Обобщение опыта на тему: Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через хоровой кружок
методическая разработка на тему

SekalovaValentina

Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в обществе.                Проблема  музыкально  – эстетического воспитания детей с ОВЗ приобретает в настоящее время большое значение.   Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Валуйская общеобразовательная школа-интернат№1

Обобщение опыта на тему:

Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через хоровой кружок

                                     Автор  опыта:

Щекалова Валентина Васильевна                                                                      Воспитатель

Валуйки

2014

Содержание

Информация  об  опыте …………………………………...3

Технология  опыта……………………………………….....7

Результативность  опыта…………………………………..18

Библиографический  список……………………………….21

Приложение…………………………………………………23

1.Условия  возникновения и становления опыта.

          Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в обществе.                Проблема  музыкально  – эстетического воспитания детей с ОВЗ приобретает в настоящее время большое значение.   Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи.

              Для того, что бы ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, на уроках и во внеурочной деятельности необходима коррекция и развитие его высших психических функций (ВПФ), эмоционально-волевой, двигательной, социальной сфер.

 С каждым годом количество здоровых детей в нашей стране уменьшается, а число детей-инвалидов увеличивается в разы.  Дети с ОВЗ уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания.

            Психологи-практики отмечают нарушение  эмоционального и личностного развития учащихся,  растущую  агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.  Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к искусству, которое  способствует развитию творческой  личности.   Творчество  является средством для   совершенствования   человека, оно приближает его к идеалу.

         Музыкально эстетическое воспитание - одна из проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны специалистов, в том числе и воспитателей  через  внедрение системы знаний и умений  вокально – хорового искусства.

          Главная цель всей работы по музыкально-эстетическому  развитию - воспитать потребность  у  детей  с ОВЗ  развитие   эстетических чувств,  эстетического восприятия, стимулировать  активность, помогать детям с ОВЗ в духовно-нравственном развитии, а также  становлении личности.          

          Следует отметить то, что методы и формы организационной работы   воспитателя по  формированию   творческой личности  у  обучающихся  должны быть ориентированы, с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой - на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды.

         Вокально – хоровые  технологии   реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся  учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.   Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры  человеческих отношений,  в формировании опыта,  который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка,   развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания.    

                   Осознавая важность поставленной  проблемы,  мною была  проведена диагностики по определению  уровня  музыкальных данных в 2011году.

   По результатам  данной  диагностики,  я  обозначила  для  себя  такое  проблемное  поле:                                                                                                                                         необходимость  проведения  познавательных  занятий  в  систему;

•   изучение   вокально – интонационных   данных  учащихся;

•    создавать атмосферу творчества,  приобщение к   концертной деятельности;

•    развитие  вокально – хоровых  способностей;

•    расширение кругозора;

•      воспитание культуры общения, формирование нравственных и                     волевых качеств;   

                           

                                                                                                                        

 2.Актуальность опыта

                 Актуальность выбранной мною темы заключается в общепризнанном факте того, что  музыкально – эстетическое воспитание  является потребностью человека.

              В настоящее время наблюдаются противоречия между теорией и практикой по реализации современных  вокально – хоровых  технологий. Они заключаются в том, что использование     вокально- хоровых  технологий   должно быть систематичным, последовательным, грамотным, но еще не разработан эффективный механизм внедрения  их в педагогический процесс. Пока отсутствует комплексное, системное  музыкально – эстетическое  воспитание, которое представляло бы собой единство целенаправленных действий участников образования. Попытки реализации отдельных музыкальных форм в учебно – воспитательном  процессе оказываются недостаточными для достижения общей цели - повышения результативности образования. Необходимая система комплексных мероприятий с участием представителей различных министерств и ведомств, организаций, заинтересованных в музыкально – эстетическом воспитании подрастающего поколения. На данный момент разработаны требования к    внеклассному  занятию,  однако в основном они не выполняются, педагоги   используют  вокально-хоровые   технологии    от случая к случаю.

