Обобщение опыта работы по теме "Профессиональная компетентность учителя в реализацииобразовательного стандарта, через использование современных образовательных технологий
методическая разработка по биологии по теме

Воронина Светлана Петровна

Описание опыта работы.Здесь представлены результаты моей работы, мои инновации. Показана структура описания опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt1.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Профессиональная компетентность учителя  в  реализации образовательного стандарта, через использование современных образовательных технологий»

Автор: Воронина Светлана Петровна

        До недавнего времени образование носило, как правило, репродуктивный характер. Но современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности и образование, ориентированное на передачу знания не справляется с этой задачей, так как современный объем знаний превышает возможность этого канала. Несмотря на фундаментальность 5-6 летнего изучения биологии, многие основные понятия и представления учащимися не усваиваются. Установка на механическую репродукцию биологических знаний приводит к скорому забыванию этих сведений, поскольку эти знания не стали актуальными. Именно этим объясняется снижение интереса к биологии, понимание биологических процессов слабое, природы вокруг все меньше, фактических сведений и академических описаний все больше. Действующие учебники биологии не отвечают на практические вопросы подростка о повседневной, бытовой, наблюдаемой стороне биологических явлений. А  научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания невозможно.

        Поэтому передо мной встает проблема: как, с помощью каких  приемов, средств, методов можно повысить мотивацию учащихся и повысить качество образования?

        В условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется вопросам широкого внедрения современных образовательных технологий, которые ориентированы на поиск и развитие способностей каждого ребенка. Личностная ориентация педагогического процесса диктует перенос акцента с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность учащегося. 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт 2009-2012 гг. «Вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.  Получение личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» (www.standart.edy.ru).

        Я считаю, исходя из своего опыта, что это в полной мере можно реализовать, используя метод проектов, особенно на старшей ступени образования. В новом варианте базисного учебного плана школы специально предусмотрена, наряду с элективными курсами, проектная и исследовательская деятельность школьников. Важнейшими признаками метода проектов является самостоятельность  и креативность деятельности учащихся.

        Функция учителя – управление учебной деятельностью учащегося, а не  управление самим учащимся. Ты уже выступаешь в роли наставника, координатора и помощника. Формируются взаимосвязи «ученик-ученик», «ученик-учитель».

         Выполнение проекта связано с коллективным характером деятельности. Совместная работа при выполнении проектов позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивать распределение ролей, воспитывает чувство долга и ответственности при выполнении заданий в намеченные сроки, способствует развитию коммуникативных навыков. Проектирование ориентировано на создание определенного образовательного продукта или получение нового знания, полученные в результате познавательной деятельности учащихся.

        Выполненные школьниками проекты имеют личностную или общественную значимость, приводит к реальным результатам, которые учащиеся применяют в практической деятельности.

        Особенно важно то, что данный метод  я эффективно использую     как на уроке по какой-либо значимой теме, разделу программы, так и во внеклассной деятельности.

        Исходя из анализа своей работы, я заметила, что работа  учащихся над проектами способствует:

расширению кругозора учащихся;

- повышению мотивации к обучению;

- развитию умения работать в коллективе;

- воспитанию самостоятельности;

- развитию творчества;

- возможности самореализации.

        Проектная деятельность требует большой подготовки. Прежде всего, начинать надо с выбора темы проекта, его типа, определения числа участников, постановки проблемы, помочь учащимся осознать значимость проекта.

        На втором этапе реализации проекта я оказываю помощь ученикам в подборе источников информации, по возможности предоставляю литературу, сайты в Интернете, видеоматериал, помогаю составить план работы над выполнением проекта. Такая помощь нужна только при  работе над первым проектом, затем схема работы отрабатывается до автоматизма, и вы только  следите за выполнением работы и  оцениваете результат.

        Чаще учащиеся работают над групповыми проектами,  где они самостоятельно распределяют роли, назначают ответственных в группе за определенный вид деятельности: одни – подбирают теоретический материал, другие – перерабатывают его, анализируют, сокращают, применяют к конкретной теме проекта, третьи – выполняют исследовательскую часть работы. Это сближает ребят и работает на комфортный психологический климат в коллективе.

