Главные вкладки

    Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.
    учебно-методический материал на тему

    Щербинова Наталья Николаевна

    Обобщенный и систематизированный материал будет полезен организаторам индивидуального обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_1_shcherbinova_n.n.docx75.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя школа № 2-многопрофильная имени заслуженного строителя Российской Федерации Евгения Ивановича Куропаткина»

    Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.

    (Обобщенный и систематизированный материал будет полезен организаторам индивидуального обучения)

       

                                                                     

    Щербинова Наталья Николаевна,

    магистр педагогики,

    учитель математики высшей квалификационной категории

    г.Нижневартовск, 2018

    Содержание

    Введение        3

    1.Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы        3

    1.1.Документы, регламентирующие реализацию равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование        3

    1.1.1.Международное законодательство        3

    1.1.2.Нормативно-правовые документы РФ        4

    1.1.3.Нормативно-правовые документы ХМАО-Югры        6 

    1.2.Организация индивидуального обучения        7

    1.3.Права и обязанности участников образовательного процесса,   реализуемого в форме индивидуального обучения        8

    1.4.Порядок управления образовательным процессом        10

    Заключение        15

    Список использованных источников        16

    Приложения        17

    1. Введение.

    Тенденция к увеличению численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, введение инклюзивного образования и предоставление возможности обучения в общеобразовательной школе детям с разными отклонениями развития, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями, детерминирует необходимость организации специальных образовательных условий для каждого ребенка с учетом его психических, физических и личностных особенностей и возможностей. В связи с этим актуальной задачей является совершенствование системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения таких детей.

    Индивидуальное обучение (обучение на дому) – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Индивидуальное обучение рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.  Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Нормативная база индивидуального обучения определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса. Организацию индивидуального обучения регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу.

    1. «Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы».

    1.1 Документы, регламентирующие реализацию равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

    1.1.1 Международное законодательство

    Международные документы, регламентирующие реализацию равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование

    1.1.2 Нормативно-правовые документы РФ.

    Законодательные документы Российской Федерации, регламентирующие реализацию равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

    Федеральное законодательство

    • Конституция РФ от 12.12 1993г.
    • Ратификация Россией Конвенции ООН «О правах ребенка» (1991).
    • Ратификация Россией Конвенции ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971г.).
    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изменениями от 30.06.2007 г.).
    • Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
    • Указ Президента от 02.10.1992 г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
    • Постановление Правительства Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
    • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
    • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
    • Федеральный закон от 03.05.2012г. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
    • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

    Письма и Постановления Министерства образования и науки Российской Федерации

    Выдержки из нормативных документов

    1.1.3. Нормативно-правовые документы ХМАО-Югры.

    Подробная информация о нормативных документах ХМАО-Югры в сфере сопровождения лиц с ОВЗ

    Распоряжение Правительства ХМАО-Югры №205-РП "О плане мероприятий ("дорожной карте") развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров

    Распоряжение Правительства ХМАО-Югры №430-РП "О плане мероприятий ("дорожной карте") развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров. Внесение изменений

    Перечень методических материалов, размещенных на сайте
    Ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития СурГПУ
    http://stud.surgpu.ru/pravovoj-navigator/, http://iro86.ru/ , http://iro86.ru/component/k2/item/12873-inkluversarium , то есть  ("Инклюверсариум" - сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).

    1.2. Организация индивидуального обучения.

    Организация образовательного процесса при индивидуальном обучении  может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома, а часть в медицинском учреждении, я и коллеги, работающие в классе работают по скайпу); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

    Индивидуальное обучение может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения,   как правило, осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик. Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса. В любом случае основанием для организации индивидуального обучения  являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении.

    При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

    Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам  осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме:

    1 – 4-е классы

    5 – 7-е классы

    8 – 9-е классы

    10 – 11-е классы

    8 часов в неделю

    10 часов в неделю

    11 часов в неделю

    12 часов в неделю

    Учебные часы включаются в тарификацию (до тарификации   родители должны брать  справку, чтобы платить из не экономии и производится доплата  или компенсация за особые условия труда до 1 сентября след. года).

    В случае болезни учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником, находящимся на индивидуальном обучении на дому, другим учителем.

    В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями). Во время нетрудоспособности учителя сроки проведения уроков переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). В этом случае заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное ответственное за данное направление лицо (куратор, классный руководитель или координатор) готовит распоряжение, в котором указывает, что в связи с болезнью учителя, работающего с учеником на дому, уроки переносятся на другое время. Перенос занятий необходимо согласовать с родителями (законными представителями) и получить их письменное согласие (в свободной форме).

