Применение технологии модульного обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
статья по английскому языку по теме

Мартынчик Галина Николаевна

В материале даётся описание технологии модульного обучения, модульное планирование уроков английского языка, маршрутная карта ученика, описание результатов работы по данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhno_moduln_obucheniya_v_sots_set_publikatsiya.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология модульного обучения

        Наша школа третий год  работает по дидактическому циклу «Выбор» в рамках модульного планирования курсов учебных предметов.

В последнее время особое внимание обращено к проблеме формирования действенных знаний  обучающихся, воспитания самостоятельного, творческого подхода к решению учебных и жизненных задач. В связи с этим необходимо переориентировать учебную деятельность с искомого результата на метод деятельности, который ведет к достижению этого результата. Действенные знания приобретаются тогда, когда обучающиеся в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. На решение этой задачи нацелена технология модульного обучения, которая выражает целенаправленность обучения и способствует формированию соответствующей мотивации учения.

Технология модульного обучения дает возможность формированию ключевых компетенций учащихся.

Чтобы применять данную технологию в работе с учащимися, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. освоить технологию модульного обучения;
  2. составить календарно-тематическое планирование для 5, 6, 10 классов по английскому языку, разбив учебный материал на модули;
  3. составить маршрутные карты к каждому модулю для учащихся;
  4. способствовать формированию ключевых компетенций учащихся.

Модульное обучение позволяет индивидуализировать цели, содержание и собственно процесс обучения за счет:

 - обеспечения гибкости в построении содержания обучения;

- выбора обучающимися собственного пути учения и темпа усвоения.

 С этой целью методическая часть модуля строится таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии учения, в том числе, в осуществлении контроля и самоконтроля достижения определенной цели обучения.

          Для того чтобы активизировать учебный процесс и оптимально использовать возможности самоуправления обучающихся, необходимо дать им ясно понять и осознать цели учения. В модульном обучении цели выступают в  качестве  значимых  результатов  деятельности,  поэтому  они должны осознаваться обучающимися как перспективы познавательной и практической деятельности.

Модульное обучение, будучи нацелено на организацию самостоятельной деятельности ученика, предусматривает предварительное планирование и прогнозирование не только учебно-познавательной деятельности, но и поступательного развития  самостоятельности школьника. Модульная программа является основным средством модульного обучения.

Одним из вариантов представления содержания модульной программы является графическая форма, включающая следующие графы:

  1. Номер, название и цели модуля;
  2. Основные блоки содержания (учебные элементы);
  3. Формируемые (совершенствуемые) предметные умения;
  4. Формируемые (совершенствуемые) общеучебные умения (УУД);
  5. Сроки изучения модуля.

Такая форма модульной программы позволяет наглядно представить последовательность процесса освоения знаний, развития опыта и компетенций обучающегося, определить необходимый и достаточный объем учебного содержания, обеспечивающего достижение целей каждого модуля и программы в целом.

Разработка модульной программы начинается с определения ее целей.

Система целей модульной программы. Высшим уровнем целей является комплексная дидактическая цель, отражающая общее назначение данного учебного предмета. Комплексная дидактическая цель соответствует модульной программе в целом и может быть достигнута только в случае полного ее освоения.

Исходя из комплексной дидактической цели, формулируются интегрирующие дидактические цели, которые соответствуют отдельным модулям. Совокупность интегрирующих дидактических целей (и, соответственно, модулей) обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Количество учебных элементов в модуле может быть различным, но всегда необходимым и достаточным для достижения интегрирующей дидактической цели. Однако  при любом их  количестве существуют обязательные учебные элементы, которые включаются в каждый модуль.

Первый обязательный учебный элемент, нумеруемый нулевым (УЭ-0), всегда идет первым и предназначается для опережающего представления обучающимся всей картины работы над данным модулем: сроки изучения; цели; последовательность изучения учебных элементов; особенности работы над содержанием модуля; основные результаты, которые должны быть достигнуты, способы их оформления и проверки; критерии оценивания результатов освоения модуля.

Второй обязательный учебный элемент – обобщающий - резюме (УЭ-Р). Цель этого учебного элемента – повторить все основные теоретические положения и способы деятельности, освоенные в данном модуле и подготовиться к итоговой контрольной работе, зачету, защите проекта и т.д.

Повторяемый и обобщаемый материал включает в себя только наиболее важную, значимую информацию или способы деятельности, выносимые на итоговый контроль. Информация для повторения и обобщения представляется в сжатом, концентрированном виде: в виде схем, таблиц, графиков, в виде концентрированного текста, блок-схем, опорных  конспектов, тезисов и т.п. При этом она включается в задания, выполняя которые, ученик повторяет все необходимые способы деятельности, по возможности самостоятельно организуя свою работу.

Третий обязательный учебный элемент – контрольный (УЭ-К). Он завершает изучение модуля и представляет собой итоговую проверочную работу (контрольную или практическую работу, тест, зачет и т.п.). Его основное назначение – подвести итог работы над модулем и определить степень достижения интегрирующей дидактической цели.


Извлечение из календарно-тематического планирования по английскому языку для 5 класса (2012-2013 уч. год)

Модуль 4 «Лондон» (24 ч.)

Цель: формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

УЭ

Кол-во часов

Дата

Частные дидактические цели

Планируемые

Результаты

Основные понятия

Самостоятельная работа в ИС

предметные

личностные и метапредметные

0

1

2

3

4

Р

К

П

Постановочный

Лондон – столица соединённого королевства

Настоящее длительное и настоящее простое время

Достопримечательности Лондона

Памятные места нашего села

Чтение художественной литературы

Обобщение

Контроль

Проект

1

4

4

4

4

2

2

1

2

1.04

2.04

4.04

8.04

9.04

11.04

15.04

16.04

18.04

22.04

23.04

25.04

29.04

30.04

2.05

6.05

7.05

10.05

13.05

14.05

16.05

18.05

21.05

23.05

Введение в тему и содержание модуля, постановка личных целей

1.Введение лексики по теме, развитие навыков аудирования с выбором информации и устной речи.

2.Развитие грамматических навыков речи.

3.Развитие навыков чтения с общим охватом содержания, развитие навыков диалогической речи и навыков аудирования.

4.Развитие грамматических навыков (причастие 1, причастие 2), навыков устной речи.

Развитие навыков чтения.

Обобщение изученного материала.

Контроль и коррекция.

Развитие навыков устной речи и творческих способностей.

-Уметь запросить информацию, используя формулу вежливости;

-извлечь из текста информацию, необходимую для собственного высказывания;

-отстоять свою точку зрения;

-описать картинку;

-соотнести текст с соответствующей иллюстрацией;

-рассказать о маршруте путешествия, используя карту;

-расспросить прохожего о том, как пройти к какому-либо месту;

-прослушать текст с целью извлечения информации;

-составить кроссворд о достопримечательностях Лондона, создать рекламное объявление для гостей нашего села.

-Формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иноcтранный язык»;

-осознание возможностей самореализации средствами

иностранного языка;

-стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

-формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность,

трудолюбие, дисциплинированность;

-формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

-стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

-толерантное отношение к проявлению иной культуры;

-осознание себя гражданином своей страны и мира;

-готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

Лексические единицы:

Art gallery, building, capital, information, legend, museum, radio, stadium, tower, voice, square, blood, monument, palace, tourist, guide, mixture, composer, actor, pop-singer, rock-group, parliament, history, bridge, queen, royal, abbey, bell, map, be different from, be founded, be like, go along, take place, take off, possible, well-known, famous, bloody, first, at first, place of interest, Trafalgar Square, the Tower of London, the Houses of Parliament, Big Ben, Westminster Abbey,

Bloody Tower, Tower Bridge, Buckingham Palace,

the Kremlin, the Pushkin Museum of fine Arts, the Bolshoi Theatre, the Red Square.

Грамматический материал:

Present Progressive

Tense, Present Simple Tense, Participle 1, Participle 2.  

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://english-world.info/london


Маршрутная карта учащегося 5 класса

К модулю №4 «Лондон»

Фамилия, имя______________________________________

Цель:_________________________________________________________________________

Тип и тема занятия

Постановочное занятие №1

Лондон – столица Соединённого Королевства.

.

Практическое занятие №2

Настоящее длительное и настоящее простое время.

.

Практическое занятие №3

Достопримечательности Лондона

Практическое занятие №4

Памятные места нашего села.

Практическое занятие №5

Дядюшка и тётушка Пэт.

Обобщающее занятие

№6

Повторение и обобщение

изученного.

Контрольная работа

Проект

Что бы ты хотел посетить в Лондоне?

Виды работ на занятии

Знакомство с новой лексикой по теме, употребление новых слов в речи, выполнение задания на аудирование, составление и драматизация диалога по теме.

Изучение грамматического правила, употребление в речи грамматических структур в настоящем простом и настоящем длительном времени в сравнении.

Расширение словарного запаса по теме, чтение текста о достопримечательностях Лондона и соотнесение с иллюстрациями, чтение текста по теме с полным пониманием прочитанного, работа с картой-схемой Лондона, аудирование диалога между гидом и туристами, составление собственного диалога с использованием карты-схемы.

Беседа о памятных местах села, создание карты-схемы памятных мест села, составление плана для устного сообщения о памятных местах родного села, составление рекламы для гостей села, знакомство с грамматической категорией «Причастие 1, Причастие 2»

Чтение художественного рассказа для детей и подростков автора Колин Вест. Выполнение заданий после прочтения текста на соотнесение, выбор правильного ответа, заполнение пропусков в предложениях.

Работа с таблицей «Причастие 1. Причастие 2», грамматическим правилом «Настоящее длительное и настоящее простое время».

Лексико-грамматический тест.

Выбор подходящего по смыслу слова, заполнение пропусков в предложениях, выбор глаголов в нужной форме, выбор правильного варианта перевода.

Прослушивание диалога, выполнение заданий после аудирования,  составление вопросов к кроссворду, составление кроссвордов.

Домашнее задание

Упр.4, стр. 61

Упр.5, стр.73

Упр.9, стр. 74

Упр.28, стр.69.

Упр.32, стр.71

Создать рекламное объявление для гостей нашего села.

Упр. 4, стр.16 Книга для чтения.

Ключевые слова по теме стр. 76.

 Домашнее задание отсутствует.

Повторить

Учебник стр.76

Учебник стр.63

Упр.15, стр.75.

Упр.31, стр.70-71 повторить 3 формы неправильных глаголов

Слова по теме «Город. Село»

Употребление предлогов, упр.14, стр.75.

Задания для самопроверки

Упр.1, 3, стр. 72

Упр.4, стр.72

Стр.76

Упр. 12, 13, стр.74

Стр. 21, Книга для чтения

Упр.13, стр.64.

Основные понятия и термины

Названия  достопримечательностей в Лондоне

Новая лексика по теме (см. стр 61)

Present Simple, Present Progressive, лексика по теме, вспомогательные глаголы.

Названия достопримечательностей Лондона, глагольные сочетания

To take part  (place, of, off, care), first, at first.

Названия памятных мест села, Participle 1, Participle 2, три формы неправильных глаголов, правильные глаголы, окончание -ed.

Содержание, глава, комикс, слова и выражения на стр. 21 в Книге для чтения

Present Simple, Present Progressive, Participle 1, Participle 2.

Названия достопримечательностей Лондона, схемы составления вопросов.


Примерный вариант лексико-грамматического теста

 1.Выбери слово, наиболее подходящее по смыслу к выделенному:

 1) a capital

 a) a building           b) a country              c) a town            d) a city

2) to take place

a) to take care         b) to have                 c) to happen       d) to stay

 3) well-known

 a) unknown            b) famous                 c) fantastic          d) smart

2. Выбери и вставь слово, наиболее подходящее по смыслу:

 1) You’ll hear some important …. on the radio at 6 o’clock.

 a) place of interest      b) voice     c) information     d) music

 2) Our city museum is not…..an art gallery at all.

a) founded                     b) like        c) known              d) real

 3)…..says that the Tower has a bloody history.

 a) history                     b) museum   c) woman          d) legend

 4) An important political meeting took…..near the Houses of Parliament two years ago.

 a) place                       b) care            c) part               d) off

 5) Where is Don? – He is running at the…….

 a) capital                     b) stadium      c) art gallery     d) tower

3. Выбери и вставь глагол в нужной форме:

 1) This little kitten……a warm house and a hospitable family.

 a) is needing              b) needs           c) need

 2) Look at that group of strange tourists……along the street.

 a) are going                b) going            c) go

 3) Could I speak to Miss Smith? – Sorry, she…..an interview to a youth magazine.

 a) is giving                  b) gives              c) gave

 4) We….. a lot of balloons through the window.

 a) are seeing              b) sees               c) can see

 4. Выбери правильный вариант перевода:

 1)Cейчас ему необходим только горячий чай.

 a) He is needing only a cup of hot tea at the moment.

 b) He needs only a cup of hot tea at the moment.