        Но не нужно забывать о промежуточном обсуждении полученных данных по  теме проекта,  это очень важно, нужно поощрять работу учащихся, создавать ситуацию успеха. Это позволяет организовать планомерную работу над проектом. Я наблюдаю, делаю корректные замечания, даю советы,  корректирую деятельность учащихся по окончательному выполнению и оформлению результатов. Выступаю в роли партнера, возникают связи по обмену информацией. На протяжении всех этапов работы по выполнению проекта происходит интерактивное взаимодействие учителя с учащимися.

        По данному алгоритму выполнены информационные проекты по учебным разделам «Кровь и кровообращение» и «Пищеварительная система человека». Эти разделы в школьном учебнике биологии представлены неглубоко, не рассматриваются аспекты исторического изучения крови, очень мало информации по группам крови и болезням, передающимся при контакте с кровью больного, отсутствует информация по пищевым добавкам, норме питания, заболеваниям,  связанных с нарушением питания. В учебнике недостаточно иллюстраций, или они не привлекательны для школьников. Все эти недостатки я решили поправить, используя метод проектов.

        Перед изучением вышеназванных разделов, за  месяц  были предложены темы работ в пределах раздела,  возможность выбора темы и группы по выполнению проекта. Учащиеся всего класса самостоятельно разбились на 5 групп по 3 -5 человек, и приступили к подготовке проекта. Результатом являлся образовательный продукт в виде творческой работы и презентации, выполненной на компьютере.

        Весь подготовленный материал был представлен на уроках в форме защиты проектов. Это было очень наглядно, интересно, увлекательно. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Учащиеся на уроках выступали в роли учителя, что также актуально в личностно ориентированном обучении. Каждая группа старалась быть лучшей, в классе витал дух творческого соревнования.

        Важный этап работы над проектами  -  оценка результатов. При оценивании результатов проектной деятельности я использую  рейтинговые виды оценки и элементы самооценивания: что делали, что понравилось, почему, кто внес больший вклад и т.д.  Очень важно дать возможность всем учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалы, так как это труд с конечным результатом. Все учебные материалы в дальнейшем используются самими учащимися и мной при подготовке к зачету, уроку, олимпиаде, конференции. Все презентации хранятся в кабинете биологии для следующих поколений учеников.         Большинству учащихся такая форма работы нравится, это повышает их учебную мотивацию, и как следствие, качество получаемых знаний. При работе над проектом ученик сам видит (особенно в сравнении с работами своих одноклассников) насколько удачно он поработал. Оценка учителем личностных качеств школьника, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля и преодоление трудностей, аккуратность и кропотливость, и многие другие), становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету по данному разделу. Такой коллективный проект, состоящий из мини-проектов,  изменяет и психологический климат в классе. Ощущается творческий подъем, осознание значимости деятельности каждого члена классного коллектива.

        Метод проектов в сочетании с исследовательской деятельностью создает условия для проявления познавательной активности учащихся. Способствует более эффективному формированию предметных, научных знаний, умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного обучения в  старшей школе и высших учебных заведениях.

        Вот уже третий год в   пятых классах курс природоведения интегрирован с проектной деятельностью, где отводится 17 часов на проектную деятельность. Учащиеся выполняют по одному проекту в полугодие, за год два проекта. Тематика проектов была связанна с проблемами экологии  - «Редкие и исчезающие животные», «Природные зоны», «Экологические катастрофы», «Мои наблюдения за живой природой», «Что такое живая и не живая природа?», « Как питаются растения?» и т. д..

Формирование ключевых компетенций

(методика оценочного листа)

Очень хорошо виден уровень ключевых компетентностей сформированных в результате работы над проектом при использовании оценочного листа (приложение 1).

Итоги ПД 2009 – 2010 учебного года                                         Итоги  ПД 2008-2009 учебного года

 учитель Воронина С. П. МОУ СОШ № 4                                    учитель Воронина С. П. МОУ СОШ № 4

Класс

Итоговые оценки

Качество знаний

5

%

4

%

3

%

12

48

9

36

4

16

77%

10

37

14

56

3

11

64%

Класс

Итоговые оценки

Качество знаний

5

%

4

%

3

%

6

33

11

61

1

6

84%

2

10

11

55

7

35

65%

7

18

72

4

16

3

12

88%

        

