Главные вкладки

    Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.
    материал (8 класс) на тему

    Кондратенко Наталья Владимировна

    В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.

            Проблемы и задачи исследования.

            

    В настоящее время одно из центральных мест в системе учебно-воспитательного воздействия в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида занимают уроки труда. Их основная цель – подготовить учеников к самостоятельному выполнению несложных квалифицированных работ в условиях современного промышленного производства.

            Широкое использование наглядных средств на уроках в школах VIII вида создает благоприятные условия для обогащения круга представлений учащихся, организации доступности предоставляемой информации, развития познавательного интереса, мышления и речи, внимания, памяти, самостоятельности и наблюдательности детей.         

            Нет нужды много говорить о значении наглядности в процессе обучения. Ее исключительная роль подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Самые различные системы образования, самые противоположные концепции обучения, самые отдаленные поколения учителей объединяет требование и понимание необходимости усиления наглядности в педагогическом процессе.

            Это требование остается в силе и сегодня, несмотря на то, что насыщенность учебного процесса наглядными образами приближается к достаточности. Нельзя не видеть, что уже в недалекой перспективе проблема количественного дефицита наглядности, как недостатка средств чувственного отражения действительности в обучении, имеет все шансы на успешное разрешение.

            Однако это вовсе не означает исчерпание проблемы педагогической наглядности вообще. Наоборот, ее актуальность возрастает. Тут именно тот случай, когда количественные изменения сопровождаются качественными и само достижение уровня достаточности в обеспечении учебного процесса наглядными материалами порождает принципиально новые вопросы по их использованию и крайне обостряет давние, но ранее малозаметные дидактические проблемы в этой области. Имеются в виду не только и не столько очевидные проблемы технического и художественного обеспечения оптимального физиологического режима восприятия наглядной информации, сколько собственно психолого-педагогические проблемы, которые затрагивают существенные механизмы формирования знаний в учебном процессе.

            Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении любых средств наглядности и всегда соотносить их технико-педагогические параметры с основными структурными компонентами дидактической системы урока (цели, задачи, содержание, методы).

            Принцип наглядности требует, чтобы учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов.

            Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которое ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты.

    Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.

    В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу.

            Для того, чтобы проверить, насколько эффективно применение наглядных методов обучения детей с нарушением интеллекта, я провела педагогический эксперимент на уроках «Швейного дела» в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

            Гипотеза исследования состояла в следующем: усвоение учебного материала в процессе трудового обучения будет эффективнее при целенаправленном и дифференцированном подборе и использовании наглядности.

            Объектом экспериментального исследования являлись средства наглядности на уроках «Швейного дела».

            Предметом экспериментального исследования была оценка динамики усвоения знаний, умений и навыков учащимися.

            Цель эксперимента состояла в проверке истинности выдвинутой основной гипотезы исследования.

            Данный эксперимент был проведен в 8 классе «Вяземской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида».

    Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала проводилось на уроках швейного дела в 8 классе СОГОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида». Экспериментом были охвачены учащиеся четвертого года обучения – всего 7 человек в возрасте 15-17 лет.

            Была определена специфика применения наглядности на уроках труда:

    1. наглядные материалы должны соответствовать целям и содержанию трудового обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида,
    2. пособия должны быть доступными и составлены с учетом возрастных особенностей детей с нарушением интеллекта,
    3. наглядные средства должны изготовляться четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом,
    4. пособия должны быть выполнены с соблюдением эстетических и санитарно-гигиенических требований,
    5. содержание пособий должно составлять минимальное количество объектов (1-3) и не содержать разнородной информации,
    6. при работе с наглядностью необходимо организовывать детальный анализ каждой части пособия ( устанавливать главную и второстепенную информацию, этапы работы и их причинно-следственные связи) с многократным закреплением, повторением содержания,
    7. обязательна предварительная подготовка к восприятию учениками новых наглядных материалов через систему упражнений по формированию базовых знаний о предметах, свойствах и устройствах наглядных средств,
    8. необходимо постепенное усложнение предъявляемых средств обучения,
    9. использование наглядности с учетом индивидуальных особенностей школьников (подбор по цвету, величине, способу изготовления, количества выполняемых операций и т.д.),
    10. для успешного усвоения информации, содержащейся в пособиях, необходимо проводить целенаправленную работу по коррекции зрительного, слухового, тактильного восприятий, памяти, мышления, моторики, нарушений в пространственной и временной ориентации, а также активизации речи (путем пополнения словарного запаса детей, закрепления лексико-грамматических структур, орфографических правил, побуждения к монологу и диалогу), воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умений работать в коллективе и т.д.

            

    Тематический план.

         Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Лабораторные работы (час)

    Практические работы (час)

    Самостоятельные работы (час)

       1 четверть

    Вводное занятие.

    План работы и задачи на год. Профессия швеи-мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской.

