Формирование функциональной ( читательской) грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы
методическая разработка

Бодунова Марина Владимировна

    Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx28.53 КБ
Файл prezentatsiya3.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

 «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ».

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф.Михалькова

Бодунова М.В.

    Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

 

 Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом.

Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов. 

 

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

 ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

    Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Что же получится в ходе работы? Ребёнок должен быть готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, строить социальные отношения, стремиться к дальнейшему образованию.

Хотелось бы подробнее остановиться на читательской грамотности.

   Что же такое читательская грамотность?

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

    Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Мастер-класс «Приёмы формирования читательской грамотности».

   Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, хотя их очень много. Эти приёмы можно использовать на любом уроке.

  1. Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

1 Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

Для формирования читательского умения интегрировать и

интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в

качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при

изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

2.Приём «Верите ли вы …»

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

Причастие - это самостоятельная часть речи.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Причастия могут быть действительными и страдающими.

Действительные причастия могут иметь краткую форму.

Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом

  1. Приемы активизации ранее полученных знаний

Приемы активизации ранее полученных знаний

 Прием «Ассоциация»

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик

слова-ассоциации. Выход будет следующим:

 если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание

составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со

словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

 оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться,

что-либо добавить или стереть.

Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).

Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции,

формы слов.

Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для

выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования

форм слов.

Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация

для дальнейшей работы.

Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации

полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и

т.д. из изученного ранее материала. (о причастии)

III.


III. Приемы графической переработки учебного материала

1.Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием

формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в

определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В

центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные

смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это

могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты,

образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»

центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,

более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

2.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию

из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической

информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под

рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык

графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой

отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в

определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале

изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия.

Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами,

условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц

информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым

условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков,

семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на

стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

IV.Приемы, используемые при групповой работе

1.Приём «Корзина» идей, понятий….

Это прием организации индивидуальной и групповой работы

учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них

опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по

обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все

то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по

той или иной проблеме (1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3

минут).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при

этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме

урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по

глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

- Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно

написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или

подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз

снег

снежки

холод

- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

2.Прием «Письмо по кругу»

Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения

текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или

несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном

опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным

опытом.

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен

быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по

определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен

прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не

вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который

вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают

важным.

3.Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в

нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное

количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят,

совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер

передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед

всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

V.ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

"Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к

изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас,

когда вы услышали тему?"

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

 "Глоссарий"

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут

быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают

их значение и употребление в тексте.

 "Рассечение вопроса"

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его

заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем

пойдет речь в тексте.

 1."Чтение в кружок"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по

абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу

вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна

копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если

его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 "Чтение про себя с вопросами"

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы,

которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

 2."Чтение с остановками"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать

текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них

направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего

отрывка".

 "Читаем и спрашиваем"

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной

информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные

учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует

выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой –

отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

 3."Чтение с пометками"

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию,

формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по

следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

-- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

 "Синквейн"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном,

главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие

способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного

текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором

синтезирована основная информация.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование у школьников функциональной( в частности читательской грамотности) в процессе изучения русского языка и литературы ». Подготовила учитель МБОУ Лучесской основной Школы им.В.Ф.Михалькова Бодунова М.В.

Слайд 2

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 3

Виды функциональной грамотности. 1. Читательская грамотность 2. Математическая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. Финансовая грамотность 5. Глобальные компетенции 6. Креативное мышление

Слайд 4

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Слайд 5

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 6

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

Слайд 7

1 Приём «Письмо с дырками (пробелами )» . При знакомстве с порядком морфологического разбора . Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс) 1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Слайд 8

2.Приём «Верите ли вы …» П ри знакомстве с причастием (7 класс): Причастие - это самостоятельная часть речи. Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия бывают 1 и 2 спряжения. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Причастия могут быть действительными и страдающими

Слайд 9

II . Приемы активизации ранее полученных знаний

Слайд 10

Прием «Ассоциация » К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:  если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;  оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Слайд 11

2. Приём “Шаг за шагом” Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Слайд 12

III . Приемы графической переработки учебного материала

Слайд 13

1.Прием «Составление кластера»

Слайд 14

2.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Слайд 15

IV . Приемы , используемые при групповой работе

Слайд 16

1.Приём «Корзина» идей, понятий…. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Слайд 17

2.Прием «Письмо по кругу » Класс делится на группы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Слайд 18

3.Приём «Лови ошибку » Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Слайд 19

V .ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 20

1 . "Чтение в кружок" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Слайд 21

2."Чтение с остановками" Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

Слайд 22

3."Чтение с пометками" Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: v Знакомая информация + Новая информация -- Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В данной презентации представлены некоторые приёмы по формированию читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме: «Моя семья».

Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И....

Сборник заданий для формирования читательской грамотности у обучающихся на уроках русского языка в 5 классе

В сборнике представлены задания для формирования у обучающихся читательской грамотности как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности....