Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством креативно-деятельностного подхода
статья на тему

Разработанная система формирования коммуникативной компетенции учащихся представляет собой единое целое «урок – неаудиторные занятия - внеклассная работа». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством креативно-деятельностного подхода

Разработанная система формирования коммуникативной компетенции учащихся представляет собой единое целое «урок – неаудиторные занятия - внеклассная работа». В систему работы входит обучение межкультурной коммуникации на уроках и получение дополнительных сведений на занятиях клуба иностранных языков во внеурочное время. Также в образовательный процесс внедрялись интегрированные уроки (литература-английский язык), что позволило учащимся развить свои коммуникативные навыки.

Формирование коммуникативной компетенции является приоритетной задачей креативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку. Коммуникативная компетенция определяется, как способность организовать своё речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Основными составляющими коммуникативной компетенции являются: речевая, языковая, компенсаторная, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

«Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстаёт в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Например, П. Торранс, вслед за Дж. Гилфордом описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление как процесс чувствования трудностей, проблем, недостающих элементов; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер».

«Креативно-деятельностный подход - это умение использовать приобретенные ранее коммуникативные умения в новых ситуациях общения, умение самостоятельно конструировать социально одобряемые формы коммуникации, адекватность поведения в конфликтных ситуациях; владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; проявление инициативы в общении со сверстниками, умение регулировать свои эмоциональные проявления».

«Под коммуникативными умениями понимается возможность осуществления речевых актов в наиболее естественной форме, то есть, в речевых действиях. Коммуникативность состоит в том, что наше обучение должно быть организованно так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу общения. Коммуникативность служит, для того чтобы, обучение общению происходило в условиях общения, т.е. в адекватных условиях».

Методологической основой опыта являются труды ведущих педагогов и психологов: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев (деятельностный подход к обучению); Е.И. Пассов, В.П.Кузовлев (опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи); Е.С.Полат (основы технологии обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационных технологий); Тер-Минасова С.Г.(язык и межкультурная коммуникация); Соловова Е.Н.(методика обучения иностранным языкам). Использование элементов выше указанных технологий, с точки зрения автора, способствует активизации резервных возможностей личности.

Опыт педагогов-новаторов: Антропова А.И., Колкова М.К., Кулешова Г.М., показывает эффективность применения креативно-деятельностного подхода при обучении учащихся английскому языку.

Новизна опыта заключается в сочетании элементов проектной технологии, технологии обучения в сотрудничестве и интерактивных методов в обучении для формирования коммуникативной компетенции учащихся в разных видах речевой деятельности. В ходе работы был создан банк коммуникативных ситуаций, разработаны тестовые задания олимпиады муниципального уровня, методические рекомендации для сдачи экзамена в формате ЕГЭ: коммуникативный аспект

Согласно идеям модернизации образования, требованиям современных образовательных стандартов по иностранному языку урок должен иметь коммуникативную направленность, предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую высокий уровень познавательного интереса школьников. Поэтому одним из ведущих методов работы считается коммуникативный метод, который предоставляет возможность учащимся в ходе изучения темы проявить творческую активность, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся оценивать свои способности, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; учатся устанавливать причинно-следственные связи. Велика роль учителя в формировании мотивации учения. В связи с этим автор считает, что педагогическая поддержка учителя в процессе обучения является приоритетной. Положительный результат учебной деятельности вызывает у учащихся позитивные эмоции, благодаря чему усиливается мотивация учения. При выполнении проектных заданий успешно сочетаются индивидуальные, парные и групповые формы работы, в ходе чего осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем - равноправным партнером и консультантом. Здесь очень важен алгоритм взаимодействия учителя и учащихся на разных этапах учебного процесса.

Предлагаемые темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, письма), развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире.

Большое значение в организации учебного процесса имеет инструментарий, который отражён в системе занятий. Учение начинается с ознакомления с учебным материалом, затем следует отработка коммуникативных навыков и применение их в устной, письменной речи. Креативные задания могут быть использованы на каждом занятии, исходя из целей и уровня умений обучающихся.

На этапе ознакомления учащихся с материалом используются условно-речевые упражнения, которые служат для отработки употребления новой лексики до уровня автоматизма:

  • имитация  прием «цепочка» - I adore “The Beatles”, and you?

Я обожаю «Битлз», а ты?

  • подстановка  I `d like to take… with me.   Insurance – страховка.