       Для наблюдения за процессом  вокально – хорового воспитания  и управления им, для диагностики и мониторинга состояния хоровых навыков необходимы конкретные показатели, по которым следует оценивать изменения в голосовых связках (мутация у мальчиков), а также система критериев оценки интонационных навыков.  К основным противоречиям в теории  мною  отнесено наличие разных подходов к пониманию вокально –хоровых  технологий,   многообразие толкования основных понятий в области проблемы музыкально-эстетического воспитания.

           Позиция созидателя в отношении музыкально – эстетического воспитания  базируется на потребности индивида в вокальном  воспитании, а также самооценке им как артиста на сцене. Проблема заключается в том, что, такая потребности  есть у детей, родителей, школы. Но у каждого ребенка огромное желание скорее  выйти на сцену, стать знаменитым на всю школу, а еще лучше хоть в чем-то превосходить  своих сверстников.

      Ребенок не замечает, что он  нечисто интонирует звук, и воспринимает это  как естественную данность. Он верит в эту  нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к своему голосу.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая  педагогическая идея опыта заключается  в  изучении современных  вокально – хоровых  технологий, используемых  во  внеурочное время в коррекционной школе,  как  средство направленное  на  формирование  музыкально – эстетических  знаний, умений и  навыков у детей с ОВЗ.

           

                         4. Длительность  работы  над  опытом

Работа   над  опытом  охватывает  период с  сентября  2011года  по  сентябрь 2014 года.

Работа  была  разделена  на  несколько этапов:

I – этап –начальный  (констатирующий) – сентябрь 2011 года.

II – этап - основной (формирующий) -  октябрь 2011г.  –сентябрь 2014года.

III- этап  - заключительный (контрольный) – сентябрь 2014 – ноябрь  

2014года.

                                 5. Диапазон опыта

    Диапазон  опыта  представлен авторской  дидактической  системой  работы воспитателя  по  формированию   вокально – хоровых знаний , умений  и  навыков  в результате  использования современных  вокально – хоровых технологий  во  внеурочное  время в  коррекционной  школе.

                         6. Теоретическая  база опыта.

       В настоящее время ведется поиск методов вокально – хорового воспитания детей в условиях коррекционной  школы.  Для решения поставленной проблемы особое значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых - психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Ц. И. Киреенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона и других о психологической природе детского творчества, его развитии средствами музыки.  Формирование ценностного отношения к музыкаль –эстетическому воспитанию наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение   современных   вокально – хоровых  технологий  в содержание учебно – воспитательных  программ, наполнение учебно – воспитательного  плана   нравственным  содержанием.

  По мнению  ученых - психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова,                                              развитие  личности необходимо рассматривать на основании принципов комплексности, системности, непрерывности, используя социально-психологические, психофизиологические характеристики личности с учетом возрастной периодизации и особенностей психосоматической конституции .

 5. Новизна опыта.

            Новизна  опыта  состоит  в  создании  системы  применения вокально – хоровых  технологий  во  внеурочное  время в коррекционной  школе для  улучшения  эмоционального  состояния  детей  с ОВЗ.

6.  Описание  опыта

         Чтобы  построить  свою  собственную  систему  вокально – хоровых технологий  во  внеурочное  время,  я   познакомилась  с  рядом  теоретических  работ  по данной  проблеме,  и  пришла  к выводу,  что наиболее  эффективным  является  комбинированное применение  современных   вокально – хоровых  технологий,  что  способствует   улучшению  музыкально –эстетического   воспитания  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  

     Анализ изученной мной  литературы показал, что лишь во второй половине прошлого века, в основном  ученые – психологи  Л. С. Выготский,  Н. Н. Волков,  Е. И. Игнатьев,  Ц. И. Киреенко, Б. М. Теплов,  П. М. Якобсон       обратились к исследованию проблемы   детского творчества, его развитии средствами музыки.  Впоследствии появились разработки психологических концепций,  а в дальнейшем и психолого-педагогические.

      Контингент учащихся моего класса составляют дети с клиническим диагнозом «олигофрения» со многими сопутствующими нарушениями здоровья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: это  развитие   эстетической  сферы,  коррекция психического состояния человека через искусство,  развитие дыхательной системы, которая тесно связана с сердечно - сосудистой системой. Поэтому можно смело сказать, что пение имеет здоровьесберегающий  эффект. Словом функции хорового пения разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для каждого обучающегося  с ОВЗ.

Считаю, что результатом моей работы с детьми  олигофренами  является осознание ими положительного влияния  творческих  успехов человека.

  Целью  моей работы  является

-  повышение  культурного  уровня воспитанников;

Задачи

- развивать художественный вкус детей;

- обогащать их музыкальный кругозор;

- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.

    Как отмечал Д. Б. Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства».

      От  трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, чувств коллективизма нашего подрастающего поколения зависит их   вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом.

     Идея   хорового пения находит отражение во многих современных методических пособиях: программа  Н.Ю Синьковой «Модифицированная рабочая программа по предмету   хоровое   пение»,  Н.И Григорьевой «Рабочая  программа по предмету «Хор»,  авторская образовательная программа хорового пения   Шадымовой Ирины Александровны,  «Остров детства», и др.

     Формирование вокально – хоровых навыков - это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой и обществом. 

     Хоровые  навыки ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В процессе своей работы я учитываю, что способности  ребенка имеет три составляющих:

1)вокальные возможности,  которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды;

2) психоэмоциональное  настроение, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, управлению своими внутренним психологическим состоянием;

3) социально – нравственное состояние, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

       Сложность решения всех поставленных задач состоит в том, что мои воспитанники – это дети   с  ограниченными  возможностями  здоровья. У них стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.

      Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Нарушение отражения и регуляции поведения и деятельности выражается в нарушении познавательных процессов. Страдают эмоционально - волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Общение детей с нормально развивающимися сверстниками затруднено: их не принимают в игру, так как они не умеют играть. Они становятся отверженными в среде сверстников и вынуждены играть с детьми, которые намного младше их. С семи - восьми лет дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучаются по специальным программам.

К моменту выпуска из школы большинство юношей и девушек по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.  

  Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с  такими понятиями как    «вокально-хоровые  образовательные  технологии».  Понятие определения «вокально-хоровые  технологии»  появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина.      

      В психолого-педагогическом словаре технология обучения понимается как совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

Для достижения поставленных целей и эффективности образовательного процесса, широко применяются образовательные технологии и методы, значительно активизирующие процесс освоения и закрепления вокально-хоровых навыков, дающие новый стимул творческой коллективной работе, создающие на занятиях хорового кружка атмосферу сотрудничества и общего познания вокальных и хоровых «секретов».                                            Таким образом, современные вокально-хоровые технология обучения  становится не только используемой, но и преобладающей технологией образовательного процесса хоровых занятий, позволяющей наиболее активно вести образовательный процесс. В результате её реализации значительно интенсифицируются процессы обучения хоровых занятий, выработки творческих навыков и умений, освоения профессиональных видов репетиционной работы творческого коллектива, привития умения работать в коллективе.

     Так, по мнению  В.В.Гузеева  образовательные технологии следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание музыкально –эстетической культуры у учащихся.

       Исследователь Б. Теплов под  современными вокально-хоровыми  технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

           Разнообразные подходы к пониманию  самостоятельной музыкально-образовательной  технологией, дающей быстрый и устойчивый результат в воспитании навыков осмысленного и точного  ладового интонирования и ладово-слуховой ориентации.

         Один из важнейших выводов указанной работы - чем больше времени на уроке учащиеся поют хоровым ансамблем, тем быстрее и качественнее они усваивают навыки точного интонирования - неоднократно подтверждался выдающими музыкальными деятелями: композиторами, теоретиками, педагогами. Так выдающийся русский композитор и музыкальный теоретик Н. А. Римский-Корсаков, известный немецкий композитор и музыкальный деятель Роберт Шуман неоднократно отмечают в своих трудах, что особенно ценным для выработки точного интонирования является пение в хоре.   В своих «Советах юному музыканту» Шуман призывает: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта» (11стр).            Только при интерактивном обучении чтению с листа для учащихся складывается наиболее комфортная, спокойная здоровьесберегающая психологическая обстановка. С одной стороны, она даёт возможность каждому  обучающемуся с ОВЗ тренировать, развивать и научиться использовать своё периферическое зрение, свободно переводить взгляд вперед по исполняемому нотному тексту, следить одновременно за развитием партии аккомпанемента без опасения, что он ошибётся или споёт что-то неправильно, ведь он работает  в коллективе и постоянно чувствует поддержку товарищей. С другой стороны, позволяет внимательнее анализировать исполняемый текст и предпринимать соответствующие действия  вокального исполнения для их преодоления.

Важным положительным фактором использования музыкально-хоровой интерактивной технологии на занятиях хорового кружка является отсутствие каких–либо недостатков или трудностей в её применении. Она не требует специальной подготовки руководителя хора, дополнительных материальных средств обучения, перестройки структуры занятия, дополнительного времени. От руководителя требуется только максимально активно использовать  сольфеджирование  на репетициях хора и результат не заставит себя долго ждать.

Из выше изложенного можно сделать важный вывод: принципы   хорового пения способствуют развитию индивидуальных музыкальных способностей учащихся в рамках групповой  интонационной деятельности и, более того, являются фундаментальной базой для совершенствования их музыкального дарования.

Современные  вокально-хоровые  технологии

1.Технология   здоровьесберегающая: арт-терапия, вокалотерапия, сказкотерапия, тонирование, психотерапевтические игры, импровизация,

коллективное музицирование.

2. Технология разноуровневой дифференциации и проблемного метода, компетентностно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, проектная  деятельность: живопись, музыка и поэзия.

3. Информационно-компьютерные технологии и коллективно-творческая деятельность: танцевальная импровизация, пропеванием мелодий, театрализация, речетворчество, созданием графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами.

Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Но одновременно применение ИКТ требует постоянного обучения, освоения нового самим педагогом.

Одной из последних современных образовательных инноваций, используемых мной в работе, является так называемая технология «Портфолио», которая помогает и мне, и обучающимся учитывать индивидуальные достижения. В папку  дети  вкладывают свои творческие и письменные работы; индивидуальные и групповые проектные работы; грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося, листы оценки и самооценки. Весь собранный материал стимулирует воспитанников  повышать учебную мотивацию школьников и их самооценку, проявлять активность и самостоятельность учащихся, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности,  мотивировать себя на дальнейший творческий рост, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей.

Использование вокально-хоровых технологий во внеурочное время

     Чтобы получить представления о реальных знаниях школьников, им было предложено закончить фразу: Хоровое пение  - это …. Детские размышления поразили своей серьезностью, глубиной, озабоченностью  вокально-хорового пения. Анализ работ показал, что дети испытывают потребность в действиях по  вокально – хоровому пению,  готовность к этим действиям.

       Эти результаты стали основанием создания программы работы  воспитателя  по реализации данных запросов детей. Предлагаемая  «Модифицированная рабочая программа   хорового кружка  «Веселые нотки»     ориентирована на формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных  жанров,    коррегирование     отклония   в интеллектуальном развитии, а также нарушения звукопроизносительной  стороны  речи.

        Система  работы  построена  с  учетом  возрастных, психофизических  и психологических  особенностей   обучающихся  коррекционной  школы, опираясь  на  основные  принципы  коррекционной  педагогики  и  психологии.                                                                                                                    В  Модифицированной  рабочей  программе   хорового кружка  «Веселые нотки»     я  постаралась  скомбинировать  различные  технологии,  направленные  на развитие чувства ритма,   речетативную   активность, звуковысотный   слух и музыкальную  память  обучающихся.

     В первом было  пройдено 10-15 одноголосных  песен различных по содержанию и характеру. Я научила детей  следить за правильным положением корпуса при пении;    делать короткий, спокойный, бесшумный вдох и экономный выдох;   обучающиеся освоили  четкую и ясную дикцию и артикуляцию, округлый легкий звук, головное звучание,  а также тембровую слитность звучания,  чистоту интонации,  ритмическую устойчивость, динамическую ровность и одинаковое произношение текста;  умение понимать художественный образ произведения.  

 Дети во  2классе разучили  15 произведений , научились  регулировать свое дыхание,  исходя из характера того или иного произведения, развили  артикуляционный аппарат, правильное произношение согласных и единая манера звукообразования гласных, умение владеть формами звуковедения от легато до стаккато,  умение петь стройно; иметь навык пения без сопровождения; понимать художественный образ исполняемого произведения.

В 3 классе  пройдено 15 произведений с сопровождением, обучающиеся при обрели навык  коллективного музицирования; научились  владеть важнейшими вокально-хоровыми навыками дыханием, в том числе «цепным», звуковедением, ансамблем, дикцией,  в том числе правильным произношением гласных и согласных звуков; научились работать музыкальной  фразой, формой исполняемого произведения; научились чувствовать и выявлять кульминационные моменты целого и его отдельных частей; научились понимать дирижерский жест, сознательного отношения к указаниямдирижера;                                                                                                                     Основной  внеурочной деятельностью  руководителя хорового коллектива в  коррекционной  школе  является  занятия хора.

     Формы проведения этих занятий могут быть разнообразны, это  конкурсы, викторины,  но в основном – это подготовка в праздникам, которых у нас в школе насчитывается 7.  Это День Учителя, День Матери, Новый Год, 14 февраля, 23 февраля, 8 марта, 9 мая.

     На  любом  этапе    занятия  можно  применять  вокально-хоровые   технологии.   Дети  с  ограниченными  возможностями  здоровья  быстро утомляются, устают, внимание их рассеивается, поэтому надо чередовать активный и пассивный виды деятельности, одновременно преследуя две цели: успокоить нервную систему и развивать память. Все наши песни рассчитаны на то, чтобы их петь и двигаться.  Поэтому, вместо физкультминутки  наши дети встают и начинают делать элементарные танцевальные движения, тем самым передавая характер произведения.  Также я применяю  на занятиях динамических  пауз.  Вопрос о времени проведения физкультминуток решается в зависимости от того, в каком физическом и эмоциональном состоянии находятся дети. Рекомендуемая норма: на 15 минут занятий по одной минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторами каждого. Они  нужны  для  восстановления  работоспособности  младших  школьников.  В  состав  упражнений для  динамических  пауз нужно  включать упражнения: упражнения  по  формированию  осанки; укрепление  зрения; укрепление  мышц  рук; отдых позвоночника; упражнения  для ног; потягивания;  релаксационные упражнения  для  мимики лица

               Вот несколько примеров  в песне «Помогите бегемоту». На припев дети делали шаг правой, а затем левой ногой, а затем ритмично правой рукой  на слова «бегемот грустит давно» делали взмах вправо, влево. И 3и 4 строчки повторяли движения, но с другими словами. На слова «напишите бегемоту» дети писали в воздухе буквы.   Также я применяю  на занятиях динамические  паузы.  Вопрос о времени проведения физкультминуток решается в зависимости от того, в каком физическом и эмоциональном состоянии находятся дети. Рекомендуемая норма: на 15 минут занятий по одной минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторами каждого. Они  нужны  для  восстановления  работоспособности  младших  школьников.  В  состав  упражнений для  динамических  пауз нужно  включать упражнения: упражнения  по  формированию  осанки; укрепление  зрения; укрепление  мышц  рук; отдых позвоночника; упражнения  для ног; потягивания;  релаксационные упражнения  для  мимики лица                                                            Все занятия имеют  4 этапы работы над песней:

1.Подготовка к восприятию и восприятие произведения;

2.Анализ произведения;

3. Разучивание песни;

 4.Закрепление и повторение выученной песни.    

                    Для каждого из этапов существуют методические приемы, обусловленные конкретными задачами. Вначале нужно подготовить целенаправленное прослушивание песни. Во вступительном слове кратко рассказать о композиторе, поэте, о данном сочинении. Следующий этап - показ песни. Его задача создать атмосферу сопереживания данному произведению.  Показ песни – ответственный момент. Здесь главное требование - чтобы произведение, которое ученикам предстоит разучить, прозвучало выразительно, эмоционально, артистично.  Для показа песни существуют разные пути: 1. Исполнение песни самим учителем; 2.Использование аудио записи; 3.Использование нотной записи . Применение наглядного материала способствует развитию координации зрения, музыкального слуха и голоса . После прослушивания песни  начинается беседа (анализ). В ходе беседы ученики определяют характер и содержание музыки. Анализ подготавливает разучивание песни и в то же время показывает, насколько внимательно ученики прослушали музыку и как глубоко ее поняли.        3.В этапе разучивания песни серьезное место отводится принципу художественного и технического единства. Методика разучивания не бывает одинаковой для всех случаев. Особенности каждого произведения определяют конкретные приемы разучивания.  Несложные произведения куплетной формы разучиваются сразу на слух, что свободно и легко воспринимается детьми. Для разучивания песен в хоре характерно усвоение мелодии на слух; непродолжительность работы над каким- либо одним заданием; чередование различных приемов работы.                                                                                        Завершающий этап разучивания песни - закрепление и повторение ее на нескольких последующих занятиях, а затем через более продолжительные промежутки времени. Каждое исполнение - это не просто механическое повторение, а все более совершенное исполнение песни.                                    На занятиях успешно проходят соревнования между группами  хора (например, на  лучшее выполнение определенного задания) обсуждение интерпретации  разучиваемой песни. Поиски исполнительского плана произведения могут иметь форму свободного высказывания. Приемы проблемного обучения способствуют активизации учащихся, раскрывают их творческие возможности.                                                                                            Наши  ученики, сочиняют маленькие песенки либо на  заданный ритмический рисунок, либо на короткий стих, который ярко передает  основное настроение.  Прежде чем приступить к песенным импровизациям, нужно разобрать с обучающимся по содержание и построение стиха. После подробного анализа дети самостоятельно ищут те средства музыкальной выразительности, которые каждый из них воспринимает как наиболее точно передающие эмоциональную окрашенность стихотворения. Ребята добровольно выступают в качестве «композиторов», и на занятиях хора создается атмосфера творческой свободы.

 Как известно, интерес - это могучий стимул, который помогает преодолевать многие трудности. На занятиях хора интерес у учащихся поддерживается разными путями: это и организация занятий, и отбор репертуара, и методы работы руководителя.

Характерной особенностью деятельности младших школьников является игра. Ребенок через игру проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, более высокий уровень музыкальных способностей и мыслительных способностей.   Понятно, как важны многие из перечисленных качеств  для успешной учебной деятельности детей.

Работа над формированием вокально -  хоровых навыков дополняется специально подобранными упражнениями - распевками.  Цель их состоит в том, чтобы формировать постепенно вокальные навыки, которые способствуют выразительному хоровому исполнению. Существуют разные группы музыкально - певческих упражнений. Одна группа - это те упражнения, которые последовательно осуществляют накопление вокально- хоровых навыков. В таких упражнениях постепенно формируются навыки широкого дыхания, чистого унисона, протяжного напевного звука, точного интонирования и т. д. Они подбираются с учетом особенностей хора. Пение лучше ассоциировать с радостным настроением, поэтому упражнения чаще поются в мажоре. Другая группа упражнений -  это темы из классических произведений. Включение в певческую практику высокохудожественного материала для всех возрастных групп, и особенно для подросткового и юношеского возраста, является очень важным требованием в работе.

                Выступление хора - это венец кропотливой работы всего коллектива. Для постоянного движения вперед нужны остановки, на которых подводится итог сделанному, отмечаются удачи и неудачи, намечаются планы на будущее. Такими остановками для исполнителей служат выступления перед аудиторией. Для детского коллектива они особенно важны, так как  являют собой реально ощутимую связь вокального  и хорового искусства с жизнью, с людьми.

            В нашей школе часто проходят концерты к различным праздникам: к 8 Марта, Дню учителя, ко Дню Матери, 14 февраля (День  вывода войск из Афганистана), 23 февраля (День Российской Армии), 9 мая (День Победы).

       Наши дети показывают свои таланты на концертах к открытию и закрытию школьного лагеря, участвуют в игре «Угадай мелодию».

Песня - это драгоценная область музыкально - поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать,- писал Д.Б. Кабалевский,- что с песни начинается и на песню опирается почти вся музыка». Поэтому так важно, чтобы дети полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь.

              7.Результативность опыта .

