Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения совместного международного бизнеса, пользование Интернетом.

Наблюдая за учащимися и изучая передовой опыт работы педагогов-новаторов Кузовлева В.П., Тучковой Т.У., Пассова,  я составила таблицу, которая мне очень помогает – таблица мотивов учеников, которые изучают английский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_gruppakh_na_uroke.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

села Александровского Александровского района

Ставропольского края

Описание опыта работы

учителя английского языка Зайковой Г.Н.

по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

        

2012 год

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).

Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучения английского языка было получение оценки.

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения совместного международного бизнеса, пользование Интернетом.

Наблюдая за учащимися и изучая передовой опыт работы педагогов-новаторов Кузовлева В.П., Тучковой Т.У., Пассова,  я составила таблицу, которая мне очень помогает – таблица мотивов учеников, которые изучают английский язык.

Общим мотивом может быть стремление поехать в заграничную поездку, переписываться со сверстниками иностранцами, использование компьютера.

Эмоциональным мотивом обычно (чаще всего) является боязнь выглядеть смешным перед одноклассниками, из-за незнания, нежелание подвести группу.

Процесс обучения мне представляется по годам в таком виде, учитывая возможности учеников и степень сложности учебного материала.

Уроки я строю так, чтобы ученик проявил свои умственные возможности, почувствовал заинтересованность в совершенствовании своих индивидуальных способностей. Учебный материал предлагаю по модели пройденное + данное + новое.        

Анализ интересующих старшеклассников проблем показывает, что в качестве основных есть 4 блока учебных тем:

  1. проблемы молодёжи, мода;
  2. досуга;
  3. образования;
  4. всё о себе и об окружающих людях.

Начиная с 7 класса я провожу нестандартные по форме уроки:

На этих уроках (урок-путешествие, урок-телемост, урок-журнал, урок-экскурсия) удается создать эмоционально-интеллектуальную атмосферу творческого общения, умение высказать свою точку зрения, формировать жизненную позицию, и нравственные качества учащихся:

Ученики отрабатывают в упражнениях различные формы предложений:  утверждения, вопросительные и отрицательные структуры, в диалогах и монологах в рамках учебной темы.

Такие необычные уроки помогают показать ценность знания английского языка, способность справиться с заданиями без посредников на основе изученного ранее учебного материала.

Например: урок «Путешествие по Лондону» ученики в группах по 3-4 ученика получают задания (в группе – сильный, средний, слабый ученики обязательно).

Задания группам:

  1. составить программу путешествия (как, на чем?);
  2. устройство багажа, размещение;
  3. план экскурсий по городу (достопримечательности);

Это позволяет проводить закрепления изученной лексики и грамматических структур по теме, а также увеличивает время речевой деятельности, дает ощущение единомыслия и сотворчества.

«Урок - журнал» провожу при изучении грамматической темы. Страницы «журнала»:

  1. Объяснение грамматического материала;
  2. Примеры предложений с данной темой;
  3. Аудирование структуры с использованием данной грамматической темы (утверждения, вопросы, отрицания);
  4. Выполнение упражнения на закрепление новой темы, выработка практических умений и накопление опыта (мастер-класс).
  5. Обобщение и повторение. Создание ситуации творческого поиска (кроссворд, заполнение пропусков) на основе новой темы.

«Урок-экскурсия» при  изучении темы «Город». (Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Атланта, Вашингтон, Ставрополь).

Задания учащимися по проблемам даю по выбору учащимся- «экскурсоводам»: музеи, памятники, театры, улицы, площади, дворцы (соборы).

Здесь и вопросы экскурсоводам, запоминание слов по теме, тренировка грамматических структур.

В виде урока-телемоста провожу уроки по темам страноведения.

Например:

«У карты мира» (9 класс), при обучении устной речи, чтению. Ученики играют роль представителя (чаще президента) одной из стран и готовят сообщения о «своей» стране, о проблемах, которые там есть. Другие ученики готовят вопросы к ним по проблемам: политика, экология (состояния рек, лесов, экологические катастрофы), мероприятиях по охране окружающей среды, об известных личностях автофирмах данного государства (4 вопроса разного типа: кто? что? где? куда?).

Готовясь к этим урокам, ребята не только овладевают языковым материалом, умениями ознакомительного, изучающего, поискового чтения, но и развивают умение рассказывать об определённых фактах, событиях, учатся обмену мнениями, высказывать своё отношение к ним, выражать благодарность, радость, огорчение, несогласие, вежливо переспросить, представить себя.

Из опыта работы с учащимися я вижу, что прочно усваивается то, что требует определённых логических операций. Поэтому на «уроках-мастерских» я создаю условия для того, чтобы каждый ученик получил знания, которые стали бы итогом его самостоятельной деятельности и поиска.

На этом уроке ученик учится:

  1. поставить свою небольшую цель и достичь её;
  2. решать задачи, составляющие основу этой цели;
  3. уметь защищать свои убеждения.

Система работы «урока-мастерской» состоит из компонентов:

Сказочные мастерские – в основном во 2-6 классе при обучении навыкам чтения, устной речи, навыкам общения на английском языке по учебной или бытовой ситуации. Ученики строят диалоги между сказочными героями и ведут их между собой: Буратино и Мальвина, Малыш и Карлсон, Винни и Пятачок (с опорой и без), «Встреча», «Знакомство», «Прощание», «День рождения»…

Мастерские построения знаний (в 7-8 классе) я провожу при изучении грамматических тем. Так, при изучении темы «Порядок слов» в английском предложении, «Артикли» ученики накапливают опыт и умение в построении отрицательных, вопросительных структур, употреблении времён английской грамматики.

В своей педагогической работе я всегда учитываю самочувствие ребенка, стараюсь каждого включить в учебный процесс на уроке, создаю условия для его самореализации, понимаю, что каждый ученик, выходя к доске или работая с учебником, мысленно просит меня о помощи (помогите мне сделать это самому). Стимулируя речевую деятельность учеников, я создаю на уроках ситуацию успеха, поощряю учеников за то, что кто-то не боится выйти и ответить первым (показать мастер-класс). Во 2-6 классах хорошо подготовленные учащиеся охотно выходят и демонстрируют свои знания (как образец), а затем включаются и другие ученики.

У меня есть определённый банк разных опорных карточек-помощниц, схем по разговорным темам и таблиц, которые помогают ученикам построить быстрее связное высказывание по теме, вспомнить необходимую грамматику, лексику и использовать её для решения поставленной задачи, чувствовать себя уверенней (как спасательный круг при построении устного высказывания).

Ученик не готовится к жизни, а живёт, поэтому знания его должны быть актуальны сегодня для формирования активной гражданской позиции.

Стимулом для изучения английского языка на моих уроках также является самостоятельная работа – как венец, как обобщение изученного материала. Мотивация лежит в самом условии таких заданий. Ученику, наконец, представлена возможность использовать полученные знания и языковые навыки в новой реальной ситуации (темы заданий «В незнакомом городе» (заблудился), «У врача», «В магазине», «В аэропорту» (на вокзале), «В школе», «У друга в гостях», «За столом», «В школьной библиотеке»).

Ученики здесь проявляют творческие способности, эрудицию, умение обобщать, делать выводы, работать со справочной литературой, словарём разного вида для подготовки своих ролей, сообщений, высказываний, вопросов и ответов, совместно переживать друг за друга.

Иногда использую метод проекта. Этот метод помогает ребёнку развивать личностные качества, самореализоваться в проекте,  выбрать тему, форму и вид защиты своей проектной работы (коллаж, афиша, объявление, реклама и т.д.).

Развитие навыков и умений аудирования (восприятие иноязычной речи на слух) – это довольно сложная сфера учебной деятельности учителя и ученика.

Особое внимание обращаю на развитие у учеников умения понимать речь в учебно-речевых ситуациях и в ситуациях повседневного общения.

В виде аудирования я даю ученикам тексты – это объявления по радио, сводки о погоде. Важно, чтобы учащиеся понимали речь партнёра в стандартных ситуациях, чтобы умели реагировать, переспросить, повторить.

Пример задания по аудированию:

  1. подберите к неполным предложениям окончание в соответствии с услышанным;
  2. определите рисунок (картинку), которая соответствует тому, что услышали;
  3. составьте план прослушанного текста;

В заключении урока я провожу рефлексию – итоги урока и даю ребятам возможность высказаться по 3 фразам такого шаблона:

The lesson is about…

I can do…

I can’t do…

что узнали и для чего

Я провожу контроль знаний учеников с помощью тестирования, тестовых контрольных работ, беседы, наблюдения, опроса, анализа успешности.

Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Однако я не забываю, что человек умелый и мобильный, должен быть еще и духовным. Важно воспитывать в ученике нравственные качества: добросердечие, простоту в общении, естественность.

Мониторинг успеха моих учеников в изучении английского языка показывает, что качество знаний у учащихся повышается.

Результаты педагогической деятельности Г.Н. Зайковой.

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

класс

кол-во учащихся

% на “4” и “5”

%  ОРО

класс

кол-во учащихся

% на “4” и “5”

%  ОРО

класс

кол-во учащихся

% на “4” и “5”

%  ОРО

6

26

58

100

5

30

69

100

6

30

70

100

7

25

50

100

7

27

61

100

7

26

56

100

8

26

54

100

8

27

50

100

8

30

65

100

9

25

43

100

9

30

56

100

9

27

53

100

102

51,25

100

114

58

100

113

62,5

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

статья "Контроль знаний как способ поддержания интереса к изучаемому предмету" из опыта работы учителя английского языка

В данной статье приводятся примеры разнообразных нестандартных форм контроля знаний учащихся на уроках  английского языка, способствующих развитию интереса к изучаемому предмету. Только устойчивы...

Статья на тему: " Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала"

Данная статья - это обобщение моего опыта по применению опорных схем, используемых на уроках русского языка в 5 - 7 классах основной школы.Представленный вид опорных схем является моей собственной раз...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....

Методическая разработка учителя английского языка Адыловой Л.Р. МБОУ «ОКЛ им. Г. Т. Берегового» г. Симферополь Республика Крым Рабочий материал к уроку английского языка по теме «Образование в Великобритании» Учебник «Spotlight» 8 класс

Методическая разработка может быть использована на уроке английского языка, поможет ознакомить учащихся с системой образования в Великобритании. Учащиеся узнают об одном из самых престижных учебных за...

Методическая разработка учителя английского языка Адыловой Л.Р. МБОУ «ОКЛ им. Г. Т. Берегового» г. Симферополь Республика Крым Рабочий материал к уроку английского языка по теме «Еда» «Spotlight

Рабочий материал к уроку английского языка по теме «Еда» «Spotlight Данная разработка содержит интересные задания к тексту "Обенто, вкусная традиция", позволит учащимс...