Обобщение опыта по теме "Развитие творческих способностей через УУД"
по теме

Переходкина Валентина Федоровна

 

 

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.

При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным  и ярким  урокам.

Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или  иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом  уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения. На уроках русского языка используются самые различные  интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки.  Можно стать капитанами и отправиться на корабле по стране Лингвинии. Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии,  диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы  являются помощниками  в обучении.

 Также интерактивные методы и приёмы используются мной  и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

1.2. Нестандартные уроки,  игровые технологии

 

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.

При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаемся к необычным  и ярким  урокам.

Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или  иного писателя в старших классах. Традиционно пользуются успехом  уроки-семинары по самым разным темам лингвистики и литературоведения. На уроках русского языка используются самые различные  интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки.  Можно стать капитанами и отправиться на корабле по стране Лингвинии. Уроки-КВН, уроки путешествия, экскурсии,  диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы  являются помощниками  в обучении.

 Также интерактивные методы и приёмы используются мной  и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности (приложение 2 (1)).

1.2.1. Использование нестандартных заданий

 

Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.

 Из нестандартных заданий  можно отметить следующие:

  • "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;"перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля
  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

-  Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);

- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).

Пример. Какие пословицы, поговорки  здесь зашифрованы?  Объясните смысл.

- Она пуще неволи.

- Суп, сваренный Демьяном.

-  Мельник, работающий неделями. 

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся.

  • вопросы проблемного характера.

Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова  Передавайте привет сестре вызвать удивление?

- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.

 Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

  • развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
  1. сочинение на лингвистическую тему;  
  2. исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?

-  Зачем нужны архаизмы?

Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)

-  Покой морфемам только снится в гостях у Омонимов.

- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).

- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).

- Быть или не быть Собственным?

 

 Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

  •  диктанты «на засыпку»;
  • редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
  • подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
  • упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).

 

Задание. Найди и исправь стилистические ошибки:

- Мы поражались его поразительной памяти.

 

Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

 

1.3. Самостоятельная  работа

 

Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс.

Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего  социального исследователя.

В  школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.

-  Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.

-  Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.

 - Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).

-  В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).

- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома. 

 Коммуникативные УУД  успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.

Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.  Так ученики могут рассказывать друг другу правила, например «Правописание частиц НЕ и НИ», «Правописание суффиксов причастий».

Пример работы в парах:

-      В 10 классе работали в парах по контрольным вопросам после повторения темы  «Лексика».

-     Какой пласт слов по происхождению является в русском языке древнейшим? Приведите примеры.

-     Какие слова относятся к общеславянской лексике?

-  Какие группы славянских языков  появляются  в результате распада общеславянского языка?

-     На какие 3 группы распадается восточнославянский язык?

-     Что такое заимствованные слова? и др.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.

Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываются на доске.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Далее хочу остановиться на самостоятельном составлении связного рассказа на заданную тему. Ученики получают связный рассказ на дом. Например: «ура Инфинитиву»,  служебные части речи  «Стили речи и др.» Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ.

Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.

Выполнение заданий по карточкам также способствуют развитию самостоятельности обучающихся.

Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся.

 

1.4. Работа с таблицами и схемами

 

           В своей работе, на уроках русского языка,   часто использую элементы  методики Шаталова В.Ф., Меженко Ю.С.теоретический материал стараюсь вводить крупными блоками. Раскрывая его содержание, включаю, где это возможно, различные средства конкретизации.

 С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет  использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ЕГЭ.

К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.

На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера (например, корни с чередованием гласныхО-Е после шипящих и Ц).

 

1.5. Работа со   словарными словами

 

Творческий подход учителя к  работе позволяет формировать различные виды УУД  и при работе со словарными словами. После традиционной работы со словом мы просим  ученика  выучить.

Очень часто мы говорим своим ученикам:  «Запомните… Это надо запомнить …», но при этом не разъясняем, как именно надо запоминать.

Хочу поделиться опытом  работы со словарными словами (приложение 2 (2)).

Некоторые приемы, облегчающие усвоение правописания словарных слов:  

1.              Безударная гласная запоминается по ассоциативному слове-опоре, орфография которого не вызывает затруднение.

2.              Подбор слов на непроверяемые  ударением гласные по тематическим группам.

3.              Подбор слов по сходству их звучания.

4.              Подбор «ключевого» слова с ясно слышимой гласной и присоединения к нему слов с непроверяемой ударением той же самой гласной.

5.              Подбор слов с двумя или несколькими одинаковыми гласными.

6.              Включение запоминаемых слов в необычные по содержанию зарифмованные фразы.

7.              Подбор однокоренных родственных слов на непроверяемые ударением гласные.

8.              Одним из любимых способов  работы со словарными словами         является создание небольших стихотворений.

 

Такая словарная работа формирует у учащихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

 

 

1.6. Работа с текстом

 

Для успешного формирования  коммуникативных и познавательных УУД  при работе с текстом  поставила перед собой следующие задачи:


1) внедрение  на  уроках  русского  языка  форм  и  методов  работы  с текстом,

способствующих развитию речи учащихся;

2) подбор    тематического    текстового    материала,     разработка     способов

практической работы с текстом, направленной на развитие навыков 
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых 
единиц.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом; 
• лингвостилистический анализ текста; 
• «самодиктанты»; 
• сочинение-рассуждение; 
• редактирование текста; 
• различные виды диктантов; 
• интеллектуально-лингвистические упражнения; 
• работа с текстами-миниатюрами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Обобщение опыта «Повышение уровня мотивации учащихся через использование электронного учебного пособия»

В данном разделе представлено обобщение опыта по теме «Повышение уровня мотивации  учащихся через использование электронного учебного пособия».Новизна педагогического опыта заключается в разработ...

Обобщение опыта по теме "Формирование способности учащегося к аргументации с разных позиций на уроках геометрии в 10 классе"

Работая в школе, я сталкиваюсь с проблемой – учащиеся на уроках решают различные уравнения, неравенства, задачи, но не могут комментировать свои решения, любой вопрос сбивает учеников, многие от...

Обобщение опыта «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу»

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....