«Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий, электронных средств обучения»
статья по английскому языку на тему

Рыжова Елена Геннадьевна

Методическое объединение учителей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический педагогический совет «Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных   технологий, электронных средств обучения»

Использование ИКТ технологий при изучении английского языка с целью формирования индивидуальных путей развития творческого потенциала учащихся.

учитель английского языка Е.Г. Федосеева ГБОУ СОШ № 37


           К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, научно-исследовательские работы и проекты.
           Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).
          Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии, как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед .
           Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
          В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.                                                                            Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять материал в интересной форме, с использованием дисков, слайдов, видеороликов, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Таким образом, к положительным аспектам присутствия ИКТ в учебно–воспитательном процессе относится повышения уровня образования, качества знаний учащихся, а также рост профессиональной компетенции учителя.
           На уроках английского языка с помощью
компьютера можно решать целый ряд задач:
формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;
знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.
           Исходя из классификации типов уроков, мы применяем ИКТ, которые предполагают различные формы работы с ЦОР, такие, как фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
           Урок введения нового материала.
Использование
презентаций, видеопроектора, таблицы. 
На наш взгляд, презентации удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. На уроках введения нового материала мы используем различные образовательные программы:
"Welcome to Muzzy”, The BBC Language courses for children - курс направлен на все виды речевой деятельности. Несмотря на то, что видеопособие рассчитано на детей, его можно использовать на всех уровнях обучения английскому языку.
«Лунтик изучает английский язык» - пособие предназначено для начальной школы. С помощью разнообразных игр дети могут изучить и запомнить достаточное для их возраста количество лексики и использовать её в элементарных предложениях.
Интерактивные курсы "Enjoy English” для 2-5 классов, М. Ю. Биболетова.

Пример задания: Знакомство с Present Perfect  и его первичное закрепление. Работа в группах сменного состава.  Учащиеся разделены на группы (1,2,3). Учитель сообщает уч-ся, что сегодня они познакомятся с новым материалом по грамматике. Уч-ся самим следует определить это время и вывести формулу его образования. Затем учащиеся делятся на три группы по цвету (раздаются жетоны 3х цветов  или они выбирают сами). Учащиеся рассаживаются по группам в соответствии цвета. Примерные предложения для работы в группах. I have just had lunch. He has already posted his letter. Alice has spent all her money this week. I have never been to Paris before. Have you ever been to the USA? Mike has seen many films lately.I have not seen him for two days. I haven't heard from him since June. They have not done all the exercises yet.

 Этап №1. Учащиеся  получают предложения, написанные в Present Perfect,  которые им не знакомы.  Этап №2. Группа №1-  работает с предложениями, читает их, переводит и определяет случаи употребления нового времени. В данном случае Present Perfect. Группа№2- работает с предложениями и выявляет слова  «указатели» данного времени. Группа №3- выводит схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Этап №3. Учащиеся возвращаются в свои группы (1,2,3). Каждый учащийся рассказывает о том, что он узнал. Все члены группы составляют таблицу:

The Present Perfect Tense

Случаи употребления

Слова «указатели»

Схемы

The Present Perfect Tense используется для выражения действия или состояния, которое началось в прошлом и только что завершилось и связано с настоящим временем своим результaтом или которое началось в прошлом и продолжается в момент речи или в настоящий период времени.

ever - когда-нибудь, never – никогда, just - только что, already - уже, yet - ещё, lately - недавно, this week - на этой неделе, since с, с тех пор , for в течение

+ have\ has V3

-have\has not V3

? Have\has V3

Этап №4. Представители групп выходят к доске и презентуют свои таблицы.
           Урок контроля знаний, умений, навыков учащихся. Повышая мотивацию учащихся к практическому овладению письменной речи, мы  используем электронную почту, учащиеся отправляют на почтовый ящик письма на английском языке по темам программного материала и получают персональный комментарий в ответ. Также можно отправить контрольное задание  с помощью социальных сетей или электронного журнала.
           Урок обобщения и закрепления изученного материала. 
          Подготовка к выступлениям на завершающем этапе, выполнение презентаций для этого предназначены программа Power Point, видеоролики,
флеш-анимация.
Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.
           Используя
он-лайн тесты, учащиеся могут сразу же узнать результат работы и оценку. На своих уроках мы используем цифровые образовательные ресурсы.
Новый компонент курса "New Opportunities Russian Edition” - "Test Master CD-Rom” (издательство Pearson Education Limited. Longman) разработан для каждого уровня УМК. Диск предоставляет большое количество упражнений для отработки грамматики и лексики. Данная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся. 
Большую помощь в изучении и закреплении грамматики представляет интерактивный курс "Round-up” (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам.
            Интерактивные курсы "Grammar Practice” Third Edition with CD-ROM (Pearson Education Limited. Longman). "English Grammar In Use” Second Edition with CD-ROM (Ryamond Murphy, Cambridge University Press). В настоящее время данные курсы представлены тремя уровнями: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate. Учебные пособия построены следующим образом: в конце каждого раздела дается проверка усвоения грамматического материала в учебнике, затем проверка дается на диске (каждое упражнение соответствует определенному уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что, выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания.
Интерактивный курс "Way Ahead” (издательство Macmillan).Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы.

Пример задания: после прослушивания аудио материала (прослушивание происходит на портативном мультимедийном проигрывателе серии iPod компании Apple), содержащего информацию о различных праздниках, учащимся дается задание распределить словосочетания, относящиеся к различным праздникам в соответствии с услышанной информацией, заполнить пропуски в предложениях и затем рассказать о праздниках устно.

Этап №1. Каждой группе уч-ся дается список слов  и выражений на английском языке по теме «Праздники». the birth of Jesus Christ ,a family holiday,  ghosts, carols, to carve, October 31, Santa Claus, December 25, decorate with toys and sweets , stockings, fortunetelling, tree, trick-or-treating ,pumpkins, skeletons , witches, to tell stories.

 Группа №1 выписывает слова по теме «Рождество», группа №2 по теме «Хэллоуин». Можно сделать в форме кластера:

Этап №2. Учащиеся в группах выполняют упражнение на подстановку слов в предложениях и расстановку предложений для связного  монологического высказывания.

Группа№1. Christmas

1. Christmas is the time when Christians celebrate the birth of Jesus. 2. In Great Britain and in the USA this holiday is celebrated on December 25. 3. Christmas Day is a family holiday. 4. The parents put presents for their children into stockings. 5. Little children believe in Santa Claus. 5.  Parents and children decorate Christmas tree with toys and sweets. 6. They have a festive dinner and sing Christmas carols.

Группа №2. Halloween

1. Halloween is a festival that takes place on October 31. 2. The main Halloween activity for children is trick-or-treating. 3. Many of them carve jack-o'-lanterns out of pumpkins. 4. Children dress in costumes and masks of skeletons, witches and ghosts. 5.Fortunetelling is an important part of Halloween. 6. Today, people do not believe in ghosts and witches but they like to tell stories about them on Halloween.

Этап №3. Уч-ся возвращаются в первоначальные группы и передают информацию о праздниках. У учащихся есть маленькие конспекты, которые они могут использовать для монологического высказывания.
            Урок-проект. 
           Этот тип урока предполагает использование сети
Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии.
В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника.
           Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. Вот, например, несколько проектов, связанных непосредственно с английским языком:  речь политиков в русской и английской лингвокультурах, русские и английские идиомы и поговорки (сравнительный анализ), жанр общения русскоговорящих и англоговорящих школьников в социальных сетях и т.д. Для того, чтобы произвести сравнительный анализ различных аспектов в той или иной области, необходимо ознакомиться с массой литературой. Большинство учащихся же предпочитают интернет -как основной источник информации. Поиск информации, форматирование, распределение по нужным разделам, перевод английских слов и словосочетаний, составление таблиц, презентаций, видеороликов - все это способствует эффективному достижению поставленных целей путем формирования индивидуального и творческого потенциала учащихся.

Какую помощь может оказать Интернет, зависит от того, для решения каких дидактических задач вы его используете. Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку, и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Таким образом, без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка. ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению языка, учащиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий".

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у...

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...

«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»

В   ФГОС прописаны требования к  структуре основной образовательной программы основного общего образования.В содержательном разделе данной  программы имеется  программа развит...