Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»
учебно-методический материал по технологии на тему

Егорова Полина Александровна

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный опыт работы по теме:

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»,

учителя технологии МБОУ «СОШ № 3» города Пикалёво

Егоровой Полины Александровны

Современному обществу необходима личность, способная найти  нестандартное решение в условиях неопределённости быстро меняющегося мира. Социологический опрос обучающихся 9-11 классов нашей школы подтвердил осознание старшеклассниками важности развития творческих способностей современного молодого поколения. На основе социологических данных разработан портрет современного выпускника школы, где немаловажное значение имеет развитие творческого начала.

Особая роль в развитии творческих способностей обучающихся отводится предмету «технология». Мною была выбрана программа по технологии под редакцией И.А.Сасовой. Инновационность программы заключается в построении работы по всем изучаемым разделам на основе метода проектов, использовании личностно-ориентированных технологий и системно-деятельностного подхода. Так же  программа содержит полный УМК, соответствующий требованиям ФГОС и рекомендованный Департаментом образования.

Использую инновационные формы (представлены на слайде) и методы работы:

  1. Метод проектов.
  2. Метод сравнения. Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи.
  3. Метод эвристических вопросов. Задаю 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.
  4. Метод образного видения. Результат работы выражается в словесной или графической форме (эскиз проекта или его словесное описание).
  5. Метод придумывания. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.
  6. Метод ученического планирования. Этот метод учит планировать свою деятельность.
  7. Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).
  8. Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты).
  9. Метод рецензии. Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В своей работе можно использовать рецензии детей, родителей, которые позволяют мне установить контакт с семьёй, а ребенку почувствовать значимость теоретических и практических навыков, получаемых в процессе обучения.

Работа над проектом строится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Рассмотрим инновационный подход на примере работы по разделу: «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества».

В пятом классе учащиеся разрабатывают и выполняют проект на тему «Прихватка в лоскутной технике». Когда дети видят представленные образцы, у них возникает желание изготовить подобные изделия. Пробуя свои силы в моделировании с помощью цветного картона, ученики сталкиваются с затруднениями: незнание приёма или технологии выполнения. Строится индивидуальный план решения данной проблемы: самостоятельный поиск необходимой информации с помощью интернет-ресурса, освоение технологическим приёмом, составление технологической карты работы по изготовлению изделия. После этого начинается творческая часть проекта, которая помогает раскрыть таланты каждого ребёнка: зарисовка эскиза будущей прихватки с учётом интерьера на кухне, с выбором приёмов лоскутного шитья. В ходе этой работы закрепляется понятие единства стиля, цветовые сочетания. Учащиеся представляют свой эскиз классу и обосновывают выбор формы, цвета (развивается способность аргументировать свой выбор). Технологическая часть работы над этим  проектом включает в себя блок уроков, на которых учащиеся совершенствуют свои умения и навыки в работе с тканью (определение вида ткани, долевой и уточной нитей, лицевой и изнаночной сторон, предварительная подготовка ткани и т.д.). Они овладевают многими технологическими приёмами и закрепляют их: разметку тканей по выкройке; одновременный раскрой двух одинаковых деталей; выполнение ручных и машинных швов. Результаты данного проекта мы оформляем в виде выставки в учебном кабинете. Учащиеся могут реализовать прихватки в качестве подарка близким людям, представляют на конкурсах декоративно-прикладного искусства.

В шестом классе работа по разделу «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества» программы продолжается и усложняется. Учащимся предлагается посмотреть видеоролики о применении вышитых изделий в повседневной жизни. На этом году обучения учащимся предоставляется возможность выбирать проектируемое изделие самостоятельно из нескольких (сувенирная кукла, салфетка, картина), а так же материал, с которым они будут работать (нитки или бисер). Выбор изделия и способ его декоративного оформления – это определение своих потребностей в данном изделии, определение требований к изделию. Всё это влечёт за собой формулировку задач проекта, исследования по выбору лучшей идеи для проекта. Далее наступает момент творчества: учащиеся подбирают материалы, инструменты, приспособления, цветовые сочетания. Такая работа развивает творческую фантазию, художественный вкус, внимание, усидчивость, аккуратность, терпение. Теоретическая часть работы над проектом так же проходит творчески. Дети собирают различные сведения о вышивке и стеклоделии, готовят доклады, составляют кроссворды. На этом году обучения учащиеся представляют свои работы перед классом, рассказывая о назначении и области применения своего изделия.

В седьмом классе работа по разделу «Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества» начинается с посещения школьного музея «Русская изба». Учащиеся изучают историю, традиции, особенности изготовления сувенирной продукции. Велико влияние народного искусства на эстетическое воспитание школьников, на развитие их творческих способностей. Целью этого раздела является приобщение учащихся к народной культуре. Всё это дает возможность воспитывать у школьников уважение к традициям своего народа. Изучение этой темы начинается с исторических сведений о сувенире (самостоятельный поиск информации с помощью Интернет-ресурса). После этого дети переходят к практическим занятиям, которые предусматривают выполнение сувенирной продукции в различных техниках. Здесь каждый ребёнок может проявить свою фантазию и творчество, так как самостоятельно выбирает изделие, и технику выполнения. Детей увлекает результат работы. Это, в свою очередь, развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. Именно на этом этапе ребёнок может использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для применения в повседневной жизни. Работа по этому разделу в седьмом классе заканчивается презентацией своего творческого проекта.

Использование метода проектов позволяет формировать у детей личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения, коммуникабельность. Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса. Легче решается проблема мотивации, ученики сами проявляют желание творить.

Как результат - неуспевающих учеников по предмету нет. Качество образования в среднем 91%.

Обучающиеся ежегодно представляют свои работы в выставках декоративно-прикладного творчества на школьном, муниципальном и районном уровнях, где занимают призовые места. Ученики проявляют себя на предметной олимпиаде районного и регионального уровня, где также занимают призовые места и становятся победителями. Дети с удовольствием участвуют в школьной научно-практической конференции, внеклассных мероприятиях по предмету, а также занимаются в кружках по направлению предмета. К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

"Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов

Данная работа содержит сведения о методах обучения, методе проектов, с помощью которых реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи....

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и прог...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через метод проектов.

Выступление на школьном семинаре МО эстетического цикла....

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта -Выступление на заседании методического объединения шклы...