела презентацию новых ЛЕ и посредством приема «мозговой штурм» обеспечила актуализацию этих лексических единиц. На уроке создана доверительная атмосфера. Английский язык был основным средством общения на уроке. Инструкции были короткими и ясными. Соотношение речи учителя и учащихся было в пользу последних. Учитель выступал не в роли носителя информации, а в роли наблюдателя и консультанта. Объектом особого внимания в языке стало содержание (что говорят?), а не форма (как говорят?).

Кроме того, включенность каждого была обеспечена за счет работы с упражнениями и грамматикой электронного курса английского языка «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Каждый ученик имел возможность работать в своем темпе, по необходимости пользоваться подсказкой компьютера и теоретической частью курса.

Так как одним из требований к современному коммуникативно-ориентированному уроку является наличие парной и групповой форм работы, то на уроке учащимся была предоставлена возможность принять участие в парной деятельности, имитирующей реальную жизненную ситуацию: обсуждение любимого праздника.

На следующем этапе урока для выполнения в группах учащимся было предложено творческое личностно-ориентированное задание по составлению списка наиболее распространенных рождественских традиций нашей страны по личному опыту самих детей. К концу выполнения этого задания учащиеся уже смогли обобщить, активизировать и применить полученные на уроке знания, лексические единицы, речевые и грамматические образцы в своих собственных высказываниях по теме «Рождество».

На последнем этапе урока мною использован прием рефлексии для восстановления всего хода урока и закрепления пройденного материала.

Считаю, что цель урока достигнута и все поставленные задачи реализованы.

Методы обучения являлись инструментом развития, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить их на новые ситуации; методы послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.

Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Так, были использованы словесные методы: объяснение, беседа с учащимися по теме, мозговой штурм, рефлексия; наглядные методы: слайдовая презентация темы, новой лексики; слайды с картинками для сопоставления их с текстами, различные зрительные опоры, необходимые для работы по ходу урока, так называемые слайды-светофоры.

        


Методическая разработка урока

Учитель: Веретнова Ольга Анатольевна

Предмет: Английский язык

Класс: 6

Учебник: New Millennium English 6 (Английский язык нового тысячелетия – 6, Н.Н.Деревянко)

Тема: Рождество

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний        

Цель: Развитие коммуникативной компетенции учащихся при работе над восприятием и первичным осознанием лексики по теме «Рождество» и традиций празднования его в разных странах        

Задачи: 1. Организовать работу по изучению лексики и традиций

        по теме «Рождество».

               2. Организовать деятельность по отработке основных

               умений:

а) читать текст, выделять главное;

б) находить информацию в тексте;

в) понимать значение незнакомых слов по контексту;

г) спрашивать и отвечать на вопросы по теме

               3. Отрабатывать навыки:

а) употребления простого настоящего времени в предложении;

б) тренировки употребления умений

               4. Формировать первоначальные навыки пользователя ПК

а) включить компьютер;

б) найти нужный ярлык на рабочем столе;

в) выбрать нужный раздел;

г) работать с «мышкой»

                5. Воспитывать уважительное отношение к традициям

                 других народов.

Оборудование: Учебник, слайдовая презентация нового материала, экран, проектор                        

Предварительная работа: Изготовление слайдов


Время

Этап урока

Содержание

Результаты

Организационная форма

Действия учителя

Действия учеников

2 мин.

Организация начала урока; разминка

«Брейнсторминг» - мозговой штурм – беседа; слайдовая презентация темы

К концу этого этапа дети расскажут все, что им известно о традициях празднования Рождества

Фронтальная

  • Просит посмотреть на картинки и предугадать тему;
  • Задает вопрос о традициях празднования Рождества
  • Смотрят на картинки, думают, называют тему;
  • Рассказывают все, что знают о традициях празднования Рождества

7 мин.

