Статья "Самореализация личности учащихся через использование информационно - коммуникационных технологий"
статья по экологии по теме

Камалеева Наталья Валериевна

Предварительный просмотр:

Самореализация личности учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий

Н.В. Камалеева,

Ю.Е.Тупикина

г.Киселёвск, Кемеровская обл.

Федеральный образовательный стандарт дополнительного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, выдвигает определённые требования к содержанию  дополнительных образовательных программ и  к результатам их освоения: преимущество отдаётся не столько получению предметных знаний, сколько формированию универсальных учебных действий, которые в последствии будут способствовать более успешной социализации и самореализации учащихся.

Это даёт простор для использования  разнообразных педагогических форм и методов с применением новых и новейших информационно – коммуникационных технологий. Одной из таких  нововведений  – внеурочный сетевой проект, который мы успешно использовали в своих творческих объединениях «Юннаты» и «Муравей» при изучении основ экологии.

В ходе данного проекта учащиеся  совершенствовали свои универсальные учебные действия: учились наблюдать за объектами живой природы, следить за сезонными изменениями в жизни птиц,  устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой,  добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и т.д.  Реализация проекта способствовала воспитанию в детях любви к природе, заботливого отношения к птицам, трудолюбия и милосердия.

         Проект "Голуби в нашем городе" направлен на изучение голубей, встречающихся в городе Киселевске и на определение их численности  в осенне-зимний период. Размещение материалов проекта в сети интернет позволило привлечь к участию в нём не только детей из разных творческих объединений разных школ города, но и их родителей. Использование сети интернет дало преимущество и в количестве участников проекта: 58 учащихся из трех общеобразовательных школ  и 12 родителей, в то время как работая над другими экологическими проектами нам удавалось привлечь к проекту 12-15 учащихся и 2-3 родителя.

Проект направлен на развитие активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося.  Это стало возможным  в связи с интеграцией различных учебных предметов: окружающий мир, история, экология,  технология и изобразительное искусство и вовлечением каждого учащегося в активный познавательный процесс, где каждый смог проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.

         Данный проект  позволил  расширить знания учащихся по программному материалу, изучить вопросы, связанные с ролью голубей в истории человечества.

Целью нашего проекта была подготовка и проведение внеклассного познавательного мероприятия для учащихся ДДЮТЭ "Голуби в нашем городе", которое  включало выставку рисунков, поделок о голубях, выступления с докладами, презентацию книжки - раскладушки "Голубь с веточкой оливы", сборника стихов о голубях и буклета, выставку кормушек, представление созданных презентаций.

Для привлечения внимания к нашему проекту, в качестве рекламы мы использовали стартовую презентацию, где учащимся предложили обсудить ответы на основополагающий, проблемные и учебные вопросы. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы развивать у учащихся мышление, умение анализировать, обозначить для себя проблему и определить пути ее решения. Для детей и их родителей также был  разработан информационный буклет, который помог организовать их совместную деятельность через интернет-сайт.

Проведенная вводная диагностика позволила разделить детей на 2 группы: исследовательскую и творческую.

Совместно разработанные с участниками проекта маршрутные листы существенно упростили работу групп, стали их путеводителем по проекту.

Корректировать свой план работы и планировать дальнейшие действия  детям помогала таблица мониторинга, где определенный цвет показывал выполнение пунктов плана проекта. Постоянное изменение цвета в таблице было для групп своеобразным стимулом к дальнейшим действиям, рождало дух здоровой конкуренции.

Результатом работы творческой группы стали созданные материалы: презентации, рисунки, открытки, видеоролик, книжка-раскладушка, кормушки, фотографии, сборник стихотворений о голубях - все это было  представлено на выставке на итоговом мероприятии.

Результатом работы исследовательской группы стали презентации. Наибольший интерес у детей вызвала презентация о посещении одной из участниц проекта голубятни, где она рассказала о своих наблюдениях за жизнью домашних голубей, о том, как из маленького яйца появляется птенец и вырастает во взрослого голубя.  Об удивительных фактах их жизни голубей дети рассказывали в своих сообщениях. Корме этого, они провели исследование по определению численности голубей в центре города Киселёвска. Наблюдения проходили в зимний и весенний периоды. Группа юных исследователей один раз в неделю в течение месяца проходили по кольцевому маршруту и подсчитывали всех встреченных голубей. Подсчёт вёлся  по методике Боголюбова А.С. «Методы учётов численности птиц: маршрутные учёты». Эта методика довольно сложная для учащихся начальных классов, поэтому мы им помогали. В ходе обсуждения результатов исследования, дети пришли к выводу, что весной численность голубей намного больше, чем в зимний период.

В рамках данного проекта учащиеся знакомились с правилами оформления презентаций и критериями их оценки. Опираясь на оценочные листы, дети самостоятельно отобрали лучшие презентации для представления на итоговом мероприятии. Оно было построено так, что каждый учащийся смог продемонстрировать приобретённые в ходе проекта навыки ораторского искусства, умение аргументировано выступать перед аудиторией,  представлять результаты визуальными способами, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.

В ходе работы над проектом мы с ребятами не просто изучили роль голубей и их значение для нашего города, а организовали деятельность учащихся так, чтобы они научились наблюдать за объектами живой природы, следить за сезонными изменениями в жизни птиц,  устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой,  добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы,  слушать и понимать других, работать в парах, группах и коллективно. Реализация проекта также способствовала воспитанию в детях любви к природе, заботливого отношения к птицам, трудолюбия и милосердия.

Наш проект завершен, но каждый раз встречаясь с детьми, мы видим, что он оставил неизгладимый след в их сердцах. Они продолжают увлеченно рассказывать нам о встречах с голубями, новые интересные факты из их жизни.

Познакомиться с нашим проектом ближе вы можете в сети интернет: http://goo.gl/zByaG9.

Литература

  1. http://ug.ru/new_standards/3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Формирование профессиональных компетенций выпускников через использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)»

Образовательные средства ИКТ - разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимоде...

Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникационных технологий".

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у...

Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...

«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»

В   ФГОС прописаны требования к  структуре основной образовательной программы основного общего образования.В содержательном разделе данной  программы имеется  программа развит...