Я бы хотела взять… с собой. A visa -виза. Travel leaflet проспект.

  • трансформация – каждое предложение с новыми лексическими единицами должно прозвучать во всех его речевых вариантах (утвердительном, отрицательном, вопросительном, в повелительном наклонении, в другом лице, числе и т.д.).

На этапе тренировки совершенствования умений используются приёмы, целью которых является подготовленная диалогическая, полилогическая речь с выходом на монологическую. Для этого необходимо использовать коммуникативные ситуации. Думаю, что очень важно правильно учитывать различные системы взаимоотношений обучающихся, ведь они весьма разнообразны: социальные, нравственные, отношения совместной деятельности. Управляемая актуализация различных видов взаимоотношений осуществляется с помощью проблемных ситуаций. При их разработке четко определяется коммуникативная задача; учащиеся обеспечиваются языковым и речевым материалом; организовывается поиск нужной информации для выполнения задания; стимулируется мотивация учения; у учащихся развивается способность к самопознанию и самовыражению; воспитывается креативное отношение в решении поставленной задачи.

Говорение:

  • Разработан банк коммуникативных заданий по различным темам учебного курса. Например:

You are a correspondent. Interview a pop-star.

Вы – корреспондент, возьмите интервью у поп-звезды.

You are a famous sportsman. Share your secrets about your life in sport.

Вы – знаменитый спортсмен. Расскажите о своей жизни в спорте.

Коммуникативные ситуации использую не только при обучении говорению, но и при совершенствовании умений в других видах речевой деятельности.

Креативное аудирование:

  • «немое письмо» – прослушайте текст, нарисуйте то, что услышали;
  • «диктор» – учащиеся прослушивают текст, определяют тему, отбирают ключевые слова, чертят схемы, заполняют таблицы, затем по своим записям воспроизводят речь «диктора».

Креативное письмо:

  • «испорченное письмо» к нам пришло письмо из Британии от нашего знакомого Дэвида, но что-то случилось на почте, там был пожар и письмо местами прожжено, нужно восстановить его и написать ответ» (письмо прожжено как раз в тех местах, где надо восстановить глагольную форму);
  • поэзия «хайку»: Вечерний ветер.   The evening wind.

         Краски дня                    The colours of the day.

         Сдуло прочь          Have been blown away.

  • письма – истории от лица какого-либо героя или предмета об истории его жизни.

Аспект языка – грамматика:

  • по принципу игры «Крестики – нолики» тренируется употребление

типов вопросов или другого грамматического материала.

Are you…?

How…?

…she playing…?

What…?

Does…?

Why…?

…isn`t it?

…or…?

…are they?

  • Кто-то прислал телеграмму, но на почте перепутали слова. Чтобы узнать, что в телеграмме нужно поставить слова в правильном порядке и времени.

Чтение: дайте название тексту; определите основную мысль текста; ответь, чтобы ты сделал на месте главного героя; заполни таблицу.

Для отработки языкового материала используются опоры:

ФСТ (функционально-смысловые таблицы) – построены таким образом, что позволяют облегчить учащимся нахождение слова, для выражения его мысли и построить свое высказывание.

Функциональные схемы – они позволяют правильно построить общение:

а/ обмен мнениями - сообщи- возрази -объясни- убеди – согласись;

б/ спор - желание - просьба – сомнение- поясни - уточни – предложи- откажись;

в/ тезис - аргумент - резюме - эта схема используется для построения законченного высказывания. Например: ”Погода сегодня хорошая, так как светит солнце, поэтому я пойду гулять в парк”.

Для создания условий активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях, чтобы увеличить время говорения каждого ученика использую следующие приемы:

  • Jig saw – “метод пилы” (рис 1). Этот прием очень экономичен. Учащиеся читают 1 текст или обсуждают 1 проблему в группе, а затем, благодаря рокировке участников групп, происходит смена речевых партнеров, в результате которой объем новой информации увеличивается и значительно повышается уровень коммуникативности, развивается степень самостоятельности участников ситуативного общения.

        рис.1

  • «Круг в круге» (рис 2). Цель этого приёма – извлечение и обмен информацией. Учащиеся образуют внутренний и внешний круги. Внутренний круг стоит на месте, а внешний движется, что позволяет неоднократно сменить речевого партнера.

        P                                      P                             P1                            P4

        

                                                            P2                       P5        

                                                           P3                       P6 

рис.2        

        P        P                                     рис 3

*«Две линии» (рис 3). Учащиеся делятся на две группы, становятся лицом к лицу, образуя две шеренги. Одна шеренга стоит на месте, другая движется. Учащиеся общаются одновременно в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Сделав шаг в сторону (к следующему партнеру), меняют партнера. Учащийся, оставшийся без пары, идет в начало шеренги.

*«Вечеринка» (Cocktail party) - свободное хождение. Получив коммуникативную задачу, учащиеся свободно ходят по классу, обмениваясь информацией, своими мыслями или добывают информацию. Этот прием стимулирует самостоятельность, повышает интерес к изучению иностранного языка.

*«Все во всем»- подбор самых разнообразных, неожиданных возможностей использования данного предмета не по его прямому назначению. Проявляются такие креативные качества, как гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность, воображение, внимание. Игра направлена на развитие креативного поля учащихся. [1](Приложение 8)

*«Пирамида». Задача этого приема прийти к единому мнению, развить умение убедить собеседника. Учащиеся обсуждают проблему вначале в парах, затем в группах, далее – в коллективе и в итоге приходят к консенсусу.

*«Паук». Помогает систематизировать изучаемую лексику.

                

телепередачи        профессии

            КИНО

                  корпорации        фильмы

    литература        внешний вид

                                   Субкультура

     ценности                                                           музыка

На этапе применения используется организация личностного общения учащихся. Для этого очень важно обучать их выражать свои мысли, мнения, пожелания, полагаясь на жизненный опыт. С этой целью применяются речевые клише: «To my mind…” (по моему мнению…); “As for me” (что касается меня…); “From my point of view…” (с моей точки зрения); “I cannot say it precisely, but I think” (не могу сказать точно, но я думаю…) и т.п.

Во взаимодействии с учащимися используются следующие способы общения: интерактивный, перцептивный, информационный.

Для того чтобы общение состоялось, очень важно соблюдать нормы этикета. Необходимо систематически проводить «минутки вежливости», где учащиеся обучаются правилам этикета: как правильно сказать комплимент, как выразить благодарность, извиниться, обратиться с просьбой о помощи и т.д.

Очень важны и нетрадиционные уроки: диспуты, дискуссии, конференции и т.д.

Еще один интересный прием: “Public speech”. Учащимися самостоятельно готовится публичное выступление по определенной проблеме. Выступление должно включать в себя обязательные компоненты: обращение, акцентуация проблемы, возможные пути ее решения, резюме.

Спикер должен хорошо знать особенности аудитории, владеть способами ее активизации, уметь использовать разные стили устной речи. Приветствуется использование в речи юмора, так как это является лучшим показателем владения иностранным языком. Аудитория по окончании речи обсуждает ее со всех сторон, используя стратегию «кубирование», технологии развития критического мышления.

В процессе обучения используются и современные информационно-коммуникативные технологии. На уроках и при подготовке к ним гимназистки используют ИКТ, находят полезные материалы в интернете, используют их для выступлений, создают презентации с анимацией.

Много внимания уделяется организации рефлексии на уроке:

  • « открытка» - отразите свои мысли на бумаге, нарисуйте наш урок, каким вы его видите;
  • «цветная гамма урока» – учащиеся выбирают цветные карточки. Если урок понравился, был интересным, познавательным – поднимите красную карточку; если урок был обыкновенный – желтую; если урок не понравился – зеленую;
  • мини-сочинения;
  • «цепочка мнений».

Для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся эффективным педагогическим средством являются внеклассные занятия по предмету: викторины, спектакли, фестивали. В гимназии действует клуб любителей английского языка «Эльдорадо». Результат занятий в клубе - это творческая раскрепощенность, расширение лексического запаса, развитие коммуникативных умений учащихся, развитие их творческого потенциала. Основой обучения служит опора на субъектный опыт учащихся, что является реализацией личностно-ориентированного подхода. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету, положительно воздействуют на взаимоотношения в ученическом коллективе. Внеклассные занятия помогают учителю узнать творческие, индивидуальные способности своих учащихся и учить применять полученные знания на уроке в нестандартных ситуациях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ученик, к сожалению,  не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий

Учитель, владеющий компьютерными технологиями, применяет их при введении новой темы или ее завершении (компьютерные уроки), контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх,...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ КАНАЛА BBC.

Цель обучения иностранным языкам в полной средней школе - достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне, т.е. способности и реальной готовности школьников осуществлят...