Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).
методическая разработка по русскому языку

Юлия Анатольевна Головчанова

В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, наполненная определенными задачами, для решения которых необходимо определять цели и достигать их. Задача учителя — выпустить целеустремленных людей, умеющих достигать жизненные и профессиональные цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkt_iod.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРУМ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИДЕЙ  И  ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК

Методические рекомендации

по проектированию

учебно-познавательной деятельности школьника

на этапе целеполагания

(на примере уроков русского языка и литературы).

Номинация:

Современные методы, формы, технологии обучения в условиях реализации Концепций предметных областей в контексте требований ФГОС

 Головчанова Юлия Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№4 г.Тосно»

2019

 

Содержание

Введение        3

Что такое целеполагание?        5

Банк приемов, помогающих осуществить целеполагание на уроках русского языка и литературы        8

Заключение        13

Список использованных источников        15


Введение

Человек вырастает по мере того,

как растут его цели

Ф. Шиллер

        Мир стремительно изменяется, следовательно, и современной человек должен обладать гибкостью, изменяясь вместе с миром. Если присмотреться к нашим лидерам в политике, в спорте, искусстве и так далее, то можно отметить одну особенность: эти люди обладают навыками проектно-исследовательской деятельности. Ведь что такое есть наша жизнь, как не один продолжительный и увлекательный проект? А в жизни самое главное – уметь ставить цели, определять перспективы развития, планировать работу, находить необходимые ресурсы, оценивать, удалось ли реализовать задуманное. Подобные требования предъявляются и к современному уроку. Урок – это маленькая жизнь. Для учителя каждый новый урок – это проект.

        В каждом проекте, как мы уже отметили, важна цель. Именно с нее начинается увлекательный путь вперед.

        В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания. В чем суть проблемы? Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя подменяют цели средствами урока, довольствуются не результатом урока, а тем, чем занимались на уроке дети.  Урок может пройти блестяще, дети могут быть активны, полностью погружены и вовлечены в деятельность. Учитель продемонстрировал широкий спектр педагогических приемов и техник, наглядность была качественной и к месту. Однако результат урока остался неясен, так ка изначально не были сформулированы цели или же цели были поставлены формально. Другая тенденция – завышение цели. Часто на уроке ставится масштабная цель, то есть цель, которую можно достичь за блок уроков по теме, а не за один урок. Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.  Самая распространенная ошибка – постановка цели учителем. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.  

        Вышеизложенное позволяет сформулировать цель моей работы: рассмотреть способы формирования навыков активного целеполагания у учащихся на уроках русского языка и литературы, сформировать банк приемов целеполагания.

        Задачи:

  • изучить и проанализировать различные источники информации по теме работы;
  • определить сущность целеполагания и её функции в развитии личности;
  • раскрыть, в чём заключается сущность целеполагания, насколько важно ставить цель на уроке;
  • рассмотреть приемы развития навыков целеполагания у учащихся;
  • создать банк приемов, помогающих осуществить процесс целеполагания.

         Новизна работы в том, что идея самостоятельного целеполагания в российской педагогической науке хорошо разработана на теоретическом уровне, но необходимо найти действенные механизмы для практической реализации теории.

        Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, наполненная определенными задачами, для решения которых необходимо определять цели и достигать их. Задача учителя — выпустить целеустремленных людей, умеющих достигать жизненные и профессиональные цели. Целеполагание выпускника школы можно рассматривать как ключевую и универсальную компетенцию современного человека, связанную с его личностными качествами: целеустремленностью и целенаправленностью, характеризующими человека с деятельной жизненной позицией как профессионала и как гражданина.

        

Что такое целеполагание?

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Цель урока  - это некий общий идеальный ожидаемый результат (предвосхищаемый результат) урока. Задачи же конкретизируют цель в обучении применительно тех возможностей на конкретном уроке, которые имеются для воспитания, развития, обучения учащихся при изучении данной темы. Учителю нужно  помнить, что задача – это небольшой шаг на пути достижения цели. Она включает в себя требования (направленность на цель), условия (их учет) и используемое (что необходимо из средств), и отвечает на вопросы: что конкретно сделать, как конкретно сделать, чтобы прийти к поставленной цели.  
Цели не рождаются сами по себе по звонку на урок. Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и сложный. Поэтому при формулировании целей нужно выполнять ряд требований.