        Современные школьники – дети нового, компьютерного поколения. Поэтому применение компьютерных технологий в проектной деятельности является неоспоримым. Установлено, что при использовании электронных средств обучения запоминаемость увеличивается на 25 – 60%, а объем усваиваемой информации – примерно на 50%. Современные информационные образовательные технологии предоставляют богатейшие возможности и как средство развития личности. Учащиеся отрабатывают практические навыки создания собственных мультимедийных презентаций, используют видеосъемку и видеомонтаж с помощью компьютерной техники, умения сканировать изображения, готовить слайды, использовать эффекты анимации и  многое другое. Эти технологии  направлены развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

        Если раньше рефераты были лишь текстовая информация с парой фотографий, то теперь реферат это целое творчество. Ребенок сам определяет как подать информацию, какие картинки вставить, как оформить слайд, рассчитывает время выступления, анализирует материал. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фоторгафическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Такая подача информации направлена на формирование у школьников системы мыслеобразов.

        Из опыта работы я могу сделать следующий вывод, что использование ИКТ,  как мною при проведении урока, так и учащимися к его подготовке, очень экономит время, освобождает  его для применения  других интересных форм и методов, что делает урок более продуктивным и повышает интерес к предмету и моим урокам.

Уроки с применением  этих технологий более наглядные, мобильнее, плодотворнее. Применение компьютера на уроке разными специалистами оценивается по-разному. Вместе с тем полного отрицания использования компьютера в обучении ни у кого нет. Речь идет о мере, целесообразности и месте компьютера в обучении.

Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. В настоящее время являюсь уверенным пользователем Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher.

        Я хочу  подчеркнуть  положительные качества применения информационных технологий обучения. Они позволяют:

  1. Усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные  мультимедийные презентации, анимации биологических процессов, компьютерное моделирование);
  2. Реализовать индивидуально – личностный подход;
  3. Способствовать навыку самостоятельного поиска необходимой информации и ее критического отбора;
  4. Применение компьютерных технологий в своей творческой и исследовательской работе;

        Учащиеся готовят грамотно – оформленные рефераты, сопровождают свои выступления  мультимедийными презентациями. В 2009 – 2010 учебном году, учащиеся под моим руководством, участвовали в интерактивном «Экомарафоне – 2010». Стали призерами в двух номинациях проверили свои умения и навыки работы в Интернете. Участвовали в заочной олимпиаде по природоведению, отправляли материалы по Интернету, Лауреаты III степени.

        Хочу заметить, что без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное нацеливание учащихся на вопрос: зачем и для чего используется Интернет?  Я ставлю четкие задачи, например: найти дополнительную  учебную информацию о ГМП с сохранением ее на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данному вопросу, что расширило их представление о ГМП и пищевых добавках и позволило им использовать эту информацию в жизни.

Во-вторых, отыскать принципиально новую информацию, сопоставить ее с известной, то есть создать проблемную ситуацию, проанализировать ее и сделать вывод. При изучении в 9 классе темы «Наследственные болезни человека» мною было дано задание, найти сведения о последних открытиях в области генетики по данному вопросу и о взглядах различных ученых на эту проблему. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что корректно ли вообще генетика в этом вопросе. В ходе обсуждения учащиеся высказали свое мнение и свое отношение к данной проблеме.

В-третьих можно поставить задачу сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 9 классе при изучении темы «Многообразие живых организмов» мною было дано задание, сделать дайджест по материалам о вирусах гриппа, их многообразии, природе, распространении. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций и рефератов.

Такой сценарий работы с Интернетом также является здоровьесберегающим подходом. При работе с компьютером я четко слежу за временем и провожу физкультзарядку для глаз, суставов кистей рук, стоп, позвоночника.  

        При подготовке урока с выходом в Интернет я заранее копирую Web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или на один из компьютеров. На уроке вы даете четкий алгоритм действия и учащиеся работают с информацией в Интернете, отвечая на вопросы урока. Это повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и  их мотивацию к обучению.

        Я считаю, что эти технологии дополняют друг друга и направлены на  максимальную активизацию познавательной деятельности учащихся и развитие всесторонне развитой личности.

           Я использую и технологию проблемного обучения. Ведь она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы. На уроках в ученика пытаются вместить столько знаний, что они порой и не помещаются, а почему?

        Я считаю, потому что ребенок просто не понимает иногда даже смысла слов, которыми оперирует учитель. Изучив методическую литературу по технологии проблемного обучения, опыт  программы Р. Н. Бунеева, пришла к выводу, что это интересный  и значимый опыт. В  2008-09 учебном году я была на авторских курсах по изучению  технологии проблемно-диалогического обучения, где получила массу полезных советов для работы.

 Я стала в эвристической беседе ставить перед учащи мися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

    Учащиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоя тельно. Если есть сложности,  я всегда стараюсь оказать учащимся  коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.

Например, разбираем тему «Внутреннее строение млекопитающих», рассматриваем рисунок и возникает вопрос для обсуждения: «Что художник на этом изображении хочет показать нам?»

        Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи. Но чаще всего на своих уроках я обычно стараюсь сочетать  традиционное обуче ние с элементами  проблемности,  с включением от дельных проблемных задач. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, получаемые ими и в готовом виде - из изложения учителя, текста учеб ника и т.д.

Я не раз делилась опытом с коллегами по данной технологии, выступая на педсоветах.

Хочу подчеркнуть  положительные качества проблемного обучения:

  1. Проблемное обучение является очень эффективным средством   повышения   познавательной   активности уча щихся. Знания, добытые путем собственного поиска, на долго становятся достоянием человека. Проблемные зада ния, предъявляемые учителем, проблемные ситуации на уроке вызывают, как правило, большой интерес и служат мотивацией познавательной деятельности школьников.
  2. Проблемное обучение способствует развитию логи ческого мышления учащихся и этим содействует их умст венному развитию. Мышление не только начинает ся с задачи, проблемы, но и в дальнейшем протекает в форме возникновения и решения ряда последовательных познавательных задач, проблемы в целом.
  3. Таким образом, проблемный подход в обучении  по своей сущности является ведущим средством активизации учения школьников. Проблемное обучение - обязатель ный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся.

Динамика качества знаний за период

2009 – 10 учебного года

        Результат использования данной технологии это призовые места в научно – практической конференции «Юные дарования XXI века» на окружном и областном этапах в 2007 - 2008, 2008 – 2009 уч. годах. Призовое  III место в очном туре  на Всероссийской научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Широко поставленная внеклассная работа -  работа кружка, издание  школьной     экологической газеты и т. д.

                В настоящее время в системе народного образования России набирает силу тенденция, направленная на создание оптимальных условий для развития личности, наиболее полного учета, как индивидуальных различий, так и типов учебных заведений.

        Под дифференцированным обучением подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких либо особенностей для отдельного обучения. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация основана на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника. Три года назад я стала применять на своих уроках элементы разноуровневого обучения.

        Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

        Главная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного  материала (не ниже требований стандарта) по предмету.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке, а выявлению опыта учеников по отношению к изучаемому содержанию. Для этого я, работая с классом, выделяю различные индивидуальности и опираясь на них, отбираю те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению. Ученики не просто слушают мое объяснение, а постоянно сотрудничают в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своей информацией, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.

        Обучение всех детей  по одинаковым программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждому ребенку. Поиск решения проблемы привел к необходимости создания уровневой дифференциации:

  1. Минимальный уровень знаний (по гос. стандартам)- характеризуется простым воспроизведением материала, после объяснения;
  2. Базовый уровень – характеризуется способностью устанавливания причинноследственных связей;
  3. Вариативный уровень (творческий)- характеризуется способностью использовать знания на практике и в нестандартной ситуации.

Хочу поделиться основными правилами:

  1. Не сравнивать детей друг с другом в отношении их успехов в обучении.
  2. Поощрять даже незначительные успехи.
  3. Стараться работать на наиболее интенсивном эмоциональном фоне.

Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).

Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

        Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

  1. Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
  3. Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

        Эту работу продолжаю проводить на своих уроках. И считаю, что для успешного обучения, повышения качества знаний учащихся необходимо применять несколько технологий, учитывая обязательно индивидуальные особенности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....

Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий

Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

План по самообразованию «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательных технологий»

План самообразования учителя физики и математикиТема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательны...


 

Комментарии

Маслак Екатерина Николаевна

Уважаемая Светлана Петровна, большое спасибо за Вашу статью! Успехов Вам и всего самого доброго!