Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку.
статья по английскому языку по теме

Статья освещает основные принципы и методики работы в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

31.10.13 Назина О.С

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку.

                                                                                                                          « Единственный путь, ведущий

                                                                                                                             к знанию – это деятельность»

                                                                                                                                                                     Б.Шоу

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки ( таких как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностным, который всегда был системным ( его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) Системно-деятельностный подход является попыткой объединения  этих подходов.

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке. Так как основной  формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока.

                                      Система дидактических принципов:

1 Принцип деятельности

заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом

виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и  формы своей учебной 

деятельности,

понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его

общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности

означает такую организацию обучения, когда результат

деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также

преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире

означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе

и самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса

заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его

усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта

знаний).

5. Принцип психологической комфортности

предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности

предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование

способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества

предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой

деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий

функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Применение ролевой игры также предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима здесь и деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

2. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

3. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. Таким образом, системно- деятельностный подход отвечает  принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности.

                                                          Литература:

  1. Рогова Г. В.Методика обучения иностранным языкам в средней школе//Г.В. Рогова, - М.: Просвещение, 1991.
  2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000.
  3. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ / Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал предлагается в качестве примера использования элементов  системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. В данном фрагменте представлено введение темы путем п...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательных школах»

Цель исследования является анализ современных подходов  при  изучении  ИЯ в школеОбъектом исследовании являются современные подходыпреподавания английского языка.Предмет исследования — ...

«Коммуникативный системно - деятельностный подход в обучении английскому языку в системе ФГОС»

За последнее время жизнь в России сильно изменилась. Но как бы сильно не менялась политика, экономика-человек остаётся тем же и бьётся над своими проблемами. Перед этими вечными проблемами стоят...

Доклад «Реализация системно –деятельностного подхода к обучению английского языка через ИКТ»

В обучении иностранным языкам существуют различные походы , различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным, на мой взгляд, является системно-деятельностный подход .Его сущн...