Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
методическая разработка (изобразительное искусство) на тему

Трошкова Лидия Петровна

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 08_-_09_l.p._troshkova_metodicheskaya_tema.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

                             МУ «Управление образования администрации МО ГО «Усинск»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов»

Научно - методическая разработка

«Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Работа выполнена

учителем    изобразительного искусства,

Трошковой

Лидией   Петровной

г. Усинск

2009 год

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования и ее актуальность.

Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития,  не могут происходить без участия людей, умеющих образно мыслить и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности - требование не только сегодняшнего дня, но и будущего. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитании личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Развитие творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.

Однако, новую личность невозможно развивать и воспитывать только старыми способами, а потому так важны сегодня поиски новых резервов, методов и способов развития личности и раскрытия ее творческого потенциала. Проблемы развития творческих способностей в процессе деятельности освещаются в исследованиях  Л.С. Выготского,  Е.И.Игнатьева, А.Н.Леонтьева,  Н.С. Лейтеса, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и других. Важное место в формировании и развитии творческих способностей, нестандартного подхода к любому делу всегда занимала художественная деятельность. Теоретические  вопросы активизации творческой деятельности освещаются в психолого-педагогических научных работах  Б.М. Неменского, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Е.В. Шорохова, Н.С.Боголюбова и др. Эти ученые отмечают, что изобразительная деятельность и художественный труд являются благоприятными для развития основных компонентов творческих способностей - интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира. Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.

Развитие творческих способностей требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантной цели, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения творческими, интеллектуальными  и  физическими двигательными навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.

Вопросами художественного развития на основе взаимодействия искусств занимались Б.П.Юсов, Ю.А.Тамм, Е.А. Ермолинская.

Под художественным воспитанием школьников подразумевается такая форма приобщения к искусству, которая позволяет детям понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

Имеются исследования, близкие по тематике, которые посвящены разработке психолого-педагогической технологии формирования и развития творческих способностей, например, средствами декоративно-прикладного искусства (И.В.Марченко, Л.С.Мазикина, И.В.Козлов), средствами фотографии (А.В. Рузаев), на занятиях по изготовлению мягкой игрушки (А.В.Игнатьева), средствами телефильма (Л.Л. Сикорук). Во всех этих исследованиях показана необходимость комплексного подхода к формированию творческих способностей.

Определившись с видом деятельности, рассмотрим условия, в которых эта деятельность будет протекать наиболее эффективно. Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного школьного обучения. Возможности развития творческого потенциала ребенка в полной мере предоставляет дополнительное образование, которое в последнее время наряду с общеобразовательной школой активно включается в процесс воспитания и развития детей.

Осознание значения воображения и необходимости его развития направило усилия исследователей на изучение процесса и этапов формирования воображения.

На первом этапе развития воображения необходимо так организовать деятельность ребенка, чтобы, решая наглядно-образные задачи, ему приходилось что-то домысливать и воображать.

На втором этапе важно привлекать в качестве помощи собственный опыт ребенка.

На  более высоком этапе развития воображения, деятельность не должна быть жестко задана и нормирована, обеспечивая возможность проявления самостоятельности и инициативы.

Значение функции воображения в психическом развитии ребенка очень велико, она способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.

Поисковая фаза творческого процесса развивает качества, необходимые во всех видах творчества - гибкость ума, оригинальность, способность порождать большое количество идей. Во всех случаях человек ищет способы передачи содержания, формы, материализации возникшей идеи.

Потребность в деятельности возникает тогда, когда есть конкретная цель, а для достижения цели необходимо мастерство. Мастерство заключается и в умелости руки, и в умении видеть, и в знании соответствующих техник исполнения.

С точки зрения результатов деятельности, творчество - это открытие нового, прорыв в неизведанное, нахождение более эффективных способов и методов познания. Со стороны самой деятельности, ее осуществления - это активная, вдохновенная работа воображения, гармония бессознательного и сознательного, чувственного и рационального. Со стороны субъекта творчества - это обретение человеком духовной свободы, достоинства и гордости творца.

Аналитическая часть

С первых дней работы учителем изобразительного искусства я работаю под  методической  темой «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства».

Каждый ребёнок обладает потенциальной способностью к творчеству. Однако мера его проявления зависит от множества социальных, психологических, физиологических, генетических фактов, одни из которых уже известны, другие исследованы хуже, а третьи и вовсе ещё не выявлены. Работы тут – непочатый край: для ученых и для нас педагогов – практиков.

Каждый ребенок, по–своему, талантлив, из каждого может вырасти творческая личность. Я на своих уроках стараюсь способствовать этому,  создавая благоприятные условия для развития продуктивного мышления у всех вместе и каждого в отдельности.

Выдающийся педагог В.Сухомлинский писал: «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива. Без  творческой жизни личность не может быть воспитанной, без творчества не мыслимы духовные – интеллектуальные, эмоциональные, эстетические, идейные – взаимоотношения между личностями в коллективе.

Творчество – это не сумма знаний, а особая  направленность интеллекта, особая связь между интеллектуальной  жизнью  личности и проявлением её сил в активной деятельности я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты. Творчество это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».

Развивая творческие способности, мы развиваем художественный талант, который предполагает особую зоркость, наблюдательность, активность воображения, емкость и мобильность памяти, остроту и гибкость мышления, эмоциональную восприимчивость и т. д.

Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем  самым благотворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство. Н. К. Крупская писала: «Роль изобразительного искусства, картины  как агитационного средства очень велика. Но не меньше его роль и в области техники. Необходимо развивать образное мышление. Оно связано с силой зрительного восприятия, с умением наблюдать, с развитием зрительной памяти и образного воображения. Для квалифицированного рабочего, для техника, инженера обладание всеми этими свойствами чрезвычайно важно. Оно влияет на точность, четкость работы, на развитие изобретательства, на качество его».

Развивая  творческие способности учащихся, педагог должен обратить особое внимание на воображение: от этого во многом  зависит результат творческой деятельности. Воображение человека тесно связано с эмоциями, а, как известно, искусство само по себе эмоционально. Поэтому учителю  рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от реальной деятельности в новые представления, связанные с реальностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения, творчества.

Практическая часть

 Планирование процесса обучения на учебный год осуществляется мною на основании рабочей программы  школы по изобразительному искусству,  разработанной на основе программы для 1 - 8 классов, предложенной коллегией под руководством академика Б. М. Неменского и других с учетом национальных особенностей Коми края. (Коми Республиканский институт усовершенствования учителей «Детям о культуре народа Коми»).

При разработке тематического планирования опираюсь на материальную базу школы, учитываю дидактические требования, предъявляемые к урокам изобразительного искусства.

Я считаю, программа  Б.М. Неменского   решает воспитательные, обучающие и развивающие  цели. Главной целью занятий по данной программе является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них увлеченности, интереса и любви к изобразительному искусству, развитие у них художественно - творческих способностей, художественного вкуса, способности к эстетическому восприятию окружающей действительности и искусства, образного мышления, воображения, фантазии и наблюдательности. В  учебной программе учитываются возрастные особенности детей, это позволяет мне развивать познавательную и творческую активность. Рисовать любят все дети: они берутся за карандаши даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира. Однако к переходному возрасту (11-15 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается.

В переходном возрасте у подростков чрезвычайно  сильно стремление к анализу. Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Они хотят получить знания и навыки правдивого  реалистического изображения действительности.

При организации  занятий изобразительной деятельности на уроках  я придерживаюсь основных принципов:

  1. Художественно – творческая направленность. Основным, определяющим моментом занятий  является задача художественного развития, которой подчинены учебно-практические задания, выполняемые учащимися.
  2.  Взаимосвязь художественно – творческого развития и обучения. Каждая работа и задание связаны с творческим развитием и включают усвоение определенных знаний, умений и навыков.
  3.  Разнообразие и чередование видов художественной деятельности:

а) изображение на плоскости;

б) декоративно прикладная деятельность и конструирование;

в) лепка;

г) эстетическое восприятие действительности;

д) восприятие искусства.

4. Разнообразие и активность методов организации занятий: эмоциональная настроенность детей перед практической работой, привлечение наглядного материала с целью обогащения замысла, развития художественного вкуса, активизация творческой инициативы детей (образцы народного декоративного творчества, репродукции, слайды с репродукциями произведения искусства, книжные иллюстрации), использование игровых моментов, коллективных работ, экскурсий.

5. Связь художественных занятий с жизнью школы и общественными мероприятиями.  

    Проведение каждого урока осуществляется мною по предварительно составленному плану урока. Для достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения в каждом конкретном случае применяю различные методы работы. Всякий метод является системой  осознанных последовательных действий человека, проводящих к достижению результатов, соответствующих намеченной цели.

Любой метод предполагает осознанную цель, без чего вообще невозможна целенаправленная деятельность. Правильно примененный метод приводит к намеченному результату.

Чтобы развивать в детях творческие способности, учитель должен владеть знаниями и уметь руководить учебным процессом. Каждый преподаватель изобразительного искусства является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников, организует их работу. Без руководящей и направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима  учебно - воспитательная работа в школе. Особое внимание я уделяю методике организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства.

Виды уроков и их возможности

Многие учителя проводят уроки, предоставляя школьникам полную свободу действий. Они исходят из того, что на этих уроках дети должны вести самостоятельную творческую работу.  Например, если в 5 классе, на первых уроках декоративного рисования школьники изображали орнаменты по схеме, данной учителем, и основном  копировали образцы народного творчества, то следующие задание они, по мнению некоторых учителей, должны выполнять самостоятельно, без помощи педагога.  Я считаю это неверно. Учителю нельзя полностью самоустраняться, он должен постоянно руководить школьниками, помогать им решать сложные творческие задачи.

Знакомя детей на уроках декоративного рисования с правилами и законами ритма, симметрии и ассиметрии,  я не лишаю детей творческой инициативы, а, наоборот, активизирую их творческую фантазию. Детям очень поможет в творческой работе, если они узнают от меня, например, следующее:

в композиции, построенной по законам симметрии, может иметь место известный акцент;

в орнаментальных композициях использование ритма может выразиться в повторении какого - либо изобразительного элемента, в ритмическом чередовании одного и того же элемента, в сложных ритмических вариациях;

ритм может быть выражен линиями, тональным чередованием;

в орнаментальных изображениях ритмически могут повторяться как геометрические, так и природные формы: цветы и листья растений, птицы и животные, фигуры людей;

правила соблюдения ритма можно проследить в рапортных повторениях на обоях, тканях, коврах.

Все это обогащает творческую фантазию школьников. Более того, обращение к правилам и законам композиции заставляет  и преподавателя активно вести учебно-воспитательный процесс, а не просто предоставлять ученикам возможность заниматься детской самодеятельностью.

Большое внимание уделяю вопросам методике преподавания композиции на уроках тематического рисования.

Мая школьная практика показала если дать только тему для композиции, то дети решают её «кто во что горазд».

Работа над тематической композиции должна начинаться с поисков сюжета, и моя задача как учителя-помочь детям выбрать такой сюжет для композиции. Который был бы доступен учащимся данного возраста и увлекателен для них. Успешному решению поставленной задаче, прежде всего, помогает использование прошлых зрительных впечатлений детей, их представлений об окружающей действительности. Без использования прошлого опыта восприятий и представлений человек не может творчески создавать новое – воображать, фантазировать. Художник или писатель, создавая произведения, всегда исходит из реальных образов, почерпнутых из жизни. Даже в процессе воссоздания фантастических образов художник опирается на элементы реальных образов, хорошо известных человеку.

