Главные вкладки

    Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы
    статья по литературе по теме

    Марчук Ирина Николаевна

     

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округа

    Марчук Ирины Николаевны

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7»

    Петропавловск-Камчатского городского округа

    Повышение уровня учебной мотивации

    и познавательной активности учащихся

    через положительную эмоциональную атмосферу

     на уроках русского языка и литературы

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы

    Марчук Ирины Николаевны

    Радость есть особая Мудрость

    (Ш.А. Амонашвили)

    г. Петропавловск-Камчатский

    Педагогика -

    не наука, но искусство, причем

    «высшее из искусств», потому что она

    призвана усовершенствовать самое сложное –

    природу человека, «его душу и тело».

    (К.Д. Ушинский)

    Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

    Экономический курс страны на реализацию инновационной модели развития до 2020 года требует соответствующих общесистемных изменений в образовании. Сегодня перед учителем стоит непростая задача — создать условия для развития познавательных интересов, творческих способностей; развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности,  поощрять их индивидуальные склонности и дарования. И здесь формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, стоящей на пути преобразования. Однако вызывает тревогу то обстоятельство, что у подростков нередко снижается интерес к учению, к школе. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится на 5-7  классы. Школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Это возникает на почве своеобразного «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребенка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения, как общественно значимой деятельности) уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы. Таким образом возникает противоречие между все возрастающим спросом на образование высокого качества, соответствующего требованиям времени,  и снижением интереса у учащихся к учению.

    Опыт работы позволяет мне выделить ряд обстоятельств, которые объясняют снижение интереса к учению у учащихся среднего звена.

    1. Подросток тяготеет к активной деятельности, дающей возможность почувствовать себя взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности. Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. И подросток может начать искать возможность самоутверждения во внешних видах деятельности.
    2. Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если учителя школы используют преимущественно традиционные методы обучения, когда преобладает традиционная структура урока.
    3. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции развиваются не сами по себе, а тесно зависят от особенностей деятельности человека и его мотивации. Таким образом эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе учения. Между тем в школьной практике их роль как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало пищи для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции — скука, страх и т. д.

    Исходя из перечисленных обстоятельств, мною была выдвинута гипотеза: создать условия для формирования правильной мотивации учащихся можно, если

    • в своей педагогической практике широко использовать такие современные технологии обучения, которые способствовали бы проявлению творческой активности учащихся, самостоятельности и были направлены на сохранение их здоровья;
    • более полно использовать регулирующую роль положительных эмоций в обучении.

    Современные педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы

    Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

    (Л.Н. Толстой)

    Современного ученика очень сложно чем-то удивить, скорее он удивит учителя, поэтому учитель должен стараться соответствовать своим ученикам, идти в ногу со временем. Должен изменить  подход к уроку, к обучению. Это трудно, но возможно. Один из путей - использование инноваций.

    Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что урок приносит ребенку и радость, и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

    Применение современных педагогических технологий можно условно разбить на следующие блоки:

    1. Интерактивные формы обучения.

    2. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

    3. Применение в учебной деятельности ИКТ.

    Все перечисленные технологии позволяют воздействовать на целостное развитие личности ребенка:

                                                                   Духовно-

     нравственное

    развитие

    Развитие

    творческих

    способностей

    Интеллектуальное

    развитие

    Физическое здоровье

    Воспитание человека, гражданина - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.

    «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Актуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

    Элементы современных педагогических технологий

    В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося.

    При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе мною  применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейн; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; перепутанные логические цепочки;  лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.

    1. Интерактивные формы и методы работы учителя русского языка и литературы.

    Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

    Интерактивные технологии обучения - это система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

    Считаю, благодаря интерактивным методам происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

    На мой взгляд, интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

    - упражнения, носящие творческий характер;

    - групповые задания;

    - образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

    - уроки-экскурсии;

    - уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

    - занятия, направленные на творческое развитие – уроки-спектакли, создание проектов, выпуск газет;

    - использование видеоматериалов, интернета, наглядности.

    Формы интерактивного обучения, используемые мною на уроках: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, «Карусель», работа в малых группах, «Аквариум», «Незаконченное предложение», мозговой штурм, броуновское движение, «Дерево решений», суд от своего имени, ролевая (деловая) игра, «Займи позицию», дискуссия.

    2. Применение в учебной деятельности ИКТ.

    Русский язык и литература с элементами ИКТ - предметы с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени отводится на формирование коммуникативных умений и навыков.

    Уроки русского языка и литературы с элементами ИКТ отличаются своей структурой. Кроме известных этапов (объяснение, закрепление, повторения, контроля) я выделяю специфические структурные элементы уроков комбинированного типа, с помощью которых можно

    •  учить владеть голосовым аппаратом (речевая разминка),
    • развивать импровизационные способности (импровизационные выступления),
    •  актуализировать речевую память (ассоциативный эксперимент),
    • обогащать речь школьников (этимологические странички),
    • развивать артистические способности (творческие задания),
    • повышать эмоциональный тонус учащихся (музыкальные паузы),
    • представлять учебный материал наглядно, красочно, образно (электронная презентация учителя, выполненная в офисном приложении Microsoft Power Point; применение интерактивной доски).

