Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (11 класс) по теме

Тарханова Юлия Александровна

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу учащихся.

Одной из главных задач на современных уроках является формирование навыков поиска, умения добывать свои знания самостоятельно. В соответствии поставленной целью одной из приоритетных форм на уроках английского языка является работа по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо»).

Накопленный опыт позволил составить методические рекомендации, применение которых позволяет решать следующие учебные и воспитательные задачи:

ü  научить извлекать информацию из различных источников, применять ее для решения познавательных задач;

ü  обучить приемам правильной постановке проблемного вопроса в сочинении – рассуждении по различным проблемам (нравственным, политическим, экологическим), аргументации проблемного вопроса и логическому заключению;

ü  сформировать навыки оценочной деятельности (умение определять и обосновывать своё отношение к проблемным вопросам).

Данные рекомендации являются инструкцией при работе над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка, при работе над рефератами, исследовательскими работами.

Предложенные методические рекомендации могут представлять интерес для учащихся, а также для учителей английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_ege.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

I. Содержание и формат КИМ ЕГЭ по английскому языку.

1.1. Результаты ЕГЭ за 2009-2011 учебный год.

Как указывается в официальных документах, назначение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранным языкам состоит в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору.

Следует подчеркнуть, что в отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений всех видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении.

Содержание и формат ЕГЭ отражают требования новой образовательной парадигмы, требования времени к подготовке учащихся, которые будут жить, и работать в условиях нового информационного общества.

ЕГЭ по иностранным языкам проводится с 2003 года. Общее количество регионов и учащихся увеличивается с каждым годом. Поскольку в ЕГЭ большая часть отводится контролю продуктивных умений и навыков, владению такими видами речевой деятельности, как письмо и говорение, обучение стало больше ориентироваться на формирование реальной коммуникативной компетенции и приобретать более деятельностный характер.

Параллельно идет совершенствование контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ, уточняются схемы и критерии оценивания, отрабатываются разные форматы заданий.

КИМ ЕГЭ по иностранным языкам носят компетентностный характер и в той или иной мере охватывают все компоненты коммуникативной компетенции в качестве объектов контроля. Утверждать, что учащийся, не владеющий иностранным языком, успешно справится с ЕГЭ, может только тот, кто незнаком с материалами и заданиями ЕГЭ.

Первым и непременным условием получения высокого балла является владение иностранным языком, высокий уровень иноязычной компетенции. Это предполагает, в частности, умение использовать разные стратегии аудирования и чтения, причем эти стратегии необходимы в реальной жизни, в реальной коммуникации.

Знакомство с форматом ЕГЭ – это еще одно необходимое условие успешной сдачи экзамена.

ЕГЭ 2012, как завершающий этап эксперимента имеет большое значение. И для успешного проведения необходимо проанализировать результаты ЕГЭ 2009-11 года и сделать необходимые выводы в отношении преподавания иностранных языков в школе.

Экзаменационная работа по иностранным языкам в 2011 году состояла из 4 разделов.

Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов составляло:

  • Аудирования – 30 минут
  • Чтения – 30 минут
  • Лексика и грамматика – 40 минут
  • Письмо – 60 минут.

Результаты ЕГЭ по английскому языку в 2009-2011 годах по России представлен в следующей таблице.


                                                                                        
Таблица 1

Распределение участников (в % соотношении) по баллам в 2009-2011 годах

Английский язык

2009

2010

2011

Количество участников

76758

70056

60651

100 бальники

81

2

11

Количество учащихся не преодолевших минимальный порог

5,6%

6,4%

3,13%

Таблица 2

Распределение участников (в % соотношении) по баллам в 2009-2011 году

Английский язык 2009-2011г.

% участников набравших выше минимального балла

94,4%

93,6%

96,87%

% участников, не набравших выше минимального балла

5,6%

6,4%

3,13%

        В 2011 году по сравнению с предыдущим годом улучшились результаты по английскому языку: снизилось количество двоек на 3,27%, увеличилось количество 100 балльников на 9 человек.

В контрольных измерительных материалах 2010 года по сравнению с 2009 годом произошли существенные изменения по содержанию. В содержании КИМ в разделе «Письмо» С2 с элементами рассуждения с аргументами «за» и «против» пришло на замену «Письмо» С2 с элементами рассуждения «мое мнение».

        Анализ результатов выполнения теста в рецептивном виде речевой деятельности «Аудирование», показал, что у экзаменуемых в целом сформировано умение понимать аутентичные тексты различных жанров и типов.

Однако сравнительный анализ результатов выполнения заданий раздела «Чтение» показывает, что у учащихся по – прежнему недостаточно сформированы умения, требующиеся для выполнения заданий высокого уровня (извлечение точной информации из прочитанного текста и интерпретация текста).

Результаты проверки владения грамматическими и лексическими навыками (раздел «Грамматика и лексика»), свидетельствуют о том, что значительная часть учащихся испытывает трудности в выборе адекватных видовременных форм глаголов и в определении лексических единиц, необходимых для подстановки в предлагаемый текст.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы в разделе «Письмо»  показал, что у выпускников школ достаточно хорошо сформированы умения выражать мысли в соответствии с целью высказывания, соблюдать принятые в языке нормы вежливости с учетом адресата, пользоваться соответствующим стилем речи.

Вместе с тем к проблемным зонам следует отнести надпредметные умения: учащиеся все еще испытывают затруднения при формулировке проблемы в начале письменного высказывания с элементами рассуждения и при развернутой аргументации своего мнения, также не все учащиеся умеют выполнять коммуникативное задание в строго заданном объеме. В некоторых случаях сказывался дефицит общекультурных знаний и бедный лексический запас слов. При этом большое количество участников ЕГЭ просто не приступило к выполнению данного раздела или получило 0 баллов за содержание работы.

Вывод: самым трудным оказался раздел «Письмо», т.е. сочинение с элементами рассуждения.

1.2. Структура и содержание раздела «письма».

Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» является проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно – ориентированных задач. Раздел «Письмо» в 2009-2011 году состоял из двух заданий:

С1 – Письмо личного характера.

С2 – Письменное высказывание с элементами рассуждения.

Стимулом для высказывания в задании С1 был отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы.

Стимулом для высказывания в задании С2 было утверждение, с которым тестируемый мог согласиться или не согласиться, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства.

Продолжительность экзамена по данному разделу – 60 минут.

В таблице 3 представлена информация о типах заданий, уровне их сложности, объеме, времени выполнения и тематике контрольных измерительных материалов (КИМ) в разделе «Письмо»                                                                                        

Таблица 3

Структура и содержание раздела «Письмо»

Задание

Тип задания

Проверяемые умения

Требуемый объем

Время выполнения

С1

Повышенный уровень

Письмо личного характера.

- Дать развернутое сообщение.

- Запросить информацию.

- Использовать неофициальный стиль.

- Соблюдать формат неофициального письма.

100-140

слов

20 минут

С2

Высокий уровень.

Базовый уровень.

Письменное высказывание с элементами рассуждения.

- Высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры.

- Последовательно и логически правильно строить высказывание.

- Использовать соответствующие средства логической связи.

- Правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей.

- Сделать вывод.

200-250

слов

40 минут

В таблице 4 представлены критерии, которые использовались для оценивания заданий С1 – С2 в КИМ 2009-2011 года.

        
                                                                                
Таблица 4.

1.3. Требования к оцениванию заданий раздела «Письмо» ЕГЭ 2009-2011 года.

К 1 –

содержание

К 2 –

организация текста

К 3 –

лексическое оформление речи

К 4 –

грамматическое оформление речи

К 5 –

орфография и пунктуация

  • Соответствие поставленной коммуникативной задаче.
  • Полнота раскрытия содержания.
  • Выбор правильного стиля речи.
  • Соблюдение норм вежливости.
  • Логичность высказывания.
  • Правильность использования средств логической связи.
  • Соответствие оформления текста нормам, принятым  в стране изучаемого языка.
  • Правильное деление на абзацы.
  • Адекватность использования лексики в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией.
  • Соблюдение лексической сочетаемости, использование визуальных словосочетаний.
  • Разнообразие лексических средств.
  • Адекватность использования грамматических структур в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией.
  • Разнообразие грамматических средств.
  • Сложность грамматических конструкций.
  • Правильность орфографического и пунктуационного оформления текста.

Критерии К1 – К4 из указанных в таблице 4 оценивались по шкале от 0 до 3 баллов. Критерий К5 по шкале 0 – 2 баллов. При этом выполнение задания С1 оценивалось только по критериям К1 и К2, а выполнение задания С2 по всем пяти критериям. За выполнение всего раздела «Письмо» экзаменуемые могли получить от 0 до 20 баллов.




II. Анализ типичных ошибок совершенных в письме С2.

        При написании письма с элементами рассуждения «Мое мнение» дети совершают следующие типичные ошибки.

Средства логической связи:

  • вводные слова и выражения, союзы;
  • ошибки в употреблении местоимений;

Лексические:

  • неверное употребление лексики;
  • ошибки на словообразование;

Пунктуационные:

  • заглавные и прописные буквы;
  • отсутствие запятых между однородными членами предложения;
  • отсутствие запятых после вводных конструкций;
  • отсутствие точек в конце предложения

Анализ грамматических ошибок, допущенных в работах учеников.

        Анализ раздела «Письмо» высказывание с элементами рассуждения выявил следующие ошибки, совершаемые экзаменующими:

  1. словообразовательные – нарушена структура слова
  2. морфологические или формообразовательные – нарушена форма слова
  3. синтаксические – нарушена структура:
  1. словосочетания
  2. предложения.

2.1. Характеристика грамматических ошибок.

(В примерах первый вариант приводится неправильный, второй - правильный).

  1. Ошибки в употреблении имен существительных:
  1. неправильный выбор падежного окончания;

Peoples’ duties - people’s duties

б) неправильное образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных (его можно образовать, если эти имена существительные употребляется в конкретном значении)

Desire, happiness, love;

в) нарушение управления (когда главное слово требует от зависимого определенного падежа);

It was the most important decision of I Peter.

It was I Peter’s the most important decision.

The convention protects rights children.

The convention protects children’s rights.

  1. Ошибки в употреблении  имен прилагательных:
  1. Двусложные прилагательные с ударением на второй слог. (severe – severer – the severest);
  2. Двусложные прилагательные с окончанием: -ow, -y, -er, -le. (narrow – narrower – the narrowest, funny – funnier – the funniest, simple – simpler – the simplest);
  3. Двусложные прилагательные с приставкой un-, (unhappy – unhappier – the unhappiest).
  1. Ошибки в употреблении имен числительных:
  1. Неправильное употребление собирательных числительных:

Films and performances give us many new information and knowledge.

Films and performances give us a lot of new information and knowledge.

  1. Ошибки в употреблении местоимений:

а) Неправильное употребление местоимений единственного числа вместо множественного.

Cinema and theatre play a large role in our lives. It teaches us to believe in ourselves.

Cinema and theatre play a large role in our lives. They teach us to believe in ourselves.

б) Неправильное употребление возвратных местоимений.

I have decided it by me.

I have decided it myself.

в) Неправильное употребление неопределенных местоимений.

Every of them wanted to know more then they knew.

Each of them wanted to know more then they knew.

  1. Ошибки в употреблении глаголов.
  1. Неправильное употребление стилистического значения глаголов.

At first, I want to finish school and get good marks for the exams.

At first, I want to graduate school and get good marks for the exams.

б) Неправильное употребление временных форм глаголов.

This fairytale teach me to be kind and take care for elderly people.

This fairytale teaches me to be kind and to take care for elderly people.

в) Неправильное употребление сказуемого при собирательном количественном существительном.

Majority vote for this bill.

Majority votes for this bill.

г) Неправильное употребление структуры there с глаголом to be

There were a table and a chair in his room.

There was a table and a chair in his room.

  1. Ошибки в употреблении Participle I.

They took their decision laughed.

They took their decision laughing.

  1. Ошибки в употреблении Participle II.

They sent writing letters.

They sent written letters.

  1. Ошибки в употреблении предлогов:
  1. Неправильное употребление предлогов – местонахождения с предлогами – направления.

I live in Moscow.

I will go to Moscow next month.

  1. Ошибки в употреблении сложного дополнения.
  1. Неправильное употребление инфинитива во второй основе сложного дополнения.

Would you like them changed their mind?

Would you like them to change their mind?

б) Неправильное употребление личных местоимений, которые должны быть в объектном падеже.

I want he to read the poem.

I want him to read the poem.

  1.  Ошибки в употреблении модальных глаголов.
  1. Неправильное стилистическое употребление модальных глаголов: may, must, should.

You must be very serious about your work.

You should be very serious about your work.

б) Неправильное употребление неопределенной формы глагола с модальным глаголом.

Grown – ups must to be more careful to their children’s problems.

Grown – ups must be more careful to their children’s problems.

  1. Ошибки в употреблении артиклей.
  1. Замена определенного артикля the неопределенным артиклем a, an.

Entertainments such as cinema and theatre take a main part in our lives.

Entertainments such as cinema and theatre take the main part in our lives.

б) Неправильное употребление артиклей с географическими названиями.

Volga flows into the Caspian Sea.

The Volga flows into the Caspian Sea.

Повторяющиеся ошибки считаются за одну.






2.2. Анализ выполненного экзаменуемым письменного высказывания с элементами рассуждения.

        Рассмотрим пример письма с элементами рассуждения «Мое мнение» и типичные ошибки, совершенные детьми в этом письме. (Приводится с сохранением орфографии и пунктуации оригинала).

Задание для учащегося.

C2. You have 40 minutes to do the task.

Comment on the following statement.

Many parents encourage their children to study well by giving extra pocket money for each good mark.

What can you say for and against this practice?

Write 200-250 words.

Use the following plan.

Introduction (State the problem).

Express your opinion and give reasons for it.

Give other people’s arguments and explain why they are wrong.

Conclusion.

Many parents encourage their children to study well by giving them extra pocket money for each good mark. Is it correct to do so? I would like to explain my point of view on it.

In my opinion, this is only way to encourage their children because to study is boring and difficult. Children have different subjects at school. Some of them such as maths and chemistry are very difficult. Some of them like geography and biology are boring. Children work at school all the morning and when they come home they must prepare their homework. So they work almost all day. Perhaps, many parents think that if they are given money for their work, why not to give money to the children for their work? They think the money will make their children to study better because they would like to have money for sweets and different games. Otherwise the children save the money for games not eating breakfast at school.

On the other hand, some say, children get used to study only if they are given money. I cannot agree with it completely as their marks become worse and worse if parents can’t give them money every day. Secondly, if they are many children in the family, it’s impossible to give them all money for every good mark when they start going to school. Thirdly, children must study well not for the sake of money but because it’s interesting and because the good knowledge will help them to make a career and to find an interesting work they like.

As for me, I would give extra pocket money for each good mark to my children. My parents sometimes gave me money for good marks and it made me work better. I think, it’s right to give children extra pocket money on holidays or when they ask for it. Otherwise they will find different ways to find the money they need themselves.

Комментарий к выполненному заданию.

Данное задание оценивается по пяти критериям: содержание, организация текста, лексика, грамматика, орфография и пунктуация. Попробуем оценить вышеприведенное сочинение рассуждение исходя из данных критериев. Первый и наиболее важный критерий – содержание. Посмотрим, полностью ли учащийся сумел раскрыть содержание.

  1. Содержание.

Основные пункты включены, довольно хорошая реализация задания, так как в тексте представлено рассуждение об уместности поощрения хороших оценок деньгами, дана обоснованная и развернутая аргументация «за» и «против», сделаны общие выводы. К сожалению, учащийся во введении полностью использовал формулировку проблемы, данную в задании, без ее переосмысления и перефразирования. Приведены два развернутых аргумента: Children work at school all the morning and when they come home they must prepare their homework. So they work almost all day. Perhaps, many parents think that if they are given money for their work, why not to give money to the children for their work?

Второй аргумент за то, чтобы давать деньги за хорошую учебу звучит так: Otherwise the children save the money for games not eating breakfast at school. Затем даны три развернутых аргумента, которые четко выделены вводными словами: On the other hand, some say, children get used to study only if they are given money. So, their marks become worse and worse if parents can’t give them money every day. Secondly, if they are many children in the family, it’s impossible to give them all money for every good mark when they start going to school. Thirdly, children must study well not for the sake of money but because it’s interesting and because the good knowledge will help them to make a career and to find an interesting work they like. Сделан вывод и указаны причины, которые к нему привели: As for me, I wouldn’t give extra pocket money for each good mark to my children. My parents sometimes gave me money for good marks and it didn’t make me work better.

Коммуникативная задача полностью выполнена. По данному критерию учащийся будет буквально максимально высоко оценен.

  1. Организация текста.

        Четкость структуры: есть вступление и заключение.

Связность и целостность: текст довольно логичен. Четко выделены парадигмы параграфы «свое мнение» и «противоположная позиция». Есть связующие слова между параграфами: unfortunately, as for me. Хотя желательно было бы в заключении дать связующие слова между главной частью и заключением: In conclusion/to sum up вместо as for me. Положительно, что есть связующие слова между предложениями внутри одного абзаца, например,  firstly, secondly, thirdly в третьем абзаце, которые не только придают целостность абзацу, но и подчеркивают, что использован стиль рассуждения. По критерию «организация текста» учащийся будет достаточно высоко оценен.

  1. Языковое оформление сочинения:

Учащийся пытается использовать сложные грамматические структуры и явления, например, сложное дополнение, предложения условия (реальные и нереальные), модальные глаголы. Наряду со сложными грамматическими явлениями используются и явления базового уровня. Например, структура there  с глаголом to be. Грамматические ошибки происходят, когда автор пытается использовать более сложные конструкции, например, сложное дополнение make their children to study. Наблюдаются ошибки в использовании артиклей. Наблюдается повторяемость некоторых лексических единиц, например, слов otherwise, boring, difficult. Есть русифицирование лексики, например, использование структуры to become worse вместо to get worse. Однако эти ошибки в целом не препятствуют коммуникации. Есть ошибки в пунктуации вследствие интерференции русского языка: выделяются запятыми вводные слова. Например, I think. В целом, по языковым критериям автор получит неплохие оценки.

  1. Сфера применения языка.

Использован язык рассуждения и аргументирования, лексика, относящаяся к межличностным отношениям и образованию. Нейтральный стиль соответствует поставленной задаче.

  1. Объем сочинения: превышен.



III. Рекомендации по написанию письма (сочинения с элементами рассуждения-С2).

        Ниже даны рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку при выполнении заданий в разделе «Письмо».

  1. При выполнении задания С1 (личное письмо) следует обращать внимание учащихся на внимательное прочтение инструкций и текста – стимула (отрывка из письма друга на английском языке). При ознакомлении с текстом – стимулом учащиеся должны уметь выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе, определить стиль (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания.
  2. Необходимо выработать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. При этом вступление и заключение не должны быть по объему больше, чем основная часть. Следует также помнить, что для письменной речи характерно деление текста на абзацы.
  3. Перед началом работы учащиеся должны уметь отобрать материал, необходимый для письменного высказывания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написания работы уметь проверить ее с точки зрения содержания и с точки зрения формы.
  4. Рекомендуется знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, с тем, чтобы сформировать представление об особенностях каждого вида, а также тренировать учащихся в написании письменных высказываний разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в текстовом задании. Завершая обсуждение разделов, следует обратить внимание на то, что задание С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения) согласно спецификации ЕГЭ 2009 года  полностью  отнесено к высокому уровню. Это означает повышение требований к лексическому и грамматическому оформлению речи, а также к соблюдению норм орфографии и пунктуации (С2).

Максимальный балл за сочинение – 14

3.1. Композиция сочинения.

Формат и правила написания сочинения “Expressing of the opinion”.

Сочинение “Expressing of the opinion” пишется в формальном (деловом) стиле.

В данном типе сочинения требуется выразить свою точку зрения на заданную тему, а также привести противоположные вашей точки зрения других людей и объяснить, почему вы с ними не согласны. Ваше мнение должно быть четко сформулировано и подкреплено примерами или доказательствами.

Объем сочинения 200-250 слов (минимум 180 слов, максимум 275)

В сочинении должны активно использоваться конструкции типа «In my opinion», «I think», «I believe».

Необходимо использование вводных слов и конструкций типа “On the one hand, on the other hand…, слов - связок (Nevertheless, Moreover, Despite…).

Запрещается использование сокращения, типа “I’m”, “they’re” “don’t”, “can’t” (иначе будет снижен балл за организацию сочинения).

Сочинение “Expressing of the opinion” имеет строгую структуру, изменение которой при написании сочинения приведет к снижению балла. Сочинение “expressing opinion” состоит из 4-х абзацев:

  1. Во вступлении необходимо четко сформулировать тему-проблему, указав, что существуют две противоположные точки зрения на проблему (Some people claim that mobile phones are very useful devices while others argue that life could be less stressful without them.) и высказать свое мнение, не используя слишком много личных конструкций. Однако, первое предложение не должно слово в слово повторять заданную тему сочинения. Рекомендуемое окончание первого абзаца: Now I would like to express my point of view on the problem of …
  2. Привести 2-3 аргумента, подтверждающих вашу точку зрения, подкрепляя  их примерами или доказательствами. Во втором абзаце вы должны придерживаться только ОДНОЙ точки зрения, например: Mobile phones in my opinion are very useful devices. ИЛИ I consider the mobile phone to be a harmful and useless invention. Необходимо привести 2-3 аргумента с доказательствами в поддержку собственного мнения.
  3. Привести противоположные точки зрения (1-2), и объяснить, почему вы с ними НЕ согласны. Пример: However, some people think that mobile phones not only keep you in touch with your relatives and friends but also provide you with a great number of facilities. I can’t agree with this statement because…Ваши контраргументы мнению других людей не должны повторять 2ой абзац.
  4. В заключении необходимо сделать вывод, обратившись к заданной в 1-м параграфе теме, что существуют 2 точки зрения на проблему, а также подтвердить собственную точку зрения.

Например: «There are different points of view on this problem. I think that…» или «Taking everything into consideration, there are two different points of view on this problem. I believe that…

                                                        Таблица №5

Useful vocabulary for composition”expressing opinion”.

Фразы

1 абзац

Вводные фразы

  • It is popularly believed that….
  • People often claim that
  • Some people argue that…
  • A lot of people think that…
  • It is often suggested /believed that…
  • Many people are in favour of idea that
  • Many people are convinced that...
  • Some people are against…

Фразы, выражающие свою точку зрения:

  • I would like to explain my point of view on this situation.
  • I would like to express my opinion on this problem.

2 абзац

Фразы, характеризующие преимущества обсуждаемой проблемы:

  • As already stated I’m in favor of… for a number of reasons…
  • There are many things to be said in favour of…
  • The best/ thing about……. is…

Фразы, перечисляющие точки зрения:

  • Firstly, /First of all….
  • In the first place
  • To start with, / To begin with,
  • Secondly, Thirdly, Finally,
  • Last but not least,

Фразы, добавляющие новые аргументы:

  • Furthermore, /Moreover, /What is more,
  • As well as…. /In addition to this/that…
  • Besides, /…….also….
  • Not only…., but…… as well.
  • Apart from this/that….
  • …….not to mention the fact that

3 абзац

  • Some people believe that… however they fail to understand that…
  • they fail to consider that…
  • they forget that…
  • Some people argue that …. I can not agree with it as …
  • I disagree with this point of view (statement, opinion) because …
  • It has become fashionable for some people to argue that…
  • Contrary to what most people believe, I think that…
  • As opposed to the above ideas…I believe that…

4 абзац

Заключительные фразы:

In conclusion,

On the whole,

To conclude,

To sum up,

All in all,

All things considered

Finally,

Lastly,

Taking everything into account,

Taking everything into consideration

3.2. Алгоритм выполнения задания С2.

1. Сформулировать и прокомментировать основную проблему.

2. Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

3. Подобрать аргументы, опровергающие собственную позицию (не менее трех).

4. Привести заключение.

Последовательность действий:

1. Прочитайте задание и определите его тему.

Тема – это то, о ком или о чем говорится в задании.

2. Четко и лаконично сформулировать проблему.

Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

Если в задании несколько проблем, следует выбрать одну (как основную) и все остальные шаги алгоритма выполнять по отношению именно к этой проблеме.






3.3. Способы постановки проблемы.

Виды проблем.

  • Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
  • Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
  • Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
  • Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
  • Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек.

Проблема может быть:

  • актуальная,
  • важная,
  • главная,
  • глубокая,
  • злободневная,
  • идеологическая,
  • международная,
  • назревшая,
  • национальная,
  • основная,
  • острая,
  • политическая.
  • серьезная,
  • сложная.
  • социальная,
  • трудная,
  • философская,
  • экологическая.

        Определяя проблему, ученик должен задуматься над тем, каким образом содержание проблемы касается его, других людей, всего человечества.

Вечные проблемы:

  1. изменение языка и его причины:
  • процессы, происходящие в современном английском языке;
  • меры по преодолению негативных процессов, связанных с использованием языка.

  1. проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки?):
  • проблема своевременного получения образования (насколько важно для человека получить образование в молодости?);
  1. проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека?);
  2. проблема приобщения людей к чтению (трудно ли выбрать книгу для чтения? Какие книги развивают любовь к чтению?);
  • проблема выбора книги для чтения (как отличить хорошую, «живую» книгу от «литературного попкорна»?);
  1. проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (как влияет наука на жизнь и привычки человека?)
  • научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит ученому удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах.

6) проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие? Что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху?):

  • проблема истинного содержания понятия духовности (не подменяется ли сегодня это понятие другими?);
  • проблема духовности в искусстве (можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?).
  1. проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
  2. проблема совести (какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев?);
  3. проблема гуманного отношения к больным в медицинских учреждениях (допустимо ли подвергать таким испытаниям больных людей? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к больным людям?);
  4. проблема чувства собственного достоинства человека (не подменяется ли это понятие другими? Совместимы ли чувство собственного достоинства и самоунижение?);
  5. проблемы свободы (как соотносится чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям с чувством собственного достоинства человека? Можно ли такого человека назвать свободным?);
  6. проблема ответственности и уважительного отношения к собеседникам и к языку (как соотносится вкус, чувство языка и уважение к людям?);
  7. проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?);
  8. проблема ощущения Родины (с чем связано ощущение Родины у человека);
  9. проблема толкования понятия «честь», проблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести;
  10. проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека (как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека? Опасно ли это влияние и чем?);
  11. проблема интереса людей к различным передачам (какие передачи вызывают наибольший интерес? Что лежит в основе этого интереса?).

В проблеме можно также отобразить следующие параметры:

  • в основе взаимоотношений между людьми должны быть щедрость, искренность, бескорыстие, отсутствие зависти;
  • красота способна излечить душу; нельзя «скользить по красоте суетливым, поспешным взглядом»;
  • самая яркая пора в жизни человека – детство; в детстве формируется характер человека;
  • экология культуры не менее важна, чем экология природы; культурная среда необходима человеку для его духовной жизни; необходимо воспитывать уважение и любовь к историческому наследию;
  • каждый человек достоин помощи, поддержки, сострадания;
  • невозможно в течение короткого отрезка времени насладиться красотой, постичь прекрасное; «любование красотой» - возможность «очистить, облагородить себя»; «остановиться перед красотой надо, не думая о времени»;
  • настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому; истинный патриотизм неразрывно связан с интернационализмом; любовь к нашей планете предполагает заботу о ее природе, охрану и восстановление окружающей среды; силы природы целительны;
  • к каждому человеку необходимо относиться чутко и внимательно, любовь к человечеству в целом начинается с любви к конкретному человеку;
  • жизнь каждого из нас должна быть связана с заботой о ближнем; человек должен быть гуманным, милосердным; жизнь человека не должна уйти «в вечность бесследно»;
  • современный человек черпает духовные силы в общении с искусством, преклонение автора пред волшебной силой искусства, воплощенной в органной музыке и архитектуре, благотворное и очищающее влияние искусства на душу человека;
  • гений, творец видит мир иначе, чем обычные люди, истинному гению присущи любовь к родной земле, простота, естественность в общении с людьми, каждый рождается с каким – то талантом.

Как можно прокомментировать проблему (К2)?

Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего – либо.

Комментарий самой проблемы как таковой можно дать сразу после того, как она сформулирована:

  • насколько актуальна проблема,
  • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой,
  • какова «история вопроса»,
  • как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы,
  • есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.



3.4. Способы приведения аргументов.

Какой же может быть последовательность действий при аргументации проблемы?

Аргументация – это совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего – либо.

Аргумент – это довод, основание, приводимые в доказательство чего – либо.

Аргументы могут быть:

  • сильные/слабые;
  • логические/эмоциональные;
  • сильные (логические) аргументы:
  1. из художественной, публицистической или научной литературы,
  2. факты, события,
  3. выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы),
  4. статистические данные,
  5. свидетельства очевидцев,
  6. ссылки на авторитетных людей, цитаты из трудов и произведений,
  7. пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа,
  8. общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

        Все вышеназванные аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей, сострадать, сопереживать ему – или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение и ту систему ценностей, которой он руководствуется. Обычно объектами сопереживания являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлеченные понятия (жестокость, эгоизм, ханжество и т.п.).

Определение какого – нибудь понятия, отражающее его существенные признаки, называется «рассуждением с дефиницией». Обычно такое рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение.

Итак, аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами из художественной, публицистической или научной литературы!

Своя позиция должна быть выражена четко, каждый аргумент – обозначен определенными лексическими и стилистическими приемами:

  • во – первых,…
  • во – вторых,…
  • это подтверждается также,…
  • к этому можно добавить,…
  • однако,…
  • кроме того,…
  • наконец,…

И не забудьте красиво закончить сочинение. Это может быть следствие или вывод.

Советы.

  1. Ищите дополнительные доказательства из художественной, публицистической или научной литературы или примеры из вашего жизненного опыта, хорошо бы почерпнутого из книг, в защиту высказанной позиции;
  2. Найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо возразить автору, что противопоставить его доводам, как выразить и защитить свое понимание проблемы;
  3. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения:
  • С чего начать?
  • О чем говорить в основной части работы?
  • Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем?
  • Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?
  • Чем закончить?
  • Помните, от вас требуется откликнуться на проблему, затронутую в задании, аргументируя свою точку зрения понятно и убедительно.

Кто такой писатель?

Это человек, который умеет писать?

Нет. Писать умеет каждый грамотный человек.

Может быть, это человек, который пишет правильно?

Нет. Правильно умеют все образованные люди.

Стало быть, это тот, кто пишет интересно, увлекательно?

Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик.

Писатель – это человек, который создает произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.





3.5. Образец сочинения.

Many cities in Europe do everything to promote bicycles as an ecologically clean type of transportation; however the governor of St. Petersburg signed a decree according to which bicycles will not be allowed in the city centre.

Do you agree that bicycles should be banned in the centre of St. Petersburg?

Write 200-250 words

Use the following plan:

1. Introduction. (State the problem)

2. Express your opinion and give reasons for it.

3. Give other people’s arguments and explain why they are wrong.

4. Make a conclusion

Анализ выполнения экзаменуемыми можно обобщить следующим образом.

        In European cities people ride bicycles a lot because they are aware that bikes help to save fuel and reduce pollution in cities. However, the governor of Saint-Petersburg decided to ban bicycles in the city centre and I fully agree with it. I would like to explain my point of view on it.

        In my opinion, the governor is absolutely right. In the first place, our roads are not adapted for biking as in Europe; they are too narrow and there are no separate lanes for bicycles. Moreover, bikes do not help the traffic situation but even sometimes make it worse as bicyclists often break traffic rules and cause accidents. In addition, the weather in St. Petersburg is not good for bicycle commuting. In winter roads are covered with ice, in autumn and in spring rains are frequent and roads are wet, so it is very difficult for cyclists to move.

        On the other hand, some say that bikes are undoubtedly useful for our health, I can not agree with it completely as there are a lot of road accidents where cyclists are injured. Some people may argue that bikes are ecologically clean, but you can also put special purifying facilities on cars which are faster and more comfortable as transport.

        To sum up, there are different points of view on this problem. I believe that bicycles should be banned in the city centre where streets are not specially created for them. As I see it, a bike is a kind of transport for short trips in the countryside.

(259 слов)


IV. Примерные темы для написания высказывания с элементами рассуждения из раздела «Письмо» по английскому языку для сдачи ЕГЭ.

  1. Do you think that stray animals should be allowed to live on the streets?
  2. What can you say for and against school trips?
  3. Do you agree that teenagers are often criticized unfairly?
  4. What can you say for and against exploring the space and visiting other planets?
  5. What can you say for and against pupils being involved in running their school?
  6. What can you say for and against the use of cars?
  7. Do you think that your town does enough to support people who want to help the environment?
  8. What can you say for and against going to the university?
  9. Do you think that there is a place in schools for practical subjects, such as cooking and car mechanics?
  10. What can you say for and against National services?
  11. What can you say for and against caring about appearance and fashion?
  12. What can you say for and against pupils producing a school magazine?
  13. Do you think that being given pocket money teaches teenagers anything?
  14. Do you think that teachers give too much homework?
  15. What can you say for and against performing experiments on animals?
  16. What can you say for and against future technological developments?
  17. What can you say for and against fast food?
  18. What can you say for and against watching television?
  19. What can you say for and against teenagers playing computer games?
  20. What can you say for and against getting marriage?


Выводы и рекомендации.

Результаты выполнения экзаменационной работы в разделе «Письмо» свидетельствуют о достаточно хорошей сформированности умения выражать мысли в соответствии с целью высказывания, соблюдать принятые в языке нормы вежливости с учетом адресата, пользоваться соответствующим стилем речи. Анализ работ экзаменуемых подтвердил вывод, сделанный по результатам выполнения раздела «Грамматика и лексика»: выпускники в письменной речи испытывают определенные трудности при применении видовременных форм глагола, согласовании времен и употреблении сложноподчиненных предложений.

Анализ результатов выполнения ЕГЭ 2009-2011 года по иностранным языкам позволяет сделать вывод о целесообразности того, чтобы учителя продолжали уделять большое внимание:

  • варьированию приемов письма в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • расширению возможностей учащихся в ознакомлении с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;
  • формированию языковых компенсаторных умений;
  • совершенствованию навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативном контексте.

Основными направлениями совершенствования КИМ по иностранным языкам в 2010 году являются:

  • расширение круга проверяемых на экзамене умений в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по иностранным языкам;
  • дальнейшее усиление когнитивного характера наполнения содержания материалов экзамена и повышение требований к отбору текстов, используемых в заданиях;
  • совершенствование содержания заданий и системы оценивания в разделе «Письмо».

Можно сформулировать следующие общие рекомендации по развитию умений письменной речи:

  • важно обучать учащихся выполнять разные виды заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида;
  • необходимо научить школьников анализировать и редактировать свои собственные работы;
  • следует сформировать у школьников умение отбирать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы;
  • нужно развить у школьников умение определять стиль (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания и придерживаться его на протяжении всего текста;
  • при подготовке к сдаче экзамена приучите учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем).

Тарханова Юлия Александровна, учитель английского языка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» муниципального образования «город Бугуруслан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Методическая разработка "Формирование страноведческой компетенции в диалоге культур на уроках английского языка в старших классах"

Образование в настоящее время становится более интернациональным, многоязычным, поликультурным. И именно проблема поликультурного образования, в центре которого находится личность, обладающая социокул...

Обучение письму на уроках английского языка в старших классах

Рассмотрены основные методы обучения письму, представлены варианты тренировочных упражнений....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Использование видео на уроках английского языка в старших классах для развития интегрированных умений, необходимых для коммуникативной деятельности учащихся.

Использование видео на  уроках английского языка в старших классах для развития интегрированных умений, необходимых  для коммуникативной деятельности  учащихся....

Развитие коммуникативных умений на уроках английского языка в старших классах

Вашему вниманию предагается несколько упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений на уроках английского языка в старших классах. Упражнения были разработаны для выпускной квалификацион...