Презентация нового материала

Ввод новой лексики  упр. 1

К концу этого этапа дети смогут назвать по-английски предметы, связанные с Рождеством

Фронтальная

Парная

  • Обращает внимание детей на картинку, читает новые слова, просит повторить их за ним.
  • Показывает на слайде новые слова и просит найти их на диске, повторить за спикером, тренировать произношение.
  • Организует пары для отработки новой лексики.
  • Показывает картинку с предметом, просит назвать предмет.
  • Слушают новые слова, повторяют их за учителем.
  • Смотрят на новые слова, находят их на диске, слушают и повторяют, тренируют произношение.
  • Работают в парах: один говорит новое слово по-русски, другой переводит; затем меняются.
  • Смотрят на картинки и называют предметы.

6 мин.

Подготовка к усвоению

Упражнение 2  Практика чтения с пониманием основного содержания прочитанного

К концу этого этапа дети получат представление об употреблении новых слов в предложениях.

Индивидуальная

  • Просит быстро прочитать тексты.
  • Соотнести их с картинками.
  • Во время проверки спрашивает, что помогло найти картинки (слова, фразы).
  • Прочитывают тексты.
  • Соотносят их с картинками.
  • Отвечают, что помогло в работе.

5 мин.

Изучение нового материала

Упражнение 2б  Практика в угадывании значения новых слов; в умении находить компромисс

К концу этого этапа дети угадают значение новых слов по контексту, проверяют по словарю

Парная

  • Организует пары.
  • Представляет на слайде новые слова.
  • Просит прочитать текст, найти новые слова, угадать их значение по контексту, выделить их жирным шрифтом.
  • Просит проверить свои догадки по словарю.
  • В парах прочитывают текст.
  • Находят в нем нужные слова, угадывают значение; обсуждают; приходят к компромиссу.
  • Проверяют свои догадки по словарю.

5 мин.

Первичная проверка усвоения знаний

Упражнение 2с  Практика чтения с полным пониманием прочитанного

К концу этого этапа дети скажут, где они хотели бы праздновать Рождество, использовав информацию текста и образец.

Индивидуальная

  • Просит просмотреть тексты и сказать, где они хотели бы праздновать.
  • Просит объяснить причины выбора места.
  • Просит записать свой рассказ в данную схему (на компьютере)
  • Просматривают тексты еще раз, выбирают место.
  • Читают выбранный текст очень внимательно, готовят высказывание по образцу с объяснением причин.
  • Записывают свой рассказ.
  • Представляют свой рассказ устно.

5 мин.

Первичное закрепление знаний

Упражнение 2д   Практика говорения о рождественских традициях

К концу этого этапа дети скажут по 2-3 связных предложения по теме с новыми словами

Парная

  • Напоминает значение слова «такой же».
  • Организует пары.
  • Просит детей опять просмотреть тексты и сравнить традиции празднования Рождества в Британии и России.
  • Предлагает ответить на вопросы.
  • Просит рассказать друг другу о традициях празднования по образцу.
  • Прочитывают вопросы.
  • Просматривают тексты еще раз.
  • Сравнивают традиции.
  • Отвечают на вопросы в парах.
  • Готовят высказывание.

7 мин.

Контроль и самопроверка знаний

Упражнение 3а   Практика запрашивать и давать информацию о рождественских традициях

К концу этого этапа дети узнают о семейных традициях празднования Рождества друг друга, потренируются задавать вопросы и отвечать на них в настоящем простом времени

Индивидуальная

Парная

  • Спрашивает: Есть ли в ваших семьях рождественские традиции?
  • Организует пары.
  • Просит детей проинтервьюировать друг друга об их семейных традициях.
  • Обращает их внимание на пример.
  • Пишет на доске схему употребления настоящего простого времени в вопросах.
  • Отвечают на вопрос.
  • Садятся в пары.
  • Задают друг другу вопросы по заданной схеме.

6 мин.

Подведение итогов урока

Упражнение 3б   Практика говорения о Рождественских традициях – повторение пройденного на уроке

К концу этого этапа дети расскажут о традициях празднования Рождества в российской семье , используя новую лексику по теме и сведения из предыдущего интервью.

Групповая (по 4 человека)

  • Организует группы из 4 человек.
  • Просит составить список традиций празднования Рождества в России.
  • Опрашивает группы.
  • Выявляет самый длинный список.
  • Просит зачитать его.
  • Остальных учащихся просит дополнять.
  • Просит детей записать тезисы о праздновании Рождества в России (традиции) – обобщенный вариант.
  • Слушают инструкцию.
  • Организуются в группы.
  • Обсуждают традиции, составляют список.
  • Зачитывают свой список.
  • Записывают тезисы о праздновании Рождества в России.

2 мин.

Информация о домашнем задании

Упражнение 4  

Объяснение выполнения домашнего задания

Рефлексия

К концу этого этапа дети получат представление о способе выполнения домашнего задания; вспомнят весь изученный в течение урока материал

Фронтальная

  • Называет номер страницы и упражнения.
  • Объясняет алгоритм выполнения.
  • Проводит рефлексию проведенного урока, повторение пройденного.
  • Слушают, смотрят, находят задание, записывают его в дневники.
  • Читают задание, слушают алгоритм выполнения.
  • Вспоминают весь урок по шагам, отвечают на вопрос учителя, что нового узнали на уроке?


Приложение № 3

Материалы по отслеживанию результативности применяемых технологий

  1. Тесты по пяти основным видам речевой и языковой деятельности в конце каждой учебной четверти и годовые тесты.
  2. Результаты олимпиад (районных, краевых, всероссийских).
  3. Отсутствие неуспевающих учащихся в 7 классах к моменту окончания пилотирования проекта.
  4. Повышение % качества знаний до 80% при стопроцентном уровне обученности.

Тесты для 6 классов на 2006-2007 учебный год:

График тестирования:

1 четверть – 26.10.06

2 четверть – 20.12.06

3 четверть – 24.03.06

4 четверть – 26.05.06

Тест № 1

Изученные темы: Прошедшее лето. Чтение, книги. Хобби.

№ пп

Вид деятельности

Задание

1

Аудирование

Послушай историю и выбери картинку, которая не соответствует рассказу.

2

Словарь и грамматика

  1. Заполни пропуски словами из бокса.
  2. Выбери правильную форму глагола.

3

Чтение

Прочитай краткие описания книг. О чем они? Выбери правильный ответ для каждой. Два ответа лишние.

4

Письмо

Напиши письмо новому другу по переписке. Напиши:

  1. О своей семье, братьях, сестрах (коротко)
  2. О том, что ты любишь делать
  3. О том, с кем ты хочешь переписываться

5

Говорение

Прочитай свою ролевую карточку и договорись с партнером (убеди его купить книгу)

Тест № 2

Изученные темы: Английский язык в мире. Рождество и Новый Год. Мода, одежда.

№ пп

Вид деятельности

Задание

1

Аудирование

Послушай, что говорят свидетели об этом человеке. Который из них говорит неправду?

2

Словарь и грамматика

  1. Напиши числа словами.
  2. Напиши даты цифрами.
  3. Распредели слова из бокса в соответствующие колонки (рождественские угощения, рождественские украшения и рождественские занятия)

3

Чтение

Расположи части текста в правильном порядке.

4

Письмо

Напиши письмо английскому другу. Выбери для письма одну из тем:

  1. Как ты ездил в другой город
  2. Как ты отмечал Новый год или Рождество
  3. Какие старинные традиции празднования Рождества есть в России

5

Говорение

Прочитай задание на карточке и выполни его устно. (Посмотри на картинку и скажи, что общего и что различного между тобой и человеком на картинке. Поговори об:

  • Одежде
  • Внешности
  • Характере
  • Вкусах

Используй свое воображение)

Тест № 3

Изученные темы: Страшные истории. Здоровый образ жизни. Домашние обязанности.

№ пп

Вид деятельности

Задание

1

Аудирование

  1. Послушай и ответь. Что случилось с Билли?
  2. Послушай снова и напиши «верно»/ «неверно». (6 предложений)

2

Словарь и грамматика

  1. Заполни пропуски словами из рамки.
  2. Выбери глагол в правильной форме (прошедшее простое или прошедшее продолженное)
  3. Раскрой скобки. Используй настоящее совершенное время.

3

Чтение

Из данных абзацев составь рассказ, расположив события в правильном порядке.

4

Письмо

Представь, что твой друг потерялся на улице Лондона. Опиши его, заполнив форму в полицейском участке.

5

Говорение

Ролевая игра. Задание на карточках.

