«Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»
статья

Егорова Лариса Викторовна

В   ФГОС прописаны требования к  структуре основной образовательной программы основного общего образования.

В содержательном разделе данной  программы имеется  программа развития универсальных учебных действий, которая должна содержать:

5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования.

Формированию ИКТ-компетентности обучающихся должна способствовать насыщенная информационно-образовательная среда образовательного учреждения:

  • преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ;
  • локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны в помещениях, где идет образовательный процесс;
  • учителя, и другие работники обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам»

В   ФГОС прописаны требования к  структуре основной образовательной программы основного общего образования.

В содержательном разделе данной  программы имеется  программа развития универсальных учебных действий, которая должна содержать:

5) описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;

6) перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенций и инструментов их использования.

Формированию ИКТ-компетентности обучающихся должна способствовать насыщенная информационно-образовательная среда образовательного учреждения:

  • преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ;
  • локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны в помещениях, где идет образовательный процесс;
  • учителя, и другие работники обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью.

Структура и функции образовательной ИКТ-компетентности

Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.

Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

  • определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;
  • управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;
  • интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
  • создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  • передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Учащиеся должны быть способны использовать информационные и коммуникационные технологии при выполнении универсальных учебных действий:

  • познавательных: поиск и организация информации, моделирование, проектирование, хранение и обработка больших объемов данных;
  • регулятивных: управление личными проектами, организация времени;
  • коммуникативных: 
  • непосредственная коммуникация (общение в сети, выступление с компьютерным сопровождением);
  • опосредованная коммуникация (создание документов и печатных изданий, создание мультимедийной продукции, создание электронных изданий).

По каждому из перечисленных направлений умение выполнять что-либо с применением средств ИКТ включает умение выполнять это действие в принципе и уже затем делать это с применением ИКТ. Формируя ИКТ-компетенции школьников важно уделять основное внимание не сугубо компьютерно-инструментальной стороне вопроса, а более эффективному и результативному выполнению того или иного действия.

Например, обучая публичным выступлениям с компьютерным сопровождением, рекомендуется концентрировать внимание не на технологических нюансах подготовки презентации, а повышении эффективности и результативности самого выступления вследствие применения компьютерной поддержки.

Pecha-kucha (ペチャクチャ) в переводе с японского — «бла-бла-бла», «болтовня» или «звуки беседы». Автор по очереди показывает 20 слайдов по 20 секунд каждый, сопровождая их комментариями в течение 7 минут. Слайды сменяются автоматически, то есть никаких «следующий слайд, пожалуйста» или «можно назад?».

Международная школа молодежной дипломатии использует данную  методологию представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности.

В учебном процессе можно выделить следующие основные формы организации формирования ИКТ-компетентности:

  • на уроках информатики с последующим применением сформированных умений в учебном процессе на уроках и во внеурочной деятельности;
  •  при информатизации традиционных форм учебного процесса, в том числе при участии школьников в процессе информатизации (создание электронных пособий):

 – тесты;

 – виртуальные лаборатории;

 – компьютерные модели;

 – электронные плакаты;

 – типовые задачи в электронном представлении;

  •   при работе в специализированных учебных средах;
  •   при работе над проектами и учебными исследованиями:

 – поиск информации;

 – исследования;

 – проектирование;

– создание ИКТ-проектов,

 – оформление, презентации;

  •   при включении в учебный процесс элементов дистанционного образования.

Функции ИКТ-компетентных учащихся

Роли учащихся следует отвести особое место в процессе формирование ИКТ-компетентностей у субъектов образовательного процесса, они могут реализовывать целый ряд существенных функций. Эффективная модель – когда ученики учат других – и в режиме лекции, и в режиме работы в малой группе, и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащихся могут строить вместе с учителями отдельные элементы учебных курсов с ИКТ-поддержкой, готовить уроки с ИКТ-поддержкой.

Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей (прежде всего – учителей). Это может войти в их индивидуальное образовательное планирование и портфолио.

«Создание  и использование интерактивных модулей  в преподавании французского языка»

Интерактивные модули на определенную тему можно создать в программной среде LearningApps.org , которая является  приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания  предметов.

Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.

Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность

Алгоритм работы над созданием интерактивных модулей.

  1. Выбрать язык и пройти регистрацию (логин, пароль).
  2. Создать свой аккаунт учителя.
  3. Чтобы создать новое упражнение надо кликать на кнопку «Новое упражнение» на панели сверху. Здесь Вы найдете разные виды упражнений. По окончанию Вы можете их опубликовать, чтобы и другие пользователи также могли создать свои, научиться новому, благодаря вашей работе.
  4. Например, выбираем  Пазл «Угадай-ка»  на панели внизу или листаем список.
  5. Кликаем  «Создать»  Пазл «Угадай-ка»
  6. Открывается модуль, который надо заполнить вашим материалом
  7. По окончании внизу кнопка «Установить и показать в предварительном просмотре»

  1. Для просмотра всех упражнений кликать на кнопку « Все упражнения», выбрать категорию, просмотреть упражнения, которые вас заинтересуют.

Предлагаю рассмотреть  электронные дидактические материалы по предмету.

Предмет: французский язык

Класс:  5

Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. 2-е издание. Москва, Просвещение,2010.

Электронные дидактические материалы  по французскому языку для 5 класса  (учебник А.С. Кулигина  Французский язык. 5 класс)

Адрес материала в Интернете  http://LearningApps.org/display?v=bc3cui73

 Электронный  дидактический материал: «Времена года»

Раздел: « Здравствуй, французский!».

Тема: « Любимое время года»

Цель использования  электронных дидактических материалов: повторение  лексических единиц, обозначающих месяцы и времена года.

Виды представляемой информации.

Лексические единицы для продуктивного использования в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией, обозначающие названия времен года и месяцы.

Электронный  дидактический материал: «Сделать портрет»

Адрес материала в Интернете  http://LearningApps.org/display?v=efmy9kej

Раздел:  «Друзья и подруги, какие вы?».

Тема: «Представление друга»

Цель использования электронных дидактических материалов:  формирование  у учащихся умения  использовать в речи  фразы для краткого  описания  друга.

Виды представляемой информации.

Морфологические фразы  для составления предложений, которые можно использовать для характеристики человека.

Электронный  дидактический материал: «Частичный артикль»

Адрес материала в Интернете  http://LearningApps.org/display?v=4niu7rot

Раздел:  «Устроим праздник».

Тема: «Накануне праздника»

Цель использования электронных дидактических материалов: развитие умения учащихся употреблять частичный артикль в речи.

Виды представляемой информации.

Лексические единицы, обозначающие продукты питания с частичным или определенным артиклем, которые употребляются с  глаголами  «любить, обожать, покупать,  кушать».

Всю полезную информацию по данной теме можно найти на сайте

Саратовской  региональной  образовательной  ВикиВики.

СарВики - вики-сайт, размещенный на сервере Саратовского областного института развития образования. По ссылке Кафедра информатизации образования СОИРО есть возможность использовать предложенные Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

Развитие познавательных способностей учащихся через использование занимательных задач

Используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников...