Главные вкладки

    Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
    учебно-методический материал по истории на тему

    Вилкова Ирина Валентиновна

    Обобщение опыта по теме самообразования 

    "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.ispravleno.doc307.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное  учреждение

    «Даниловская средняя общеобразовательная школа»

    Обобщение опыта  по теме

    «Активизация познавательной  деятельности   учащихся  через использование краеведческого материала на уроках истории»

            Вилкова И.В.-учитель  истории

                                          II  квалификационная категория.

                                           Стаж работы 32 года.


    Условия возникновения опыта

                  Предпосылкой возникновения опыта является проблемная ситуация в образовании. С одной стороны - ориентация нового содержания образования на развитие потенциальных возможностей школьника, направленных на развитие творческой активности. С другой стороны - низкая познавательная активность учащихся при использовании традиционных методов и форм обучении, ориентированных на доминирующую роль учителя в процессе усвоения знаний и опыта.

     Работая в МБОУ «Даниловская СОШ» сталкиваюсь с обучением ребят различного уровня мотивации учения. Обучая детей, я видела, что все они не похожи друг на друга: одни быстро усваивают информацию, другие долго, одним необходимо общение при изучении нового материала, другие чувствуют себя комфортнее в полной тишине, одни быстро устают на уроке, другие только к концу урока начинают активно работать. Я поняла, что при построении урока необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и дополнительный краеведческий материал. На протяжении многих лет наблюдается рост интереса к истории родного края, что меня очень радует. Школьники с удовольствием  и большой заинтересованностью  сравнивают историю своего края с историей  Родины.  

    Во всех случаях существует ряд проблем, затрудняющих получение достойных результатов. В связи с этим передо мной встала задача, подобрать и разработать такие методы обучения, которые бы  позволили развивать познавательную активность ребят с разным уровнем мотивации через использование краеведческой информации.


    Актуальность и перспективы.

    Происходящие социально-экономические преобразования, усиление гуманизации образования, изменение объема,  состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к процессу воспитания и образования обусловили необходимость коренного обновления системы образования. Государственный образовательный стандарт указывает на  «…формирование общеучебных навыков,  обеспечение познания особенностей региона , места проживания  и создание условий для успешной адаптации в микросреде».

    Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности  в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

    Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.

     Школа должна развить у ребенка потребности и интересы к обучению, сформировать у него ценностное отношение к своему развитию и образованию. Та информация, которую мы в состоянии передать учащимся на уроках,  составляет лишь малую долю всего содержания  и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Поэтому необходимо  получать новые знания  в ходе собственной  познавательной деятельности,  повышать  уровень собственных достижений и возможностей в процессе усвоения знаний на уроке, а также при выполнении домашнего задания. А это, в свою очередь, способствует развитию познавательной активности учащихся.

     Актуальность данной темы определяется введением образовательного компонента «Краеведение» в образовательную область «История». Это ставит перед школой задачу внедрения в учебный процесс форм и методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания данной темы.
    Все возрастающий интерес к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения так же вызывает необходимость активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории через  краеведение.
    Использование активных методов познавательной деятельности на уроке дает возможность учащимся проявить свои способности, побуждает интерес к изучению исторического процесса малой родины, позволяет преодолеть последствия содержания исторического образования, когда целостное обучение истории родного края в урочной форме практически не осуществлялось, практика использования краеведческого материала не отражала в полном объеме жизнь нашего региона, зачастую носила поверхностный характер. Но времена меняются, а вместе с ними и интересы учащихся, которые задумываются о том, что регион, в котором они проживают – это уникальная местность, он своеобразен и неповторим. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности в изучении исторического краеведения является актуальной. Несмотря на то, что в практике работы школы накоплен опыт по активизации познавательной деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта обусловлено не только проблемами преодоления пробелов в краеведческом обучении, но и овладении, использовании новых приемов и средств для достижения результата в развитии познавательного  интереса.


                                        Ведущая педагогическая идея.

    Нацеленность современного образования на развитие личности выдвигает на  первые позиции проблему развития познавательной активности школьников.

               Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта состоит в следующем: через использование краеведческого материала решить проблему зарождения и развития  у учащихся  интереса к предмету история,  вовлечь каждого ученика в процесс  саморазвития и способствовать формированию познавательной активности школьников.

    Теоретическая база

                Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся.

               Б.Н Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.

              Г.М. Лебедев указывает, что «Познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности  учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

     «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями  и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» (Т.И. Шамова).

    Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности  «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

    Как уже было сказано выше, добиваться высокого уровня познавательной активности  школьников  на уроках истории можно через использование  краеведческого материала. Подлинный смысл  формирования познавательного интереса  для успешности учения  состоит не только в том, что интерес помогает строить процесс обучения ярче, живее, разнообразит  впечатления учащихся,  но главное  в его влиянии на формирование личности.  В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса-интерес к учебному предмету.

    Интерес к учебному предмету - направленность личности  на процесс овладения знаниями,  избирательно обращенная  к определенному учебному предмету. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности,  психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

    активный поиск;

    догадка;

    исследовательский поиск;

    готовность к решению задачи.

    Реализация основных направлений  модернизации образования  потребовала переосмысления  своего педагогического опыта,  чтобы понять, что же изменить в своей деятельности с позиции развития познавательного интереса учащихся, каких знаний и умений  в современных условиях уже недостаточно, какие современные средства обучения наиболее эффективны  для развития данного качества личности.

                  В качестве одного  из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса  и активности учащихся  сегодня выступает исследовательская краеведческая  работа. Все современные педагогические  технологии  включают  деятельность учащихся  с  использованием   краеведческого материала.

              Анализ  педагогических технологий (В.М. Кларин)

    Таблица 2

    Название

    Цель

    Сущность

    Механизм

    Проблемное обучение

    Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

    Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

    Поисковые методы; постановка познавательных задач

    Концентрированное обучение

    Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

    Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

    Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

    Модульное обучение

    Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

    Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

    Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

    Развивающее обучение

    Развитие личности и ее способностей

    Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

    Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

    Дифференцированное обучение

    Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

    Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

    Методы индивидуального обучения

    Активное  обучение

    Организация активности обучаемых

    Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

    Методы активного обучения

    Игровое обучение

    Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

    Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

    Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

    Обучение развитию критического мышления

    Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

    Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

    Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

    Новизна опыта

        1.  Преобразованы и дополнены элементы педагогической системы учителя.  

    2. Выделены приоритетные направления выбора форм и методов обучения учащихся на уроках истории, способствующих развитию познавательной активности.

    3. Разработаны программы внеурочной работы:  элективных курсов, кружков, факультативов.

    Технология опыта.

    Целью педагогической деятельности является  создание условий для развития познавательной активности учащихся  через использование краеведческого материала. 

    Задачи работы:
    - обобщить исследуемую проблему с теоретической точки зрения в педагогической литературе и практике школьного обучения
    - обобщить приемы, средства и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории.
    - изложить результаты опыта работы, способствующие углублению знаний учащихся по истории родного края через различные формы активной познавательной деятельности.

    Объект исследования – процесс активизации познавательной деятельности и мотивации обучения учащихся в учебной деятельности.
    Предмет исследования – способы и средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

    Гипотеза:
    - достижение положительных результатов использования и исследования средств и способов в практике преподавания истории  с использованием  краеведческого материала.

    - углубление знаний учащихся, дальнейшее формирование осознанной мотивации в изучении исторического краеведения 
    - повышение результатов степени обученности и качества знаний, качественного изменения усвоения учебного материала
    - совершенствование основных методов и приемов организации изучения исторического краеведения, создание условий для самореализации учащихся в учебной деятельности.

    - освоение учащимися разнообразных форм урочной деятельности с целью повышения мотивации обучения, совершенствование деятельности в развитии  умении и навыков.

    - обогащение личного опыта учащихся в знании истории своей малой родины, повышение интереса к местным ценностям, приобщение к наследию исторического прошлого родного края.

    Методы исследования – теоретический анализ источников и обобщение практического опыта     

    Первым делом я проанализировала психолого-педагогические особенности учащихся разных типов активности:

    - Нулевой уровень активности.

    - Уровень активности «по ситуации».

    - Исполнительский уровень активности.

    - Творческий уровень активности.

    Главным критерием урока является включенность в различные формы учебных взаимодействий всех учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей.

    Проведя исследование, я выявила, что у учащихся классов, которые я обучаю, преобладает, в основном, низкий и средний уровень познавательной активности.

    Таблица 3

    Группы учащихся

    Цели обучения

    Вид заданий

    1

    Низкий уровень (20%)

    • Пробудить интерес;
    • Ликвидировать пробелы;
    • Сформировать умение работать  по образцу.

    Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

    2

    Средний уровень (65%)

    • Развить устойчивый интерес к предмету;
    • Закрепить и повторить имеющиеся знания;
    • Сформировать умение работать самостоятельно.

    Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

    3

    Высокий уровень (15%)

    • Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;
    • Развить умение самостоятельной организации обучения.

    Творческие

    Исходя из этого, я спланировала систему работы  по развитию познавательной активности с использованием  краеведческого материала  через следующие   методы и способы активизации познавательной деятельности.

    Методы – это приемы, способы организации учебного процесса и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
    Метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития умственных сил.
    Система методов по уровню активности учащихся делится на активные и пассивные в зависимости от степени включенности учащихся в учебную деятельность. К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия), а к активным – методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод и т.д.) Существуют методы на основе логических операций – индуктивные, аналитические и другие; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки знаний. Используются методы по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; и по степени самостоятельности учащихся.
    С учетом уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности, методы активизации познавательной деятельности предусматривают следующую классификацию. Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. К ним относятся информативно – рецептивный и объяснительно – иллюстративный. Продуктивные методы рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся, которая может проходить в трех направлениях:
    -включение поиска в познавательные и практические задачи ( работа с документами, историческими картами и т.д.);
    - раскрытие учителем познавательного процесса при доказательстве или изложении конкретных положений;
    - организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов)
    Большое значение имеет то, как учитель вводит тему урока, поскольку в это время происходит восприятие и осмысление учебного материала Тема урока не должна просто сообщаться учащимся, необходимо раскрывать логику развертывания темы, взаимосвязь ее отдельных вопросов и подводить учащихся к необходимости изучения материала урока.
    Важное психолого – педагогическое значение имеет такой прием активизации мыслительной деятельности, как постановка перед учащимися цели урока. Этот прием имеет общее активизирующее значение, но его смысл в том, что, зная цель урока, ученики мысленно соотносят с ней сообщаемые учителем положения, выводы, примеры. Это способствует формированию у учащихся полноценной системы знаний, являющейся важным условием эффективного запоминания материала. Частью цели является совокупность задач, которые обеспечивают ее достижение. 
    Таким образом, сформулированные познавательные задачи урока являются целью предстоящей деятельности учащихся.
    Важнейшим условием продуктивности памяти, опорой запоминания, является 
    умственная активность человека, его мыслительная деятельность, заключающаяся в понимании воспринимаемой информации, т.е. в установлении связей ( причинно – следственных, логических и т.д.) тех предметов, явлений, о которых сообщается.
    Все способы активизации мыслительной деятельности учащихся не только способствуют развитию их мышления, воображения, творческих способностей, мировоззрения и личности, но и являются необходимым и важным условием быстрого и эффективного приобретения знаний.
    Способы активизации мыслительной деятельности являются необходимым инструментом в работе учителя, направленным на то, чтобы каждый учащийся прочно овладел программными знаниями, умениями и навыками.
    Существует множество приемов активизации мыслительной деятельности учащихся, которые играют огромную роль в обеспечении прочности знаний.
    Для эффективного усвоения и запоминания материала  на уроках истории мною   широко используется такой прием активизации познавательной деятельности учащихся, как
     наглядность и иллюстративность: рассказ – беседа по картине, сравнение картин, рисунков, схем, показ видеофильмов и т.д. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы организовать активное восприятие учениками демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя (Приложение 1)

    .
    В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими учебных знаний весьма эффективно использование
     приема сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Сравнение является не только основным условием продуктивности мыслительных процессов, но и условием осуществления полноценных аналитических умственных операций, развития познавательных способностей.

    (Приложение 2)
    Психологически эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и 
    применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала, который с одной стороны, расчленяется, а с другой – объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти (Приложение 3). 
    Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышлении, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию. (Приложение 4)
    Большую эффективность усвоения знаний и значительные возможности развития мышления содержит
     проблемное обучение, которое связано с возникновением познавательной потребности и интеллектуальной активностью учащегося, удовлетворяющей ее. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание.  К этому ведет такое изложение материала, когда учитель лишь сообщает фактический материал. Описывает явления с тем, чтобы учащиеся сами нашли его сущность (причины, закономерные связи, значения), сделали необходимые выводы. Опираясь на уже имеющиеся у них знания. Применяли их к решению поставленных вопросов и задач. (Приложение 5)
    Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет 
    проблемная ситуация. Т е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В этом случае возникает познавательная потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала. Примеры возможных проблемных ситуаций:
    - ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;
    - ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;
    - ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;
    - ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, интуицию учащихся;
    -ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;
    - ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его. (Приложение 6)
    Использование информационных технологий позволяют по – новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Информационные технологии формируют у учащихся умения и навыки самостоятельного приобретения знаний. У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Повышает интерес к изучению предмета подготовка презентации, когда ученик должен провести большую научно – исследовательскую работу. Использовать огромное количество источников информации,  что позволяет превратить работу в продукт индивидуального творчества. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодиться в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.е. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. (Приложение 7) 
    Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является 
    эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, обмена мнениями и мыслями. С помощью целенаправленных вопросов учитель направляет и поддерживает познавательную активность, а учащиеся, отвечающие на вопросы учителя, делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. 
    Эвристическая беседа активизирует память и мышление. Каждый вопрос заставляет их думать, вспоминать, воспроизводить знания. Это в свою очередь тренирует, развивает, укрепляет работу памяти и мышления, помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учащихся постоянных мыслительных усилий.
    Умелое формулирование вопросов, тонко учитывающих специфику объектов и явлений, помогает не только проанализировать, пробудить интерес и стимулировать мысль учащихся, но и является существенным условием сохранения материала в памяти.
    Способы активизации мыслительной деятельности возбуждают познавательную потребность учащихся, развивают разнообразные виды памяти, закрепляют ранее усвоенную и новую информацию. Активная мыслительная деятельность, направленная на достижение конечной цели и реализацию задач обеспечивает эффективное и прочное усвоение материала.

                                    Результативность опыта

    Результативность своей работы оцениваю по критерию факта и качества. С точки зрения критерия факта – это разработки уроков с использованием краеведческого материала, внедрение и апробирование различных программ. Критерием качества считаю следующие результаты: постепенное увеличение познавательной активности учащихся на уроках истории; участие в школьных и районных олимпиадах, в различных конкурсах; занятия учащихся  в школьном научном обществе, посещение учащимися факультативных и кружковых занятий.          Для диагностики познавательной активности были проведены наблюдения, беседы, анкетирования с учащимися.           Обработка данных свидетельствует о повышении познавательной активности в классах, где систематически  использовался  краеведческий материал.

    Диагностика познавательной активности(Школьный психолог, 2004. - №8.- С.29)

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

       

    2009-2010 уч. г

              30%

                 55%

                  15%

           

    2010-2011 уч. г

               55%

                 39%

                   6%

    2011-2012 уч.г

               56%

    38%

    6%

    Тревожность(Школьный психолог, 2004. - №8.- С.29)

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    2009-2010 уч. г

              25%

                50%

                 25%

    2010-2011 уч. г

              15%

                 50%

                35 %

    2011-2012 уч.г

    15%

    52%

    33%

     

     Анкета на выявление мотивации на изучение   истории.

    Нравится ли предмет  история?

    Нужна ли история?

    Что является причиной неудач?

     

    Нужна ли помощь в выполнении заданий по истории?

    Зачем нужна история?

       11

    класс

      Да 50 %

      Нет- 50 %

    Да-100%

    Лень -5%

    Волнение-30%

    Нежелание-18%

    Нет цели -0%

    Не выучил -12%

    Отвлекаюсь -18%

    Забываю-9%

    Нужна -32%

    Иногда-50%

    Не нужна-18%

    Развивает интеллект –30%

    В профессии –20%

    Зависит будущее –36%

    В быту  - 5%

    В жизни пригодится-52%

     10

    класс

    Да- 39%

    Нет- 61%

    Да-100%

    Лень – 12%

    Волнение –15%

    Нежелание –10%

    Нет цели  - 0%

    Не выучил –15%

    Отвлекаюсь – 14%

    Забываю – 8%

    Нужна – 12%

    Иногда –64%

    Не нужна-16%

    Развивает

    интеллект –34%

    В профессии –45%

    Зависит будущее –50%

    В быту  - 18%

    В жизни пригодится-74%


    Опросник: «Почему вы учитесь?»

    (Леонтьев А.П. «Проблемы развития психики». -   М., 1972. – 513с.)

    11 класс

    Балуков

    Балуков А..

    Бушуева

    ава Ю.

    Вилкова

    К.

    Голякова И.

    Кострова

    а Т

    Куликова

    а В

    Савин

    Чванов П.

    10 класс

    Добрынина

    на

    нина О..

    Илюшкинаа

    на К.

    Куликова

    а Н.

    Назаренков

    ков Д..

    .Синев 

    .

    Сухарников

    ов Д.

    Южакова

    .

    .

    1.Я учусь потому, что на уроке интересно

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    66%

    2.Я учусь потому, что заставляют родители

    +

    6%

    3.Я учусь потому, что хочу больше знать

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    66%

    4.Я учусь, чтобы хорошо работать

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    66%

    5.Я учусь, чтобы доставлять радость родителям

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    40%

    6.Я учусь,чтобы не отставать от своих друзей

    0%

    7.Я учусь, чтобы не опозорить свой класс

    6%

    8.Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    66%

    9.Я учусь потому, что нравится учитель

    0%

    3,4,8,-внутренние мотивы                                                      Внутренние мотивы-66%

    1,5,9-внешние положительные мотивы                                внешние положительные-50%

    2,6.7-внешние отрицательные мотивы                                  внешние отрицательные-0 %


              11 класс

                10 класс

    Внутренние мотивы

                   70 %

                    40 %

    Внешние положительные мотивы

                   30%

                    50%

    Внешние отрицательные мотивы

                   0 %

                     10 %

                                    Качественная успеваемость

    Качество знаний 5-11 класс

    Качество знаний в среднем за 3 года

    2010-2011 год

    52,3%

    2011-2012 год

    56,7%

    2012-2013 год

    64,2%

    57,7%

            Результаты   независимого регионального тестирования,  проведенного 05.12.2012года-65%

    Мотивы включения  школьников в исследовательскую деятельность.

    Познавательный интерес

    15%

    Желание испытать свои силы и возможности

    22%

    Необходимость для будущей профессии

    13%

    Социальная значимость

    50%

    Результатами учебных достижений во внеурочной деятельности  старшеклассников является участие в муниципальных и областных конкурсах исследовательских работ. В 2009году 2 место в  районном конкурсе исследовательских работ  в номинации «Обычаи и обряды Меленковского уезда», в 2012году Чванова Анастасия - 3 место  в районном конкурсе  исследовательских работ в номинации «Праведник земли Меленковской», в 2013 году Вилкова Ксения -3 место  в районном конкурсе  исследовательских краеведческих работ  в номинации «Моя учительская династия». Чванова Анастасия и Вилкова Ксения – участники областного конкурса  исследовательских краеведческих работ  школьников, участников  туристско-краеведческого движения «Отечество». Добрынина Ольга и Южакова Виктория  призеры конкурса  исследовательских работ  по истории  школьного НОУ.

    Направления краеведческой работы в школе разнообразны:

    -изучение истории храмов города Меленки и района;

    -сбор информации о представителях педагогических династий родной школы;

    изучение биографий земляков;

    работа по составлению родословной;

    пополнение школьного архива фотографий;

    систематизация и оформление банка данных:

    1. культура родного края
    2. наши знаменитые земляки
    3. наш край в годы Великой Отечественной войны
    4. история родной школы

                                   Адресная направленность

    Практический опыт показывает, что целенаправленное использование краеведческого материала на уроках истории способствует развитию познавательную активность учащихся, поэтому опыт полезен и адресован учителям общеобразовательных школ.

                                 

                    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

    1.Алексашкина Л.Н.,Ворожейкина Н.И., Гевуркова Е.А.История   России:6-9 классы: сборник контрольных работ: методическое пособие-М.:Вентана-Граф, 2010

    2.Вольваков С.П. Познавательно- развивающие вопросы в преподавании истории Отечества// Преподавание истории в школе.-2000.-№5

    3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999

    4.Вяземский Е.Е.Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.Е.Вяземский, О.Ю. Стрелова. -М. : Просвещение, 2012

    5.Григорьева И.А. Учебные задачи по истории для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений- Волгоград: Издательство ВГИПК РО,2010г

    6.Кафедра учителей обществознания и права: концепция, методики, инновации/ автор-составитель Е.А. Мавлютова Волгоград «Учитель», 2009

    7.Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества 6-7 классы. Пособие для учителя.-М.: Аквариум, 2001

    8.Лернер И.Я.Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 2011г

    9.Обществознание: 10 класс: проблемные вопросы,задания, задачи/ автор-составитель Н.Г.Кривцова.-Волгоград:Учитель, 2012

    10.Степанищев А.Т. Настольная книга преподавателя истории.Учебно-методическое пособие/ А.Т.Степанищев.-М.:Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2013

                    11. www.metodkabinet.eu

                    12.  http://www.openclass.ru/communities/129.

                    13Видеофильм «Золотое кольцо России»

                    14. Мультимедийное учебное пособие «История Владимирского

                                                                                               края».

                    15. Видеофильм «Путешествие по малым городам Владимирского                    .                                                                                          края».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий».

    Выдвижение новых концептуальных основ современного образования позволило подойти к проблеме развития познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий с новых позиций и сде...

    Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округаМарчук Ирины Николаевны...

    ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ : «Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий».

    Творческий отчетТема:«Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий»....

    Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

    В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

    Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе

    В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....

    "Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"

    "Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...