    1.3. Права и обязанности участников образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения.

    Участникам образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).

    Права и обязанности обучающихся, получающих образование по индивидуальному плану:

    имеют право:

    - получать полное общее образование в соответствии с государственным стандартом;

    - вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

    - на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

    Обучающийся обязан:

    - соблюдать требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

    - добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

    - уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

    соблюдать расписание занятий;

    -находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;

    - вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

    Права и обязанности родителей (законных представителей)

    Родители (законные представители) детей имеют право:

    - защищать законные права ребенка;

    - вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

    - обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения.

    Родители (законные представители) детей обязаны:

    - выполнять требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

    - поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;

    своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а образовательное учреждение – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);

    - создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

    -контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

    Права и обязанности педагогических работников.

    Педагогический работник образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании». Продуктивность психолого-педагогического сопровождения непосредственно зависит от квалификации педагогов образовательных учреждений, знания путей профессионального сопровождения ребенка, психологической и профессиональной готовности педагогов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги образовательных учреждений должны иметь определенный объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, знать особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, уметь разрабатывать и реализовывать программу сопровождения ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Это означает, что специалист системы психолого-педагогического сопровождения, помимо владения методиками диагностики, консультирования, коррекции, должен обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса  ( я – учитель математики и физики, магистр педагогики по программе «Среднее образование», прошла курсы по инклюзивному образованию).  

    Функции учителя, осуществляющего педагогическую деятельность в форме индивидуального обучения:

    - знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних занятий;

    - выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и интересов детей;

    развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

    - контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником дневника (расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

    -своевременно заполнять электронный журнал.

    Функции классного  руководителя:

    - согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

    - поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями);

    - собирать информацию об индивидуальных особенностях учащихся, состоянии здоровья и впечатлениях о процессе обучения;

    - своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательном процессе.

    Функции администрации школы:

    - готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

    - контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;

    - контролировать своевременность проведения занятий , ведение журнала учета;

    обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

    своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе.

    1.4. Порядок управления образовательным процессом

    Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы. В компетенцию администрации образовательного учреждения входят следующие управленческие действия:

    - принятие решения об организации образовательного процесса;

    - разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;

    - контроль за организацией и осуществлением образовательного процесса;

    - контроль за распределением и использованием денежных средств.

    Специфика разработки индивидуального образовательного маршрута.

    Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется рядом факторов:

    • возрастом ребенка;
    • состоянием здоровья;
    • уровнем готовности к освоению образовательной программы;
    • возможностью раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам;
    • особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;
    • профессионализмом специалистов образовательных учреждений;
    • возможностями образовательного учреждения удовлетворить специальные и особые образовательные потребности детей;
    • возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;
    • возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома;
    • наличием в регионе, где проживает семья специальных (коррекционных) и других образовательных учреждений.

    При составлении индивидуального образовательного маршрута (внешнего или внутреннего) необходимо довести до родителей информацию:

    • о предельно допустимых нормах учебной нагрузки;
    • об основных образовательных программах;
    • о дополнительных коррекционно-развивающих программах;
    • о содержании психолого-педагогической коррекции;
    • о возможностях и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

    Индивидуальный учебный план.

    Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана образовательной организации, составленного на основе Федерального базового учебного плана.

    Индивидуальный учебный план является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы образования на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка, в соответствии с требованиями специального федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ.

    Индивидуальные учебные планы разрабатываются для ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей и должны быть направлены на решение задач одного из вариантов ФГОС для обучения детей с ОВЗ и разрабатываются с участием родителей (законных представителей) детей.

    В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся индивидуальный учебный план предусматривает время:

    - на увеличение учебных часов, отводимых на отдельные обязательные занятия, осуществляемые в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

    - на введение занятий, обеспечивающих различные интересы детей.

    При разработке индивидуального учебного плана участники образовательных отношений руководствуются требованиями СФГОС, основываясь на совокупности образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей.

    Индивидуальная образовательная программа

    Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

    Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

    Итак, индивидуальная образовательная программа (ИОП) – это документ, который содержит в себе совокупность разделов программы, форм и способов их освоения воспитанником/обучающимся, позволяющих создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

    Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ может быть определен локальным нормативным актом – Положением об индивидуальной образовательной программе.

