БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Гвоздикова Марина Александровна

 

 РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_opyt_raboty.docx56.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2012»

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ

Гвоздиковой Марины Александровны,

Учителя изобразительного искусства

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Города Новомосковска

Тульской области

2012год

ТЕМА:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИДЕЯ

 РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Список ИПМ

  1. ИПМ 1. Сведения об авторе.
  2. ИПМ 2. Условия формирования опыта.
  3. ИПМ 3. Теоретическая база опыта.
  4. ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.
  5. ИПМ 5. Новизна опыта.
  6. ИПМ 6. Адресная направленность опыта.
  7. ИПМ 7. Трудоемкость опыта.
  8. ИПМ 8. Технология опыта.
  9. ИПМ 9. Результативность опыта.

Приложения

ИПМ 1.Сведения об авторе.

Ф.И.О.

Образование      

ГВОЗДИКОВА   Марина Александровна

Высшее педагогическое

Название(полное) учебного заведения, год его окончания

Специальность по диплому 

 Место работы     

               

Должность    

                                                          Педагогический стаж           

 Московский государственный открытый педагогический университет имени Шолохова, 2000г.

       

Учитель изобразительного искусства и черчения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное      учреждение «средняя общеобразовательная школа № 17».

Учитель изобразительного искусства и мировой                                    

19 лет

                                           

 Стаж работы в занимаемой должности Квалификационная категория                                                                                                                                        

  19 лет                                                                                      

  высшая

Повышение квалификации

 2008г.  «Повышение квалификации учителей изобразительного искусства, МХК» ( ИПК и ППРО, 162 часа)

2008г. «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» (ИПК и ППРО, 72 часа)                                                                                                      

2011г. Программа  Intel «Обучение для будущего»: Тренинги «Введение в информационные и образовательные технологии 21 века» и «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века».

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

  1. Изучение методической литературы

 журнал «Начальная школа», публикации посвященные идеям обучения и развития в дидактической системе Л.В. Занкова,

 книги из серии «Творческая мастерская учителя» для преподавателей изо по программе Б. Неменского

  1. Изучение  материалов сайтов

ПЕДСОВЕТ образование, учитель, школа.ru

Система обучения Л.В.Занкова.7ya.ru

Учительский портал

Институт художественного образования РАО

Завуч. инфо  и другие сайты

  1. Участие в областном занковском  семинаре начальной  школы  на базе МБОУ «СОШ №17» в 2010-11уч.году
  2. Курсы повышения квалификации учителей ИЗО в 2008 году при ИПК и ППРО ТО;
  3. Краткосрочные курсы повышения квалификации в 2008 году по проблеме «Информационные технологии» при ИПК и ППРО ТО.
  4. Активное участие в городском методическом объединении:

Семинар «Здоровьесберегающее образование. Психологический аспект   здоровьесбережения» 2007-08г.;

Семинар «Современные педагогические технологии. Технология развития критического мышления» 2008-09 уч.год;

Семинар «ИКТ- компетентность учителя» 2010-11 уч.год

Семинар «Мотивы плохого поведения детей и способы их предотвращения»

  1. Выступления по проблеме:

Использование ИКТ на уроках ИЗО

  1. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников
  2. Участие в Московском педагогическом марафоне учебных предметов

По теме: «Современные методы ведения урока образовательной области «Искусство»».

  1. Посещение уроков и внеклассных мероприятий коллег

ИПМ 3. Теоритическая база опыта.

 В основу теоритической базы легло  изучение системы обучения  Б.М. Неменского и Л.В. Занкова

  Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию.

Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка.

 Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

      Б.М.Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся  и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает  в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.

На своих уроках я применяю:

  1. Личностно-ориентированный подход осуществляется через индивидуальную работу с каждым учеником (индивидуальные карточки заданий различной сложности, материал для исполнения задания по выбору ученика, раздаточный материал на каждый рабочий стол)
  2. Применение технологии развития критического мышления (диаграмма Венна или Круги Эйлера, сочинения эссе, синквейнов, графическая организация материала по таблице «знаю-хочу узнать - узнал»)
  3. Применение ИКТ ( презентации, виртуальные  экскурсии,   игровые  задания обучающего характера)
  4. Внеурочная кружковая деятельность
  5. Игровая деятельность
  6. Тестирование
  7. Освоение разнообразных художественных материалов и техник

Осуществляя педагогическую деятельность, я применяю  методы художественно-эстетического воспитания:

-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-метод диалогичности (позволяет  учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

-метод сравнений (для  активизации мышления);

-метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод  привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

-словесный метод;

-наглядный метод.

Формы работы:

-коллективно - творческая деятельность;

-индивидуально практическая деятельность;

-игровые формы работы.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к  молодому поколению современным уровнем жизни, значительно  возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического  воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы  выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной  практикой педагогической деятельности, показывающей обратное;  между восприятием  уроков изобразительного искусства как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).

    Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится  непреодолимым препятствием.  Развитие  творческих способностей необходимо не только для искусства, но и для  любой трудовой деятельности.

     Ведущая идея опыта: расширение функций и возможностей предмета изобразительного искусства для детей, обучающихся по развивающей системе обучения;  развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей учащихся через освоение различных художественных материалов и техник, осуществлять преемственность, дальнейшее развитие ведущих идей системы Занкова в среднем звене.

                                                     

ИПМ 5. Новизна опыта.

      В МБОУ «СОШ №17» опыт по данной теме ранее не обобщался.

Опыт можно считать  репродуктивно-рационализаторским. Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных  художественных  материалов и техник в обучении, направленном на развитие  индивидуальных способностей учащихся. Апробированные на практике нетрадиционные технологии  приемлемы для общеобразовательных школ. Новизна и многогранная деятельность  -  залог творческого  отношения к работе. Однако введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в определенной последовательности.  Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Возрастные возможности нужно знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач.

ИПМ 6. Адресная направленность.

Данный опыт я рекомендую рассмотреть учителям начальных классов, работающим по системе Л.В.Занкова при преподавании предметов художественный труд, изобразительное искусство, технология. А так же педагогам начинающим преподавать изобразительное искусство с 5 класса, и работающим по программе Б.М.Неменского.  Не имеет значение уровень мастерства учителя, главное желание сочетать в своей работе традиционные и не традиционные методы работы.

ИПМ 7.Трудоемкость опыта.

Овладение новой техникой работы требует повторности упражнений, чем достигается

уверенность в их применении, приобретение в работе  некоторой автоматичности. Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи.

Организация разнообразной художественно-изобразительной деятельности на уроке требует от педагога больших усилий. Особенно сложно организовать коллективную работу, в которой нужно учитывать взаимодействие как внутри групп, так и между группами. Но иногда труд учителя осложняют и другие причины.

Учителю изобразительного искусства при выборе темы и методики деятельности необходимо учитывать следующее:

–  место такой деятельности в тематическом плане и в структуре урока искусства;
– возрастные  особенности учащихся;
–  посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.

Основные трудности в совместной изобразительной деятельности, которые в  первую очередь отражаются на качестве результата:

–  трудоёмкость задания, для выполнения которого требуется более одного урока, так как младшие школьники могут не вернуться через неделю к данной деятельности;
–  сложность и недоступность  некоторой изобразительной деятельности из-за большой предварительной  подготовки;
–  отсутствие соразмерности и цветового единства в композиции.

Поэтому, я стараюсь сделать содержание и процесс  изобразительной деятельности доступным каждому из её участников, используя разные формы и методы работы.  Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

ИМП 8. Технология опыта.

