"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Рыбакова Татьяна Владимировна

"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности

        Душою беден человек, если не знает историю своего края, малой Родины, не знает историю своей семьи, свою родословную.

        На каждом человек лежит отблеск истории. И мы должны бережно сохранять в памяти и свою родословную, и историю своей малой Родины. Свои знания передавать другим, где бы ни жил человек.  История родного края - основы нашего культурно-исторического достояния. Знание прошлого своего родного края вооружает человека идейно и  нравственно, обогащает духовно.

        Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, дедушек и бабушек, или просто знакомых - не ценит память о них. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране.  И чтобы не было этого равнодушия - нужно прививать любовь к родному краю через историческое краеведение.                                                         Историческое краеведение-это комплексное изучение определённой территории и накопление знаний о ней. При этом  на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.

        Междисциплинарный характер краеведческого знания тесно связан с соединением в нём научного и ненаучного подходов.

        Как отмечал Д. С. Лихачёв, «чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения, в том, что у него нет „двух уровней“: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы».

        Историческое краеведение  является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. В последние годы усилился интерес к краеведению, что способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям народа, местной культуре, природному достоянию своего края.                                                                                        Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является именно школьное историческое краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».                                                                                           Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Одним из направлений воспитательной работы в нашей школе является- краеведение. Разработана программа элективного курса по историко-краеведческой работе. Проводятся уроки Мужества, концерты, посвященные ветеранам войны и труженикам тыла, районные соревнования по лыжам в память о герое Советского Союза ГромоваА.Н.  

        Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.                                                        Историческое краеведение можно применять на уроках,  занятиях кружков, во внеклассной и внешкольной работе . Так в нашей Верх-Ушнурской школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, историю своей школы, села, изучаем историю сельскохозяйственного кооператива, оформляем стенды.                                                                                                                        

Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. Идея воспитания юного жителя нашего села, любящего свою малую Родину, развитого физически и интеллектуально мотивированного на саморазвитие, творчество и познание, является базовой для кружка «Живые страницы истории села» и элективного курса «Страницы истории села Верх-Ушнур».                                                                                            

В рамках элективного курса и кружковой работы  в краеведческой деятельности используются различные формы и методы, в том числе и метод проектов, где учащиеся выполняют творческие задания интеллектуально-практического характера, которые позволяют полнее и глубже изучить все стороны жизни родного села и района. Тематика проектов разнообразна и основана на местном материале:

  1. «История села Верх-Ушнур»;
  2. «История  школы»,
  3.  «История образования Советского (Ронгинского) района»;
  4. «Строительство церкви в честь первоапостолов Петра и Павла»;
  5. «Учителями славится Россия»;
  6. «Участники Великой Отечественной войны- наши земляки»
  7. «Выдающиеся личности нашего села: композитор Луппов А. Б.- автор балета «Лесная легенда»»;
  8. «Образование колхозов на территории Верх-Ушнурского с/с.»;
  9. «Есть такая профессия:  Родину защищать» и т. д.

        В настоящее время многие понимают, что краеведческая работа- интересная и нужная. Краеведческий материал используется  на разных предметах: это и  ИКН  обществознание, географии- используется элективный курс «Сторона моя неприметная», направленная на изучение географии Марийского края и Советского района, марийского языка и музыки.

        Актуальность краеведческой работы в том , что будущее нашей России в силе исторического, культурного и духовного потенциала малой Родины.        

        У нашего села, нашей школы  есть своё место в истории.   В кружковой работе дети с интересом слушают, что история села Верх-Ушнур началась со строительства церкви св. апостолов Петра и Павла на высоком склоне долины реки Малый Кундыш. Деревянный сруб перенесли из селения Верхушутъ, находящегося в 8 км. Село стало называться Верхоушнуръ , а позднее Верх-Ушнур. Церковь в селе имеет богатую историю. Первая деревянная была построена в 1760г. Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная.

        В «Грамоте Преосвященного Гедеона на построение в с. Верхоушнурском Уржумского уезда, вместо ветхой деревянной Петропаловской церкви, вновь каменного храма во имя Св. Ап. Петра и Павла с приделом в честь Рождества Христова» от 27 марта 1807 г. Сообщается : «Божьей милостью. Смиренный Гедеон, Епископ Вятский…

Слушав мы поданное нам сего марта 20дня Уржумской округи села Верхнего Ушнура  Петропаловской церкви от прихожанина выборного из приходских людей деревни Калтаксолы крестьянина Иродиона Ляжнина прошение с приложением от приходских людей приговора о дозволении, вместо обветшавшей означенной Петропавловской, строить вновь каменную во именовании святых Апостолов Петра и Павла с приделом Рождества Христова.

