Главные вкладки

    Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе
    статья на тему

    Карташова Лариса Юрьевна

    В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kraevedenie.docx20.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

    НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

    Курс истории, изучаемый в коррекционной школе VIII вида, предусматривает «овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина», что способствует подготовке подростка с интеллектуальным недоразвитием к жизни, социально-трудовой и правовой адаптации.

    Перед курсом истории в коррекционной школе не может стоять задача показать исторический процесс полно и всесторонне, поэтому учащимся даются самые важные события отечественной истории, а также предусматривается изучение жизни, быта, занятий людей в разные эпохи с включением историко-краеведческих сведений, формирование  образов выдающихся деятелей, олицетворяющих определенный исторический период.

            Процесс познания истории начинается с усвоения фактов. Но специфика исторических фактов заключается в том, что они неповторимы, их невозможно наблюдать. Поэтому, используя разнообразные приемы и средства обучения, учитель старается сформировать у школьников образные представления о фактах прошлого. При этом необходимо учитывать особенности представлений учащихся коррекционной школы (бедность воображения, фрагментарность, неточность, искаженность) и сложность работы по их формированию.

            Задача учителя заключается в том, чтобы «приблизить исторический факт к сознанию учащихся» силой живого слова, с помощью различных приемов конкретизации, различных видов наглядности.

            Важной составной частью курса «История Отечества» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.

            Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у учащихся чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

            В течение пяти лет я использую краеведческий материал при преподавании курса истории России, как на уроках, так и во внеклассной работе с целью:

    • изучения истории родного края;
    • развития навыков исследовательской работы;
    • развития познавательного интереса к предмету:
    • воспитания гражданско-патриотических качеств учащихся.

            Краеведческий материал дает возможность показать учащимся более полную картину того или иного исторического события, взаимосвязь истории края с историей России, воспитывает чувство гордости и уважения к прошлому. В истории малой Родины, как в капле воды, отражаются те события, которые потрясали или радовали всю страну. Конкретные примеры делают более понятным для школьника все то общее, что изложено в учебнике.

            Изучение исторических источников, знакомство с памятниками архитектуры, встречи с интересными людьми, экскурсии- все эти формы краеведческой работы развивают у учащихся интерес к изучаемому предмету, навыки самостоятельной работы, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, творчески мыслить.

            По возможности стараюсь использовать краеведческий материал по каждой изучаемой теме.

            При изучении темы «Наш край в XVIII» веке учащимися была проделана большая подготовительная работа: посещение краеведческого музея, чтение дополнительной литературы, изготовление наглядных пособий. Урок

    прошел в форме игры-путешествия  по городу, в ходе которого ребята познакомились с историей возникновения Покровской слободы, основными занятиями и ремеслами ее жителей, бытом и традициями. Для закрепления материала использовала различные виды устных и письменных заданий (фронтальных, индивидуальных заданий на карточках), игровые задания (краеведческое лото, кроссворд).

            При знакомстве с событиями крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.), работали с исторической картой. Историческая карта - обязательное пособие на уроке. Изложение нового материала учителем сопровождается показом по карте упомянутых объектов; ученики следят за его показом, ориентируясь на свои карты (атласы). Знакомясь с направлением движения войск Пугачева, выяснили, что события войны происходили в непосредственной близости от нашего города.

            Кроме того, узнали о поддержке восставших жителями Саратовской губернии, участии наших земляков  в походах Пугачева (700 покровчан ушло в армию повстанцев). Анализируя причины поражения войны, ее историческое значение, узнали, как Екатерина II наказала население губернии за поддержку бунтовщиков (в неурожайный год губернии было отказано в помощи, что привело к голоду и многочисленным жертвам).

            При знакомстве с событиями  Великой Отечественной войны 1941-1945гг. учащиеся получили задание - побеседовать с родственниками- участниками войны и записать их воспоминания.  Многие ребята до этого момента не задумывались о том, что их деды и прадеды принимали участие в Великой Отечественной войне. Затаив дыхание, школьники слушали рассказ бабушки

    Пахомова М. о том, как в годы войны она в составе зенитной батареи защищала железнодорожный мост через Волгу, имевший  важное стратегическое значение.  

            При изучении темы «Героизм тружеников тыла» учащимся были предложены данные о количестве эвакуированных в наш город промышленных предприятий, военных госпиталей, размещавшихся в Энгельсе. Познакомились с подвигом нашего земляка- колхозника Ферапонта Головатого, который на собственные средства приобрел 2 самолета и отправил их в действующую армию. Подобные примеры как нельзя лучше способствуют воспитанию у подростков чувства патриотизма, гражданского долга, формированию активной жизненной позиции.

    В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне провожу подготовительную работу, включающую беседы, встречи с ветеранами ВОВ, чтение краеведческой литературы, оформление стенда «Наш город в годы войны». Для многих ребят стало открытием, что герои войны живут рядом с нами, в нашем городе. Совершили экскурсии по улицам города, которые носят имена наших земляков- участников войны (П. Волох, М.Раскова, В. Кондаков, маршал А.М. Василевский, 148-я Черниговская дивизия). В преддверии дня Победы подготовили и  провели общешкольную линейку памяти «Поклонимся великим тем годам».  Ежегодно в день Победы лучшие учащиеся школы-интерната приходят к памятнику павшим в годы войны земляков, возлагают цветы к Вечному огню.

    Рост интереса учащихся к изучению истории  города проявился в сборе краеведческого материала. В течение трех лет нам удалось собрать богатый краеведческий материал, включающий публикации периодической печати, рукописные данные, фотографии, зарисовки и т.д.

    Огромный интерес у учащихся вызывает изучение темы «Освоение космоса и полет первого человека - Ю.А. Гагарина», ведь история нашего края неразрывно связана с именем первого космонавта Земли.

    Подготовительная работа включает в себя изучение материала учебника по заранее составленному плану, знакомство с дополнительной литературой, конкурс рисунков «Человек поднялся в небо».

    На уроке наиболее сильные учащиеся выступили с сообщениями об этапах освоения космоса, жизненном пути первого космонавта Земли. Здесь же школьникам были предложены изображения флага и герба России и рассказ о том, что эти государственные символы можно увидеть на российских космических кораблях, скафандрах космонавтов.

            Во внеурочное время посетили музей Ю.А. Гагарина в  средней школе с. Узморье  Энгельсского района,  место приземления первого космонавта в селе Смеловка. Встретились  с очевидцами события, увидели своими глазами редкие экспонаты, связанные с первым полетом человека в космос.

    Подобные экскурсии как нельзя лучше способствуют развитию познавательного интереса к предмету, формированию гражданских качеств, воспитанию любви к родному краю.

            Подводя  итог вышеизложенному, необходимо отметить, что краеведческий материал дает учителю огромные возможности для воспитания устойчивого интереса учащихся  к предмету, развития гражданско-патриотических качеств личности, формирования активной жизненной позиции, что чрезвычайно важно для  их дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

    Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

    Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии

    Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что  краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.Под термином «родной край» понимается терр...

    Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

    В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

    "Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"

    "Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...

    Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников

    В результате исследовательской деятельности учащихся собран  богатый материал для краеведческого музея.   Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...

    Использование занимательного материала на уроках математики и во внеклассной работе в школе для детей с ОВЗ

    Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности в усвоении учебного материала учащимся коррекционной школы нередко приводит...