Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий
статья по теме

Хорева Галина Михайловна

В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskogo_potenciala_uchashchihsya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий

Проблемное обучение

Особенности  методики проблемного обучения в том, что на уроке создается проблемная ситуация, формулируется и решается учебная проблема. К таким проблемам относится самостоятельное выдвижение гипотез, доказательство теорем по геометрии. Проблемная ситуация - это осознанное затруднение, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет учащегося мыслить, делать выводы. Варианты создания проблемной ситуации могут возникать неожиданно или могут быть подготовленными. Иногда ученик ставит проблему, и тогда весь класс  включается в ее решение. Или же проблема предлагается ученикам, и ученики самостоятельно или под руководством учителя находят решение.

В проблемном обучении главным является исследовательский метод. Учащиеся осваивают элементы научной деятельности, овладевают умением самостоятельно добывать знания, планируют поиск и открывают новые зависимости.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, творчески. Добытые ими знания более прочные. У учащихся появляется чувство удовлетворения, уверенность в своих силах, возможностях.

Личностно - ориентированное обучение

Личностно ориентированное обучение - это идея всей образовательной системы. Учащийся в этой технологии приоритетный субъект – цель образовательной системы. Содержание обучения – средство развития личности. На уроке  учащиеся имеют возможность задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы, обмениваться мыслями, мнениями, оценками. Любое высказывание  по содержанию изучаемой темы заслуживает уважения. В таких условиях ученики стараются быть услышанными, активно высказываются. Дидактический материал к уроку подбирается с учетом индивидуальных особенностей учеников. Технология разноуровневого обучения хорошо вписывается в систему лицея, где классы формируются на основе диагностики динамических характеристик личности и  уровня овладения учебными умениями.

В результате раскрываются индивидуальные  познавательные возможности ученика и определяются педагогические условия, необходимые для их удовлетворения.

Развивающее обучение

Суть  состоит в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу. При таком обучении дети легко овладевают знаниями, навыками, умениями, учатся способам самостоятельного постижения наук, развивают мышление, воображение, память, внимание. Учащиеся осваивают методику самооценки, это позволяет  определить соответствует ли его результат конечной цели. Иногда в  проверочные работы включается задача, требующая от ученика проявить свои интеллектуальные возможности. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, проследить за развитием интеллектуальных способностей.  Ученикам предоставляется возможность индивидуальной работы, включающей приемы самостоятельного поиска знаний, решение проблемных задач. Акцент обучения смещается  на собственную учебную деятельность ученика. В этом случае гораздо важнее желание ученика познать, реализовать себя в познавательной деятельности, а результат не придется долго ждать (знание будет) Методическая цель каждого урока – создание условий для проявления познавательной деятельности. Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Темпы развития личности индивидуальны, потому важно вывести личность каждого ученика в режим развития.