         Благословили оную каменную церковь с приделом в означенные проименования на восток строить по архитекторскому плану и фасаду, утвержденным нами, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием так, как святые правила и церковные уставы повелевают…  19 декабря 1809 г. между приходскими людьми Уржумской округи с. Верх-Ушнур Петропавловской церкви и подрядчиками строительства – крестьянами Владимирской губернии Гороховской округи села Мордвинова  Севастьяном Ефимовичем Рубцовым, и д. Шихири Иолом Афанасьевичем Лисиным был заключён договор о постройке каменной церкви с колокольней в с. Верх-Ушнур.

В клировой ведомости Петропавловской церкви села Верх-Ушнур Уржумского уезда за 1831 г. о самой церкви сказано: «Построена 1816 года тщанием прихожан. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в приделе тёплом во имя Рождества Христова». Храм представлял собой сооружение в стиле позднего классицизма. Церковь обслуживала 25 селений с численностью населения более 8 тыс. человек, во владении ее находилось 140 га земли. У ее стен собирались базары и ярмарки. Церковь была духовным и культурным центром всей округи.

        В 1872 году в селе была открыта земская школа,  в д. Тапшер церковно- приходская и  миссионерская школа грамоты в д. Б.- Колокудъ. Был церковный хор, проводились богослужения и крестные ходы.  Церковь  была закрыта летом 1939г., а 1959г. разрушена и до июня 2014г.находилась в полуразрушенном состоянии. Инициативная группа по возрождению данного памятника истории и культуры в течение нескольких лет собрала пакеты документов для подачи заявки в республиканскую и федеральную целевую программу «Культура России (2012-2016гг.)» Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие», включающее совокупность памятников природы, истории, культуры, расположенных в пределах данной территории.                     Одними из первых учителей были представители первопоселенцев этого села Щербаковы. По приданию основатель большой семьи Щербаковых -  Дмитрий Сергеевич  пришёл  в село из Кичминской волости примерно в 20-е гг. 19 века.

        В 1915 году на средства купца 2 гильдии Василия Дмитриевича Щербакова было построено двухэтажное кирпичное здание школы. Первой учительницей была Клавдия Ивановна Щербакова. На протяжении 140 лет школа оставалась и остаётся центром духовности, патриотизма, интеллигентности и культуры села. В разные годы в школе работали и учились : Янтемир (священник Михаил Созонов) – один из первых марийских краеведов, известный марийский просветитель, Шабдар Осып (классик марийской литературы), Матвей Курочкин(специалист по геологии, почвовед), Александр Моторов (педагог, автор учебника «География Марийской АССР»), Степан Пономарёв(первый председатель Ронгинского района),  Анатолий Борисович Луппов(профессор казанской консерватории, создатель первого марийского балета «Лесная легенда»), Николай Иванович Виногоров (заслуженный журналист РМЭ), Анатолий Николаевич Куклин (профессор, доктор филологических наук), Александр Сергеевич Щербаков (заслуженный журналист РМЭ). Генералы Анатолий Безрукий и Степан Воронцов. Заслуженные деятели культуры РМЭ Сергей Царегородцев и Эльвира Трифонова, Юрий Таныгин(заслуженный художник республики, член Союза художников России), заслуженные работники образования Рыбакова А.И., Ведерникова Н.И., Шарапова Т.П. Заслуженный учитель РФ Марков Е.Ю.  Богачук Н.И. доктор сельскохозяйственных наук, депутат верх-ушнурского сельского поселения.  До 1931г. школа именовалась школой 1-ой ступени, а в  1931 году была  переименована в школу колхозной молодежи.  В 1990 году школа решением Исполкома Советского района переводится в разряд средней. В 2004 году школа была переведена на республиканский статус. Стала национальной с углубленным изучением отдельных предметов.

        В 30-е годы в период репрессий многие семьи села Верх-Ушнур попали под репрессии и раскулачивание. По верх-ушнурскому сельсовету было репрессировано более 40 человек. Важным событием для селян стало строительство в 1937-  1940 –х гг. шоссейной дороги с каменным покрытием из Йошкар-Олы в Сернур. К строительным работам привлекалось  крестьянство, на телегах возили бутовый камень, грунт, песок. Через реку Малый Кундыш был сооружен деревянный мост . жизнь селян налаживалась.  Но началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. Из верх-ушнурского сельского совета ушли на фронт… Не вернулись 342 человека. Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны.

          Дети изучают жизненный и творческий путь земляков Известными земляками – участниками ВОВ являются Домрачев М.Ф., Рыбаков П.К. М. Ф. Домрачеву, бывшему учителю Верх-Ушнурской школы, поэту-фронтовику, посвящена исследовательская работа «Боями наша юность отгремела. Ученики школы обращаются к его доброй, светлой поэзии не только на уроках литературы, но и во внеурочной деятельности. По инициативе Домрачевых в 1984 году в селе возведен обелиск, на котором золотыми буквами высечены имена 342 воинов-земляков, отдавших жизнь ради мирной жизни потомков.

        Занимаются проектами, например проектная работа «Три мелодии на мотив одной судьбы» Муржаковой Е.Г. посвящено исследованию жизни и творчества выпускника нашей школы А.Б. Луппова. Судьба и творческий путь, которого оказались на перекрестке культур трёх народов Поволжья - русского, татарского и марийского. И трёх музыкантских профессий - пианиста, педагога и композитора.  Как композитор Луппов приобрел широкую известность и заслеженный авторитет не только в России, но и за ее пределами. Его музыка звучит в США, Германии, Венгрии, странах Скандинавии, на престижных международных форумах. Но он отмечает: «Тем, что я нашёл свой музыкальный путь, я обязан Верх-Ушнуру».

Проектные работы про учителей: сотни  выпускников  Верх-Ушнурской школы разных лет называют своими любимыми учителями супругов Домрачевых М.Ф. и В.В. ,супругов Рыбаковых П.К. и А.И. супругов Петровых Л.П. и Р.П. ,супругов Турабаевых В.Ф. и Р.Д., Виноградовых В.А. и Л.В. и т.д.

          Изучают жизнь поселенья .На территории Верх-Ушнурского с.п. расположен колхоз «У илыш». Современное хозяйство СПК колхоз «У илыш» на базе 13 деревень  (в настоящее время 9населенных пунктов. До 1959 года в каждой деревне был организован колхоз. Например, в селе Верх-Ушнур колхоз имени Буденного, в деревне Куркумбал колхоз имени Пушкина и Искра, Энер-Мучаш- У саска, Колокудо – Чодра саска, Кундуштур – Свобода, Мари Ошеть- Мари Октябрь, Тимофеево- Трудовик, Немец Родо- Пятилетка, Семейкино – Новый ключ, Верка –Дружба, Шурга – колхоз имени Ленина, Тапшер- Йошкар кече и т.д.

В декабре 1959 года был организован колхоз «У илыш». Первый председателем сельскохозяйственной артелии стал Виталий Семенович Торопов. В селе был построен мини-цех по переработке льна. В 1972 году бвл посторен молочный комплекс на 600 коров. Началось строительство новых жилых комплексов, и вырос современный благоустроенный посёлок из домов усадебного типа. Руководителями колхоза были Решетов А.Е., Дубников И.М., Дергунов В.Г., Лапин И.А., Завойскин В.Н. и т.д.

С дкабря 1999 года СПК «У илыш» возглавляет Баранов И.Н.

 В заключение хотелось сказать: "На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос" - эти слова отображают суть краеведческой работы в школе как основы патриотического воспитания. Опыт работы позволил сделать вывод о благоприятном влиянии краеведческой работы на качество исторических знаний, интеллектуальное развитие учащихся, на раскрытие творческого потенциала детей, участвуя в различных формах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...

Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время

обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Использование краеведческого материала на уроках истории с целью патриотического воспитания школьников

В настоящее время, когда школа стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную роль в этом могут сыграть краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им...

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе

В статье представлен опыт использования краеведческого материала на уроках истории и внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида....

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников

В результате исследовательской деятельности учащихся собран  богатый материал для краеведческого музея.   Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...