    Вышивание гладью.

    Изделия. Отделка на изделии (гладь).

    Теоретические сведения. Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Умение. Вышивание гладью. Перевод рисунка на ткань.

    Практические работы. Выбор рисунка и подбор ниток. Перевод рисунка на ткань. Выполнение гладьевых стежков.

    Построение чертежа основы блузки. Элементарное моделирование и раскрой.

    Изделие. Блузка без воротника с цельнокроенными  короткими рукавами.

    Теоретические сведения. Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.

    Умение. Проглаживание копировальных оттисков.

    Практические работы. Проверка чертежа и изготовленной выкройки. Перенесение нагрудной вытачки. Раскладка выкройки на ткань и раскрой с припуском на швы. Прокладывание копировальных стежков по контуру выкройки, по линии талии.

    Соединение основных деталей плечевого изделия.

    Изделие. Блузка без воротника с цельнокроеным коротким рукавом.

    Теоретические сведения. Ткани из натурального и искусственного шелка: свойства (прочность, сминаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость), отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки. Способы обработки горловины, пройм и низа цельнокроеного рукава. Виды обработки низа блузки в зависимости от ее назначения. Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения нитей. Сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.

    Умение. Распознавание шелковой ткани.

    Практические работы. Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Внесение изменений в выкройку. Раскрой и обработка косой обтачки. Обработка горловины, пройм и низа рукавов косой обтачкой. Обработка нижнего среза. Утюжка и складывание блузки по стандарту.

    Практическое повторение.

    Виды работы. Вышивка. Перевод рисунка на ткань. Выполнение вышивки гладью. Пошив нарядной блузки без воротника с коротким цельнокроеным рукавом с опорой на инструкционную карту. Построение чертежа жилета. Раскрой и пошив жилета с опорой на инструкционную карту.

    Самостоятельные работы.

    Обработка среза окантовочным швом и косой обтачкой. Обработка среза двойной строчкой.  

    2 четверть

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской.

    Изготовление выкройки цельнокроеного платья на основе выкройки блузки и раскрой.

    Изделие. Платье цельнокроеное прямое, приталенного силуэта без воротника с короткими цельнокроеными рукавами.

    Теоретические сведения. Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Названия деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии.

    Упражнение. Моделирование выреза горловины в платье без воротника.

    Практические работы.

    Снятие мерки длины изделия. Изменение выкройки основы блузки. Подготовка выкройки платья к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

    Обработка подкройной обтачкой, стачанной по плечевым срезам, горловины.

    Изделие. Платье цельнокроеное приталенное без воротника и коротким цельнокроеным рукавом.

    Теоретические сведения. Ткань: отделка. Дефекты ткацкого производства, крашения, печатания. Виды обтачек (долевая, поперечная, косая и подкройная). Способы раскроя подкройной обтачки. Правила обработки и соединения с горловиной подкройной обтачки.

    Практические работы.

    Сметывание деталей. Примерка платья. Устранение дефектов после примерки. Обработка вытачек. Стачивание плечевых срезов. Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки. Соединение обтачки по плечевым срезам. Приметывание и обтачивание горловины платья. Обработка отлетного среза обтачки. Стачивание и обработка боковых срезов. Обработка низа цельнокроеного рукава и нижнего среза швом вподгибку с закрытым срезом. Утюжка и складывание изделия.

    Упражнения. Изготовление образцов горловины разной формы. Обработка горловины подкройной обтачкой.

    Умение. Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта.

    Ремонт одежды.

    Изделие. Заплата.

    Теоретические сведения. Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа). Наложение заплаты на верхнее легкое платье.

    Практические работы. Определение способа ремонта. Подбор ткани, ниток для заплаты. Подготовка заплаты. Соединение заплаты с изделием на машине стачным или накладным швом при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка. Использование петельных стежков для наложения заплаты в виде аппликации.

    Практическое повторение.

    Виды работы. Пошив по готовому крою постельного белья, блузок и платьев, нижнего белья. Раскрой изделия с использованием готовых лекал.

    Самостоятельная работа.

    Обработка образца горловины с вырезом углом подкройной обтачкой.

    3 четверть

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Добросовестное отношение к труду.

    Отделка легкой одежды.

    Изделия. Отделка на изделии (рюш, волан, мелкая складка, защип, мережка).

    Теоретические сведения. Виды отделки легкой одежды. Различия между оборками, рюшами и воланами. Правила раскроя отделочных деталей. Мережка столбиком, пучками.

    Умение. Выполнение мережки.

    Практические работы. Раскрой рюшей, воланов. Обработка швом вподгибку вручную обрезных срезов отделочных деталей. Соединение отделочных деталей с изделием: притачивание, втачивание. Настрачивание рюшей. Раскрой и застрачивание деталей изделия со складочками. Выполнение мережки.

    Построение чертежа основы платья.

    Изделие. Выкройка основы платья.

    Теоретические сведения. Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна. Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для платья и правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки.

    Умение. Распознавание синтетической ткани.

    Практические работы. Изготовление чертежа основы платья.

    Построение чертежей основы втачного длинного рукава и воротника на стойке.

    Изделия. Выкройка короткого рукава. Выкройка воротника на стойке.

    Теоретические сведения. Основные свойства тканей с примесью лавсана и капрона. Мерки и расчеты для построения чертежей прямого длинного рукава и воротника на стойке. Фасоны воротников. Нанесение линии низа короткого рукава. Названия срезов выкройки и кроя. Высшая точка оката рукава. Виды обработки низа короткого рукава. Обработка воротника.

    Упражнение. Изготовление образцов короткого рукава и воротника на стойке.

    Практические работы. Снятие мерок и расчеты для построения чертежа втачного длинного прямого рукава. Построение чертежей рукава и воротника на стойке. Раскрой рукава с учетом направления долевой нити в надставках к рукаву. Нанесение контрольной линии высшей точки оката рукава. Раскрой и обработка воротника.  

    Обработка деталей с кокетками.

    Изделие. Кокетка.

    Теоретические сведения. Кокетка: виды, соединение с деталью притачным и накладным способами, обработка нижнего среза. Отделка.

    Упражнение. Изготовление образцов кокеток прямой, овальной и фигурной формы.

    Практические работы. Элементарное моделирование кокеток. Раскрой. Обработка притачных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка накладных кокеток с прямым и овальным нижним срезом. Обработка уголков кокетки при настрачивании отделочной строчкой. Утюжка изделий с кокетками.

    Изготовление выкройки по основе платья и раскрой блузки с застежкой доверху.

    Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и длинным рукавом.

    Теоретические сведения. Особенности конструкции блузки с рукавом и воротником. Фасоны блузок: выбор и описание. Изменение выкройки основы платья. Нанесение линии низа блузки. Припуск на обработку застежки в середине полочки платья.

    Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Припуск на обработку застежки. Раскрой блузки. Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям.

    Соединение воротника на стойке с горловиной и рукава с проймой.

    Изделие. Блузка с воротником на стойке, застежкой доверху и длинным рукавом.

    Теоретические сведения. Приспособления к бытовым швейным машинам: линейка для стачивания деталей, лапки с направляющим бортиком для выполнения накладного и настрочного шва. Связь и соответствие линий проймы и оката рукава, горловины и воротника.

    Упражнения. Пробные строчки с применением приспособлений.

    Практические работы. Установка линеек и лапок на швейной машине. Сметывание, примерка, возможные исправления, стачивание деталей. Обработка низа застежки блузки. Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной. Разметка и обработка петель. Обработка рукавов. Обработка нижнего среза рукава. Совмещение высших точек оката рукава и проймы. Распределение посадки. Прикрепление, вметывание, втачивание рукава. Утюжка, складывание по стандарту изделия.

    Практическое повторение.

    Виды работ. Выполнение мережки. Раскрой, обработка и соединение волана с деталью на образце. Раскрой, обработка и втачивание рюша на образце.

    Самостоятельная работа.

    Обработка воротника на образце. Обработка низа короткого рукава окантовочным швом и имитирующей манжетой по готовому крою.

    4 четверть

    Вводное занятие.

    План работы на четверть. Техника безопасности в швейной мастерской.

    Изготовление выкройки на основе платья и раскрой халата.

    Изделие. Выкройка халата с отложным воротником, притачным подбортом и длинным рукавом. Выкройка подборта. Выкройка отложного воротника.

    Теоретические сведения. Общее представление о получении нетканых материалов. Фасоны халатов: назначение, ткани для пошива. Нетканые материалы. Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Виды манжет. Ворот и подборт. Подборт: виды и назначение.

    Практические работы. Выбор и описание фасона. Изготовление выкройки халата, отложного воротника, подборта. Раскладка выкройки на ткани с учетом рисунка и припусков на швы. Раскрой деталей изделия. Прокладывание копировальных стежков.

    Обработка бортов подбортами в легком женском платье.

    Изделие. Халаи домашний из хлопчатобумажной ткани с отложным воротником и длинным рукавом.

    Теоретические сведения. Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы, челнока, двигателя ткани в выполнении стежка. Неполадки в работе швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Сравнение хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей по технологическим свойствам. Способы соединения манжеты с длинным рукавом.

    Умение. Регулировка швейной машины.

    Упражнения. Соединение манжеты с длинным рукавом на образце.

    Практические работы. Сметывание и примерка халата. Исправление обнаруженных дефектов. Обработка вытачек. Стачивание боковых и плечевых срезов. Обработка подборта. Обработка и соединение воротника с горловиной путем вкладывания его между полочкой и подбортом. Обработка борта подбортом. Подрезание ткани в углах халата. Отгибание подборта наизнанку, выметывание на участках отворотов. Обработка рукава и соединение его с проймой.

    Массовое производство швейных изделий.

    Теоретические сведения. Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий. Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда. Машинные и ручные работы на швейной фабрике.

    Экскурсия. Швейная фабрика. Ознакомление с технологией массового пошива швейных изделий.

    Практическое повторение.

    Виды работы. Пошив постельного белья, детского и женского белья по готовому крою с пооперационным разделением труда.

    Контрольная работа и анализ ее качества.

    Отдельные операции по изготовлению образца блузки с отложным воротником, притачным подбортом и коротким рукавом в масштабе 1:2.

    Итого за год

         106

           1

          18

           32

           23

           30

            2

          84

            2

          18

           26

           14

         

          21

            3

          118

            2

           24

          15

          16

          17

           11

           25

            5

            3

          98

            1

           27

          50

           8

            9

            3

          406

             3

             -

             -

             3

             -

              -

             -

             -

             -

             -

              -

              -

     

              -

              -

              2

              -

              -

              2

              -

              -

             -

              -

              -

              -

              -

              -

              -

             -

              -

              -

              -

              5

           69

            -

           6

          12

           21

          30

            -

           65

            -

            8

           25

           11

            21

             -

          69

             -

          15

            5

            9

          14

            5

          21

            -

            -

           71

            -

          16

          46

            -

            9

            -

          274

             2

             -

             -

             -

             -

             -

            2

             3

             -

             -

             -

             -

            -

            -

            3

            -

            -

             -

             -

             -

             -

             -

             -

             -

             2

             -

             -

             -

             -

             2

             -

           10

            

            Урок является заключительной , наиболее решающей и ответственной стадией всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, теме учитель допустил недостатки, то он еще имеет возможность устранить их в ходе подготовки к уроку. Неудовлетворительную подготовку к уроку учитель исправить уже не сможет, так как она непосредственно скажется на качестве проводимого урока.

    Порядок и содержание подготовки к уроку технологии заключается в следующем:

    1. учитель, прежде всего, анализирует результаты предыдущих уроков и на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего урока,
    2. учитель определяет структуру урока и время на каждый его элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять учащиеся,
    3. определив структуру урока, учитель намечает, сколько времени он затрачивает на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж,
    4. намечает, какую работу будет выполнять каждый учащийся и вся группа в целом,
    5. подготавливает материалы, инструменты, приспособления, заготовки, документацию, наглядные пособия, модели, макеты и ТСО. Намечает способы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение учебных задач,
    6. в результате всей этой подготовительной работы учитель составляет план урока, который является его рабочим документом в течении всего урока.

            Определив цели, содержание, структуру урока и методы его проведения, учитель приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание учитель уделяет современной и качественной подготовке места, необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.

            Важно обеспечить учащихся таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения урока не имели место простои и потери учебного времени.

            При подготовке инструментов, приспособлений, оборудования, нужно убедиться в их исправности.

            При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее:

    - наглядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми, аккуратными,

    - модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в порядке их использования.

            При создании учебного кабинета необходимо учитывать общие производственно-технические, педагогические, санитарно-гигиенические и эстетические требования:

    1. учебные кабинеты создаются в просторных, сухих помещениях с высотой потолков 3,25 метра,
    2. стены помещения должны быть гладкими, потолки – горизонтальными, полы – теплыми, нескользкими. Все конструкции – огнестойкие, звукопоглащающие. Покрытие полов металлической плиткой или цементом исключается.
    3. общая площадь учебного кабинета определяется необходимостью обеспечить каждому учащемуся рабочее место, расположить оборудование общего пользования,
    4. освещение учебного кабинета должно быть равномерным и определяться естественными и искусственными источниками света. Уровень освещенности – от 100 до 400 люкс. При недостаче естественного  или искусственного освещения применяется смешанное (естественное + искусственное). В качестве источников света применяются лампы рассеянного света.
    5. окраска помещений должна соответствовать современным требованиям технической эстетики и гигиены.
    6. температура поддерживается 14 – 16 С зимой и 16 – 20 С летом. Относительная влажность: 40 – 60%.
    7. дозированный воздухообмен – 20 м3 в час на каждого учащегося.

            

    1 этап.

            

            В начале эксперимента учащимся предлагалось выполнить серию проверочных работ с целью определения:

    • уровня сформированности трудовых навыков,
    • уровня речевой и познавательной деятельности при восприятии наглядного материала,
    • характера деятельности учащихся с наглядными средствами обучения и подготовкой дополнительной информации к изучаемым темам урока, знаний и умений подбора цветовых соотношений материала в процессе изготовления изделий,
    • знаний и умений подбора цветовых соотношений материала в процессе изготовления изделий.

