МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
учебно-методический материал на тему

Федотова Анна Григорьевна

Семинар проведен на районном конкурсе "Учитель года - 2010".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

 «ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕЛОСТНОГО ВИДЕНИЯ МИРА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

2009 – 2010 уч.г.

        

Мое кредо: «ЛЮБИТЬ, ПОНЯТЬ, ПОМОЧЬ» Это значит - хороший преподаватель не только должен знать то, что преподает, но и любить тех, кому преподает. А если учитель любит своих учеников, то он их понимает. А поняв ребенка, он сможет им помочь. Помочь не только обрести качественные знания, но раскрыть индивидуальные способности ученика, сформировать творчески мыслящую полноценную личность, которая будет способна адаптироваться к современной жизни и самореализоваться. Я считаю, что образование должно расширить горизонты культуры школьника, создать у ученика целостное видение картины мира.

        Обучающиеся в школе должны получить не только знания. Куда важнее научить их решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Как же этого добиться? Ответом на этот вопрос является тема моего семинара.

Тема семинара «Интегративное обучение как способ формирования целостного видения мира у обучающихся на уроках русского языка и литературы».

        Прежде чем рассказать об особенностях такого обучения и формах и видах моей работы, реализующей такой подход, я хотела бы напомнить вам для сравнения основные типы обучения.

Традиционное обучение

Цель такого обучения: вооружение учащихся системой ЗУН.

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно – урочную организацию обучения. До сих пор она является преобладающей в школах мира.

        По своему характеру цели традиционного обучения предполагают воспитание личности с заданными свойствами. Процесс обучения как деятельность характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией труда школьника.

Развивающее обучение.

Цель: индивид как субъект учебной деятельности, учащийся – проводник идей педагога.

        Здесь обучение признается главной силой психического развития ребенка, становления у него совокупности личности.

Личностно-ориентированное обучение.

Цель: развитие у субъектов обучения личностного отношения к миру, деятельности, себе. Ученик – творец и создатель себя и собственной деятельности.

Особенность такого типа обучения заключается в формировании личности не по заказу, а в соответствии с природными способностями.

        

         Нынче востребованы не «рутинные когнитивные операции», а умения решать проблемы творчески, не стандартно, не имея готовых шаблонов.

         Современным российским школьникам не хватает навыков для успешного решения задач. Например, российские подростки не привыкли к тому, что ответом на математическую задачу может служить не цифра, а сугубо гуманитарное умозаключение.

- Скажите вы можете сказать, что здесь изображено? (показ 1 пазла)

- А если соединить все кусочки пазла, то получится картина, имеющая смысл. То же самое происходит в интегративном обучении, где решается проблема целостного восприятия мира.

интегративное обучение. Этот тип нельзя назвать отдельным или новым и он не рассматривается отдельно. Он является производным из всего перечисленного выше.

Интегративное (синтезирующее) обучение – построение образовательных практик на основе нескольких методологий.

Цель: формирование целостного видения мира.

        Интеграция содержания образования способна сформировать у школьников универсальные и одновременно мобильные знания посредством развития в тесной взаимосвязи интеллектуальной, когнитивной и творческой сторон человеческой личности.

В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблем интеграции, разработаны многие аспекты феномена интеграции в образовательном процессе. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский.

Главными идеями интегративного обучения являются:

  • личностная направленность обучения. Человек признается главной ценностью образовательного процесса, в процессе обучения идет развитие и обучающихся и преподавателей. В то же время личностный подход не предполагает только развитие для каждого обучающегося, но и необходимое развитие социальных и профессиональных качеств.
  • формирование обобщенных предметных структур и обобщенных способов деятельности. Усвоение знаний на основе осознания закономерностей, общего принципа, обобщения. Изучение взаимосвязей, умение определять связь изучаемого с другими темами курса, сочетание творчества и регламентации.
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние и внешние, организующие)
  • системность в обучении (осознание учащимися связей внутри научной теории)
  • проблемность обучения
  • рефлексия деятельности
  • диалогичность. Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения.

Идеи такого обучения формируются за счет следующего:

- укрупнение дидактических идей; («поддержка уровня вариативности путем фиксации минимального объема изучения отдельных областей, а не отдельных предметов».)

- планирование результатов деятельности;

- психологизация образовательного процесса;

- освоение новых ИКТ.

Внутри интегративного образования можно отдельно выделить отдельные технологии:

  • интеграцию
  • проектные технологии
  • технологии образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) – преподавание крупных систематических учебных курсов на основе ресурсов Интернета.

Более подробно хочу остановиться на интеграции обучения, хотя понятие далеко не новое и широко используется многими учителями на всех ступенях школьного обучения.

Существует несколько видов классификации интеграции, я остановлюсь на классификации по содержанию учебного материала. Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

- Почему я выбрала такой подход к работе с детьми? Во-первых, интегративный подход позволяет реализовать принцип системности обучения (весь комплекс учебного материала отвечает целостности, структурности, взаимозависимости, множественности). Во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.), тем самым развивая логичность, гибкость, критичность. В-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Так называемые «киты», на которых держится мое преподавание - это

  • Межпредметность
  • Индивидуально-дифференцированный подход
  • Воспитание нравственно-духовных качеств
  • Информатизация обучения
  • Культурологический подход

Именно этими идеями проникнуты урок, проект и мастер-класс, которые я сегодня представлю на конкурсе.

Какие же формы, методы и приемы организации учебно-воспитательной деятельности с помощью интегративного подхода я использую?  

Конечно же, это интегрированные уроки. При этом интегрирую свои предметы с гуманитарными науками, в основном, это МХК, история. Дети могут на таких уроков и сами составлять и решать кроссворды, разные головоломки. (показ) Провожу викторины, классные олимпиады по мировой культуре, лингвистические турниры. Вот одна из викторин, посвященная Дню славянской письменности.

Использую элементы арт-педагогики, дети создают видеомы (показ), т.е. ассоциативные рисунки на уроках литературы.

У меня в данный момент есть 7-ые классы. Вы, наверняка, согласитесь со мной, что дети наши читают активно в основном только в 5-6-х классах. Далее у них интерес пропадает. Поэтому с пятого класса я практикую «часы тихого чтения». Дети приносят на такой урок литературы любую художественную книгу и читают ее про себя в течение урока. В начале урока они рассматривают друг у друга книги, рассказывают, о чем они, потом читают. При этом они могут обмениваться книжками. Мои дети обожают такие уроки, просят, чтобы они были почаще. Из-за недостатка времени я провожу их, если получается, 1 раз в четверть. Такие «часы», я считаю, пробуждают у учащихся интерес к книге, они узнают, что есть невероятно много интересных произведений. Также мои ученики ведут читательские дневники. (показ)

        На уроках русского языка с 5-го класса я использую такую форму работы: даю всем желающим карточки с заданиями разного уровня трудности, при этом уровень трудности дети выбирают сами. Каждый уровень имеет свои соответствующие баллы. А в конце учебного года я подсчитываю баллы, определяются победители, которые получают призы и ордена (ордена, фото), им выставляется оценка в журнал; остальные без призов и сувениров не остаются. Такая форма работы активизирует интерес к языку, учит детей думать не по шаблонам, возникает здоровый дух соревнования между участниками марафона (ордена, фото).

        На уроках русского языка, вернее вне этих уроков, (опять же желающие) дети сочиняют сериал. Пишут по очереди по одной «серии». По ходу написания ученики обмениваются впечатлениями, дают советы и пожелания по развитию сюжетной линии «сериала». В конце года получается одно большое произведение, которое с интересом прослушивается на уроке (показ тетради).

        Очень интересна и полезна на уроке русского языка игра «Рассказ на одну букву». Цель – придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, например: «Пять пухлых пигалиц приятно пели, плотно пообедав». И так далее. Чем длиннее рассказ, тем лучше, тот побеждает. Такие задания заставляют сконцентрироваться в поиске слов, обогащают словарный запас детей.

        Мои ученики любят сочинять фразы-запоминалки для орфограмм. Например, орфограмма «В существительных, обозначающих профессии людей, суффикс –чик- пишется только после бук з, с, ж, д, т. Придумывают фразу для запоминания этих букв: «Знойная Сонечка ЖДала Толечку». (слайд)

Еще один прием работы с орфограммой. После знакомства с новой орфограммой дети сами придумывают к ней схему, которая бы просто и лаконично ее показывала и объясняла. Тогда у ученика возникает как бы «видение» этого правила, и оно легче воспринимается и запоминается. Например: «Суффиксы прилагательных –к- - -ск- пишутся в именах прилагательных, образованных от существительных: казах – казахский. Если корень слова оканчивается на к и ч, эти буквы меняются на ц, а после них пишется суффикс –к-: казак – казацкий». (слайд)