Результат работы по хору можно увидеть в проводимых мониторингах качества знаний.  

Уч. год

3класс

4класс

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

2010-2011г.

100%

100%

98.1%

98.%

97,3%

98%

97,6%

2011-2012г.

100%

100%

100%

100%

97.3%

98%

100%

2012-2013г.

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Как мы видим, рост интереса учащихся к предмету отразился  на качестве знаний

В то же время возрастает количество учащихся, вовлеченных в кружковую деятельность в школе. На данный момент состав школьного хора составляет двадцать пять человек.

Позитивное отношение

2010-2011гг.

2011-2012гг.

2012-2013гг.

родители

100

100

100

дети

100

100

100

коллеги

100

100

100

Вывод: высокий рейтинг школьного музыкального образования.

Список использованной литературы

                                    Методическая литература:

  • Емельянов В.  Фонопедический метод развития голоса.-Б.Г.
  • Струве Г. Хоровое сольфеджио. Изд. «Советская Россия»- М.,1976.
  • Добровольская Н.Н. Вокальные упражнения в хоре подростков- М.,1959.
  • Мальцева Т.А.  Охрана певческого голоса детей и подростков -Краснодар,2000.
  • Власенко Л.П., Комяков С.Е.  Методика вокальной настройки хора.- Астрахань,1989.
  • Тихеева Л.  Работа с хором- М., 1970.
  • Шацкая В.  Развитие детского голоса. -М., 1963.
  • Абдуллин Э,  Майковская Л.  Хрестоматия для начальной школы выпуск1 ( 1 класс)-   Краснодар., 1999.
  • Афанасьева-Шешукова Л.   Малыши поют классику. Русская музыка  выпуск 2 –Б.Г.
  • Гладков Г.  « Луч солнца золотого»- М., . «Музыка» 2001 .
  • Добровольская Н. « Вокальные упражнения в хоре подростков»-Б.Г.  
  • Дубравин Я.  Музыка для детского хора. – Спб., 2004 .
  • Ефимов В. « Веселые звездочки» Песни для детей - М., . «Музыка» 1986 .
  • Кеворков В. « Радуга детства»- М., . «Музыка» 2000 .
  • Кеворков В. « Планета кошек»- М., . «Музыка» 2000 .
  • « Каждый класс хор!» Песенный репертуар для уроков музыки.- М., . «Музыка» 2003 .
  • Ковалев Г. « Русская и зарубежная хоровая музыка для детей и юношества.
  • -Краснодар  2001.    
  • Корсакова Э.« Пчелка» Песни и хоры русских композиторов для детей -М.,
  • « Музыка» 1996.
  • « Композиторы – классики детям» выпуск 1- М., . «Музыка» 1986 .
  • Марченко Л. « Детские песни о разном» выпуск 2 -Ростов – н/д., 2008.
  • Марченко Л. « Детские песни о разном» выпуск 3- Ростов- н/д 2002.
  • Мироненко М. « Звездная дорожка» -  Краснодар., 2001.
  • Назарова С. Сборник хоровых произведений Назарова – Спб., 1998.  
  • Прокопов В. « Сборник произведений» для детского или женского хора выпуск 1.-   М., 2000.
  • Славкин М. « Песни и хоры» -М., 2003.
  • Струве Г. « Пестрый колпачок»- М., . «Музыка» 2001.
  • Хромушин О. « Джазовое сольфеджио»- Спб., 1998.
  • Хромушин О. « Вот здорово» -М., . «Музыка» 1989.
  • Хромушин О. « Добрый день»- Спб., 1993.
  • Чустова М. «Лирический альбом» -М., . «Музыка» 2004.
  • Шайдулова Г. « Солнышко в ладошках» Детские песни
  • - М., . «Музыка» 2006.

Щекалова Валентина Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Умственно- отсталые дети более беззащитны в окружающем мире, чем их нормально развивающиеся сверстники; они плохо способны самостоятельно анализировать свои поступки, находить выход из конфликтн...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность Одной  из  важнейших проблем современности является гуманизац...

Статья по теме: "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ"

Статья содержит рекомендации по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ. Из опыта работы....

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка".

Проект по развитию творческих способностей  у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка"....