    Принципы проектирования индивидуальной образовательной программы обучения ребенка с ОВЗ

    1. Необходимость опоры на данные комплексного обследования ребенка (вид и структура нарушения, клинические и индивидуально-психологические особенности, исходный уровень развития и компенсаторные возможности ребенка).
    2. Междисциплинарный подход к проектированию индивидуальной программы – отработка в системе каждого структурного компонента нарушения.
    3.  Интегрированный подход при отборе содержания разделов программы предполагает комбинирование разделов из программ, ориентированных на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений сложного ребенка. Количество и виды программ, из которых выбираются темы, зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного дефекта.
    4. Дозированность объема изучаемого материала с учетом реальных возможностей его усвоения каждым ребенком. Допускается увеличение сроков усвоения.
    5. Межпредметные связи предполагают отработку одних и те же знаний и навыков на разных видах занятий и в разных видах деятельности.
    6. Линейность и концентричность при построении индивидуальной программы обучения предполагает расположение тем в определенной логической последовательности с постепенным увеличением объема и усложнением содержания материала. При этом каждая последующая тема является продолжением предыдущей.
    7. Инвариантность программного материала предполагает наличие пропедевтических разделов для восполнения недостающих знаний и использование специальных технологий, ориентированных на структуру нарушения. В то же время следует предусмотреть возможность изменения содержания раздела, последовательности их изучения, их комбинирование и введение дополнительных элементов с учетом уровня актуального и ближайшего развития ребенка.

    Индивидуальная образовательная программа должна обладать следующими характеристиками:

    • наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
    • обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно значимого результата;
    • возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
    • ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность,
    • развитие индивидуальных особенностей учащихся.

    В приложении 1 -  «Примерная структура индивидуальной  образовательной программы  для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».

    Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служат: ФГОС или федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся; примерные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и требования к результатам освоения образовательных программ, базисный учебный план. Содержание индивидуальной образовательной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

    В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения для развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности, так как индивидуальная программа отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.

    В соответствии с требованиями к разработке различного рода программ содержание индивидуальной образовательной программы располагается по принципу линейности и концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Содержание образования, в некоторой степени, неизменно. Минимум содержания образования определен государственным образовательным стандартом. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов, путем: перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.  В электронном журнале отдельная страница на каждого ученика, который учится по индивидуальному плану. 

     В приложение 1 «Примерная структура индивидуальной образовательной программы  для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».

    В приложении 2 -  «Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы».

    В приложении 3 - «ПОЛОЖЕНИЕ (примерное) об индивидуальной образовательной программе  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    В приложении 4 - «Положение (примерное) об индивидуальном учебном плане образовательной организации».

    Приложение 5 - Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на дому».


    Заключение.

    В современных образовательных условиях изменяются содержание и направления деятельности служб сопровождения. Служба должна обеспечивать оптимальные условия для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, для сохранения и укрепления здоровья, социализации, защиты прав детей, профилактики поведенческих факторов риска и вторичных отклонений развития. Такой подход предполагает, что специалист системы психолого-педагогического сопровождения, помимо владения методиками диагностики, консультирования, коррекции, должен обеспечить эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги, администрация).

    Особенно актуальным становится консультативно-просветительская деятельность специалистов службы сопровождения в сфере расширения и углубления компетентности педагогов и родителей в области изучения психологических особенностей формирования личности ребенка с ОВЗ; обучения педагогов использованию традиционных и инновационных технологий воздействий на ребенка, способствующих повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.

    Объединение специалистов разного профиля в условиях многоуровневого междисциплинарного взаимодействия, интеграция педагогических, психологических, управленческих усилий, направленных на реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его психофизических особенностей, информирование и просвещение семей и педагогического коллектива, позволит создать оптимальные условия для обучения, воспитания и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среде нормально развивающихся сверстников.

    Таким образом, эффективное психолого-педагогическое сопровождение в современных социокульурных условиях выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации, необходимо создать психологическую службу, которая будет работать с учителями.           

    Список использованных источников.