 2) Что Вы хотите?

 a) What do you want?

 b) What are you wanting?

 3) Тише! Он пишет статью о Москве.

 a) Keep silence! He is writing an article about Moscow.

 b) Silence! He writes an article about Moscow.

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока. По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов. Система оценивания – пятибалльная.

Фамилия, имя ученика

Учебный элемент

(этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий.

Итого (кол-во баллов)

№1

№ 2

№ 3

Постановочное занятие №1.

Практическое занятие №2.

Практическое занятие №3.

Практическое занятие №4.

Практическое занятие №5.

Обобщающее занятие. Контрольная работа.

Проект.
Итого:
Оценка:

Соотношение оценок следующее (в % максимально возможного количества баллов):

  • Неудовлетворительно – 0-40;
  • Удовлетворительно – 50-70;
  • Хорошо – 80-90;
  • Отлично – 90-100.

Преимущества рейтинговой системы контроля и оценки:

  • Активное участие учащихся в контроле и оценке своих достижений;
  • Мотивация стремления учащихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;
  • Стимулирование самостоятельности в учебе;
  • Учет индивидуальных качеств учащихся;
  • Возможность обеспечения индивидуального темпа по программе.

       Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

       Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

        Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, художественной, научно-популярной литературы; работу со словарями; наблюдения; проектную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

       Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Результативность

Применение модульной технологии на уроках позволяет увеличить информационную емкость урока, глубину подачи материала без усиления нервно-психической нагрузки на детей за счет роста индивидуально-мотивационной деятельности.

       Обучающиеся становятся более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к учению в целом. Отношения учитель – ученик гуманизируются, преобладает эффективное (полезное) общение. Главное – это не только результат, но и участие ребенка в творчестве, познавательном процессе.

Выводы

  • Считаю, что технология модульного обучения в основном освоена, так как работа идет третий год.
  • С учетом модулей было составлено календарно-тематическое планирование по английскому языку для 5 ,6, 10 класса.
  • К каждому модулю для учащихся были составлены маршрутные карты.
  • В целом вся система деятельности способствует формированию ключевых компетенций учащихся.
  • Повысилось качество знаний учащихся.

     Работу по освоению данной технологии можно продолжать и совершенствовать. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

      По урокам – модулям 6-й класс работал два года. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работают в парах, увеличилась накопляемость оценок.

Конспект урока английского языка

Класс: 5 «А»

Дата: 23 мая 2012 г. (два урока по 40 минут)

 Тема урока:  «Какие достопримечательности ты хотел бы увидеть в Лондоне?»

 Цели урока

 Обучающие:

 1. Обобщение изученного материала по теме «Лондон».

 Развивающие:

 1. Развитие инициативы, творчества взаимной ответственности и сотрудничества.

 2. Развитие речевых способностей, связанных с речевой деятельностью и мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, обобщать).

 Воспитательные:

 1. Воспитание культуры языкового общения.

 2. Воспитание уважительного отношения к мнению собеседника.

 3. Воспитание потребности пользоваться английским языком как одним из способов самореализации.

Задачи урока:

 1) обсудить предлагаемую тему, обозначить цель и продукт проектной деятельности;

 2) прослушать информацию о Лондонских достопримечательностях с общим охватом содержания и извлечением нужной информации;

 3) изучить памятку по составлению кроссворда;

 4) составить вопросы и ответы к кроссвордам;

 5) оформить кроссворды;

 6) представить кроссворды одноклассникам;

 7) оценить кроссворды и подвести итоги.

 Место урока в серии других уроков: два последних урока по теме «Лондон».

 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 Оснащение урока: Биболетова М.З. УМК по английскому языку для 5-6 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск «Титул», 2011г, маршрутные карты учащихся к данному модулю, компьютер, USB-накопитель, проектор, экран.

 Форма организации познавательной деятельности: проектная деятельность.

 Система контроля на уроке: контроль учителя, самоконтроль учащихся взаимоконтроль учащихся.