Что же такое целеполагание?

Это процесс:

  • выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности);
  • совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности.

        Активное целеполагание тесно связано с регуляцией всей учебно-познавательной деятельности, с саморегуляцией воли. Для учащихся целеполагание  -  процесс непростой. Чтобы ученик смог поставить перед собой цели, учителю нужно самому разобраться с множеством вопросов.

Вот некоторые из них:

  • Какие цели актуальны для ученика?
  • Какие цели бывают?
  • Для чего нужна детализация и конкретизация целей?
  • Как цели учителя трансформировать в цели ученика?

Лучший вариант целеполагания ученика может соответствовать следующим параметрам:

- понятность, осознанность;

- реальность, достижимость (указание на конкретные результаты обучения);

- технологичность (определяют конкретные действия по их достижению);

- диагностичность (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности).

Каждый отдельно взятый ученик в классе может находиться на разном уровне сформированности навыков целеполагания:

1 уровень – неприятие учебного задания

2 уровень – принятие цели, поставленной учителем

3 уровень – цель ставится с помощью учителя, самостоятельно поставленная цель не совсем соответствует учебному материалу.

4 уровень – самостоятельное целеполагание, обоснование постановки цели.

Примерный список целей для учащегося следующий:

  1. Изучить материал учебника.
  2. Составить собственное представление о теме и предмете изучения.
  3. Запомнить основные понятия и определения темы.
  4. Подготовить сообщение по одной из микротем.
  5. Качественно подготовиться к контрольной работе, тесту по пройденной теме.
  6. Провести самостоятельное исследование по данной теме.
  7. Углубленно рассмотреть отдельные вопросы темы.
  8. Научиться работать с техническими средствами при подготовке материалов.
  9. Проявить и развить свои способности.
  10. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
  11. Научиться аргументированно отвечать или спорить в ходе изучения темы.
  12. Научиться решать задачи и проблемы по теме.
  13. Уметь формулировать свой вариант цели.

        Учитель должен стремиться поставить ученика в активную позицию         Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.

Все приемы целеполагания можно классифицировать на:

1. Визуальные (индуктор мысли –изображение);

2. Аудиальные (индуктор мысли – вопрос)

        Учитель подводит учащихся к теме урока и предлагает сформулировать цель с помощью приемов целеполагания. Нужно отметить, что большинство приемов целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы,  чтобы формулирование цели не сводилось к ответу на вопросы, а стимулировало идти дальше,  придумывать свои вопросы.
        Цель записывается на доске, затем обсуждается. Теперь необходимо поставить задачи. Задачи можно формулировать через действия, которые будут выполняться: прочитать статью учебника, сделать конспект, составить план, заполнить таблицу, выписать основные понятия и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока учитель возвращается к этой записи и предлагает учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. 
        Предлагаю Вам рассмотреть некоторые приемы целеполагания, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.

Банк приемов, помогающих осуществить целеполагание на уроках русского языка и литературы

        Мной сформирован банк приемов, которые помогают осуществить целеполагание на уроке.

  1. Прием «Правда-неправда»

Учитель озвучивает или демонстрирует на доске вопросы, которые содержат правильную и неправильную информацию.

Например, тема «Сказуемое».

Правда ли, что сказуемое – это главный член предложения? (правильная информация)

Правда ли, что сказуемое отвечает на вопросы косвенных падежей? (неправильная информация)

Правда ли, что сказуемое связано с определением (неправильная информация)

  1. Коллективное решение

Используется коллективное обсуждение темы и цели урока.

Например, на уроке литературы в 5 классе: задается вопрос: почему свою сказку «Черная курица…» Погорельский посвятил своему племяннику? Учащиеся в ходе рассуждения приходят к выводу, что Антоний Погорельский хотел чему-то научить мальчика. Учитель отмечает, что на момент написания сказки племяннику было примерно столько же лет, сколько им сейчас. Может ли изучение данной сказки чему-то научить современных детей? Формулируется цель урока: выявить основную мысль произведения, понять, ради чего оно написано. Определяется «Лестница задач»: 1. Выделить ключевые эпизоды. 2. Охарактеризовать главного героя. 3.Дать оценку поступкам Алеши.

  1. Прием «Да-нет»

Учитель загадывает объект изучения (литературного героя, часть речи, член предложения и т.д.). Ученики должны найти ответ, задавая учителю вопросы, на которые учитель отвечает только «Да» или «Нет». По заданным вопросам и по полученному в результате ответу формулируется цель урока.

  1. Прием «Цветной маркер»

Учащимся предоставляется набор однотипных слов, предложений, одно из которых выделено цветом. Таким образом происходит концентрация внимания на объекте. Ученикам предлагается определить причину такого выделения. Если необходима помощь учителя, то он ее оказывает. После этого формулируется тема и цели урока. Например, при изучении темы «Правописание о-ё после шипящих в корне слова» пишутся примеры и выделяются нужные орфограммы ярким цветом. Анализируем примеры. совместно определяем правила написания корней с о-ё после шипящих. Далее определяется тема и цель урока.

  1. Прием «Знаю» — «Повторить» — «Хочу узнать»

Работа начинается с таблицы

Знаю

Повторить

Хочу узнать

 

Какие знания у нас есть, а какие мы должны получить по теме «Правописание безударных гласных в корне»?   Таблица «Знаю» — «Повторить» — «Хочу узнать» поможет нам разобраться и выстроить каждому из учащихся свой маршрут. У каждого из ребят есть рабочий лист с различными заданиями и таблица. Ученикам предлагается по порядку выполнять задания, проверяя правильность выполнения по ключу. Если задание не вызывает трудностей и ошибок  не допущено, то его следует поместить в колонку «Знаю». Если что-то знакомо, но вызывает трудности (задание выполнено, но допущены ошибки), то необходимо заполнить колонку «Повторить». В этом случае учащийся может поднять руку и обратиться за помощью к учителю. Если знаний недостаточно, чтобы выполнить задание, то следует заполнить колонку «Хочу узнать». Две последние колонки помогут сформулировать цели индивидуально каждому ребенку.

  1. Тема-вопрос

Тему урока можно сформулировать в виде вопроса. Сначала озвучивается тема, а учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1.     Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

  1. Невыполненное домашнее задание.

Учитель намеренно дает домашнее задание, для выполнения которого не хватает знаний. У учащихся дома возникают сложности, соответственно, следующий урок нужно начать с обсуждения тех трудностей, которые возникли при выполнении задания, сформулировать цель урока.

  1. Прием «По плану»

Учитель заранее пишет план урока на доске, просит учащихся ознакомиться с планом. Ученикам предлагается на основе плана определить цель и задачи урока.

  1. Прием «Ассоциации»

Учитель подбирает изображения. Ученики рассматривают изображения и называют ассоциации, которые возникают у них и помогают выйти на тему урока.

Например, при изучении темы «Классицизм» можно сделать подборку архитектурных сооружений, картин того периода, выделить в них характерные черты, а затем сделать логический переход к теме классицизма в литературе.

  1. Прием «Всё наоборот»

Ученикам выдается вариант итоговой проверочной работы по новой теме. Учитель просит отметить, какие задания вызывают затруднения и те задания, которые ученики могут выполнить прямо сейчас. После выполнения задания делается вывод, каких знаний не хватает и ставятся цели, как ликвидировать пробелы. (Что же нам для этого необходимо знать и уметь?)

  1. Педагогические мастерские - индукция

О педагогических мастерских можно говорить бесконечно. Приведу несколько примеров приемов и стратегий на этапе целеполагания:

• Актуализация личностного опыта (задания, активизирующие воспоминания, воображение, интуицию).

• Стимуляция учащихся к постановке как можно большего количества вопросов.