    1. Всемирная Декларация об образовании для всех, 1990г.
    2. Декларация о правах инвалидов, 1975 г.
    3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изменениями от 30.06.2007 г.).
    4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ (с изменениями от 30.06.2007 г.).
    5. Конвенция ООН о правах ребенка,1989 г.
    6. Постановление Правительства Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
    7. Постановление Правительства ХМАО – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
    8. Постановление Правительства ХМАО – Югры от 9 октября 2013 г. №430-п о государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы».
    9. Постановление Правительства ХМАО – Югры от 5.09.13г. № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
    10. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2014г №85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций ХМАО - Югры по вопросам инклюзивного образования».
    11. Ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития СурГПУ http://stud.surgpu.ru/pravovoj-navigator/
    12. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов, 1993 г.
    13. Указ Президента от 02.10.1992 г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
    14. Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
    15. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Приложение 1  

    «Примерная структура индивидуальной образовательной программы  для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья».

    Титульный лист, который включает в себя наименование образовательной организации, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с руководителем службы сопровождения. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

    1. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
    2. Индивидуальный учебный план. Данный структурный компонент имеет место, если в индивидуальной программе содержится знаниевый компонент по предметам и учебным областям.
    3. Содержание программы. Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных блока.
    • Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.
    • Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.
    • Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

    Основные требования к результатам реализации программы. В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы. Требования к результатам реализации программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов.

    1. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

    Приложение 2

    «Алгоритм проектирования

    индивидуальной образовательной программы»

    1. Анализ требований ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального основного общего образования или ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержания примерных программ и базисного учебного плана общеобразовательного учреждения или специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего (I – VIII) вида.
    2. Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
    3. Проектирование необходимых структурных составляющих индивидуальной образовательной программы.
    4. Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. При проектировании ИОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или двух полугодий обучения в образовательной организации. Для отдельных категорий детей (например, с тяжелыми и множественными нарушениями, возможно планирование деятельности на более короткий срок). Корректировка содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики.
    1. Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели уточняются и конкретизируются. Следует отметить, что цель представляет собой конкретный, охарактеризованный образ ожидаемого результата образовательной и коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации индивидуальной программы. Целеполагание в основе проектирования индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, а также быть определена по времени ее реализации с учетом ее формулирования на обозримый промежуток времени.
    1. Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы определяют направления работы с конкретным ребенком.
    2. Определение содержания индивидуальной программы. Содержание индивидуальной образовательной программы следует располагать с учетом требований линейности и концентричности. Проектирование содержания индивидуальной программы может включать в себя как содержательное наполнение коррекционного блока, так и знаниевого компонента, то есть содержания образования по определенным предметным областям. Содержательное наполнение индивидуальной программы в основном, зависит от ее целевого назначения.

    Особое внимание при проектировании содержания индивидуальной образовательной программы следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.

    1. Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.
    2. Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность реализации содержания индивидуальной программы родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
    3. Определение форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы.

    В индивидуальной образовательной программе предполагаются 4 блока:

    • медицинский,
    • логопедический,
    • психологический
    • педагогический

    В каждом блоке выделяются направления деятельности:

    • диагностико-аналитическое,
    • организационно-методическое,
    • коррекционно-развивающее.

    Ключевые позиции в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы принадлежат тьютору (персональному ассистенту).  

    При реализации индивидуальной образовательной программы следует учесть соблюдение следующих условий:

    • четкое взаимодействие специалистов на всех этапах реализации программы; сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности;
    • обязательное участие родителей;
    • создание специально организованной коррекционно-развивающей среды;
    • наличие специального оборудования и учебно-методического материала.

                                    Приложение 3

    «ПОЛОЖЕНИЕ (примерное) 

    об индивидуальной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    Муниципального общеобразовательного учреждения

    «____________________________________.»

    1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящее Положение об индивидуальной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе  и детей-инвалидов Муниципального общеобразовательного учреждения ______________(далее Положение) разработано в целях создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида в процессе обучения и воспитания.

    2. Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы  реабилитации ребенка-инвалида, рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

    ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и  детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

    3. Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии.

    4. Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющий право воспитанников на индивидуальную образовательную программу. Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (п.1, ст. 79).

    Статья 5 пункт 1, 2,3 .Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

    Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом; статья 5 п.6.  Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

    II.РАЗРАБОТЧИКИ И УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ

    ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1. Координатор по Инклюзии – разрабатывает и корректирует индивидуальную образовательную программу в соответствии с рекомендациями специалистов;  проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы.

    2. Педагог-психолог, учитель-логопед - предоставляет комплексное изучение психолого-педагогического статуса ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    3. Заведующий – несет ответственность за содержание и выполнение индивидуальной образовательной программы.

    4. ПМП консилиум планирует формы работы по реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуальной образовательной программы, описание мониторинга коррекционной работы; проектирует  необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы; корректирует содержание индивидуальной программы, на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года.

    6. Родитель (законный представитель) – вносит предложения в индивидуальную образовательную программу по организации образовательного процесса; представляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ.

    7. Педагоги определяют содержание индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности, описывают способы и приемы, посредством которых воспитанник будет осваивать различные виды деятельности.

    8. Педагог дополнительного образования – планирует формы работы по реализации индивидуальной образовательной программы дополнительного образования.

    III. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Индивидуальная образовательная программа состоит из пяти взаимосвязанных разделов.

    1. Титульный лист

    2. Пояснительная записка

    3. Индивидуальный учебный план, годовой календарный график

    4. Содержание программы, включающее образовательный, коррекционный, воспитательный компоненты

    5. Результаты реализации индивидуальной образовательной и рекомендации на новый учебный год.


    Приложение 4

    «Положение (примерное) об индивидуальном учебном плане образовательной организации»

    _____________________________________________________________

    1.Общие положения

    1.1. Настоящее положение (далее Положение) определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению права обучающихся на реализацию индивидуального учебного плана в пределах осваиваемой образовательной программы в _______________________________ (наименование образовательной организации).

    1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

    - Федеральным Законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

    - Уставом образовательной организации.

    2. Цели и задачи Положения

    2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права обучающихся на реализацию индивидуального учебного плана.

    2.2. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных  потребностей конкретного обучающегося;

    2.3. Задачи настоящего Положения:

    1).Определение основных организационных механизмов реализации индивидуального учебного плана детей ОВЗ.

    2). Обеспечение возможности обучения и воспитания по индивидуальному учебному плану в соответствии с установленным ФГОС или ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    3). Обеспечение соответствия индивидуального учебного плана требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

    4). Определение ответственности педагогических работников образовательной организации при реализации индивидуального учебного плана.

    3. Организационные механизмы, реализуемые в общеобразовательном учреждении в целях реализации индивидуального учебного плана.

    3.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в общеобразовательном учреждении с целью соблюдения права детей с ОВЗ на обучение и воспитание по индивидуальным учебным планам относятся:

    • информирование родителей (законных представителей) обучающегося о праве детей на обучение и воспитание по индивидуальному учебному плану;
    • выявление особенностей и образовательных потребностей обучающегося, необходимых для разработки индивидуального учебного плана;
    • разработка основной общеобразовательной программы образовательной организации, включающей в качестве индивидуальные учебные планы образования детей с ОВЗ;
    • разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с индивидуальными учебными планами;
    • организация обучения и воспитания по индивидуальному учебному плану в строгом соответствии с требованиями специального федерального государственного образовательного стандарта;
    • деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения по технологии разработки и реализации индивидуальных учебных планов.

    4.  Последовательность действий участников образовательных отношений при составлении индивидуального учебного плана.

    4.1. Администрация образовательной организации информирует родителей (законных представителей) воспитанников о возможности обучения воспитания ребенка с ОВЗ по индивидуальному учебному плану в соответствии с ФГОС или ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с требованиями, установленными настоящим Положением.

    4.2. При желании родителей (законных представителей) обучающегося осуществлять обучение и воспитание ребёнка с ОВЗ по индивидуальному учебному плану в образовательной организации. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии с настоящим Положением.

    4.3.При составлении индивидуального учебного плана педагогические работники предлагают родителям (законным представителям) обучающегося ознакомиться:

    - с основной образовательной программой образовательной организации;

    - с учебным планом образовательной организации;

    - с порядком работы по составлению индивидуального учебного плана и условиями его реализации.

    4.4. На основании полученной информации родители (законные представители) воспитанника выбирают занятия, формы работы с ребёнком, соответствующие содержанию основной общеобразовательной программой, для включения в индивидуальный учебный план.

    4.5. На любом из этапов подготовки индивидуального учебного плана с родителями (законными представителями) обучающегося специалисты образовательной организации проводят необходимые консультации.

    4.6. Педагоги образовательной организации разрабатывают ИУП. Подготовленный предварительный индивидуальный учебный план педагогические работники повторно обсуждают с родителями (законными представителями) обучающегося.

    4.7. После согласования окончательный вариант учебного плана передаётся лицу (координатору по инклюзии), ответственному в образовательной организации за координацию работы по реализации индивидуального учебного плана.

