Развитие коммуникативных навыков учащихся посредством лингвистического комплексного анализа текста с этнокультурным русским компонентом.
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. В средних классах (6—8) мною целенаправленно и планомерно проводится работа, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой лингвистического анализа в старших классах. Такой подготовительной работой в средних классах становится целенаправленное наблюдение за реализацией в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка. Система работы по повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся ориентирована на двустороннюю природу текста — как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, она ориентирована на знания учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения текста и развертывания тематических предложений. С другой, она ориентирована на знания о способах деятельности, формирующих умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное. В 9 классе большое внимание уделяю обучению создания творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках лингвистического комплексного анализа текста девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания. Использование в 10-11 классах лингвистического анализа текста открывает следующие возможности: • учащиеся овладевают новой областью языкознания – лингвистикой текста, структурой его компонентов; • создается единство развития речи, ее культуры; • на более высоком уровне готовить учащихся к созданию собственных творческих работ; • методика, ориентированная на текст, интегративна в том смысле, что в ней взаимодействует грамматика, стилистика, психология речи, риторика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков учащихся посредством лингвистического комплексного анализа текста с этнокультурным русским компонентом.

Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к  первичным основам лингвистического комплексного анализа. В средних классах (6—8) мною целенаправленно и планомерно проводится работа, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой лингвистического анализа в старших классах. Такой подготовительной работой в средних классах становится целенаправленное наблюдение за реализацией в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка. Система работы по повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся ориентирована на двустороннюю природу текста — как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, она ориентирована на знания учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения текста и развертывания тематических предложений. С другой, она ориентирована на знания о способах деятельности, формирующих умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное. В 9 классе большое внимание уделяю обучению создания творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках лингвистического комплексного анализа текста девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания. Использование в 10-11 классах лингвистического анализа текста открывает следующие возможности:

  • учащиеся овладевают новой областью языкознания – лингвистикой текста, структурой его компонентов;
  • создается единство развития речи,  ее культуры;
  • на более высоком уровне готовить учащихся к созданию собственных творческих работ;
  • методика, ориентированная на текст, интегративна в том смысле, что в ней взаимодействует грамматика, стилистика, психология речи, риторика.

На уроках использую разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов (картинного, словесного), наложение готового плана на текст, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), озаглавливание, анализ авторского заголовка, собирание текста на кубиках, сравнение разных планов к одному тексту, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме. Понятие «текст» традиционно предлагаю вводить при сравнении отдельных предложений и предложений, связанных по смыслу и грамматически. На уроках в 5 классе использую вот такой конспект анализа текста:

  • Озаглавьте текст.
  • Определите стиль текста и докажите свое мнение.
  • Определите тип речи и докажите свое мнение.
  • Выпишите ключевые слова.

В 6 - 8 классах план  усложняю -  использую вопросы типа:

  • докажите, что это текст, а не набор фраз.
  • что нового и полезного вы узнали из текста?

А также добавляю и проблемные вопросы. Проблемный метод обучения развивает у детей творческую самостоятельность, мыслительную деятельность.В 9 - 11 классах привлекаю тексты современных публицистов: Д. Гранина, Д. Лихачева, и др. и добавляю еще один пункт к конспекту:

  • выявить проблему, написать свое отношение к ней.

В этих же классах уже включаю творческую работу. Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Я оцениваю не только результат, но и процесс работы. Тексты, используемые на подобных занятиях, тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:

  • В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
  • В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.
  • Предложены все виды разборов.
  • Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.
  • Тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

Я пришла к выводу, что налаженная систематическая работа по лингвистическому комплексному анализу текста начиная с 5 класса даёт возможность осуществлять на уроках органическую взаимосвязь повторения всех разделов курса русского языка, развития коммуникативных умений и навыков учащихся и предполагает в итоге высокий уровень знаний по предмету

5 класс Устаревшие слова

Алешка, держа вожжи, шел сбоку саней, где сидели трое холопов в бумажных, набитых паклей, военных колпаках и толсто стёганных, несгибающихся войлочных кафтанах с высокими воротниками — тегелеях. Это были ратники Василия Волкова. На кольчуги денег не хватило, одел их в тегелеи.

Михаила сидел насупившись. Их обгоняло, крича и хлеща по лошадям, много дворян и детей боярских в дедовских кольчугах и латах, в новопошитых ферезях, в терликах, в турских кафтанах, и весь уезд съезжался на Лубянскую площадь.

(А. Толстой)

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Выпишите ключевые слова.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Определите стиль текста и докажите свое мнение.
  5. Определите тип речи и докажите свое мнение.
  6. Спишите, найдите устаревшие слова.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие свое и веселие.

Прочитайте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Как вы думаете, какие слова являлись устаревшими уже во времена поэта в XIX веке?

5 класс Фразеология

Денис Давыдов явился однажды в авангард к князю Багратиону и сказал: «Главнокомандующий приказал доложить Вашему сиятельству, что неприятель у нас на носу, и просит Вас немедленно отступать». Багратион отвечал: «Неприятель у нас на носу? На чьем? Если на Вашем, так он близко, а коли на моем, так мы успеем еще отобедать».

  1. Прочитайте один из анекдотов, записанных А.С.Пушкиным.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Какой фразеологизм в нем используется? Подберите к нему синоним.
  4. Объясните знаки препинания. Как изменится смысл слов Д. Давыдова, если не поставить запятую перед союзом и?
  5. Подберите синонимы к словам немедленно, неприятель, однажды. 
  6. К наречию близко подберите антонимы и синонимы-фразеологизмы.

5 класс  Склонение имен существительных в единственном и множественном числе

В старину3 на Руси предметы, которые представляли историческую или художественную ценность, хранили в соборах и монастырях, в царских хранилищах. Одно из известнейших таких хранилищ — Оружейная палата — находится в Московском Кремле. Первое упоминание об Оружейной палате относится к середине XVI века. Это была мастерская по изготовлению и хранению оружия. Она находилась в большом каменном здании — палате. Отсюда и произошло название музея. Кроме Оружейной палаты на территории Кремля были Золотая и Серебряная палаты, где работали золотых и серебряных дел мастера.

В Оружейной палате на протяжении веков сосредоточивались лучшие произведения русского декоративно-прикладного искусства. Многие из них были связаны с важными событиями русской истории.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Откуда он взят: из художественного произведения или из словаря-справочника? Определить тип речи и доказать свое мнение
  4. Каким способом связаны предложения в тексте? При помощи каких языковых средств?
  5. Вспомните особенность склонения существительных, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий.
  6. Выпишите из текста примеры таких существительных,  поставьте их в дательном и предложном падежах, обозначьте окончания.

6клас Имя существительное

Трудно найти2 историческ..го де..теля чье потомство2 было (бы) так изучено, как потомство Александра Сергеевича Пушкина. Не один потомок Пушкина вп..сал свое имя в летопись2 ру(с,сс)кой истор.. . Старший сын поэта Александр Александр..вич стал одним из г..роев освободительной ру(с,сс)ко-турецкой войны 1877—1878 годов. Сыновья и внуки Александра Александровича Пушкина принимали участие в первой мировой войне и в гражданской войне в к..торой сражались на стороне революци... Десять потомков поэта были участниками Великой Отечественной войны. Они сражались в рядах Советской Армии против фашистов.

1.Прочитайте текст

2.Сформулируйте основную мысль текста.

3.Определите, на сколько абзацев его нужно разбить.

4.Спишите, выделяя абзацы, расставляя знаки разделения.

5.Найдите слова, с помощью которых соединяются предложения в тексте. 6.Подчеркните существительные собственные и собственные наименования.

7.Какое из трех последних предложений является сложным? Составьте его схему.

«Москва От копеечной свечи (з, с)г..рела». Эта старая пог..порка напомина..т людям об ост..рожност… Москва вообще-то много раз г..рела. И по разным причинам: и враги ее жгли и сами м..сквичи чтоб врагам (не)дост..лась. Но обиднее всего вспом..нать о пожарах которые произошли по чистой случай пост., недосмотру и разгильдяйству. Ведь и правда был случ..й когда чуть не вся Москва (з, с)горела от одной д..шевен(ь)кой свечк.. . Было в ма.. 1737 года. П..года ст..яла сухая и ветреная. Служанка в одном б..гат..м дом.., поставила у себя в чулан(?)чик.. свеч(?)ку и сама вышла. Свеч(?)ка упала. Заг..релся и чулан(?)чик и дом и улица... Когда под..читали, то вы..снилось что всего от той свечи сг..рело больше двух с половиной тыс..ч дворов да около пятисот лавок. Китай-город весь выг..рел да и Кремль сильно nocтp..дал.

(По Н. Юриной.)

  1. Определите тему и основную мысль текста.
  2. Выпишите ключевые слова.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Определите стиль текста и докажите свое мнение.
  5. Определите тип речи и докажите свое мнение.
  6. Спишите, выделите в нем три абзаца, расставляя недостающие разделительные запятые.

Масл.ница любимый всеми праз(?)ник прощания с зимой. Обычно масл..ница быва..т в феврале. Пок..тилось ясн.. солн..шко масл..ным блином через снежн.. п..ляны сквозь сыпуч., бураны к хлебосольной масл..нице.

В понедельник, называемый встреч..й, масл..ница начиналась. Вторник — заигрыши. И старый и малый к..тались с гор..к, играли в сне...ки. Среда лак..мка: полагалось всех р..дных и бли.жих уг..щать я..твами, какие только умеют г..товйть х..зяйки. Четвер.. широкая масл..ница. Ешь, пей, гуляй, сколько душе угодно. Пятница тещины в..черинки Не всё зятю к теще на блины ездить настала пора ее уг..щать. Суббота золовкины пос.делки. Но это не значит, что одни мужнины сестры кутят. Собирается родия за один стол. Царь стола опять же блины. А воскресенье, завершающее масл..ницу, по церковным правилам сч..тается прощеным. Все должны прим..ри..ся, простить друг другу, обиды, чтобы жить в мире и соглас... С понедельника нач..нается Великий пост.

(По В. Tуманову.)

  1. Спишите.
  2.  Озаглавьте текст и выделите в нем три абзаца.
  3. Подчеркните главные члены в предложениях, в которых вы поставили тире. Какой частью речи они выражены?
  4. Обозначьте падеж и склонение существительных с пропущенными окончаниями.

6 класс. Имя прилагательное

Москвич..й всегда считали и сч..тают очень (гостепр..имный) люд(?)ми. В основе (ру(с,сс)кий) гостеприимства2 л..жат (древний) традиц.. . На Руси любят и умеют принимать гостей.

Существовал и существует р..туал—(дорогой) и (почетный) гостя встречать хлебом с солью.

Символом гостеприимства и доброжелательност..2 являет(?)ся пирог. Пирог — это праз(?)ничный хлеб. Само название его происходит от (древнеру(с,сс)кий) слова пир. Ко всякому (торжественный) случаю готовят особый пирог.

Гостю всегда предлагают (традиционный) чай. На стол кладут (свежий) скатерть ставят (горячий) сам..вар (вкусный) пирог и (ар..матный) варенье. Гостя сажают на (лучший) место. Все заняты (душевный) беседой...

(По Н. Tрифоновой, М. Стасгок.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите стиль текста и докажите свое мнение.
  3. Определите тип речи и докажите свое мнение.
  4. Спишите, согласуя прилагательные с теми существительными, к которым они относятся.
  5. Обозначьте окончания прилагательных, их род и падеж.
  6. Объясните употребление тире.
  7. Поставьте знаки разделения.

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

«Грош..вый»,— говорят в прямом и переносном смысле о самом деш..вом ничтожном (не)значительном.

Между тем в очень д..лекие врем..на грош представлял собой довольно крупную серебр..ную м..нету и лишь много поз(?)нее он выр..дился в обыкновенный медяк.

Слово «грош» произошло от латинск.. «гроссус» что означа..т «большой». Сравнив это значение с тем, в к..тором ныне употребля..т(?)ся слово «грош», мы получ..м интресный пример того как слово пр..обрело в языке противоположн.. значение.

(По А. Мильнеру.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите стиль текста и докажите свое мнение.
  3. Определите тип речи и докажите свое мнение.
  4. Спишите, расставляя пропущенные запятые.
  5. Графически объясните выбор гласной в суффиксах прилагательных после шипящих.
  6. Выделите морфемы в слове деш..вый.

Одна и две буквы « в суффиксах прилагательных

В красн.. поле — серебр..ый ружейный ствол, положенный на два скрещенных серебр..ых клинка шпаг; вверху и внизу по одному золотому молоту — таков герб Тулы, города русских оружейников. Тульск.. кузн..цы и оружейники славились на Руси уже с XVI века. Иску..ные мастера изг..товляли оружие, силу которого испытывали на себе многочисл..ые враги Русской земли. Тула по праву пр..надлежит. к городам, завоевавшим славу на полях сражения.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Спишите.
  3. Укажите орфограммы на месте пропусков.
  4. Герб какого города вы знаете? Опишите герб. Объясните, почему он такой.

Кто сочинил песню «Вот мчится тройка почтовая»? Или «Степь да степь кругом»? Или песню «Когда я на почте служил ямщиком»?

Все эти песни народные. Поются они повсеместно и с давних пор. Народ их любит и помнит. Но при этом понятие «народная песня» не означает, что песню сочинил весь народ, что у нее не было автора — того, кто придумал слова, и того, кто положил их на музыку. Был. Только имя его или осталось никому не известным, или забылось. А песня пошла и стала народной. Одни слова народ сокращал, другие поправлял, заменял. В иных песнях от первоначального текста осталось совсем немногое. И все же авторы у всех этих песен были.

(По И. Андроникову.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите стиль текста и докажите свое мнение.
  3. Определите тип речи и докажите свое мнение.
  4. Определите основную мысль текста.
  5. Найдите слова, которые служат средством связи первого, второго, третьего, четвертого и пятого предложений.
  6. Выпишите словосочетания с главным словом - существительным и зависимым - прилагательным.
  7. Обозначьте род, число, падеж существительных и прилагательных.
  8. Ответьте (письменно) на вопрос: в чем сходство и в чем различие в изменении существительных и прилагательных?        

Порядковые числительные

Книги появились давным-давно, но в течение веков они были рукописными, а тираж крохотным.

Печатное производство впервые организовал в Германии в середине XV века Иоганн Гутенберг. Первой из напечатанных типографским способом книг была Библия. Она вышла в свет в Майнце в 1454 году.

В нашей же стране первым печатным изданием стала книга «Апостол», выпущенная в Москве 1 марта 1564 года Иваном Федоровым и его учеником Петром Мстиславцем. 50 экземпляров дошли до наших дней.

Самое большое по размеру издание за всю историю книгопечатания выпущено в американском городе Денвере в 1976 году. Длина «Суперкниги» — именно так она называется — 3 метра 7 сантиметров, а ширина — 2 метра 74 сантиметра.

Самая маленькая книга в мире — сказка «Старый король Коул». Напечатана в марте 1986 года шотландским издательством. Ее формат... 1 квадратный миллиметр. Страницы малютки можно переворачивать лишь иголкой, да и то с большой осторожностью, а читать — только под микроскопом.

В России самая миниатюрная печатная книга — 9X6 миллиметров. Изготовлена на Подольской фабрике офсетной печати.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Спишите.
  4. Выпишите порядковые числительные.
  5. Записывайте их прописью.

Капе(л,лл)а Санкт-Петербурга это знаменитый певческий ко(л, лл)ектив. Она имеет самую древн..  историю и самые славные традиции среди всех хоров Росси... Она была основана в Москве в 1477 году при велик..м княз.. «веся Руси» Иване III Васильевиче как хор государстве..ых певчих д..яков. С 1701 года он стал называт(?)ся Пр..дворним хором с 1763 года — Императорской пр..дворной хоровом капе(л, лл)ой с 1922 года — Академической капе(л,лл)ой имени М. И. Глинки а сейчас вот — Певческой капе(л, лл)ой Санкт-Петербурга.5 В разное время: капе(л, лл)ой руководили такие выдающиеся музыканты и композиторы, как Дмитрий Степанович Бортнянский Михаил Иванович Глинка. С 1974 года ее художестве..ым руководителем и главным дирижером являет(?)ся Владислав Александрович Чернушенко, профе(с,с.с)ор, ректор Петербургской к..нсерватории.

(Е. Антоиова.)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Выпишите ключевые слова.
  4. Определите стиль текста и докажите свое мнение.
  5. Определите тип речи и докажите свое мнение.
  6. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
  7. Числительные запишите прописью.

А. С. Пушкин утверждал: «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». В этой «науке» самому поэту помогали книги.

Любовь к чтению зар..лилась с детства когда маленький Саша заб..рался в к..бинет отца и нередко проводил там бе..сонные ночи, «проглатывая» одну книгу за другой.

Он рано начал соб..рать собственную библиотеку. Сохранились книги с пушкинскими пометами. Они ..деланы когда их владельцу не было и 10 лет.5 Он соб..рал библиотеку всю жизнь.

К сожалению, часть этого бе..ценного книжного собрания утеряна. Ученые сч..тают что в нем находилось от 5 до 7 тысяч книг. Та часть библиотеки которую удалось обнаружить хранит(?)ся в Санкт-Петербурге в Пушкинском Доме Академи.. Наук Росси.. . В ней 3571 книга на 14 языках. Книг на русск..м языке 529. Среди них 45 поэтических сборников 11 романов 24 драматических произведения.

Изучение библиотек.. Пушкина во многом пом..гло ученым лучше понять творчество поэта. Подбор книг позволяет довольно точно вы..вить круг интересов человека. Так, в библ..отек.. Пушкина свыше 500 книг по истори.. около 70 описаний различных пут..шествий  45 сборников сказок пословиц и поговорок.

Различна география появления на свет книг пушкинской библ..отек.. . 150 из них было издано в Москве около 400 — в Санкт-Петербурге 642 — в Париже.

Книги которые держал в своих руках А. С. Пушкин являю(?)ся национальным достоянием.5 Их изучение продолжает(?)ся и, несомненно, пр..несет много интересных открытий.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Спишите.
  3. Подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль.
  4. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие запятые. Числительные запишите прописью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный анализ текста .Применение национально-регионального компонента

Применение  национально-регионального компонента на примере комплексного анализа текста...

Программа факультатива по русскому языку для учащихся 8 класса "Комплексный анализ текста".

Курс факультатива по русскому языку связан с программой предмета 8 класса, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, дает возмоюность подготовить к успешной сдач...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Доклад "Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ"

ull;Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.   Работа с...