        Один из видов внеурочной деятельности – творческая проектная работа. Так в прошлом году мои 6-ки работали над проектом «Литературный лабиринт» в течение нескольких месяцев, а к концу учебного года провели разработанные ими самими литературные мероприятия для 4-ков. Сценарий мероприятия от первого до последнего слова дети придумывали сами, провели мероприятие тоже совершенно самостоятельно. При этом использовались проектор, экран, создавались слайдовые презентации, готовились атрибуты, создавался дизайн грамот. Продуманы были все мелочи. Мероприятия прошли очень интересно. Этот проект занял 1-е место в творческой неделе «Город идей». (показ проектов) Не буду перечислять, чему научились дети...

        Ежегодно в лицее наша кафедра организует очень масштабное мероприятие: «Гераклиаду» среди 6-классников. (сценарий). Дети готовят красочные костюмы героев мифов, рисуют, состязаются в знании древнегреческих мифов, ловкости и сноровке. Также наша кафедра разработала проект «Системная работа кафедры русского языка и литературы по формированию и развитию коммуникативной компетентности лицеистов», осуществляется программа «Страна Читалия» и проект «Виды работы кафедры учителей русского языка и литературы СПТЛ-И по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку». (слайд и печатный варианты проектов).

        Каждый год дети участвуют в конкурсах и фестивалях разного формата, посылают свои творческие работы. Так мои ученики принимали участие в таких Всероссийских конкурсах, как «Волшебная строка», «Звезды внеземелья», «Купель»,«Сказки Андерсена на новый лад». Ученица 9-го класса Григорьева Анжелика получила приз, благодарственное письмо и диплом участника Международного литературного конкурса «Купель», организованного Александром Костюниным. (показ книги). Ежегодно участвуем в Международном конкурсе «Золотое руно», перед участием я консультирую детей, даю материалы для подготовки. Таким образом Яковлев Айал, ученик 6 класса, занял 1 место не только в республике, но и в России.

Стараюсь, чтобы творческие работы учеников были разнообразных жанров. Так нынче 7-классники пробовали сочинить стихотворения в прозе после изучения тургеневских стихов. Все вложили душу в свои работы, было очень интересно для меня самой открыть что-то новое в давно известном мне ученике, увидеть сокровенные их мысли. Я была очень рада, что мои дети, вроде бы такие шалуны, оказались очень одухотворенными. При этом и мальчики. (Чтение стихотворения. Слайд со стихотворением).

        Вот такие некоторые формы, виды и приемы работы я использую в своей работе, осуществляя интегративное обучение на уроках русского языка и литературы.

        Результатом такой работы может служить такой показатель: в прошлом году мои девятиклассники сдали ГИА на 75% качества и так же успешно прошли аудит, который прошел в прошлом году в лицее.

        Хочу рассказать о планах моей работы. Меня очень заинтересовала идея  метапредметного подхода Юрий Вячеславовича Громыко, директор Института опережающих исследований им.Е.Л.Шифферса, доктора психолог. наук, профессора Британской школы социально-экономических исследований, действительного члена РАЕН.

Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Школа должна в первую очередь учить детей мыслить. Разработаны и созданы метапредметы «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». (слайд 16)

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности (слайд 16), идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.

        Метапредметный подход может осуществляться не только в системе образования, но и в других областях человеческой деятельности. Это целая философия, которую я хочу изучить. Ведь учитель – это не тот, кто учит, а тот, кто сам все время учится.

        Напоследок прочитаю стихотворение в прозе ученицы 7 «а» класса Гуляевой Лиды:

        Мы хотим верить и верим, что с нами ничего не будет. Мы хотим видеть и видим только хорошее. Мы хотим мечтать и мечтаем о сказке. Но, когда придет к нам горе, мы теряем это.

        Лишь отважный человек не потеряет это. Он будет верить, пытаться видеть хорошее. Он не отчается и скажет: «Я смогу!» Ему будет тяжело, но он не покажет свою слабость. Лишь близким покажет свою душу. Но не будет давать родным жалеть себя. И лишь такой человек познает истинное счастье. И даст счастье другим!

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

Формирование функциональной ( читательской) грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы

  Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества ...