Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"
материал на тему

Черных Татьяна Александровна

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx711.6 КБ

Предварительный просмотр:

pelikan1


                                                                   Информационная карта участника Фестиваля     педагогического мастерства-2018 

Черных

(фамилия)

Татьяна Александровна

(имя, отчество)

( учитель - мастер)

(заявленная номинация)

1. Общие сведения

Район

Петуховский

Населенный пункт

Город Петухово

Дата рождения (день, месяц, год)

 2 июля 1978 г.

2. Работа

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»

Занимаемая должность

Учитель технологии

Преподаваемые предметы

Технология, курс «Твоя профессиональная карьера»

По каким образовательным программам и учебникам работает участник

Примерная программа по учебным предметам. Технология 5-9 класс (стандарты второго поколения) – М.: Просвещение. – 2010.

Технология, Технологии ведения дома, Синица Н.В., Симоненко В.Д.

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

5а класс

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

20 лет

Квалификационная категория

первая

Почетные звания и награды

Грамота Главного управления образования Курганской области.

3. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

Курганский государственный университет, 2017 г.

Специальность, квалификация по диплому

Профиль образовательной программы «Технология», бакалавр.

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

Участие в деятельности управляющего (школьного) совета

Совет школы

Участие в профсоюзной деятельности

5. Семья

Семейное положение

Замужем

Дети (имена и возраст)

Алексей-19 лет, Марина-10 лет

6. Досуг

Хобби

Декоративное творчество.

Спортивные увлечения

Коньки

7. Контакты

Рабочий адрес с индексом

641640 г.Петухово  ул. К.Маркса,3.

Рабочий телефон с  кодом

8-35-235-38-4-36

Мобильный телефон

8-912-976-77-19

Рабочая электронная почта

remos84@mail.ru

Личная электронная почта

tata02-1978@mail.ru

Ссылка на сайт или блог

"сайт учителя технологии"

8. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

 «Ребенок безграничен – ищите ключ к нему, и он удивит вас»

                               Ш. А. Амонашвили.

Почему нравится работать в школе (детском саду, доме творчестве)

Работа с детьми – это многоликий и разнообразный труд, включающий в себя множество других профессий, сегодня ты актёр, завтра художник, музыкант. И не один день жизни в школе не похож на предыдущий.

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику

Ответственность, творчество, доброта, инициативность, настойчивость.

В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя Фестиваля педагогического мастерства

Саморазвитие, накопление и передача педагогического опыта.

11. Приложения

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: __________________________ (Черных Татьяна Александровна)

                           (подпись)                                                (фамилия, имя, отчество участника)

«14» декабря 2017 г.        

   Черных Татьяна Александровна.

Дата рождения:  02.07.1978г.

Образование: высшее педагогическое.

Место работы:   МБОУ «Петуховская средняя                  общеобразовательная школа №1»

Общий педагогический стаж: 20 лет.

Семейное положение: замужем, 2 детей.

Заветное желание: Научиться играть на фортепиано.

 Жизненный девиз: Улыбайся жизни и

жизнь улыбнется тебе.

                               

Юмористический случай из педагогической практики:

При повторении материала из раздела «Машиноведение»  задаю ученице вопрос: «Что такое холостой ход?» Ответ: «Это как в жизни холостяк один, так и тут значит шить в одну нитку»

Раздел «Материаловедение»:− Какие ткани получают из волокон шелка? Ответ ученицы: «Крепдоблин»

−Что является сырьем для производства синтетических волокон? Ответ ученицы: «Отходы пищи»

Говорят дети.  Виды тканей: балунь − болонья, лайка – лайкра.

Краткое описание опыта работы:

       Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Между поставленной педагогической целью и ее воплощением, безусловно, должна стоять система общих и специфических подходов, складывающихся в комплексе педагогических технологий.

       Активное развитие творческих способностей у учащихся, привитие интереса к предмету «Технология» на моих уроках достигается путем внедрения в методику преподавания современных педагогических технологий. Еще Ушинский говорил: «Развитие без накопления знаний – мыльный пузырь». Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо изменить формы и методы ведения урока, разнообразить их, это сделает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач и развитие творческих способностей каждого ученика. Чтобы любой урок был интересным, познавательным в планировании любой темы я оставляю место неизвестному, загадочному и тогда каждый урок становится маленьким окошечком в большой мир. Для этого в любое задание включаю элементы, связанные с развитием творческого мышления. И здесь самое сложное – отбор информации для заданий, чтобы они носили не репродуктивный характер, а развивающий, причем независимо от типа урока, даже в контрольный урок включаю задания – «изюминки», которые не только обучают, но и способствуют развитию творческого мышления.

      На уроках я использую методы и приемы технологии развития критического мышления, проектную деятельность, кроссенсы, ситуационные задачи.
«Нельзя птицу научить летать в клетке, нельзя выращивать «творческий мускул»,не вылетев на простор заданий «открытых» − допускающих разные подходы к решению,разную степень углубления в существо проблемы,разные варианты ответов»− Анатолий Гин.

      Таким образом, применение на уроках современных образовательных технологий способствует развитию творческих способностей,  мышление, учат преодолевать сложности, делают учебный процесс более привлекательным и интересным.


ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

1.Наименование темы опыта: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий»

2.Актуальность опыта или решаемая проблема.

        Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введение ФГОС изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий.  Интерес учащихся к изучению предмета «Технология» резко снижается, поэтому через использование на уроке современных образовательных технологии повышается мотивация к учению.      

        Проблема развития творческих способностей обучающихся составляет основу процесса обучения, является педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, коммуникабельных, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.        

        На мой взгляд, большей эффективности в развитии творческих способностей обучающихся можно добиться, используя технологию критического мышления, прием кроссенс, ситуационные задачи, проектную деятельность.

3. Обоснование авторской идеи. 

         Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его творческой деятельности через широкое применение на уроках технологии современных образовательных технологий.

   Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся,  в создании системы применения  методов и приёмов, нацеленных на развитие творческой активности учащихся. 

Моя личная концепциякак автора данного опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов современных образовательных технологий.

4. Научная основа опыта.

      В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему,- какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. 

       В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;

-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

-умение находить и решать проблему.

       Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся, используя в учебном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, направленных на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка, на достижении планируемых результатов ФГОС ООО.

      Существует несколько определений понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

         Технология развития критического мышления появилась в 1995 г. Впервые разработана в 1980 г. Воганом Эстесом. Закончили разработку Стил, Стемпл, Уолтер. Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:

1.Стадия вызова;
2. Осмысление;
3. Рефлекси.

      Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность

         Метод проектов более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

        Ситуационная задача – это модель ситуационной проблемы, предназначенная для анализа направлений развития реальной ситуации и апробирование предполагаемых решений по управлению ситуацией на основе имеющихся знаний и опыта. Цель ситуационных задач – научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать ситуационные проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, развивать способности прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

        Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым − писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко − доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

      Названные педагогические технологии имеют единую основную функцию: развитие творческого, критического, проблемного мышления учащихся и строятся с учетом требований современного урока.

5. Технологичность опыта (описание системы работы).

       Использование на уроке новых информационных и педагогических технологий, комплексное преобразование учебного процесса, создает условие для развития активной творческой и исследовательской деятельности учащихся. В результате моей работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении и развить способности обучающихся можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, способствующие развитию творческой личности.

     Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к творческой деятельности. Причина этого − в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего, критического. Как же учитель может изменить такое положение? Что я могу для этого сделать? Решение вижу в применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников. Из  достаточно обширного количества  новых педагогических технологий, разработанных, опробированных и систематизированных  корифеями отечественной и зарубежной  педагогики для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии: технология критического мышления, прием кроссенс, ситуационные задачи, проектная деятельность.

      Технология развития критического мышления заинтересовала меня, потому что она является основой нравственного и эмоционального воспитания личности, а также способствует развитию творческих способностей учащихся.

Она представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

      Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление − рефлексия». Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

       Поделюсь опытом применение на уроке некоторых приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся на отдельных этапах уроков технологии в 5классе по направлению «Технологии ведения дома», которые позволяют развивать творческую активность обучающихся: инсерт, « круги по воде», синквейн, «ключевые слова», «ассоциация».

      Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Вызов».

Имя темы         

                          Класс

«Бутерброды» / 5 класс

Цель темы

Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к освоению раздела «Кулинария»; умений классифицировать бутерброды, определять их качество, полезность и достоинства в процессе самостоятельной практической деятельности; сформировать навык по приготовлению бутербродов.

Разработка фрагмента урока технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические

приемы

Планируемые результаты

Постановка проблемного вопроса для определения темы.

- Обратите внимание на доску (на доске 2 листка бумаги с надписью «Butter» «Brot»), на этих листах зашифрованы 2 слова.

Загадки:

1) Им мы каши не испортим, поговорка вторит нам. Коль его добавим в тортик, то получим сдобный крем. (Масло)

2) «Он всему голова»; хрустящей корочкой одет, мягкий, черный, белый… (Хлеб)

Вы догадались, какие блюда мы будем сегодня готовить?

Давайте разбираться. У нас есть агенты, которые выяснили что означают эти слова.

- Какова же тема нашего урока?