    Практическая работа с интерактивной доской, электронной презентацией на уроках русского языка и литературы представляет интерес не только для учителя, но и (что очень важно) для учащихся.

    Экранная форма представления информации, получившая название «слайд-шоу»,- наглядна, эффективна, так как позволяет

    • сократить время, отведенное для объяснения нового материала;
    • расширить кругозор учащихся.

    Таким образом, ИКТ - один из компонентов урока, важнейшее средство формирования коммуникативной компетенции школьников.

    3. Здоровьесберегающие технологии

    в учебно-воспитательном процессе

    Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. В рамках экспериментальной работы школы мною были освоены и успешно применяются следующие элементы здоровьесберегающего образовательного пространства по методу В.Ф. Базарного:

    1. Обучение учащихся в режиме смены динамических поз.

    2. Работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и ответами по периметру класса.

    3. Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла». Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты.

    4. Подвижный способ обучения. Учитель должен постоянно перемещаться по классу, быть активным, чтобы и ученик делал больше движений, чаще поворачивался в разные стороны. Весь урок строится так, чтобы ребенок для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством был вынужден работать в режиме «динамических поз».

    Технология В.Ф. Базарного помогает учителю стать свободным, раскрепощенным, повысить свой творческий потенциал, а также значимость и престиж своей профессии в обществе. И только такой учитель сделает свободным и раскрепощенным подрастающее поколение.

    Воздействие на эмоциональное отношение учащихся к обучению

    Радость есть особая Мудрость

    (Ш.А. Амонашвили)

    Что главное в работе учителя? Главное - заинтересовать ученика, ученик должен получать радость от приобретенных знаний, а радость - это счастье. Значит, учитель должен сделать своих учеников счастливыми.

    Действительно, в рассуждениях о современном учителе ключевым словом является слово «радость». Мы ее ожидаем, испытываем, вспоминаем о ней. Думаю, что удачный и состоявшийся учитель - это человек, умеющий радоваться жизни, любому ее проявлению.

     Любой нетрадиционный урок, внеклассное мероприятие - это праздник для учителя и учеников. А любой праздник - это состояние души, «единица счастья», это часть общечеловеческой культуры. Потребность в празднике - это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Собственно превращение радости из «своей» в «общую» и составляет смысл моей учительской работы, помогающей ощутить ученику

    • Радость познания,
    • Радость открытия,
    • Радость творчества (сотворчества),
    • Радость победы,
    • Радость утверждения,
    • Радость самовыражения,
    • Радость совместного действа.

    Рассматривая роль положительных эмоций, как мотивирующего к обучению фактора я отметила, что эмоции возникают у ребенка нередко до рациональной оценки человеком своей деятельности. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

    Можно выделить несколько типов эмоций возникающих в процессе обучения. Это и эмоции престижности, возникающие при новом типе отношений учителя и школьников, при наличии взаимоотношений их как коллег в совместном поиске нового знания.

    Велика также роль эмоций сопереживания, возникающих у школьников в общении с учителем и сверстниками. Этим эмоциям В. А. Сухомлинский придавал настолько большое значение, что писал: «Самое трудное в воспитании — это учить чувствовать». Обучение культуре чувств включает глубокое понимание душевного состояния другого человека, умение поставить себя на его место, если он переживает печаль или тревогу, желание понять и принять интересы другого человека как свои собственные. «Доброта,— писал В. А. Сухомлинский,— должна стать таким же обычным состоянием человека, как и мышление». Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки. Эти эмоции В. А. Сухомлинский называл «радостью» или даже «счастьем» труда. Он подчеркивал также значение таких эмоций, как желание хорошо учиться, озаряющее всю детскую жизнь, а также чувство собственного достоинства. Для эмоционального статуса ученика важно, по В. А. Сухомлинскому, то, чтобы перед школьником никогда не закрывалась дорога к успеху: то, что он не мог сделать, он сделает в будущем, может быть, уже сегодня или завтра.

    Все названные эмоции в совокупности образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Полагаю, что наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.

    Отрадно сознавать, что продолжением уроков русского языка и литературы можно считать эмоционально окрашенные внеклассные мероприятия  (театрализованные праздники), способствующие формированию в школе особой эстетической среды.

    Считаю, что удовлетворение свойственной ребенку двигательной активности на уроках, внеклассных мероприятиях способствует не только укреплению здоровья обучающихся, но и ощущению у них радости от выполнения творческих заданий.

    На мой взгляд, основной целью современной школы, построенной на фундаменте гуманно-личностной педагогики, выступает оказание помощи ребенку в его становлении, развитии, формировании личности благородного человека путем раскрытия его природных и духовных сил.

    Гуманная педагогика - как синяя птица:

    знаем, что нет этой птицы, но верим,

    что она есть. Красота ее манит нас,

    а поиск рождает творчество. И видим:

    оказывается, сам поиск гуманной педагогики

    уже есть гуманная педагогика.

    (Ш.А. Амонашвили)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

    В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

    Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

    Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

    Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

    Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

    Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»

    главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...

    Повышение мотивации школьников через использование новых приёмов на уроках русского языка и литературы.

    Повышение мотивации школьников через использование новых приемов на уроках русского языка и литературы....

    Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).

    В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, нап...