            Изучение уровня сформированности трудовых умений и навыков осуществлялось по следующим параметрам:

    1. Работа на швейной машине.

             Определение проводилось по трем уровням: низкий уровень, средний уровень и высокий уровень сформированности навыка работы на швейной машине. Были выявлены следующие результаты:

    - высокий уровень сформированности навыка работы на швейной машине показали 3 ученицы, что составило 43%,

    - средний уровень – 3 ученицы – 43%,

    - низкий уровень – 1 ученица – 14%.

    1. Выполнение шва в подгибку с открытым и закрытым срезом.

            Были выявлены следующие результаты:

    - высокий уровень сформированности навыка показали 2 ученицы – 29%,

    - средний уровень – 4 ученицы – 57%,

    - низкий уровень – 1 ученица – 14%.

    1. Ремонт одежды с помощью заплаты.

            Были выявлены следующие результаты:

    - высокий уровень выполнения задания – 1 ученица – 14%,

    - средний уровень выполнения задания – 3 ученицы – 43%,

    - низкий уровень выполнения задания – 3 ученицы – 43%.

    1. Построение чертежа изделия.

    - высокий уровень точности чертежа – 1 ученица – 14%,

    - средний уровень точности – 2 ученицы – 29%,

    - низкий уровень точности – 4 ученицы – 57%.

    1. Раскрой изделия.

    - высокий уровень выполнения задания показали 3 ученицы – 43%,

    - средний уровень – 2 ученицы – 28,5%,

    - низкий уровень выполнения задания – 2 ученицы – 28,5%.

    1. Распознавание льняной и хлопчатобумажной ткани.

            Работа оценивалась по 5-бальной системе.

    - высокий уровень (оценка 5) – 1 ученица – 14%,

    - средний уровень (оценки 4 и 3) – 5 учениц – 72%,

    - низкий уровень (оценка 2) – 1 ученица – 14%.

                                     

    Диаграмма № 1.

        Уровни сформированности трудовых умений и навыков.

            Определение уровня сформированности умений учеников пользоваться наглядными средствами с целью получения знаний происходило в ходе выполнения серии заданий, включающих:

    1. описание учащимися впервые увиденного наглядного материала,

    2. ответы на вопросы учителя по содержанию наглядных средств обучения,

    3. нахождение элементарных причинно-следственных зависимостей, главного и второстепенного материала в содержании наглядных средств,

    4. схематическое изображение и запись содержания наглядного материала,

    5. анализ ранее изученного пособия и его содержания.

     

                                     

    Диаграмма № 2.

    Уровни сформированности умений пользоваться наглядными пособиями.

            

            Изучение уровня речевой активности учащихся осуществлялось в процессе беседы по материалу урока с применением наглядных пособий, выполнения заданий с комментированием действий.

                                             Диаграмма № 3.

                          Уровни речевой активности учащихся.

            

            

            Определение уровня сформированности умений и навыков планирования происходило в ходе выполнения учениками операций после словесной инструкции педагога, учитывался характер деятельности школьниц с наглядными материалами(схемами, таблицами, технологическими картами) по установлению этапов осуществлений действий.

                                              Диаграмма № 4.

                  Уровни сформированности навыков планирования.

            Проведение исследования по изучению знаний школьников об основных цветах включало задания по словесному обозначению цвета и соотнесению его с соответствующим предметом и обусловливалось тем, что на уроках швейного дела в работе с наглядными пособиями очень важно уметь безошибочно подбирать цветовые соотношения элементов изготовляемых изделий, согласно требованиям образца.

                                              Диаграмма № 5.

                                Уровни знаний основных цветов.

            

            Особая роль отводилась изучению творческих возможностей учеников на основе анализа деятельности в подготовке дополнительной информации к уроку (рисование наглядных пособий, нахождение и запись материала из книг, газет, журналов).

            Начальный этап исследования выявил, что основная масса детей владеют трудовыми навыками швейного дела, но затрудняются самостоятельно планировать деятельность и недостаточно умело пользуются предоставленными технологическими картами, схемами, чертежами, готовыми образцами. Качество знаний, умений и навыков учащихся на данном этапе исследования составило 86%.        

            

    2 этап.

            

            Уроки трудового обучения разрабатывались в соответствии с программой обучения швейному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида составленной В.В. Воронковой.

            На уроках было организовано специальное обучение с использованием наглядности с учетом ее классификации применения как источника познания и как средства познания. Подбирались наглядные средства, способствующие формированию первичных представлений об изделии (образец, чертеж), для повторения и обобщения материала урока ( чертежи, схемы, таблицы, технологические карты), для самостоятельной работы и контроля выполнения действий (непосредственно детали будущего изделия, образцы готовых элементов и их соединения каждого этапа операций).

            Организация первичного зрительного и тактильного восприятия наглядности учащимися осуществлялась через рассказ учителя по изучаемому материалу, беседу о внешнем виде пособия и его тактильного изучения.

            Учитывая психофизические особенности учащихся, некоторым школьницам помимо общих пособий предоставлялись и индивидуальные, в которых изучаемый материал был описан более детально.

            Учитель контролировал действия каждой ученицы и при необходимости оказывал помощь в выполнении заданий.

            Организация трудовой деятельности с использованием наглядных пособий проводилась в следующей последовательности:

    1. Сообщение учебного материала с одновременным предъявлением наглядных средств. Первоначально применялась натуральная наглядность (образцы изделий), затем иллюстративная (схемы поэтапной работы, таблицы свойств материалов, видов изделий и т.д.).
    2. Начальное закрепление знаний об изделии: учащимся предлагалось вспомнить и рассказать (записать) материал с использованием карточек с новыми словами, рисунками.
    3. Выполнение трудовых операций с использованием наглядности (схемы поэтапности операций, технологические карты, таблицы правил безопасной работы).
    4. закрепление знаний школьников в ходе анализа выполненной работы.

            Активизация словаря школьников происходила в процессе анализа наглядности. Так, например, формированию связных устных высказываний способствовала работа со схемами и чертежами. Диалогическую речь развивали путем беседы по образцам и выполненным изделиям учащихся. Изучение таблиц способствовало обогащению словаря учеников.

            Обучение работе с наглядными средствами осуществлялось на примере натуральных и иллюстративных пособий. Но наиболее эффективна была аналитико-синтетическая деятельность со схемами и таблицами. Это способствовало формированию словесно-логического мышления и самостоятельности учеников.

            Особая роль отводилась развитию творческой деятельности детей. Школьники готовили дополнительную наглядность, оформляли информационные листы, находя нужный материал в книгах, газетах, журналах.

            Ознакомление учащихся с терминами происходило поэтапно:

    - предоставление готового плаката с новым словом и написание на доске,

    - толкование значения, связанное с практическим показом,

    - выполнение учениками соответствующих действий, их закрепление,

    -  отчет о проделанной работе.

            Термины записывались в словарь не изолированно, а в словосочетании. Например, вырез горловины каре. Словосочетание записано на доске. На раздаточных карточках имелся образец данного изделия. Демонстрировалась схема последовательного изготовления и обработки выреза горловины каре, с помощью которой велась фронтальная беседа с учащимися.

            На каждом уроке проводилось обязательное закрепление новых слов. Очень целесообразно использовать для этого проведение дидактических игр, они способствуют установлению смысловых связей между предметами и словами, привлекают внимание учащихся.

            Качество усвоения учащимися материала проверялось путем опроса. Опрос проводился как фронтально, так и индивидуально на каждом уроке. Использовались и другие виды контроля – письменный, графический, практический.

            Карточки опроса составлялись с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом возможностей каждого. Например, учащимся основного состава группы давалось задание описать последовательность изготовления изделия (цельнокроеного приталенного платья). Слабым учащимся давалась карточка с перечислением операций по пошиву платья:

    1.Обработка боковых швов.

    2.Обрабока нижнего среза платья.

    3.Обработка пройм подкройной обтачкой.

    4.Обработка горловины подкройной обтачкой.

    5.Обработка вытачек.

    6.Обработка плечевых швов.

    7.Заготовка подкройных обтачек.

            Дети должны распределить операции в их последовательности (5, 6, 7, 4, 1, 3, 2). Проведение письменного опроса давало объективное представление о знаниях учащихся, поскольку каждый работал самостоятельно.

            Большую пользу приносило использование комбинированных контрольных заданий, в которых сочетались два требования: выполнить практическое задание и описать ход его выполнения. При этом одни из учащихся сначала выполняли образец, затем описывали последовательность своих действий. Другие, наоборот, сначала описывали порядок выполнения операций, а затем приступали к практическому выполнению изделия.

            Так проверялись умения и знания по выполнению всех видов швов, операций по заготовке деталей, обработке среза косой бейкой или обтачкой и т.д. при проведении письменного опроса использовались операционные карты, раздаточный материал.

            Большое место в работе по развитию речи занимала беседа с учащимися. Учитель с помощью вопросов выяснял, насколько полно ученики овладели учебным материалом, и, опираясь на имеющиеся у них представления, навыки, опыт, готовил их к усвоению новых знаний. Беседа по содержанию пособий осуществлялась на каждом уроке: в процессе усвоения новой темы и на этапе закрепления. Она четко планировалась с учетом программы и индивидуальных особенностей школьников.

            Формирование умений и навыков планирования у школьников с нарушением интеллекта осуществлялось в определенной последовательности с применением иллюстративных наглядных средств:

            1.Учитель объяснял выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ трудовых операций со словесной инструкцией и наглядным материалом (наиболее продуктивными являются схемы, технологические карты). На этом этапе школьники учились выслушивать короткую инструкцию и действовать в соответствии с ней, осуществляя показанный прием.

            2.Ученики обучались планированию ближайшей операции. Сначала педагог предоставлял наглядные пособия для изучения (например, схемы последовательности снятия мерок), показывал технологию и объяснял требования к осуществлению задания, затем спрашивал сильных учеников, с чего лучше начинать работу. После выполнения учениками с помощью учителя указанной операции им предлагалось назвать следующую («Что будете делать дальше?»), обучая их не только правильно формулировать отдельные пункты плана, но и действовать в соответствии с ним.

            3. школьники учились составлять план в процессе коллективной беседы (вопросы, задаваемые классу, соответствовали пунктам будущего плана). Сильный ученик повторял и обобщал сказанное, чтобы у остальных сложилось полное представление о ходе деятельности, а затем на доске вывешивались заранее подготовленные на плакатах записи этапов работы и два-три ученика читали вслух предоставленный материал. Затем наглядность полностью или частично убиралась, а школьники должны были повторить пункты плана.

            4. при составлении плана с частичной помощью учителя учащимся предлагалось подумать и объяснить, в какой очередности следует выполнять изделие. Вызванный ученик рассказывал план, наиболее трудные этапы педагог помогал формулировать, задавая наводящие вопросы.

            Необходимо было записать план в тетрадь, название каждого пункта должно было быть кратким и отражать основное содержание операции.

            На каждом уроке после прохождения основного теоретического блока в течении 3-5 минут проводилось повторение и закрепление 3-4 цветов, используемых в наглядных пособиях.

            Работа над демонстрируемым цветом осуществлялась в несколько этапов:

    1. учитель показывал элемент в пособии, а ученики должны были письменно дать название цвета.
    2. несколько учащихся читали записанное вслух. Педагог в это время мог проверить работу всех учащихся.
    3. при убранной наглядности ученики должны уметь соотнести название цвета изделия с соответствующей карточкой или цветным карандашом, лежащим на парте.
    4. необходимо было найти и записать в тетради предметы такого же цвета из окружающей обстановки.
    5. предъявлялись натуральные пособия (образцы изделий) и детали разных расцветок и видов ткани, необходимо было определить материал, соответствующий образцу (по цвету).

            Также для осуществления контроля за знаниями школьников использовались диктанты.

            Развитие элементарной творческой деятельности школьников осуществлялось в процессе изготовления дополнительной наглядности к уроку. Учащимся в конце каждого занятия предлагалось задание: самостоятельно найти и подготовить информацию (наглядные пособия) к изучаемому материалу. На доске записывались названия тем для творческой работы, а ученики по желанию могли выбрать заинтересовавшее их направление. Например, тема урока: «Виды выреза горловины в платье без воротника». Для дополнительной работы предлагалось следующее содержание:

            - Какие бывают виды выреза горловины.

            - Эскиз платья с вырезом горловины в форме каре.

            - Эскиз платья с круглым вырезом горловины.

            - Эскиз платья с вырезом горловины углом.

            - Творческий проект «Летнее платье».

            Вид деятельности учащиеся выбирали сами: подготовка дополнительной наглядности в виде рисунков, подбор информации из книг, газет, журналов и запись на листе с зарисовками, написание небольшого рассказа к изучаемому материалу. Важным условием проводимой работы являлось обязательное поощрение каждого школьника, готовившего дополнительный материал к уроку, анализ наглядности по структуре и содержанию, а также организация выставок детского творчества.

            

    3 этап.

            

            Для измерения времени активности я использовала следующую методику, полагая, что в идеале время активности класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученицы участвуют в работе.

            Для расчета времени активности использовалась формула:

    Процент времени активности = (А1 * (100% - Х1%) + А2 * (100% - Х2%) + Ап * (100% - Хп%) / К

    Где:

    А1, А2, Ап – количество учениц в группе,

    Х1, Х2, Хп – процент времени, который группа учениц отвлекается от урока,

    К – всего учениц в классе.

            Обычно, на уроках труда 2 ученицы из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Одна ученица пассивно относится к занятиям и около 50% времени урока наблюдает за работой своих одноклассниц.

            Распределение учениц по группам:

    1 группа – сильные учащиеся – 3 ученицы,

    2 группа – средние учащиеся – 3 ученицы,

    3 группа – слабые учащиеся – 1 ученица.

            Процент времени активности обычных уроков = (3 * (100-10) + 3 * (100-20)+ 1 * (100-50) / 7 = 80%

            Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только одна ученица 20% времени урока наблюдала за работой одноклассниц.

            Процент времени активности во время эксперимента = (3 * ( 100-0) + 3 * (100-10)+ 1 * (100-20) / 7= 93%

             В результате получаем значения активности учениц до и после проведения эксперимента:

    Активности до эксперимента = 80%

    Активность после эксперимента = 93%

             Сравнивая показатели активности экспериментального класса и класса предыдущего года обучения получаем следующие результаты:

    Активность экспериментального класса на конец учебного года = 93%

    Активность класса предыдущего года обучения = (1* (100-0) + 2 * (100-30) + 1 * ( 100-50) / 4 = 72,5%

                                                   

                                            Диаграмма № 6

                               Показатели активности класса.

            В конце экспериментального обучения были проведены проверочные самостоятельные и практические работы с целью определения динамики сформированности трудовых умений и навыков учащихся, уровней речевой активности, навыков планирования и самостоятельной работы.

            

    Выявлены следующие результаты:

    Диаграмма № 7

    Уровни сформированности трудовых умений и навыков.

            

       

                                           

                                 

                                     

    Диаграмма № 8

    Уровни сформированности умений пользоваться наглядными пособиями.

    Диаграмма № 9

                            Уровни речевой активности учащихся.

                                                   

                                                    Диаграмма № 10

                         Уровни сформированности навыков планирования.

            

                                                   

                                                      Диаграмма № 11

                       Уровни сформированности навыков самостоятельности.

            

    Анализ проверочных работ начального и итогового этапов эксперимента показал повышения уровней сформированности знаний, умений и навыков учащихся, повышение уровня их речевой и творческой активности.

    Диаграмма № 12

          Динамика уровней знаний, умений и навыков экспериментального класса.

            

            Показательным является сравнение  аттестаций экспериментального класса и класса предыдущего года обучения, в котором обучение проводилось в обычном режиме без данной экспериментальной системы. В экспериментальном классе обучается 7 учениц, в классе предыдущего года обучения числилось 4 ученицы.

                                                              Диаграмма № 13

    Сравнение показателей  аттестаций экспериментального класса и класса  предыдущего года обучения.

                     

            В результате эксперимента было выявлено, что целенаправленная и дифференцированно организованная работа с наглядностью способствует:

    - формированию чувственного и осмысленного восприятия,

    - активизации речи,

    - умений понимать словесную инструкцию и соотносить ее с собственной деятельностью,

    - развитию последовательности и точности трудовых операций,

    - цветовой чувствительности,

    - активности на занятиях и во внеурочное время в целях творческой дополнительной подготовки.

            

    Вывод.

            Результат  учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место.

            Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний.

             Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

            Сказанное выше не является научным открытием, однако применительно к предмету «Швейное дело» наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного учебного оборудования. Поэтому приходится самостоятельно разрабатывать и изготавливать наглядный материал.

            При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:

    • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся,
    • наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока,
    • наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый объект,
    • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций,
    • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явления,
    • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием учебного материала,
    • привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

            Наглядное обучение повышает внимание обучающихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Она основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. В этой связи К.Д.Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словами, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету…»

    Литература.

    Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 2002 г.

    Голуб Б.А. Основы общей дидактики.// уч. пособие для вузов М.: Владос, 1999 г.

    Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой, - М.: Школа-пресс, 1994г.

    Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М.: Из-во АПН РСФСР, 1959г.

    Селеменев С.В. Развивающая наглядность. // Образование в современной школе № 12 / 2003г.

    Ерошина Г.Ю., Козлова Л.В. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида.// Коррекционная педагогика № 5 / 2006 г.

    Матвеева Т.С. Проблемно-поисковая деятельность на наглядно-образной основе как средство развития познавательной активности учащихся. Автореферат. Чебоксары 2000 г.

    Молочков В. Наглядность как принцип обучения. // Учитель № 1 / 2006 г.

    Занков Л.В. Наглядность и активизация в обучении. – М.: АПН РСФСР, 1960 г.

    Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК. – М.: 1998 г.

    Нестерова И.Н. Проблема наглядного обучения в педагогическом опыте Н.Ф. Бунакова и П.Ф. Каптерова // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерова и проблемы современного образования: материалы Российской научно-практической конференции. Воронеж, 2002 г.

    Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся // Сборник научных трудов АПН СССР, М.: 1980 г.

    Маллер А.Б., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта /М.: Педагогика, 1988 г.

    Синев В.Н. О коррекционной роли использования образной наглядности в старших классах вспомогательной школы // Дефектология № 2 / 1978 г.

    Мирский С.Л. Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы // Дефектология № 1 / 2003 г.

    Васенков Г.В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта // Дефектология № 3 / 2004 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

    35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

    Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

    Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

    Использование разнообразных форм наглядности как одно из направлений коррекционно – развивающей работы на уроках швейного дела.

    Кабинет швейного дела оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами.За это время мною накоплен определенный опыт работы с учащимися, изучена и собрана специальная литер...

    « Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках трудового и профессионального обучения»

    Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного   материала на уроках трудового и профессионального обучения...