На доске в столбик записывает слово «Бутерброд». На каждую букву нужно подобрать существительное, глагол, прилагательное или словосочетание к изучаемой теме. Например:

Б − батон; У – утро; Т – тостер; Е – еда; Р – рубленная сельдь; Б – быстро готовить; Р – резать; О – очень вкусно; Д – джем.

- включаются в диалог с учителем, предлагают свои варианты решения

- выявляют затруднения при выполнении задания

- осуществляют диалог прошлого и нового субъектного опыта

Приём

«Круги по воде

Л3Р1К1П3П4

Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Осмысление»

Имя темы

                          Класс

«Уход за одеждой» / 5 класс

Цель темы

Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к освоению темы «Уход за одеждой» умений анализировать, классифицировать и определять символы по уходу за одеждой; сформировать навык по уходу за одеждой

Формулирование темы и цели урока.

Предлагает поработать с учебником и составить инсерт.

Записать в тетрадь тему.

Работа с текстом учебника: помечают на полях абзацы и предложения, используя знаки: «V» – что известно, «+» − что является интересным, «-» − думал иначе, «?» − не понял, есть вопросы.

Систематизируют информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в таблицу. Составление инсерта. Обсуждение каждой графы таблицы.

Приём

«Составление инсерта»

Л2П1П4Р1Р2Р3Пр1Пр2

Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Рефлексия»

Имя темы         

                          Класс

Классификация текстильных волокон. Хлопчатобумажные и льняные ткани» / 5 класс

Цель темы

Развитие познавательного интереса учащихся к освоению раздела «Материаловедение», умений классифицировать текстильные волокна, определять их по внешнему виду.

Разработка фрагмента урока технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приёмы

Планируемые результаты

Предлагает вернуться к началу урока, когда была продемонстрирована цепочка слов и дать понятие каждому слову: «КОРОБОЧКА – СИНИЕ ЦВЕТЫ – ОВЦА − ГУСЕНИЦА − КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – СОСНА – НЕФТЬ – ВЕРЕТЕНО– ПОЛОТНО».

Предлагает составить синквейн со словами лён, хлопок), например:

Хлопок.

Мягкий, пушистый!

Собирают, очищают.

Изготавливают хлопчатобумажную ткань.

Вата.

- включаются в диалог с учителем и предлагают свои варианты решения

- выявляют свои затруднения при выполнении задания

Составляют синквейн.

Приём

«Ключевые слова»

Приём «Синквейн»

Л1Л3П1П3

П4П5К1Р3

Пр1Пр2

          Я считаю, что написание синквейна на уроке− это свободное творчество, способствующее развитию творческих способности учащихся, их мышление и воображение.

Примеры синквейнов:                        

Проект.

Выполнимый, творческий.

Конструируем, кроим, шьём.

Проект позволяет много достичь.

Деятельность.

     Кулинария.

Разнообразная, национальная!

Готовить, украшать, сервировать.

Искусство приготовления пищи.

Блюда.

    Приём «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.

   Приём  «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:
-О чём может пойти речь на уроке?
-Какая ассоциация у вас возникает,  когда   вы слышите словосочетание: «—»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Приём  «Взаимоопрос»

       Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

       Мною было разработано методическое пособие в помощь учителю технологии «Современный урок технологии», где более подробно описаны приемы технологии критического мышления.( см. Приложение 1)

         На уроке я часто использую прием «Кроссенс». Кроссенс – это некая загадка, ребус, головоломка, он прекрасно выступает как форма нетрадиционной проверки знаний по предмету.  Применение кроссенса разнообразно, так на уроке я его использую:

- при формулировке темы и цели урока;

- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;

- при закреплении и обобщении изученного материала;

- при подведении итога работы на уроке, включить как рефлексию.

      Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока. Чаще я  использую кроссенс  в качестве творческого домашнего задания. Так  на уроке технологии в разделе «Кулинария» 5 класс по теме «Физиология питания», предлагаю составить кроссенс, где ключевым словом является правильное питание.

        В приложении 2 представлено разработанное мною методическое пособие «Использование активизирующих приемов обучения в современной школе (кроссенс)», где представлены примеры кроссенсов.

        На своих уроках я применяю ситуационные задачи. Суть которых заключается в том, что я предлагаю учащимся осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы и развивает творческое мышление. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

       Следует отметить, что предлагаемые некоторыми авторами ситуационные задачи не рассчитаны на их использование в рамках урока, так как для их решения требуется много времени.

       В настоящих рекомендациях, в качестве вариантов я предлагаю упрощенные примеры ситуационных задач для использования на уроках технологии для учащихся 5 класса по направлению «Технологии ведения дома» к разделу «Кулинария». ( см. Приложение 3)

      Проектная деятельность учащихся - это один из способов развития их творческих способностей. Метод проектов я использую в учебном процессе как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе совместного планирования, реализации и осмысливания практической деятельности для достижения намеченных целей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности. Так, например, при изучении темы «Основы проектирования»  наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, обучающиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения как типовых так и нетиповых задач.

      Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Так в разделе «Кулинария» 6 класс при выполнении проекта «Солдатская каша» главной задачей учащихся было, выяснить, в чем секрет солдатской каши, ее рецепт и на примере этого показать сверстникам, как важно, чтобы в рационе каждого школьника главным продуктом была каша. Это активизировало учащихся на познавательную, творческую деятельность,  самостоятельный поиск информации. При изучении раздела  «Оформление интерьера» в 5 классе учащиеся работают над созданием проекта по теме «Планирование кухни-столовой», где каждый  участвует в создании кухни своей мечты.  

        Перед выбором темы проекта я предлагаю минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна. В разделе «Кулинария» я  знакомлю девочек с правилами сервировки стола к завтраку, учу разным приемам складывания салфеток. Итоговым занятием является творческий проект  «Праздничный завтрак» или «Завтрак для моей семьи». У учащихся возникает потребность самим сделать сюрприз для родителей.

         Большой выбор проектов появляется у учащихся при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Например, проект «Создание оригинальных подарков посредством техники вязания крючком или спицами». Со слов ученицы: «Каждый раз, осваивая новые приемы работы, я все больше экспериментирую и изобретаю. Вязаные цветы – хорошее подспорье для дизайнера. Из вязаных цветов можно составить красивый букет, украсить головные уборы, одежду, обувь и многое другое, а созданные изделия в лоскутной технике – еще один подарок, сделанный своими руками».

         Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Интересна тема «Бутерброды» при изучении которой девочки, создавая свои проекты разрабатывают и   представляют не только разнообразные настоящие бутерброды из продуктов,  но и создают муляжи, похожие на настоящие. Такие модели бутербродов долго хранятся, служат своеобразным наглядным  пособием на дальнейших уроках. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

      Применяя на уроках технологии метод проектов, я помогаю учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы, формируя знания, умения и навыки, прививая интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.

В зависимости от темы, я как можно чаще предлагаю учащимся творческие работы. В 5-7 классах при изучении темы «Свойства тканей» даю  задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить работу в виде творческой композиции. Тему «Интерьер» в 6 классе изучаем, выполнив макет комнаты. Девочки с увлечением работают дизайнерами, оформляя интерьер комнаты, украшая окна шторами. Мною разработаны рекомендации «Использование метода проектов при обучении технологии в основной школе»

 (см.Приложение 4).

       При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто учащиеся готовят сообщение по той или иной теме и заранее придумывают вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему. Мною было разработано наглядное пособие «Энциклопедия моды» , материал представлен в ярком, интересном и доступном для детей виде (см.Приложение 5). Учащиеся используют данное пособие на уроках,  а также при составлении проектов в разделе «Создание изделий из текстильных материалов».

      На уроках использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставлю перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему. При изучении раздела «Кулинария» у девочек формируются навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяю элементы творчества.

Примеры. В 5-ом классе предлагаю учащимся придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда,а домашнее задание  выполнить творческую работу «Воскресный бутерброд». На урок девочки приносят фотографии своих работ. Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд.

      При изучении раздела «Рукоделие» знакомлю учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками и лентами, выполняют изделия для кухни из лоскутов, вяжут мягкие игрушки.

       На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге и лекальный метод – на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений). Предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываем лучшие варианты

       Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», сочинить стихотворение про бутерброд, составить рассказ о применении ткани по картинкам. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

     В методике преподавания технологии имеется достаточное многообразие приемов, методов способствующих развитию творческой активности обучающихся,  каждый учитель может выбрать те, которые соответствуют решаемым педагогическим задачам. Я попыталась показать на примере своего опыта работы, что применяя на уроках современные образовательные технологии, способствует развитию творческих способностей учащихся. Все зависит от профессионализма, мотивации, желания разрабатывать, применять инновации и совершенствовать своё мастерство.

6. Результативность педагогической деятельности:

       Результативность своей работы считаю повышение интереса к учебной деятельности, формирование положительной динамики мотивации обучающихся к учению.

Стабильность результатов оценок по учебному предмету:

        

Класс

2014-2015

2015-2016

2016-2017

обуч.

кач-во

ср. балл

обуч.

кач-во

ср. балл

обуч.

кач-во

ср. балл

6б,7б,8б.

