Повышение мотивации и эффективности учебного процесса учащихся на уроках английского языка посредством применения активных и интерактивных методов обучения.
статья по английскому языку

Романова Анна Георгиевна

тема самообразования 2022-2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.aktualnaya.docx78.62 КБ

Предварительный просмотр:


Повышение мотивации и эффективности учебного процесса учащихся на уроках английского языка (через) посредством применения активных и интерактивных методов обучения.

Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.

                                              Антуан де Сент-Экзюпери.

I.Актуальность.

          Почему тема мотивации и эффективности учебного процесса обучения на уроках английского языка актуальна в наши дни? Дело в том, что на сегодняшний день по ФГОС, учебная деятельность предполагает развитие у школьников умения «самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.» Школьников нужно научить ставить перед собой перспективные цели и достигать их, видеть последствия деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к намеченной цели, учащиеся, к тому же, должны быть функционально-грамотными. Предметные результаты по иностранному языку должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в типичных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, отражать сформированность иноязычной коммуникативной, речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной (стратегической – это компетентность, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде), метопредметной (учебно-познавательной, т.е. ориентация учащихся в различных областях, умения информационно-логического характера, умение организовать свою учебную деятельность) компетенции на элементарном уровне.

          На своих уроках я сталкиваюсь со следующими проблемами:

во-первых, у большинства учащихся не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению, как следствие этого, успеваемость падает, качество знаний не растет;

во-вторых, сложность английского языка, как учебного предмета, большой объём лексического и грамматического материала, необходимость выполнения однообразных, а зачастую скучных упражнений, объясняет нежелание учащихся глубоко вникать в изучение данного предмета, и, как результат, низкий уровень языковой подготовки.

II. Рассмотрим, что такое мотивация.

          Мотивация играет немаловажную роль в жизни каждого человека. Проблема мотивации и мотивов в деятельности – одна из основных в психологии. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация. По мнению С.Л. Рубенштейна, главный мотив осознанной учебной деятельности связан либо с самим интересом к знанию, либо с осознанностью его «нужности» в будущей деятельности. Мотивация – это сочетание интеллектуальных, физиологических и психических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует человек и в каком направлении сосредотачивается его энергия.

          Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

- образовательным учреждением

- организацией образовательного процесса

- субъектными особенностями учащегося (возраст, пол, самооценка и т.д.)

- субъектными особенностями педагога, системой отношения его к учащемуся, к своему делу

- спецификой учебного предмета

          Выделяют 5 уровней учебной мотивации:

- высокий уровень мотивации, учебной активности

- хорошая мотивация

- положительное отношение к школе, но учебное заведение привлекает таких детей внеурочной деятельностью

- низкая мотивация (учащийся посещает учебное заведение неохотно, предпочитает пропускать урок)

- негативное отношение к обучению (учащийся испытывает серьезные трудности в обучении)

Причины спада мотивации могут быть разные:

- у подростков наблюдается гормональный «взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего

- отношение преподавателя к учащемуся и наоборот

- личная значимость предмета

- умственное развитие учащегося

- непонимание цели учения

III. Как же повысить мотивацию?

 Мотивация – это то, что заставляет вас начать.                                

 Привычка – это то, что заставляет вас продолжить.

                                                                     Джим Рюн

       Основным мотивом учения является побудительная сила. Я стараюсь разбудить внутреннюю мотивацию, ориентирую учащегося на результат, на нужность английского языка в будущем.

          Первый урок английского языка каждого учебного года в любом классе я посвящаю теме «Зачем я здесь, для чего я изучаю английский язык в школе.» Цель такого урока всегда показать значимость английского языка в жизни каждого, заразить детей стремлением узнавать больше о странах изучаемого языка, развивать мотивы и интересы их познавательной деятельности.

          Я считаю, что возможно повысить мотивацию в обучении английского языка, используя активные и интерактивные методы обучения.

Методы обучения – это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, так же учащихся друг с другом, в процессе которого последними достигается определенный уровень владения иностранным языком и оказывается существенное развивающее воздействие на учащегося, на его способность и готовность пользоваться изучаемым языком, как средством социального взаимодействия и взаимопонимания с представителями иной культуры. (Угликова И.В. Дистанционный курс «Активные и интерактивные методы и формы организации учебной деятельности на уроках иностранного языка.»)

          Методы обучения классифицируют по степени и характеру участия учащихся в учебном процессе:

- пассивные (это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей.)

- активные

- интерактивные

         1. Активные методы -это методы, которые помогают мне побуждать учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

При активном методе обучения:

-  учитель и учащиеся находятся в равных правах;

- обучение становится продуктивным, творческим, приобретает поисковый характер;

- направлен на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

          К активным методам относятся:

- дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ конкретных случаев (кейс-метод)

- игровые методы (дидактические, ролевые, деловые, имитационные организационно-деятельностные игры)

- тренинговые методы

          В своей практике использую групповую дискуссию. Известно, что умение вести дискуссию и участвовать в ней – такое же основополагающее умение, как умение работать в группах с другими участниками. В обучении иностранного языка, умение дискуссировать, умение слушать и понимать суть вопроса – невероятно важное умение, которое способствует формированию всего разнообразия компонентов коммуникативной компетенции. Также я объясняю, что в реальной ситуации ведение дискуссии с носителем языка необходимо учитывать особенности речевого этикета и построение предложений в правильном порядке. (Ковальчук М.А. «Дискуссия, как средство обучения иноязычному общению» - Методическое пособие для преподавателей иностранных языков, 2008г.)

К сожалению, очень часто учащиеся строят предложения также, как на русском языке и необходимо корректировать учащихся столько, сколько требует этого практика.

Специалисты отмечают, что главная цель учителя при организации дискуссии - научить учащихся составлять и производить речь убеждающего типа. Помимо того, что речь будет нести важную информация, она еще будет наполнена эмоциональными «красками», которые помогут склонить оппонента на свою сторону. На уроке главная моя задача – создать ситуацию, которая будет наиболее точно приближена к ситуации реального общения. Важно здесь сформировать мотивацию у учащихся к речевой деятельности.

          Во время дискуссий соблюдаю следующие правила:

- две противоположные точки зрения

- корректное ведение дискуссии (толерантное отношение к оппонентам и соблюдение элементарных этических норм поведения)

- поощрять стремление учащихся не только высказываться, но и понимать основную мысль других выступающих

В организационном плане, по мнению М.А. Ковальчук выделяют 4 фазы дискуссии:

- определение цели и темы дискуссии

- сбор информации по заданной теме

- упорядочение, интерпретация и оценка полученной информации

- подведение итогов

Так как дискуссия формирует навык говорения, очень важно уже с начальной школы стимулировать учащихся к высказыванию своего мнения начиная с пересказа нескольких предложений связного текста. Я учитываю возраст, интерес к теме, умения владения языком, стараюсь не перегружать ни информацией, ни завышенными требованиями к языковому уровню.

Темы дискуссий:

7 класс – “Reading – E-books or Paper books”

6 класс – “Healthy or fast food”, “What is better: to live in a city or in a country”

8 класс – “Summer holidays – lazy holidays at home or travelling”

5 класс – “What is more interesting: travelling by car or by train/plane/bus”, “Professions” и т.д.

          Среди игровых методов обучения, использую ролевую игру.

Ролевая игра, как метод обучения представляет собой процесс, при котором учащиеся осваивают правила общения, взаимодействуя друг с другом в условиях максимально - приближенных к условиям реального общения. (Учебное пособие «Современные методы обучения иностранных языков» Е.Н. Воробьева, Ю.А. Маковеева, Н.Л. Ушакова)

Я соглашусь с тем, что ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой, так как она способствует расширению сферы общения, а это предполагает предварительное усвоение языкового материала. Будь то встреча с зарубежным другом или прием у врача, или разговор с тур. оператором при выборе путешествия на летние каникулы, или диалог в кругу семьи во время празднования дня рождения, а вдруг вы оказались в магазине или в кафе и хотите сделать заказ — все это поможет чувствовать себя уверенно в реальных жизненных ситуациях.

          «Игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок.» утверждает Л.С. Выготский. Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоении общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Как вид игры, деловая игра также воспринимается положительно учащимися на уроках английского языка. Это занятие, моделирующие различные аспекты профессиональной деятельности: врач-пациент, продавец-покупатель, гид-турист, экскурсовод в музеи и учащиеся и т.д.

          Используя игры на уроках английского языка, я способствую развитию у школьников речевых навыков и умений, активизирую их познавательную активность, даю возможность проявлять самостоятельность и творческий подход в решении речемыслительных задач.

          Тренинговые методы помогают мне разрешить проблемные ситуации, возникающие во взаимодействии между учащимися. Такие методы помогают сделать атмосферу урока более доверительной и открытой, улучшить взаимоотношения в классе, сплотить коллектив. Как правило, после тренинга у ребят появляется мотивация учения, интерес к жизни, стать лучше.

В качестве примера могу привести такие тренинговые задания, как

 «Hello». Участники усаживаются по кругу, каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом.

 «Do not cry». В круг поочередно вызываются дети, которые должны сыграть роль плачущего человека, а остальные должны утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами (Р1: Would you like an ice- cream? Р2: I can sing for you. Р3: Do you want to go to the cinema? Р4: You are the most beautiful girl).                                                                                          «Once upon a time». Участникам группы нужно объединиться и в течение короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему, затем инсценировать его (Once upon a time was a boy . It was sad. The boy don’t have friends).                                                                                          

 «Mirror». Учащимся предлагается разбиться на пары и по переменной демонстрировать с помощью лица определенные эмоции и чувства (Happiness, kindness, sadness etc.), которые необходимо не только повторить, но и определить (Are you angry? Are you tired? Are you happy?).

«Compliments». Класс делится на две команды: девочки и мальчики. Девочки говорят комплименты мальчикам (You are handsome! You are clever! etc.), а мальчики девочкам (You are so beautiful! You are very kind! etc.

 «The sun». Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарит по одному лучику и почему (This sunbeam is for … because she/he is my friend or because she is the most beautiful girl in our class or I like your long hair etc.)

 «My dreams». Каждый учащийся рассказывает о том, какие мечты появляется у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу(I dream to fly to Paris because I want to see the Eiffel Tower; I dream to win a lot of money, I want to buy Disneyland etc.)

«I like when». Участникам предлагается продолжить слудующие фразы: «I like when...», «I do not like when...».

«The best day». Учащимся предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их (It is my birthday, I like presents, It is the 7th of April etc.).

          2. Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие всех участников, в которых они обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Кейс–метод – это метод, когда учащиеся и учителя участвуют в дискуссии по разрешению проблем. Проблема излагается письменно, изучается учащимися, затем обсуждается ими в аудитории, например по таким темам, как «Легко ли быть подростком» или «Проблемы молодежи», «Развитие технологий — это важно или нет» и т.д.                                                                    

          В рамках урока английского языка я использую следующие интерактивные методы и приемы:                                                                                                    

- работа в малых группах, в парах

 - метод карусели

 - «идейная» корзина;

 - аквариум; - мозговой штурм /мозговая атака.

- «ажурная пила»;

 -«дерево решений»/ кластер;

 -конференции / дискуссии;

 - ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;

 - дебаты. 

- «социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке. Пример. Ask four of your classmates what is their hobby? Fill in the table.

         Надо сказать, что при активных и интерактивных методах обучения используются следующие формы обучения:

- фронтальные (учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса

- групповые (учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса)

- индивидуальные (учащийся выполняет индивидуальное задание)

          Нельзя не сказать и о нетрадиционных методах обучения иностранного языка, которые я использую в своей работе. Это урок-турнир/конкурс, урок самоисследования (тесты психологического/познавательного характера (6класс «Мой характер»), урок- праздник, урок-сказка, и т.д. 

Например,

Урок-пресс-конференция в виде встреч с:

 • людьми из разных профессий;

• делегацией дипломатов различных стран;

• путешественниками, побывавшими во многих странах;

• героями литературных произведений, пьес, кинофильмов;

• деятелями искусства, писателями, художниками, артистами;

 в форме ролевых игр.

          Повышению мотивации учащихся на уроках английского языка способствует метод проектов — это достижение любой дидактической цели, поставленной учителем через выполнение определенного рода действий, который должен быть представлен в виде практического результата.

Примером в моей практике является мини проект на тему «Мой любимый мультфильм» (8 класс презентация «Мойдодыр»), 6 класс «Моя любимая одежда», 5 класс «Город моей мечты».

IV. Вывод.        

Чтобы добиться положительного результата, я следовала правилам использования активных и интерактивных методов обучения:

- в работу должны быть вовлечены все участники класса

- необходима психологическая подготовка участников

- аудитория должна быть подготовлена для работы в больших и малых группах

- необходимо четкое закрепление процедур и регламента

-внимательное деление участников на группы

- использовать опору на личный опыт участников

- обеспечить многообразием форм и методов информации, представленной для анализа/обсуждения.

            Используя в своей работе активные и интерактивные методы обучения, я добилась хороших результатов, так как такие методы обучения:

- способствуют формированию положительной учебной мотивации

- раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся

- развивают нестандартное мышление

- позволяют с большой эффективностью усваивать большой объем материала

- способствуют проявлению организованности, трудолюбия, исполнительной дисциплины

- развивают коммуникативные качества личности.

              Поработав с учащимися 2022-2023 учебный год, провела небольшое исследование, где уровень мотивации учащихся изменился - повысился:

Классы/уровни мотивации

I

уровень

II уровень

III уровень

IV уровень

V

уровень

VI уровень

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

начало

года

конец года

4 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

 И качество успеваемости повысилось:    

Качество успеваемости в 2022/2023уч.году

        начало года

%

конец года

%

4 класс

47

50

6 класс

55

62

7 класс

20

33

8 класс

50

67

9 класс

38

50

          Целью обучения иностранному языку выступает формирование коммуникативной компетенции в единстве речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций. Формирование таких компетенций достигается за счет применений активных и интерактивных методов обучения, которые, в свою очередь, вызывают интерес и желание у школьников изучать английский язык, развивает творческие способности, расширяет кругозор, помогает осознать ценности современного мира. Это все необходимо для гармоничного развития личности и для дальнейшего взаимодействия его с обществом.

Литература:

1.Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022г №732 «О внесении изменений ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г.

2.Учебное пособие «Современные методы обучения иностранных языков» Е.Н. Воробьева, Ю.А. Маковеева, Н.Л. Ушакова.

3.Ковальчук М.А. «Дискуссия, как средство обучения иноязычному общению» - Методическое пособие для преподавателей иностранных языков, 2008г.

4.Угликова И.В. Дистанционный курс «Активные и интерактивные методы и формы организации учебной деятельности на уроках иностранного языка.» 

5.Методика изучения мотивации обучения обучающихся. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

6. Учебное пособие «Методика преподавания иностранного языка» Леонтьева Т.П., 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке

В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...

Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися

Обобщен педагогической работы по формированию коммуникативных умений и речевых навыков посредством лексико-грамматических игр на уровне слов и словосочетаний, мотивационных упражнений на уровне предло...

Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях по иностранному языку

Данная разработка предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с активными и интерактивными формами обучения иностранному языку....

«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....

статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ

Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабанив...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ.

Широкое использование информационных технологий в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование.Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного проце...