Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования
учебно-методический материал по теме

Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon noo_pedsovet.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования

В Законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Содержание образования  должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного  в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Недаром в новой версии «Закона об образовании» совсем нет такого понятия как «учитель». Все работники школы обозначены как «педагогические работники».

Введение ФГОС ООО предполагает всестороннее развитие ребенка на уроке и во внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению мною предлагается научное общество обучающихся 5-х классов (НОО).

В течение двух лет я вела кружок «Проектная деятельность школьников» для учащихся 8-11 классов. В ходе работы я столкнулась с проблемой набора 15 человек старшеклассников, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью по предметам естественнонаучного цикла. Еще труднее удержать их интерес в течение года. К этому возрасту ребята уже, в основном, определились с выбором интересующего их предмета, необходимого для сдачи выпускного экзамена и для дальнейшего обучения. И учеников, интересующихся биологией-химией, в таком количестве просто нет.

В этом году я решила пойти другим путем. Решила заинтересовать детей своими предметами как можно раньше. В этом учебном году я веду научное общество обучающихся 5-х классов. Сейчас группа составляет по списку 15 человек, фактически бывает немного больше.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Нами были разработаны: Положение о научном обществе обучающихся 5-х классов МОУ СОШ №3 им.В.Н.Щёголева городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области, где обозначены основные положения, цели и задачи НОО, основные направления работы; Устав НОО; Требования к проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Составлена рабочая программа. Программа направлена на приобретение учащимися профессиональных знаний и умения самостоятельно планировать и вести проектно-исследовательскую работу, на формирование универсальных учебных действий (УУД) при помощи проектно-исследовательской работы.

Начиналась работа общества с 5 человек, и к третьему занятию их уже было больше 15. На первых занятиях я старалась познакомить учеников с разнообразием наук, показать, чем они занимаются. Спланировали работу над длительным групповым проектом с рабочим названием «Все науки хороши. Выбирай на вкус!» Мы начали знакомство с науками с естественных наук. Сначала была химия, с ее опытами; потом биология с работой с микроскопами и микропрепаратами и как результат поднятие интереса к научному общесту. Посетили Музей военного водителя в ПЦ «Форсаж», запланировали экскурсию в дивизию, музей русской старины Буинцевой О.И., беседу в зале Воинской славы школы №2 у мемориальной доски в честь воина-интернационалиста Александра Судницина. Также в наших планах работа в физической лаборатории (Жеманова Е.С. обещала помочь), в живом уголке кабинета биологии, радиокружок и компьютерный кружок в ДДТ. Т.е. ограничений по предметным областям нет. Также стараюсь разнообразить формы работы и привлечь учреждения дополнительного образования.

В своей работе мы тесно сотрудничаем с психологом школы - Швыревой Е.В. Кроме интереса к предметам меня интересуют и способности ребят. Сейчас это актуально и в контексте ФГОС и в контексте работы с одаренными детьми. Хотелось бы более плодотворно организовать работу и получить более высокий результат. Е.В. подобрала психологические методики на изучение математических и гуманитарных способностей, на способности к естественным и техническим наукам. Мы протестировали ребят и распределили вопросы проекта в соответствии с желанием и способностями. Если они не очень совпали, то я постаралась так сформулировать вопрос, чтобы он не шел вразрез со способностями. Например, выполняя задание о науке Химия, гуманитарии готовят вопрос об алхимиках.

Конечно, я допускаю, что в дальнейшем некоторые ребята отсеются на другие предметы (я сама этому поспособствовала), дальше я не смогу компетентно предметно помочь (кроме естественных наук). Но считаю, что сейчас ребят получат важнейший навык проектно-исследовательской работы и смогут использовать его в другой ситуации. Если сейчас ученики 5-х классов будут выполнять проекты  у других педагогов, мы на НОО сможем оказать некоторую помощь. Организация школьной научной деятельности позволяет добиться разносторонних результатов (и предметных, и метапредметных, и личностных).

Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Основной из задач учителя является  организация учебной деятельности  таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования  учебного  материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную  деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....

Статья "Введение ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования: достижения , проблемы, перспективы"

Задача современной образовательной   системы –    не напичкать ученика  фундаментальными     знаниями   (большинство которых никогда н...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Статья "Разноуровневые задания при изучении математики как средство обеспечения нового качества образования"

Воспитание и обучение человека -  задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого зависит от взрослых. И задача учителя главным о...