Повышение эффективности воздействия учебного материала при обучении школьников английскому языку посредством информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов
статья по английскому языку

Матвийчук Людмила Александровна

В статье говорится о формах и приемах обучения, способствующих повышению мотивации учащихся, развитию творчества, инициативности, вовлечению детей в активный познавательный процесс на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матвийчук Л.А.,

учитель английского языка,

МОУ «Лицей №1»,

г. Шадринск

Повышение эффективности воздействия учебного материала при обучении школьников английскому языку посредством информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов

Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком стимулирует учителя искать новые формы и приемы обучения для повышения мотивации учащихся, развития творчества, инициативности, вовлечения детей в активный познавательный процесс. Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучению английского языка, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование интерактивных форм обучения, а также ИКТ и ЦОР.

Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие. Технология интерактивного обучения основана на использовании различных методических стратегий и  приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия обучающихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач [1, c.49].

Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. При обучении английскому языку использую следующие типы уроков: урок - деловая игра, урок – экскурсия, урок - игра «Телемост», урок - конкурс (викторина), урок – зачет, урок-игра.

В рамках отдельного урока применяю такие техники как: ассоциации, установление связи, копирование, ролевая игра, предпочтения, краткий и полный рассказ, закрытый диктант, парный диктант, мини-дебаты [2, c.194]. Они позволяют в интересной форме повторить лексический и грамматический материала при подготовке к выполнению заданий по аудированию, чтению, письму, говорению; отработать орфографические навыки; использовать средства английского языка для решения коммуникативной задачи.

Кроме того, отработке грамматики и лексики,  расширению знаний учащихся по темам, обучению работать самостоятельно и в группе способствует использование ИКТ и ЦОР. На уроках английского языка я использую аудиозаписи, учебные видеофильмы, художественные и мультипликационные фильмы, мультимедийные презентации, обучающие и познавательные программы на CD, а также Интернет-ресурсы.

Использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках английского языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Большое эмоциональное воздействие на учащихся оказывают мультфильмы. Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их аутентичность, информативная насыщенность, концентрация языковых средств и эмоциональное воздействие на обучаемых.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует процессу его усвоения. Мультимедийные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную [4, c.15]. Мультимедийные презентации использую в учебном процессе на различных этапах урока, при этом меняются ее формы в зависимости от поставленной цели.

В работе с грамматическим аспектом языка для снятия трудности, связанной с правильным построением английского предложения, особенно в начальной школе, эффективно применение интерактивной доски в качестве интерактивного экрана. Возможности интерактивной доски позволяют строить опорные схемы, передвигать буквы, цифры, картинки, изменять порядок слов в предложении, в результате чего дети лучше усваивают особенности построения вопросительной и отрицательной форм предложения. Этот же прием использую и при изучении тем по словообразованию.

Применение обучающих и познавательных программ на CD является наиболее доступным способом использования компьютера. Работая над диалогической речью, использую аудио и видео материалы, содержащие готовые речевые образцы, которые обучающиеся могут прочитать и одновременно прослушать, повторить за диктором, проговорить одну из ролей, а затем, используя модель, составить свой диалог и разыграть ситуацию.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащихся своих собственных мнений, чувств, принятие личной ответственности за продвижение в обучении [3, c.41]. Проектная методика позволяет вовлечь обучающихся в активную деятельность. Работа над проектами начинается в начальной школе. Учебный проект можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Работая над учебным проектом, учащиеся  получают возможность освоить принципы работы с Microsoft Word, PowerPoint, Publisher, Excel, Internet Explorer. Работать над учебным проектом могут учащиеся любого возраста. Обучающиеся лицея разрабатывают  учебные проекты по английскому языку начиная со 2-го класса. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Генеалогическое древо», «Любимый сказочный герой» (2-3 классы), «Популярные виды спорта в России», «Путеводитель по стране изучаемого языка» (8 класс), «Школа будущего» или «Экскурсия по школе», «Дом моей мечты» (5-6 классы) и другие. Обучающиеся 10-11  классов выполняют проекты «Рождество по всему миру», «Идеальная политическая система», «Проблемы молодежи города Шадринска». При работе над проектами учащиеся используют не только полученные на уроках знания, но и находят дополнительную  новую информацию по данной теме. Работа в группах и парах помогает осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль. Ученики проводят опросы, анкетирование, составляют диаграммы, создают слайдовые презентации. Большое внимание при работе с проектами уделяю тому, чтобы дети научились адекватно оценивать работу своих одноклассников и свою собственную. Оценивание происходит во время защиты проектов.  Для этого мы разработали оценочный лист и критерии оценивания. Перед заполнением мы с ребятами обсуждаем критерии оценивания, чтобы им было легче работать в качестве «экспертов».

Таким образом, наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием интерактивных форм преподавания, ИКТ и ЦОР показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Кроме того, интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность старшеклассников при обучении иностранному языку.

Список использованной литературы:

  1. Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка// ИЯШ 2005 №6, с.49-50.
  2. Ощепкова Т.И. Tech-peck collection of up-to-date classroom techniques: учеб. - метод. Пособие.- М.: Дрофа, 2005.
  3. Теслина С.В. Проектные формы работы на уроке английского языка// ИЯШ 2002, №3, с.41.
  4. Музланова Е.С., Кизунко Е.И. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка.// Английский язык 2006, №12, с. 13-18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.

Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к меж...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие из...

«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...