• Обращение к образу (задания по воспроизведению предметов, событий, явлений с использованием различных выразительных средств).

• Обращение к чувственной сфере личности (через использование аудио-, видеопродукции, сенсорно-тактильных ощущений).

• Обращение к ассоциативному мышлению (задание на построение ассоциативных рядов: по смыслу, образу, времени, месту действия, событиям и др.).

Примеры индукторов

1. «Такая знакомая фамилия». Вспомните людей с фамилией Зайцев.

2. Прочитайте фразу: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Подумайте, какой знак препинания вы поставили бы в конце этой фразы. Защитите свой выбор.

4. Запишите ассоциации к словам «рождество» и «зло» в две колонки. Составьте все возможные словосочетания, соединяя слова из первой колонки со словами из второй.

6. Перечислите вечные, с вашей точки зрения, проблемы.

7. Нарисуйте время. Поместите себя в этот рисунок. Запишите слова, отражающие ваши чувства, мысли, переживания, связанные с присутствием в созданном вами времени.

8. «Есенин в цвете». Как вы понимаете высказывание Гете «Если на радугу долго смотреть, то она надоедает». Правдиво ли это высказывание?

 

Заключение

        Все перечисленные приемы помогают учащемуся четко осознать свою «область незнания» и помогают ему сформулировать содержательную, конкретную, измеряемую, достижимую цель изучения новой темы. При этом ученик сам определяет, что необходимо повторить, чтобы освоить новый материал и новые способы деятельности.  Осознанная постановка целей ведет к осмысленному выполнению работы, а значит, и к более успешному выполнению.

        Вряд ли кто-то будет возражать, что наличие цели жизни очень важно. Но нужно помнить, что представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Новые образовательные стандарты поставили учителя перед необходимостью введения в учебную деятельность такого метапредметного вида деятельности, как целеполагание. Процесс целеполагания важен в психологическом смысле: он направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов. Умение ставить цели одинаково важно, как для учителя, так и для ученика.  

        При подготовке данной работы мною изучены и проанализированы различные источники информации по теме работы; определена сущность целеполагания: выявлены приемы формирования навыков целеполагания у учащихся и использованы эти приемы на уроках и во внеурочной деятельности.

        Представленные мной приемы целеполагания дают возможность сделать урок деятельностным, создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника.

        На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить учащегося к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо приучаться последовательно отрабатывать постановку целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д.  

        Проблема целеполагания особо актуальна для учащихся, поскольку им предстоит определиться со своей будущей профессиональной деятельностью.  

Работа по изучению и разработке своих приемов активного целеполагания, апробации их  на уроках продолжается.

Список использованных источников

  1. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. — М., 1966.— 440 с.
  2. Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС – Санкт – Петербург:Каро, 2016. – 184 с.
  3. Крылова О.Н, Муштавинская И.В. «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.С.-П.Изд. Каро, 2013.  – 53 с.
  4. Менчинская Н. А. Задача в обучении. Учение. — Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т. 2, с. 62—63; т. 4, 430 с.
  5. Репкин В. В. О понятии учебной деятельности. Строение учебной деятельности.— Вестник Харьковского университета, № 132, вып. 9, 1976, с. 3—15.Эльконин Д. Б, Психология обучения младших школьников.— М, 1974.— 64 с.
  6. Kopilkaurokov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...

системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

Этапы поискового метода на уроках русского языка и литературы

Эта работа может помочь учителю в подготовке к урокам...

Повышение мотивации школьников через использование новых приёмов на уроках русского языка и литературы.

Повышение мотивации школьников через использование новых приемов на уроках русского языка и литературы....

На одном языке. Использование актуальных для школьников понятий, выражений и явлений на уроках русского языка и литературы.

Каждый педагог сформулировал для себя правила эффективного общения с обучающимися. К ним можно отнести такие правила, как, к примеру, разговаривать правильно, следить за культурой своей речи, уметь ко...

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА И ПРИЁМЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматриваются понятие и компоненты функциональной грамотности, одним из которых является читательская грамотность. Отмечается, что читательская грамотность – относительно молодое поня...