Тест № 4

Изученные темы: Путешествие. Природа, экология.

№ пп

Вид деятельности

Задание

1

Аудирование

  1. Прослушай и выбери название для радио программы.
  2. Прослушай еще раз и отметь «верно» / «неверно»

2

Словарь и грамматика

  1. Заполни пропуски словами, данными в рамке.
  2. Выбери правильное слово / фразу.

3

Чтение

Прочитай и выбери название для каждого текста. Два названия лишние.

4

Письмо

Посмотри на фотографии. Представь, что ты находишься в одном из этих мест. Напиши открытку другу. Не забудь следующее:

  • Как называется это место
  • Описание места
  • Чем занимаешься, и нравятся ли тебе эти занятия, или что ты делал, и понравилось ли тебе этим заниматься
  • Когда планируешь вернуться домой

5

Говорение

Ролевая игра

6

Перевод

Выбери правильный перевод из данных вариантов.

Тесты для 7 классов на 2007 – 2008 учебный год

Тест № 1

Изученные темы: Общение. Спорт. Музыка.

№ пп

Вид деятельности

Задание

1

Аудирование

Прослушай и выбери заголовок для телепрограммы из трех данных.

Прослушай снова и напиши «верно» / «неверно»

2

Словарь

Создай правильное слово из данного и заполни пропуски в предложениях.

3

Грамматика

Выбери правильную фразу.

Выбери правильную видовременную форму глагола.

4

Чтение

Прочитай и соедини названия с текстами. Один заголовок лишний.

5

Письмо

Напиши короткое письмо директору своей школы, прося его/ее разрешить учащимся пользоваться мобильными телефонами в школе.

6

Говорение

Выполни задание по одной из карточек (расспроси своего учителя о том, как он вчера сходил на концерт)

Тест № 2


Изученные темы: США. Кинематограф.

№ пп

Вид деятельности

Задание

1

Аудирование

Прослушай и отметь правила, распространенные в американской школе.

2

Словарь

Вставь в предложение подходящее по смыслу слово.

3

Грамматика

  1. Выбери правильное слово.
  2. Прочитай и поставь глаголы в нужную форму.
  3. Перепиши подчеркнутые предложения и поставь правильные знаки препинания.

4

Чтение

Прочитай текст и выбери правильный ответ.

5

Письмо

Выбери одно задание и выполни его.

Тест № 3

Изученные темы: Я и мир вокруг меня. Прошлое, настоящее, будущее. Загадочные явления природы.

№ пп

Вид деятельности

Задание

1

Аудирование

  1. Прослушай и выбери правильное окончание фразы.
  2. Прослушай еще раз и выбери «верно» / «неверно»

2

Словарь

  1. Вставь пропущенные буквы в слова, описывающие людей.
  2. Соедини эти слова с детьми, описанными в предложениях.

3

Грамматика

  1. Выбери правильный ответ.
  2. Сделай вопрос более вежливым. Начни так

4

Чтение

  1. Прочитай факты и текст и найди два факта, связанных с текстом.
  2. Прочитай и выбери ответ.

5

Письмо

Прочитай письмо из журнала. Напиши ответ Лизе и дай ей совет.

6

Говорение

Выбери карточку и выполни задание.

Тест № 4

Изученные темы: Вселенная, космос. Добро пожаловать в Россию.

№ пп

Вид деятельности

Задание

1

Аудирование

  1. Прослушай Катю и Роберта и выбери правильный ответ.
  2. Прослушай беседу еще раз и дополни предложения словами из рамки.

2

Грамматика

  1. Соедини две части предложения.
  2. Прочитай предложения и подчеркни правильную форму глагола.

3

Письмо

Представь, что ты посетил особенное место в России. Напиши открытку другу об этом.

4

Чтение

  1. Лиза на каникулах в Петербурге. Прочитай ее письмо и заполни пропуски в нем данными предложениями.
  2. Прочитай предложения и скажи, верны они или нет.

5

Говорение

Ролевая игра: Телефонный звонок в туристический информационный центр.

Декабрь 2006 год, Красная Поляна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....

Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования

Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения....

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Статья - Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках технологии

Данная методическая разработка по теме: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках тех...

Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"

Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...