100%

100%

5

100%

100%

5

100%

100%

5

6в,7в,8в.

100%

100%

4,9

100%

100%

4,9

100%

100%

5

7а,8а,5а

100%

100%

4,9

100%

100%

4,9

100%

100%

   4,9

7б,8б,6а

100%

100%

5

100%

100%

5

100%

100%

  5

         Мною было проведено тестирование среди учащихся 6 классов на определение уровня творческого потенциала учащихся. Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

А) да;

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

Б) нет;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

А) да;

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это маловероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

А) да;

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

А) да;

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравиться.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:

А) да;

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

А) да;

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

•        За ответ «а» - 3 очка;

•        За ответ «б» - 1;

•        За ответ «в» -2.

Результат:

•        Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;

•        Вопросы 2,3,4,5-й - веру в себя;

•        Вопросы 9 и 15-й - постоянство;

•        Вопрос 10- й - амбициозность;

•        Вопросы 12 и 13- й «слуховую память»;

•        Вопрос 11-й – зрительную память;

•        Вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым;

•        Вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться;

•        Вопрос18-й – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству.

Результаты тестирования  в 2015-2016 уч .г.

Результаты тестирования в 2016-2017 уч.г.

          Результаты тестирования показали, что использование на уроках современных образовательных технологий способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

       

 Теоретическое представление собственного педагогического опыта:

Дата

Тема

Где представлен опыт

28.08.2014.

«Применение информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности.»

РМО

20.05 2015

«Технология развития критического мышления

РМО

24.12.2015

«Метод проектов как современная образовательная технология, обеспечивающая реализацию ФГОС нового поколения на уроках технологии».   

Научно-практическая Интернет-конференция. ИРОСТ

17.05.2017.

«Использование активизирующих приемов обучения в современной школе (кроссенс)»

РМО

03.11.2017

«Структура урока технологии в соответствии с ФГОС»

РМО

Практическое представление собственного педагогического опыта:

Дата

Тема

Где представлен опыт

Март ,2017

Мастер-класс «Использование активизирующих приемов обучения в современной школе (кроссенс)»

муниципальный

Октябрь, 2017

Урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Открытый урок в 5а классе.

Таблица результатов участия обучающихся

в олимпиадах, конкурсах, конференциях

Учебный год

Название

мероприятия

Статус мероприятия

(муниципальный, региональный, федеральный, международный)

Ф.И.О.

обучающегося

Результат

участия

2014-2015

«Коляда, коляда,отворяй ворота»

Международный конкурс рисунков и поделок

Глухова Алёна

победитель

Всероссийская олимпиада по технологии

федеральный

Волосникова Женя

Ефименко Лиза

1 место

1 место

Школьная научно-практическая конференция проект «Солдатская каша»

Школьный

Афанасьева Анастасия

      2 место

«Новогодний сувенир»

муниципальный

Кузьмина Анастасия

Глухова Алёна

Участник

участник

«Шедевры своими руками»

«Петуховские звёздочки»

Муниципальный

Муниципальный

Афанасьева Анастасия

Умрихина Екатерина

победитель

участник

2015-2016

Всероссийская олимпиада по технологии

Всероссийский

Власова Мария

ВечеркоАлина.

Сысолятина Алина.

2 место

2 место

1 место

Конкурс декоративно-прикладного искусства «Цветик семьяцветик»

Муниципальный

Овчаренко Аня

Власова Маша

Цехановская Катя

Вьюшкова Лиза

3место

2 место

3 место

3 место

Конкурс декоративно-прикладного искусства «Южный полюс»

Всероссийский

Умрихина Катя

участник

2016-2017

Областной конкурс «Технолог 21 века»  проект «Оформление  и дизайн гостиной в классическом стиле»

ИРОСТ

Цехановская Катя

участник

«Петуховские звездочки»

муниципальный

Кузьмина Настя

Лауреат 3 степени

Конкурс рисунков «Животные Красной книги»

всероссийский

Стенникова Мария

участник

 

        Учащиеся принимают участие в научно-практической конференции, так Афанасьева Анастасия  заняла 2 место с проектом «Солдатская каша», посвященный  70-летию Победы.  Цехановская Екатерина является участником областного конкурса «Технолог 21 века» с проектом «Оформление  и дизайн гостиной в классическом стиле». ( см.Приложение 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии

Обобщение опыта работы по теме " Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии" в сборнике управления образования Еткульского муниципального района №7         ...

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Программа и описание опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся посредством театрализации на уроках литературы"

Программа развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся составлена для работы с учащимися 10-11 классов. В  публикации дается описание опыта работы учителя русского языка и литерат...