Ход урока

 I.Организационный момент (1 мин).

 Good morning, students. I’m glad to see you. Take your seats, please. Let’s begin our work.

 II.Целеполагание (2 мин), слайд 1.

 The theme of today’s lesson is “What Sights Would You Like to See in London?”

 At the lesson you’ll listen what Liza brought from London to her friends, you’ll make up questions about London sights, answer the questions. By the end of the lesson you’ll be able to do a crossword about London sights.

 III.Организация и планирование, сбор информации , (25 мин), слайд 2,

слайд 3.

 1.Выбор достопримечательностей.

 1)Now meet Liza. Look and listen. Try to understand what she brought from London to her friends.

 2)Right. She brought postcards of London sights. She forgot to label the names of the sights. Let’s help her to do it.

 2.Составление вопросов и ответов к кроссворду.

 1)Liza’s friends asked her a lot of questions about London sights. But they made mistakes. Look at the screen, correct mistakes and make up questions. These questions will help us to do the crosswords.

 2)For each crossword there should be answers. Please, ask our experts (приглашённые на урок гости – учителя английского языка) questions about your sights and prepare the answers in the written form.

 3.Организация групп.

1)Now arrange in groups of four or five.

 2)Choose in groups the sight you’ll do the crossword about.

 4.Советы по составлению кроссворда, (слайд 4).

 To do the crosswords we need some tips. Let’s read the tips aloud.

IV. Работа в группах. Составление кроссвордов, (20 мин).

 It’ time to work in groups. Do the crosswords. You’ve got 20 minutes. Mind the time. (Учитель раздаёт каждой группе файлы с материалами).

 V.Подготовка к презентации кроссвордов, (10 мин).

 VI.Презентация кроссвордов, (15 мин).

 Каждой группе на презентацию своего кроссворда отводится 5 минут.

 VI.Оценивание кроссвордов жюри, подведение итогов,(5 мин).

VII.Заключительное слово учителя, (2 мин).

Приложения к уроку

Приложение 1. Questions.

 1.What part of London is it situated?

 2.Where can you see the sight from?

 3.Where does the sight stand near?

 4.What century was it built?

 5.Who built the sight?

 6.What is the building made from?

7.What is the sight famous for?

 8.What can you see there?

Приложение 2. Tips “How to Do a Crossword?”

 1.Начертите нужное количество клеток по количеству букв.

 2.Напишите в клетках цифры, обозначающие номер вопроса и начало слова.

 3.Напишите вопросы в выбранном вами месте на листе бумаги формата А4.

 4.Напишите ответы в соответствующих клетках кроссворда.

 5.Нарисуйте достопримечательность Лондона или используйте готовую фотографию.

 6.Напишите фамилии авторов проекта.

Приложение 3. Критерии оценивания кроссворда.

 1.Аккуратный внешний вид работы.

 2.Иллюстративный материал представлен.

 3.Фактические ошибки отсутствуют.

 4.Орфографические ошибки отсутствуют.

 5.Количество клеток соответствует количеству букв.

 6.Номер вопроса и цифра, обозначающая ответ совпадают.

 7.Вопросы к кроссворду записаны.

 8.Фамилии авторов кроссворда обозначены.

 Оценивание за каждый пункт: от 1 до 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

Интерактивные формы обучения английскому языку в общеобразовательной школе....

Применение информационных технологий при обучении английскому языку в условиях школы - интерната VI вида

Применение информационных технологий при обучении английскому языку в условиях школы - интерната VI вида...

«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательных школах»

Цель исследования является анализ современных подходов  при  изучении  ИЯ в школеОбъектом исследовании являются современные подходыпреподавания английского языка.Предмет исследования — ...

Технология модульного обучения английскому языку

Статья, представляющая опыт использования технологии модульного обучения на уроках английского языка. В качестве примера в статье дается ссылка на один из модулей, разработанных автором публикации. Ма...

Применение инновационных технологий при обучении английскому языку в начальной школе

Плюсы раннего начала систематического изучения иностранного языка не сводятся к существенному повышению качества владения языком учащимися, оканчивающими среднюю школу. Важен весомый интеллектуальный,...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки появляются новые методы обучения иностранным языкам, которые можно объединить общим названием – интенсив...

Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе

Текст выступления на ГМО учителей английского языка...