Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.
методическая разработка по английскому языку по теме
Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересных и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_obuchenii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Использование
информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов
в обучении английскому языку
в условиях общеобразовательной школы.
Учитель:
Чекмезова марина Владимировна
В настоящее время в связи с реализацией комплексного проекта модернизации образования значительные изменения в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности, стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационно-коммуникационные технологии, используются цифровые образовательные ресурсы. Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи, как Полат Е.С., Дмитреева Е.И., Новиков С.В, Цветкова Л.А.
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет. Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересных и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
• электронную почту;
• телеконференции;
• видеоконференции;
• возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;
• доступ к информационным ресурсам:
• справочные каталоги;
• поисковые системы;
• разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке английского языка.
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения. Использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернета позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.
На данный момент на рынке компьютерных программ и печатной продукции широко представлены электронные словари и электронные версии словарей на печатной основе, которые значительно упрощают изучение английского языка.
Словарь Lingvo способен перевести слово и выражение с русского языка на английский, испанский, итальянский, немецкий и французский языки. Только англо русский / русско-английский словарь содержит 3 500 000 словарных статей. В нем использованы такие тематические словари: универсальный, экономический, компьютерный, политехнический, медицинский, юридический, научный, нефти и газа, словарь неформальных слов и выражений, а также разговорник и грамматический справочник. В последних версиях электронный словарь Lingvo снабжен приложением, которое называется Lingvo Tutor. Данное приложение позволяет в игровой форме заучивать новые слова, которые группируются по тематике.
Кроме собственно компьютерных словарей в настоящее время появляется большое количество электронных вариантов традиционных словарей. Такие зарубежные издательские дома, как Longman, Cambridge University press, McMillan press и др. выпускают традиционные словари на печатной основе с приложением диска, который содержит электронный вариант словаря.
Словарь McMillan обладает огромными возможностями. Статья состоит из самого слова, его транскрипции. Каждое слово озвучивается американским и английским дикторами. К слову дается английское определение и приводится пример его употребления.
В словаре от Longman лучше продумана методика введения лексики и грамматического материала. Лексический материал преподносится при помощи иллюстраций, содержащих подписи. Этот путь помогает сформировать зрительные образы. Как результат, лексика усваивается гораздо прочнее. Введение грамматического материала облегчается использованием анимированных видеороликов, являющихся примером употребления той или иной грамматической конструкции. Это также создает прочную основу для закрепления грамматических моделей.
Данная компьютерная программа обладает еще одной отличительной особенностью, которая выделят ее из ряда аналогичных продуктов. Здесь предложены грамматические тесты, охватывающие все разделы грамматики, а также компьютерные варианты международных тестов TOEFL (Test of English for Foreign Learners) и TOEIC (Test of English for International Communication). Эти тесты включают разделы на проверку навыков аудирования, говорения, письма и понимания написанного текста. По окончании тестирования программа сообщает результат и дает необходимые рекомендации.
Использование электронных словарей не только упрощает поиск нужных лексических единиц, но также углубляет и разнообразит обучение английскому языку. Традиционные словари дают неполную картину употребления слова или выражения в языке. Кроме того, они довольно быстро устаревают. Выходят из употребления одни слова, им на смену приходят другие. Разработчики электронных словарей реагируют на смену языковой ситуации довольно оперативно. У пользователя электронного словаря есть возможность обновить программу, уже установленную на компьютере, при помощи Интернета. Кроме того, все перечисленные словари имеют Интернет-версии.
Словари на печатной основе не имеют возможности снабдить каждое значение слова примером употребления. Электронные словари такой возможностью обладают. Это помогает учащимся заучивать лексику более основательно, опираясь на примеры из устной речи или художественных произведений.
Огромным плюсом обучающих электронных словарей необходимо считать использование аудиовизуальных средств обучения, т.е. иллюстраций, видеороликов, аудиофрагментов.
Уникальность электронных словарей заключается в объяснении грамматических явлений как традиционно, так и при помощи аутентичных диалогов, что не характерно для словарей на печатной основе.
Кроме словарей и обучающих программ на рынке представлены и компьютерные энциклопедии. Их преимущество перед традиционными энциклопедиями очевидно. Пользователь имеет возможность быстро и без особых усилий найти необходимую информацию. Кроме того, компьютерная энциклопедия «Британника» позволяет просмотреть цветные фотографии и видеоролики. Пользователь может, например, услышать голос самого Бернарда Шоу или Маргарет Тэтчер. Можно прослушать гимн любой страны и увидеть флаг и герб.
Таким образом, трудно переоценить достоинства электронных энциклопедий применительно к обучению английскому языку. Помимо Интернета, у учащихся появляется авторитетный источник информации, ведь в энциклопедии «Британника» собраны статьи наиболее выдающихся исследователей творчества писателей и художников, актеров и музыкантов, представлено научно-популярное объяснение реалий современной жизни, мира экономики и финансов. Электронная энциклопедия на английском языке - это не только источник информации, но и источник лексики. Если учащийся или студент пользуется энциклопедией при подготовке сообщения, он не только расширяет свой кругозор и пополняет багаж знаний, но и расширяет словарный запас.
В настоящее время в общеобразовательной школе практикуется такой вид самостоятельной работы учащихся по английскому языку, как проект. Использование электронной энциклопедии «Британника» не только упростит задачу поиска необходимого материала для написания проекта, но и сделает процесс работы более интересным и занимательным.
Конечно, для того чтобы эффективно применять описанные выше цифровые образовательные ресурсы на практике, современная школа должна иметь хорошую материально-техническую базу. Хорошо, если помимо компьютера и мультимедийного проектора имеется и комплект оборудования, который получил название «Мобильный компьютерный класс». Удобен он тем, что позволяет использовать компьютеры в любом кабинете и на любом уроке. Все описанные виды словарей и энциклопедий могут быть установлены на компьютерах МКК и активно использоваться.
Если упражнение учебника предполагает использование одноязычного словаря для выявления разницы в значении омофонов, например, affect & effect, то это весьма удобно сделать, используя электронные версии одноязычных словарей, установленные на ноутбуках МКК.
На средней ступени основного образования на уроках английского языка можно применять лексическую разминку, используя приложение Lingvo Tutor также с использование компьютеров МКК.
Кроме представленных, готовых к использованию ЦОР, современный учитель имеет возможность создавать свои собственные электронные учебники. Например, при помощи презентации PowerPoint можно наглядно представить грамматическое правило.
Вместо стандартных словарных диктантов для контроля лексики можно использовать электронные тесты, которые также создаются учителем. Особенно удобно использовать электронные тесты, если компьютеры (или ноутбуки МКК) объединены в локальную сеть.
Таким образом, использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Использование средств ИКТ при обучении английскому языку на разных этапах обучения способствует:
1. повышению качества обучения по английскому языку;
2. развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
3. созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний на иностранном языке;
4. повышению уровня использования наглядности на уроке;
5. повышению производительности урока;
6. установлению межпредметных связей;
7. приобретению реального опыта межкультурного общения на иностранном языке;
8. обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран;
9. развитию умения ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Однако использование информационно-коммуникационных технологий не должно быть самоцелью для учителя и развлечением для учащихся. Каждому учителю необходимо помнить о том, что современные цифровые ресурсы при всех их неоценимых достоинствах никогда не заменят живое слово учителя. Использовать современные технологии нужно дозированно и целесообразно, это необходимо не для того, чтобы уйти от основной темы урока, а достичь его цель и сберечь здоровье учащихся.
Список использованной литературы.
- Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3.-с.73-75.
- Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности
при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
- Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи
педагогической науки // Педагогика. – 2004. – № 1.
- Ефременко В.А. Применение информационных технологий
на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
- Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2007.-№16.-с.5-8.
- Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2008.-№4.-с.4-7.
- Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе.-2009.-№1.-с.68-73.
- Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября».-2009.-№6.-с.5-8.
- Сысоев П. В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку //ИЯШ.-2008.-№6.-с.2-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Интерактивные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательных школах»
Цель исследования является анализ современных подходов при изучении ИЯ в школеОбъектом исследовании являются современные подходыпреподавания английского языка.Предмет исследования — ...
Применение технологии модульного обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
В материале даётся описание технологии модульного обучения, модульное планирование уроков английского языка, маршрутная карта ученика, описание результатов работы по данной технологии....
Технология отработки изученного материала на уроках английского языка в общеобразовательной школе
Представлена технология отработки и закрепления изученного материала на уроках английского языка в общеобразовательной школе в пошаговой структуре. Дана технологическая карта урока, позволяющая фиксир...
Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.
Обобщенный и систематизированный материал для организаторов индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы...
Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.
Обобщенный и систематизированный материал будет полезен организаторам индивидуального обучения....