Основной формой работы с детьми по развитию  и совершенствованию их художественных способностей является  все же творческая работа с разными художественными материалами и техникой,  которые стимулирует их интерес к  изобразительному искусству и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе (2-4 класс) учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками и т.п. К ним я добавляю нетрадиционные материалы: соленое тесто, мокрую бумагу, пластилиновую мозаику, крупы, семена растений, макаронные изделия. Каждый раз всему классу и персонально тем, кто не понял, показывают особенности работы с данным художественным материалом. С переходом в средне звено (5-7 класс) идет обобщение наколенного учащимися  умения пользоваться разными художественными материалами, и перевод их представления о художественных материалах на более высокий уровень, а именно: знакомит с многообразием материалов, которыми может пользоваться взрослый художник. На каждой новой ступени познания учащиеся  возвращаются  уже к знакомой технике работы там, где это возможно (метод « забегания вперед» и «возвращения к пройденному»).  Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе протекает на эмоционально-чувственной основе, то, начиная с 5 класса, строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.  Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  учащимся избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «не похоже». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  его одаренности. Мнение, что  изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность. Работы получаются даже у того, кто  не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью таких работ дети  начинают успешно рисовать. Особый интерес у детей вызывает  парафиновая техника (гратография) или рисование свечой, восковыми мелками (см. образцы работ в приложении).  К данной технике наиболее часто возвращаются дети при выполнении таких работ, как «Украшения и фантазия» (2 кл.), «Праздник в городе (3 кл.), «Все народы  воспевают материнство» (4кл.), «Пейзаж - большой мир (6 кл.).  При выполнении графических работ обращаются к  технике напыления красками  разной плотности и различных оттенков. Художники,  работая в этой технике, используют аэрограф, ученики пользуются обычной зубной щеткой и   карандашом, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении тем: «Поздравительная открытка»(3кл.), «Жанры в изобразительном искусстве»(6кл.), «Создание декоративной работы»(5кл.), «Пейзаж-настроение» (6кл.). Детям очень нравиться  выполнять графическую работу в технике «кляксография». Рассказываю детям, как великий итальянский художник Леонардо да Винчи любил разглядывать разводы цветовых пятен на камнях, облаках, выискивая в их неопределенных формах образы своей фантазии, и ребятам предлагаю «минутки фантазии». Технику выдувания используем при создании композиций: «Изображение природы через детали» (4кл.), «Пейзаж в живописи»(6кл.), «Пятно как средство выражения»(6кл.) и др. На уроках художественного труда ребята знакомятся с техникой   ниткопись. Применяют при выполнении таких тем, как «Для художника любой материал может стать выразительным»(2кл.),«Создание декоративной работы в материале»(5кл)При первом  знакомстве с новой техникой задания могут быть одинаковыми,  затем ребята  создают различные композиции  дифференцированно, самостоятельно.

   Используют вместо карандашей и красок пластилин. Вмазывание пластилина по  силуэту, мозаика из пластилина( см.приложение), например, при работе над темами: «Картина-пейзаж»(3кл.), «Гармония жилья с природой»(4кл.).   Тематические композиции могут выполняться  в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь; тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь;  пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их  совместимости. Она создает благоприятные условия для развития  детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей. Выполняют работы на темы: «Выражение характера изображаемых животных»(2кл.), «Городской пейзаж» (6кл.)

   Одним из интереснейших видов художественной деятельности, является работа с бумагой. Дети выполняют работы  в различной технике (папье-маше,  формовка, оригами, аппликация, плетение, мозаика, вырезание, бумажная пластика)(см. приложение). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Деревня - деревянный мир», «Древнерусский город крепость» (4кл.), «Выразительные возможности  бумаги»(2кл.), «Поздравительная открытка»(3кл.), «Выразительные возможности аппликации»(2кл.), «Постройка и реальность»(2кл.), «Маски», «Посуда у тебя дома»(3кл.), «Изображение природы через детали» (4кл.) и другие (Приложение №12,4).Работа с бумагой  позволяет детям  другими глазами взглянуть на  окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ  с бумагой доступны  детям всех возрастов. Они  развивают у ребят точность движения рук,  глазомер,  чувство  формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус. Не менее интересна работа  аппликация из природного материала( см.приложение)  Используют при изучении тем: «Изображение природы через детали» (4кл.), «Создание декоративной работы в материале»(5кл.)

     Учет особенностей детского творчества и сосредоточение на решении выделенных основных задач развития творческих способностей детей  приводит к возникновению в деятельности  учащихся элементов новизны и оригинальности, к  усложнению их творческих замыслов. Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению, поскольку даже известные художники совершенствуют свое мастерство бесконечно.

Невозможно перечислить все виды деятельности. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность  создает положительные эмоции.

   Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.  Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают  огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Именно  личностно ориентированный , развивающий подход ,являются целью обучения по системе Занкова Л.В.

ИПМ 9. Результативность опыта.

В результате  работы по данной теме удалось увидеть  положительную динамику роста по следующим показателям:

  1. Уровень способностей учащихся к творчеству
  2. Диагностика выявление интереса учащихся к предмету
  3. Уровень обученности учащихся

В ходе работы над описанием опыта работы, я познакомилась с интересным методом выявления художественных способностей у детей, который стала применять у себя на уроках

Диагностика художественно-эстетического развития учащихся.

Тест  «5  РИСУНКОВ»     автор- (Н.А.Лепская)

Выполняются рисунки простым карандашом, так как этот материал знаком всем детям. Рисунки выполняются на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа). Формулировка задания стимулирует деятельность ребенка и предоставляет ему свободу выбора содержания рисунка.

Детям дается следующее задание (инструкция):

"Сегодня я вам предлагаю придумать и нарисовать пять рисунков простым карандашом. Рисовать можно все, все что захотите, что любите рисовать, что умеете рисовать, что хотели бы нарисовать, но никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть".

Задание дается детям доброжелательным тоном, интонацией выделяются слова "рисовать", "нарисовать". Формулировку (инструкцию) учитель может повторять несколько раз полностью или частями, но нельзя ничего в ней менять или дополнять. Нельзя навязывать детям какие-то определенные темы или сюжеты. На любые вопросы учащихся по этому поводу учитель отвечает частью инструкции. Например, ученик спрашивает: "А яблоко можно нарисовать?" Учитель отвечает: "Рисовать можно все, все что захотите". Учитель поддерживает творческую атмосферу в классе не прямыми призывами к творчеству, а через поощрение и положительную оценку каждого рисунка.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,  имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

- ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - самостоятельность учащегося в выборе содержания рисунка, жизненная основа этого содержания базируется на наблюдениях и впечатлениях автора.

фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
- ДВИЖЕНИЕ - рисунок передает динамические состояния персонажей или объектов изображения.  О
тражает развитие фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы.
- ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - интересный сюжет, композиция, "единственность" облика персонажей или объектов изображения.
- ГРАФИЧНОСТЬ - сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линий.
Первые три параметра направлены на выяснение личностных качеств учащихся: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. Умение передавать движение характеризует уровень развития фантазии и воображения учащегося. Статика в рисунках детей говорит об отсутствии достаточно ясного плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков.
Параметр "эмоциональность" фиксирует эмоциональную отзывчивость учащегося на те жизненные явления, которые послужили основой замысла его рисунка, а так же отношение автора к изображаемому событию или персонажу.
Параметры "выразительность" и "графичность" характеризуют достоинства продуктивной деятельности учащегося и относятся непосредственно к самому рисунку.
Уровни:

Уровень художественной выразительности

Балл

Критерии оценки

Замысел

Рисунок

5

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

4

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

Уровень фрагментарной выразительности

3

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

2

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

Дохудожественный уровень

1

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

0

Стереотипный

Репродуктивный

Уровень показателей детей обучающихся по развивающей системе обучения

Уровень показателей детей обучающихся по обычной системе обучения

Ряд 1-Уровень художественной выразительности

Ряд 2- Уровень фрагментальной выразительности

Ряд 3-Дохудожественный уровень

Гвоздикова Марина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  произ...

"Формирование и развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства"

Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно ссобую роль - развивает эмоционально - нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в ...

Обобщение опыта работы "Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства"

    Успех в учении – единственный  источник   внутренних сил,   рождающий  энергию для   преодоления трудностей,  желания ...

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО...