Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Зайкова Галина Николаевна

 

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).

Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучения английского языка было получение оценки.

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения совместного международного бизнеса, пользование Интернетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_v_gruppakh_na_uroke.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

села Александровского Александровского района

Ставропольского края

Описание опыта работы

учителя английского языка Зайковой Г.Н.

по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

        

2012 год

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).

Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучения английского языка было получение оценки.

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения совместного международного бизнеса, пользование Интернетом.

Наблюдая за учащимися и изучая передовой опыт работы педагогов-новаторов Кузовлева В.П., Тучковой Т.У., Пассова,  я составила таблицу, которая мне очень помогает – таблица мотивов учеников, которые изучают английский язык.

Общим мотивом может быть стремление поехать в заграничную поездку, переписываться со сверстниками иностранцами, использование компьютера.

Эмоциональным мотивом обычно (чаще всего) является боязнь выглядеть смешным перед одноклассниками, из-за незнания, нежелание подвести группу.

Процесс обучения мне представляется по годам в таком виде, учитывая возможности учеников и степень сложности учебного материала.

Уроки я строю так, чтобы ученик проявил свои умственные возможности, почувствовал заинтересованность в совершенствовании своих индивидуальных способностей. Учебный материал предлагаю по модели пройденное + данное + новое.        

Анализ интересующих старшеклассников проблем показывает, что в качестве основных есть 4 блока учебных тем:

проблемы молодёжи, мода;

досуга;

образования;

всё о себе и об окружающих людях.

Начиная с 7 класса я провожу нестандартные по форме уроки:

На этих уроках (урок-путешествие, урок-телемост, урок-журнал, урок-экскурсия) удается создать эмоционально-интеллектуальную атмосферу творческого общения, умение высказать свою точку зрения, формировать жизненную позицию, и нравственные качества учащихся:

Ученики отрабатывают в упражнениях различные формы предложений:  утверждения, вопросительные и отрицательные структуры, в диалогах и монологах в рамках учебной темы.

Такие необычные уроки помогают показать ценность знания английского языка, способность справиться с заданиями без посредников на основе изученного ранее учебного материала.

Например: урок «Путешествие по Лондону» ученики в группах по 3-4 ученика получают задания (в группе – сильный, средний, слабый ученики обязательно).

Задания группам:

составить программу путешествия (как, на чем?);

устройство багажа, размещение;

план экскурсий по городу (достопримечательности);

Это позволяет проводить закрепления изученной лексики и грамматических структур по теме, а также увеличивает время речевой деятельности, дает ощущение единомыслия и сотворчества.

«Урок - журнал» провожу при изучении грамматической темы. Страницы «журнала»:

Объяснение грамматического материала;

Примеры предложений с данной темой;

Аудирование структуры с использованием данной грамматической темы (утверждения, вопросы, отрицания);

Выполнение упражнения на закрепление новой темы, выработка практических умений и накопление опыта (мастер-класс).

Обобщение и повторение. Создание ситуации творческого поиска (кроссворд, заполнение пропусков) на основе новой темы.

«Урок-экскурсия» при  изучении темы «Город». (Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Атланта, Вашингтон, Ставрополь).

Задания учащимися по проблемам даю по выбору учащимся- «экскурсоводам»: музеи, памятники, театры, улицы, площади, дворцы (соборы).

Здесь и вопросы экскурсоводам, запоминание слов по теме, тренировка грамматических структур.

В виде урока-телемоста провожу уроки по темам страноведения.

Например:

«У карты мира» (9 класс), при обучении устной речи, чтению. Ученики играют роль представителя (чаще президента) одной из стран и готовят сообщения о «своей» стране, о проблемах, которые там есть. Другие ученики готовят вопросы к ним по проблемам: политика, экология (состояния рек, лесов, экологические катастрофы), мероприятиях по охране окружающей среды, об известных личностях автофирмах данного государства (4 вопроса разного типа: кто? что? где? куда?).

Готовясь к этим урокам, ребята не только овладевают языковым материалом, умениями ознакомительного, изучающего, поискового чтения, но и развивают умение рассказывать об определённых фактах, событиях, учатся обмену мнениями, высказывать своё отношение к ним, выражать благодарность, радость, огорчение, несогласие, вежливо переспросить, представить себя.

Из опыта работы с учащимися я вижу, что прочно усваивается то, что требует определённых логических операций. Поэтому на «уроках-мастерских» я создаю условия для того, чтобы каждый ученик получил знания, которые стали бы итогом его самостоятельной деятельности и поиска.

На этом уроке ученик учится:

поставить свою небольшую цель и достичь её;

решать задачи, составляющие основу этой цели;

уметь защищать свои убеждения.

Система работы «урока-мастерской» состоит из компонентов:

Сказочные мастерские – в основном во 2-6 классе при обучении навыкам чтения, устной речи, навыкам общения на английском языке по учебной или бытовой ситуации. Ученики строят диалоги между сказочными героями и ведут их между собой: Буратино и Мальвина, Малыш и Карлсон, Винни и Пятачок (с опорой и без), «Встреча», «Знакомство», «Прощание», «День рождения»…

Мастерские построения знаний (в 7-8 классе) я провожу при изучении грамматических тем. Так, при изучении темы «Порядок слов» в английском предложении, «Артикли» ученики накапливают опыт и умение в построении отрицательных, вопросительных структур, употреблении времён английской грамматики.

В своей педагогической работе я всегда учитываю самочувствие ребенка, стараюсь каждого включить в учебный процесс на уроке, создаю условия для его самореализации, понимаю, что каждый ученик, выходя к доске или работая с учебником, мысленно просит меня о помощи (помогите мне сделать это самому). Стимулируя речевую деятельность учеников, я создаю на уроках ситуацию успеха, поощряю учеников за то, что кто-то не боится выйти и ответить первым (показать мастер-класс). Во 2-6 классах хорошо подготовленные учащиеся охотно выходят и демонстрируют свои знания (как образец), а затем включаются и другие ученики.

У меня есть определённый банк разных опорных карточек-помощниц, схем по разговорным темам и таблиц, которые помогают ученикам построить быстрее связное высказывание по теме, вспомнить необходимую грамматику, лексику и использовать её для решения поставленной задачи, чувствовать себя уверенней (как спасательный круг при построении устного высказывания).

Ученик не готовится к жизни, а живёт, поэтому знания его должны быть актуальны сегодня для формирования активной гражданской позиции.

Стимулом для изучения английского языка на моих уроках также является самостоятельная работа – как венец, как обобщение изученного материала. Мотивация лежит в самом условии таких заданий. Ученику, наконец, представлена возможность использовать полученные знания и языковые навыки в новой реальной ситуации (темы заданий «В незнакомом городе» (заблудился), «У врача», «В магазине», «В аэропорту» (на вокзале), «В школе», «У друга в гостях», «За столом», «В школьной библиотеке»).

Ученики здесь проявляют творческие способности, эрудицию, умение обобщать, делать выводы, работать со справочной литературой, словарём разного вида для подготовки своих ролей, сообщений, высказываний, вопросов и ответов, совместно переживать друг за друга.

Иногда использую метод проекта. Этот метод помогает ребёнку развивать личностные качества, самореализоваться в проекте,  выбрать тему, форму и вид защиты своей проектной работы (коллаж, афиша, объявление, реклама и т.д.).

Развитие навыков и умений аудирования (восприятие иноязычной речи на слух) – это довольно сложная сфера учебной деятельности учителя и ученика.

Особое внимание обращаю на развитие у учеников умения понимать речь в учебно-речевых ситуациях и в ситуациях повседневного общения.

В виде аудирования я даю ученикам тексты – это объявления по радио, сводки о погоде. Важно, чтобы учащиеся понимали речь партнёра в стандартных ситуациях, чтобы умели реагировать, переспросить, повторить.

Пример задания по аудированию:

подберите к неполным предложениям окончание в соответствии с услышанным;

определите рисунок (картинку), которая соответствует тому, что услышали;

составьте план прослушанного текста;

В заключении урока я провожу рефлексию – итоги урока и даю ребятам возможность высказаться по 3 фразам такого шаблона:

The lesson is about…

I can do…

I can’t do…

что узнали и для чего

Я провожу контроль знаний учеников с помощью тестирования, тестовых контрольных работ, беседы, наблюдения, опроса, анализа успешности.

Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Однако я не забываю, что человек умелый и мобильный, должен быть еще и духовным. Важно воспитывать в ученике нравственные качества: добросердечие, простоту в общении, естественность.

Мониторинг успеха моих учеников в изучении английского языка показывает, что качество знаний у учащихся повышается.

Результаты педагогической деятельности Г.Н. Зайковой.

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч. год

2011-2012 уч. год

класс


кол-во учащихся

% на “4” и “5”

%  ОРО

класс

кол-во учащихся

% на “4” и “5”

%  ОРО

класс


кол-во учащихся

% на “4” и “5”

%  ОРО

6

26

58

100

5

30

69

100

6

30

70

100

7

25

50

100

7

27

61

100

7

26

56

100

8

26

54

100

8

27

50

100

8

30

65

100

9

25

43

100

9

30

56

100

9

27

53

100

102

51,25

100

114

58

100

113

62,5

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.

В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

« Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках трудового и профессионального обучения»

Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного   материала на уроках трудового и профессионального обучения...

Мастер -класс на тему " Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"

Знать слово- значит знать его формы,значение и употреление.Основные этапы работы с лексическим материалом это: present,practice,produce....

Презентация к мастер -классу на тему : "Работа над усвоением лексического материала на уроках английского языка"

Лексика-это живая материя языка.Она служит для предметного содержания мысли....

Статья на тему: " Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала"

Данная статья - это обобщение моего опыта по применению опорных схем, используемых на уроках русского языка в 5 - 7 классах основной школы.Представленный вид опорных схем является моей собственной раз...