«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательных школах»
методическая разработка по теме

Цель исследования является анализ современных подходов  при  изучении  ИЯ в школе

Объектом исследовании являются современные подходы

преподавания английского языка.

Предмет исследования — изучение  системно-деятельностного и коммуникативного  подходов и методик преподавания ИЯ в России .

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование учителем новых  подходов   может быть эффективным средством для повышения культуры речи школьников, закрепления  разных умений и навыков.

 Системно-деятельностный  -основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения

Основные характеристики системно – деятельностного подхода

-Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

-Процесс обучения – всегда творческий.

-Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Активизация познавательной и практической деятельности учащихся . Через разнообразные формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

- МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К УЧЕНИЮ (ВОВЛЕЧЬ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕАЛИЗОВАТЬ В НЕЙ ВАЖНЫЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ И МОТИВЫ)

- ПОСТАВИТЬ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ НИХ ЦЕЛИ


- ПОКАЗАТЬ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАНИЙ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЕСПЕЧИТЬ  ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С УЧАЩИМИСЯ

- Использование данного  подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока

Приемы организации обучения игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание  компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

В  МБОУ СОШ №32 г. Ставрополя мной была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой  одними из главных задач были:

1.Выявление приёмов, с помощью которых появится возможность проникновения в личное пространство ученика с учетом ФГОС.

2.Сбор и анализ анкет школьников вторых классов, оценка их с точки зрения учителя английского языка.

3.Определение отношения школьников к работе учителя.

Проанализировав анкеты учеников   2 класса (2б,2в ), в котором принимали участие  22  учащихся ( 13 мальчиков и 9 девочек) можно сделать следующие выводы:

- учащимся нравится предмет английский язык;

- учащимся нравится преподаватель английского языка;

- из видов деятельности учащиеся предпочитают  читать, говорить , чем писать и переводить;

-  учащимся нравится использовать компьютер,  но не все используют его при выполнении домашнего задания;

- учащихся устраивает рабочий фон на уроках;

- большинство учащихся любит изучать страноведческий материал;

на вопрос «Что бы вы хотели изменить на уроках английского языка ?» учащиеся отвели:

- ничего

-меньше рассказывать наизусть

-чтобы не проверяли домашнее задание

-больше читать

 -работать больше  с электронной доской

-ремонт в кабинете

Таким образом, педагогическая сущность реализации деятельностного и коммуникативного  подходов  к обучению иностранным языкам   заключается в формировании у учащихся готовности как системы условий успешного осуществления познавательной деятельности в сфере коммуникативного моделирования реальных процессов, заключающаяся в единстве сформированности мотивации расширения и систематизации методологических, мировоззренческих, собственно предметных и межпредметных знаний, структурной идентификации и иерархического упорядочивания реальных процессов, их речевых и формальных моделей в результате сравнительно-сопоставительного анализа сущностных признаков реальных процессов, способов их познания и описания; опыта познавательной деятельности, связанной с коммуникативными  моделями, в процессе решения ключевых задач; умения осуществлять смысловую регуляцию деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_2013.docx130.31 КБ

Предварительный просмотр:

Введение……………………………………………………………………стр2

ГлаваI

1.1  Использование системно-деятельностного подхода в обучении английского языка…………………………………………………..……………………..стр.5

1.2.Коммуникативный подход обучения английскому языку……….стр11

Глава II

Опытно-экспериментальная работа в МБОУ СОШ №32 г. Ставрополя ..стр15

Заключение…………………………………………………………………..стр18

Литература……………………………………………………………………стр21

Приложение 1(анкета)………………………………………………………стр22

Введение

Каждого учителя, начинающего работать в  школе, волнует вопрос: а как, с чего начать обучение? Как построить равноправный диалог с школьником? Какие психологические возрастные особенности необходимо учитывать при планировании урока? Как повысить мотивацию, поддержать ее и не сформировать чувство страха перед неродным языком?

Этим актуальным вопросам обучения иностранному языку на разных этапах посвящена данная работа, которая ориентирована на помощь учителю иностранного языка, работающего в  школе. В работе рассматриваются психологические особенности учеников, как  младшей,  так и старшей школы, специфика предмета иностранный язык, активные методы обучения иностранному языку, приводятся и анализируются разнообразные примеры из опыта работы российских и зарубежных преподавателей.

Цель исследования является анализ современных подходов  при  изучении  ИЯ в школе

Объектом исследовании являются современные подходы

преподавания английского языка.

Предмет исследования — изучение  системно-деятельностного и коммуникативного  подходов и методик преподавания ИЯ в России .

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование учителем новых  подходов   может быть эффективным средством для повышения культуры речи школьников, закрепления  разных умений и навыков.

Задачи исследования:

 1.Анализ современных подходов при изучении ИЯ.

 2. Изучение особенностей новых  методик.

    3.Выявление приёмов, с помощью которых появится возможность проникновения в личное пространство ученика.

  1. Сбор и анализ анкет школьников разных классов, оценка их с точки зрения учителя английского языка.
  2. Определение отношения школьников к работе учителя

  Методологической основой исследования послужили труды по философии, психологии, педагогике, лингвистике, информационным технологиям, методике, связанные с избранной проблемой.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. методы теоретического исследования - изучение и анализ лингвистической, методической, психологической, педагогической литературы, методической литературы по предмету (учебных пособий и научно-методических журналов)
  2. методы эмпирического исследования:

- педагогическое наблюдение;

-изучение возможностей учебного процесса для реализации задачи повышения речевой компетенции учащихся;

-беседа с учителями, студентами и школьниками;

-опрос методом анкетирования школьников;

анализ ученических анкет;

проведение разведывательного эксперимента для выявления исходного уровня знаний учащихся ;

- организация и проведение обучающего эксперимента для проверки
эффективности разработанной методики.

Теоретическая значимость исследования:

предложено изучение письменной речи школьников;

использование  новых подходов и методик обогащает конкретным содержанием работу учителя в школе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём изучены особенности новой системы подходов  изучения ИЯ;

определены приёмы, с помощью которых появляется возможность проникновения в личное пространство учащихся;

собран и проанализирован материал анкет, составленных для школьников;

определено отношение школьников к  работе учителя

Практическая значимость проведённого исследования заключается в возможности использования разных методик и подходов  в работе учителей английского языка;

Организация и ход исследования. Данное исследование осуществлялось с 2012 по 2013 гг. в два этапа.

  1. этап (2012) включал в себя изучение лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы по теме данного исследования.
  2. этап (2013) - организация и проведение обучающего эксперимента, который осуществлялся на базе МБОУ СОШ № 32 г. Ставрополя

Структура и основное содержание работы.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ГлаваI

  1. Использование системно-деятельностного подхода  в обучении английскому языку

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.

Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:

Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”

Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. “Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса” (Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В. Рогова, – М.: Просвещение, 1991 – 187 с.; 76)

Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как “овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий” (Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000 – 281 с.; 126)

Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

В целом коммуникативный системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. “Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов” (Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.: 51)

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

1.2 Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку

Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому  целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.

Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций.

Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. При этом термин коммуникативность не сводится только к установлению с помощью речи социальных контактов, это приобщение личности к духовным ценностям других культур. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.

Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса.

 Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.

Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося является их непосредственным отражением. Для учащихся среднего и старшего звена создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определённое место и время действия, сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты, переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).

Очень важно, чтобы учащиеся могли “пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.

В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка мышления и поведенческих умений. Этому способствует обучение общению на иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса, формирование способности постоянно трудиться.

Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке. Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов.

 Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи. При коммуникативном системно – деятельностном подходе введение грамматических форм и  работа над ними осуществляется в контексте с тем, чтобы учащиеся могли видеть, как они используются для передачи значения. Инструкция к заданиям содержит речевую задачу. Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны "функционировать" учащиеся: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы.

Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

При обучении говорению очень важно учитывать соотношение его важнейших форм: монолога и диалога (этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения к действию, диалога-обмена мнениями, информацией) и полилога.

В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «Путь сверху»– исходной единицей обучения является законченный текст; «Путь снизу» – в основе обучения предложение, отражающее элементарное высказывание.

«Путь сверху» осуществляется через разнообразные пересказы исходного текста, творческую переработку материала, когда исходный текст полностью перекраивается, речь становится мотивированной, личностно окрашенной. Работе над текстом, как правило, предшествуют занятия в парах, ответы на вопросы, заполнение таблиц.

«Путь снизу» предполагает развёртывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу. Это высказывания в связи с темой или ситуацией, описание картины, выражение своего отношения. Большое внимание уделяется опорам, чем тщательнее они прорабатываются, тем качественнее будет неподготовленный монолог. Опоры носят индивидуальный характер, подготовленные учащиеся пользуются минимальными опорами, более слабые – развернутыми.

Единицей диалога является диалогическое единство, пара реплик, принадлежащих различным собеседникам. Только в совокупности они представляют собой законченное высказывание.

В методике обучения диалогической речи используются стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации, это мини-диалоги на бытовую тему, выражения которые выучиваются наизусть. К свободным диалогам относятся интервью (диалог – расспрос), беседа (диалог – обмен мнениями), диалог – побуждение к действию (дискуссия). Иногда реагирующая реплика разворачивается, превращаясь в монолог.

Как и при обучении монологическому высказыванию, при обучении диалогу возможен «Путь сверху» от целого диалога-образца и «Путь снизу» от элементарного диалогического единства. Отталкиваясь от диалога-образца, учащиеся выявляют его особенности, воспроизводят его по ролям и создают диалогическое общение на основе подобной, но новой ситуации путём изменения отдельных компонентов. При этом учащимся даются опоры, подстановочные элементы, на основе которых осуществляется диалогическое общение. «Путь снизу» – это выполнение заданий на восстановление одной из реплик. Очень эффективным является использование игровых моментов в ходе расспроса, порой игра позволяет превратить диалог в монолог или полилог. Приём развития полилога – драматизация, ролевые игры с большим количеством учащихся.

В целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.

Критерии отбора языковых единиц в процессе обучения иностранному языку довольно просты, так как для школьников всегда интересна информация о современной жизни сверстников, их интересах, увлечениях; учащихся интересуют зарубежная современная музыка, спорт, учеба, традиции и обычаи страны изучаемого языка. Подобная информация способствует формированию социокультурной компетенции учащихся,  ценностному отношению к иностранному языку как феномену национальной и общечеловеческой культуры и цивилизации.

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и  заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки,  учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

Глава II

Опытно-экспериментальная работа в МБОУ СОШ №32 г. Ставрополя

        Проанализировав современные  подходы( системно-деятельностный и коммуникативный  )изучения иностранного языка можно сказать, что современный учитель иностранного языка стоит  на распятье дорог, причем не трех, как в сказке, а около 10 и может быть больше. Что же делать? Как же быть?

         Во первых,  каждый учитель или преподаватель имеет право на собственный выбор какой подход  использовать в свое  деятельности.

        Во вторых,  как отечественные , так и зарубежные подходы и методики преподавания иностранного языка используются на данном этапе развития образования.

         В  МБОУ СОШ №32 г. Ставрополя мной была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой  одними из главных задач были:

1.Выявление приёмов, с помощью которых появится возможность проникновения в личное пространство ученика с учетом ФГОС.

2.Сбор и анализ анкет школьников вторых классов, оценка их с точки зрения учителя английского языка.

3.Определение отношения школьников к работе учителя.

Проанализировав анкеты учеников   2 класса (2б,2в ), в котором принимали участие  22  учащихся ( 13 мальчиков и 9 девочек) можно сделать следующие выводы:

- учащимся нравится предмет английский язык;

- учащимся нравится преподаватель английского языка;

- из видов деятельности учащиеся предпочитают  читать, говорить , чем писать и переводить;

-  учащимся нравится использовать компьютер,  но не все используют его при выполнении домашнего задания;

- учащихся устраивает рабочий фон на уроках;

-учащиеся сотрудничают с учителем;

- большинство учащихся любит изучать страноведческий материал;

- на вопрос «Что бы вы хотели изменить на уроках английского языка ?» учащиеся отвели:

  1.  ничего
  2. меньше рассказывать наизусть
  3. чтобы не проверяли домашнее задание
  4. больше читать
  5.  работать с электронной доской
  6. ремонт в кабинете

1. Нравится ли вам предмет английский язык?

2. Нравится ли вам учитель английского языка?

3. Нравится ли вам читать на английском языке?

4.Нравится  ли вам писать на уроке?

9. Нравится ли вам делать проекты?

10. Нравится ли Вам игры?

Заключение

1.  Системно-деятельностный  подход основывается на реализации ценностно-мотивационного, сравнительно-познавательного, опытно-конструктивного, проблемно-поискового этапов обучения на базе актуализации синтеза фундаментальных коммуникативных идей, подходов, принципов.

2. Педагогическая сущность реализации деятельностного и коммуникативного  подходов  к обучению иностранным языкам   заключается в формировании у учащихся готовности как системы условий успешного осуществления познавательной деятельности в сфере коммуникативного моделирования реальных процессов, заключающаяся в единстве сформированности мотивации расширения и систематизации методологических, мировоззренческих, собственно предметных и межпредметных знаний, структурной идентификации и иерархического упорядочивания реальных процессов, их речевых и формальных моделей в результате сравнительно-сопоставительного анализа сущностных признаков реальных процессов, способов их познания и описания; опыта познавательной деятельности, связанной с коммуникативными  моделями, в процессе решения ключевых задач; умения осуществлять смысловую регуляцию деятельности.

3. В условиях опытно-экспериментальной работы получены количественные оценки эффективности разработанной технологии реализации деятельностного и коммуникативного подходов при обучении  учеников младшей школы иностранным языкам . Они свидетельствуют, что эффективная реализация подхода возможна посредством целенаправленного формирования компонентов компетентостей; поэтапной организации образовательного процесса на интегрированном содержании  иностранного языка.

Таким образом, как видно из вышеизложенных положений, есть много общего, что объединяет отечественные и европейские подходы к обучению ИЯ в  школе. Опыт  и изучение   международных  и европейских семинаров по  обучению иностранным языкам позволяет с удовлетворением отметить, что Россия и в теоретическом, и в практическом плане далеко обогнала Европу и мы – ученые, методисты и учителя – можем гордиться своими успехами в  языковом образовании.

Библиографический список

1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидиктических игр. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003. – 152 с.

2. Гладилина И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3.

3. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998.

4.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. : Дрофа, 2007. – (Образование в документах).

5.Новые государственные стандарты по иностранному языку : 2-11 классы : Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ ; Астрель,  2004. -  С.93

6.Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях

     В.В. Сафонова. –  М., 2004.

7.Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии : разработки уроков / авт. - сост. А.Г. Штарина. – Волгоград : Учитель, 2008.

    8. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф. Г. Ялалов          // Интернет-журнал        9."Эйдос" : 15 янв. 2007. Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. 7.

Приложение

Укажите свой пол и возраст и ответьте на следующие вопросы да, нет или свой вариант ответа.

Возраст:                                     Пол:

Вопрос

ДА

НЕТ

Свой вариант ответа

Нравится ли вам предмет английский язык?

Нравится ли вам учитель английского языка?

Нравится ли вам читать на английском  языке?

Нравится ли вам писать на английском  языке?

Нравится ли вам аудироваться на английском  языке?

Нравится ли вам переводить с английского  языка на русский язык и наоборот?

Нравится ли вам говорить на английском  языке?

 Используете ли вы компьютер  на уроке и при подготовке к домашнему заданию?

 Нравится ли вам делать проекты на уроках английского языка и дома?

Нравится ли вам игры?

Нравится ли вам физминутки?

Нравится ли вам рабочий фон на уроках английского языка?

 Сотрудничаете ли вы с учителем?

Нравится ли изучать страноведческий материал на уроках английского языка?

 Чтобы вы хотели изменить на уроках английского языка?

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал предлагается в качестве примера использования элементов  системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. В данном фрагменте представлено введение темы путем п...

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку.

Статья освещает основные принципы и методики работы в рамках системно-деятельностного подхода....

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе. Формирование УУД у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....