    4.8. Индивидуальный учебный план утверждается руководителем образовательной организации.

    4.9. Конкретные сроки составления и утверждения индивидуальных учебных планов устанавливаются приказом руководителя образовательной организации.

    4.10. Выбор занятий, форм работы с ребёнком для включения в индивидуальный учебный план определяется образовательной организацией с учётом психофизического развития и личностных особенностей обучающегося с ОВЗ.

    5. Индивидуальный учебный план образовательной организации.

    5.1. Индивидуальный учебный план образовательной организации является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта или ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    5.2. Индивидуальные учебные планы разрабатываются для обучающегося с ОВЗ с учётом его психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.

    5.3.Индивидуальные учебные планы разрабатываются с участием родителей (законных представителей) обучающегося.

    5.4. Формы организации образовательного процесса образовательной организации.

    5.5. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающегося индивидуальный учебный план предусматривает:

    •  введение коррекционно-развивающих занятий, учитывающих особенности психофизического развития детей с ОВЗ;
    • реализацию индивидуального и дифференцированного подхода в различных видах деятельности (учебной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

    5.7. Условия реализации индивидуального учебного плана должны соответствовать условиям реализации основной общеобразовательной программы образовательной организации, установленным федеральным государственным образовательным стандартом.

    6. Ответственность

    6.1. Ответственность за составление и реализацию индивидуального учебного плана несут участники образовательных отношений в порядке, установленном действующим законодательством.

    6.2. В образовательной организации приказом руководителя учреждения назначается ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации индивидуальных учебных планов (координатор по инклюзии).

    6.3. Ответственное лицо (координатор по инклюзии):

    6.3.1. Назначается приказом руководителя образовательной организации.

    6.3.2. Обеспечивает:

    - организацию работы в образовательной организации по информированию родителей (законных представителей) о возможности обучения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным учебным планам;

    - организацию отбора обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для обучения и воспитания по индивидуальным учебным планам;

    - организацию работы с педагогическими работниками образовательной организации по составлению и реализации индивидуальных учебных планов в строгом соответствии с ФГОС или ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    - контроль за соответствием индивидуальных учебных планов ФГОС или ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    - контроль за реализацией индивидуальных учебных планов;

    - взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам составления и реализации индивидуальных учебных планов;

    - организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации индивидуальных учебных планов;

    - анализ работы образовательной организации по вопросам составления и реализации индивидуальных учебных планов и представление его результатов органу управления образовательными организациями;

    - решение иных вопросов, связанных с составлением и реализацией индивидуальных учебных планов в образовательной организации.

            6.3.3. Руководствуется в своей деятельности:

    - требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере образования;

    - приказами и распоряжениями руководителя образовательной организации;

    - уставом образовательной организации и принятыми в нём локальными нормативными актами;

    - настоящим Положением.

    Приложение 5 

    Примерное содержание папки

    «Организация индивидуального обучения»

    - Положение об организации индивидуального обучения на дому.

    - Приказы (копии) об организации индивидуального обучения на каждого ученика.

    - Справки (копии) медицинских справок на каждого ученика.

    - Расписание уроков индивидуального обучения на каждого ученика, письменно согласованное с родителями.

    - Список учителей, работающих  по индивидуальной образовательной программе.

    - Учебно-методические комплексы индивидуального обучения (программы, календарно-тематические планирования, тесты проверочных работ и. т. д.)

    - План внутришкольного контроля индивидуального обучения.

    - Справки по внутришкольному контролю.

    - Заявления родителей.

    - Рекомендации психолога, логопеда, социального педагога и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение способных, одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

    Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили от...

    Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

    Мастер-класс на М.О. учителей математики по теме: " Работа с одарёнными детьми"...

    Статьяпо теме:" Организация коррекционно- развивающей работы в условиях общеобразовательной школы ".

    Статья о коррекционно- развивающей работе с детьми ОВЗ VIII видав условиях общеобразовательной школы...

    Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

    Материал поможет коллегам при подготовки к семинару "Работа с одарёнными детьми"...

    Организация работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы

    Основные направления работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе. Как организовать коррекционно-образовательный процесс?...

    Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.

    Обобщенный и систематизированный материал для организаторов индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы...

    Технология организации индивидуального обучения детей с ОВЗ в рамках требований ФГОС

    Технология и нормативная база  организации индивидуального обучения детей с ОВЗ в рамках требований ФГОС...