 Развивая творческое воображения на уроках тематического рисования, я учитываю это и постоянно активизирую мыслительную деятельность учащихся, помогаю им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Здесь же я объясняю, что композиция картины помогает художнику не только яснее раскрыть сюжет, но и выразить своё отношение к данному событию или явлению.

 Наряду с объяснительно-иллюстрированным и репродуктивным методами обучения я использую и нетрадиционные формы проведения уроков.

    Например, урок-путешествие (Приложение №1), урок-сказка, урок-экскурсия, урок-КВН (Приложение №2), театрализованный урок,   урок-аукцион (Приложение №3).

На уроках использую музыкальное сопровождение:

  1. Классическая музыка Чайковского, Грига, Бетховена…,
  2. Народная музыка – это частушки, песни…,  
  3. Современная музыка.

 Использую на уроках видеоматериал, который был мною собран за все время работы:

  1. История одного шедевра (серии).
  2. Искусство  Древней Руси.
  3. Искусство XVIII века.
  4. Искусство первой половины XIX века.
  5. Передвижники.
  6. Русский живописный портрет: Боровиковский, Кипренский, Венецианов, Брюллов, Федотов, Васнецов, Нестеров.
  7. Дом на Волхонке Государственный музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина.
  8. Испанская живопись XVI-XVII века.
  9. Французская живопись XVII-XX века.
  10.  Эрмитаж. Русский музей.
  11.  Голландия XVII век.
  12.  Испания XVI-XVII века.
  13.  История русского авангарда.
  14.  Третьяковская галерея.
  15.  Русские художники (А.Иванов, А.Саврасов, В.Борисов-Мусатов, П.Корин).
  16.  Русское искусство (XVII-XVIIIв.) Эпоха просвещения от Петра I до Екатерины II.
  17.  Русский скульптурный портрет.       Из собраний Эрмитажа.
  18. Древний Египет.
  19.  Античный мир.
  20.  Италия Раннее Возрождение.
  21. Италия Высокое Возрождение.
  22.  Нидерланды XV – XVI века.

        Прекрасный литературный и иллюстративный материал альбомов:  «Русские художники от А до Я» Борисовская, «М.Врубель» И. Дмитриева, «И.Шишкин» В.Манин, «Сезанн» Иван Тайандье, «Э.Мане» Роберт Рей, «Встреча с Микеланджело» Б.Нардини, «Этюды об изобразительном искусстве», «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари позволяет мне разнообразить содержание уроков.

 На своих уроках я использую  индивидуальные карточки, учитывая личностные особенности учащихся. (Приложение №4).  Приобретён натурный материал. Проводится большая работа по развитию творческих способностей, воображения, развитию зрительной памяти (Приложение №5). На уроках использую загадки, кроссворды (Приложение№6), а также стихи, отрывки из литературных произведений. Почти на каждом уроке, особенно в начальных классах, даётся домашнее задание (Приложение №7).

 Развитие творческих способностей немыслимо без знаний и владения простейшими навыками.  Чтобы подготовить  учащихся к созданию творческой композиции, творческой картины, в  программе Неменского предусмотрено изучение вопросов,  которые впоследствии решают задачи творческого развития.

На уроках изобразительного искусства я учу детей разнообразной технике исполнения. Дети с удовольствием пробуют освоить ту или иную технику, тот или иной материал, к  тому же это способствует развитию творческих способностей у детей.

Дети активно применяют свои творческие способности на других школьных предметах.

Пример: физика «Создание фонтанов ». (Приложение №8)

Создание и оформление школьных уголков, выпуск праздничных поздравительных газет, оформление сцены в актовом зале для праздничных вечеров и т.д.

Кроме уроков изобразительного искусства  дети с удовольствием посещают изостудию при школе. О продуктивности развития  творческих способностей можно судить по результатам. Дети участвуют во всех школьных и городских выставках, где становятся призерами; награждаются  дипломами и грамотами.  

Результаты муниципальных творческих конкурсов

2005 – 2006 учебный год

- городской конкурс «Мисс – Кис» - 1, 2 место

- конкурс детского творчества «15 – летию МЧС России»,  номинация «Рисунок» - 2 место

- городской  фестиваль  по аранжировке и  фитодизайну «Цветов  таинственная сила» - 1 место

- городской фестиваль «Тиньель – 2006», номинация «Изобразительное искусство» - 3 лауреата

2006 – 2007 учебный год

- акция «Молодежь  против наркотиков», номинация «Рисунок» - 3 место

- IX национальный конкурс рисунков программы «SEED» компании «Шлюмберже» - 2 лауреата

- конкурсная программа «Бюджет семьи»  на приз Школы менеджеров – 3 место

- фестиваль - конкурс по аранжировке и фитодизайну «Цветов  таинственная сила» - 2 лауреата

- городской конкурс  творческих работ «Огонь и дети» - Благодарность отдела  пожарного надзора г. Усинска

- муниципальный этап  республиканского  конкурса  рисунков»Мы выбираем  будущее» - 4 участницы, благодарственные письма

- городской фестиваль «Тиньель – 2007», номинация «Изобразительное искусство» - 2 лауреата

2007 – 2008 учебный год

- муниципальный конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни! Присоединяйтесь!» - 1 место

- муниципальный конкурс творческих работ «Я голосую за будущее» - 3 первых места, 5 лауреатов

- городской фестиваль по аранжировке и фитодизайну «Цветов  таинственная сила» - 2  победителя в номинации «Детские забавы»

- муниципальный  этап  Республиканского конкурса детского  творчества «Зеркало природы» - 2 лауреата

- муниципальный  этап  Республиканского конкурса «Безопасность глазами детей» - «Огонь и дети» - 1 место

- городской открытый фестиваль искусств «Сретенские встречи» - Благодарственное письмо Главы МО ГО «Усинск»  Абмаева В.С.

- муниципальный  конкурс эмблем «Году семьи» - 1,3 место

2008 – 2009 учебный год

- муниципальная акция «Молодежь вместе против наркотиков», конкурс рисунков «Красота спасет мир» - победитель в номинации «Плакат»

- муниципальный  этап  Республиканского конкурса детского  творчества «Зеркало природы» - 2 место

-  X национальный конкурс рисунков программы «SEED» компании «Шлюмберже» - 1 лауреат

Заключение

Используя многообразие видов и типов уроков, возможности дополнительного образования и изостудии, я работаю и буду продолжать работать над становлением духовного мира  моих учеников, помогая им в

- овладении основами знаний об искусстве с древних времён и до нашего времени;

- развитии интереса и уважения к культуре разных народов;

- формировании художественно-творческой личности;

- формировании нравственно - эстетической оценки окружающей действительности и искусства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богоявленская Д.Б.-  «Пути к творчеству». М . 2001г.
  2. Борзова В.А. – «Развитие творческих способностей у детей»      Борзов А.А.    Самара ,1994г.

3. Волков И.П. – «Приобщение школьников к творчеству» М. 2002 г.

4. Громов Е.С. – « Природа художественного творчества» 1986г.                

5. Костюк Т.С. – «Способности и их развитие у детей». Киев 1989г.

6. Кузин В.С. – «Изобразительное искусство и методика его преподавания» М. 2004 г.

7. Крупская Н.К. – «Об искусстве и литературе» М. 1963г.

8. Лук А.Н. – «Теоретические основы, выявленные творческих способностей» М. 2001г.

9. Неменский Б.М. – «Изобразительное искусство и художественный труд» М. 2003г.

10. Полунина В.Н. – «Искусство и дети» М. 1982г.