" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".
презентация по английскому языку по теме

Сумбаева Ольга Федоровна

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как результат данного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obespechenie_kompetentnostnogo_podhoda....ppt926.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку Автор: Сумбаева Ольга Федоровна Учитель МОУ «СОШ № 2»

Слайд 2

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения (в широком смысле этого слова), и как результат (эффект) данного процесса . Результат для индивида – успешность, социальная конкурентоспособность Результат для социума- воспроизводство людских ресурсов с определенными качественными параметрами, которое определяет нормальное функционирование общества и создает «потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития».

Слайд 3

Такое положение вещей требует изменения образовательной парадигмы: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.

Слайд 4

Переход от знаниевой парадигмы к компетентностной Проблема: Хорошее владение набором теоретических знаний, но: трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностная парадигма предполагает подготовку умелого и мобильного специалиста, овладевшего способами и технологиями получения знаний, а не их набором.

Слайд 5

Основные идеи компетентностного подхода компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования; понятие компетентности включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций; компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Слайд 6

С овокупность взаимосвязанных качеств личности задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В методике разграничиваются категории «компетенция» и «компетентность »

Слайд 7

Компетентность - способность личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта, приобретенных знаний, умений и навыков; означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных на их основе навыков и умений.

Слайд 8

Структура компетенции Схема c и т у а ц и я Мобилиза-ция Само-управление Внутренние ресурсы Внешние ресурсы Ресурсный пакет:

Слайд 9

Компоненты ключевой компетенции Внутренние ресурсы – это зуны — знания, умения, навыки - предметного, межпредметного и жизненного характера. Внешние ресурсы – это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы. Самоуправление – целенаправленное управление ресурсным пакетом: определение состава ресурсов, необходимого для эффективной деятельности в данной ситуации; поиск и активизация необходимых внутренних и внешних ресурсов; их «сборка» и взаимное согласование. Мобилизация – «запуск» компетенции в ответ на проблемную ситуацию.

Слайд 10

Что такое ключевые компетенции? Компетенция — это готовность действовать в ситуации неопределенности. Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные . Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества.

Слайд 11

Ключевые компетенции: информационная компетенция - готовность к работе с информацией; коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной; кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; проблемная компетенция — готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих.

Слайд 12

Информационная компетенция Выражается в умениях самостоятельно: Интерпретировать,систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать аргументированные выводы; использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Слайд 13

Коммуникативная компетенция Выражается в умениях самостоятельно: вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомости и т.д.), учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Слайд 14

Проблемная компетенция, или компетенция по решению проблем Выражается в умениях самостоятельно: выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить цель на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы; в случае появления затруднений формулировать, осмысливать их и применять решение о выборе других путей и средств; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.

Слайд 15

Кооперативная компетенция, или компетенция по работе в сотрудничестве Выражается в умениях самостоятельно: находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; осуществлять коллективное целеполагание и планирование; распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов; осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.

Слайд 16

Профессиональные компетенции Подразделяются на базовые , или сквозные, компетенции , которые оказываются востребованными сразу во многих видах профессиональной деятельности, и функциональные компетенции , применение которых ограничено рамками определенной профессии, специальности.

Слайд 17

Важнейшие базовые компетенции предметная - готовность к деятельности по преобразованию различных предметов, например: знаковых систем, химических веществ, живых организмов, сырья и материалов, знаний и умений и др.; методологическая - готовность использовать различные методы деятельности; технологическая - готовность к использованию различных технологических процессов; менеджерская - готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер; предпринимательская - готовность к профессиональной деятельности, имеющей инновационный характер .

Слайд 18

Технология разработки и применения компетентностно- ориентированных заданий на уроке Позволяет моделировать образовательные ситуации для освоения ключевых компетентностей в процессе деятельности за счет использования возможностей содержания изучаемого программного материала. Позволяет моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством специальной организации изучения традиционного программного материала.

Слайд 19

Методы формирования и развития ключевых компетенций Обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся. Открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт. Решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста.

Слайд 20

Дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций. Игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум. Проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты - практические работы, имеющие жизненный контекст.

Слайд 21

При составлении поурочного плана, необходимо добавлять компетентность. Аспект I ступень Письменная коммуникация - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры - излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом Публичное выступление - соблюдает нормы публичной речи и регламент - готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления - использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления, - работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание Диалог - начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами, отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога, Продуктивная групповая коммуникация - ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, Коммуникативная компетентность

Слайд 22

Аспект Уровень I Идентификация (определение) проблемы - объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем - в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются Целеполагание и планирование деятельности - определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи, Применение технологий - корректно воспроизводит технологию по инструкции Планирование ресурсов - называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности Оценка деятельности - выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности Оценка результата \ продукта деятельности - сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу, - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом. Оценка собственного продвижения (рефлексия) - указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности, - называет мотивы своих действий Компетентность разрешения проблем

Слайд 23

Аспект Уровень I Планирование информационного поиска - указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет, - выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи, - пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам. Извлечение первичной информации - проводит наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей - воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам Извлечение вторичной информации - извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию) Информационная компетентность

Слайд 24

Аспект Уровень I Извлечение вторичной информации - извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию) Первичная обработка информации - систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры, - переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот. Обработка информации - точно излагает полученную информацию, - задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации - находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

Слайд 25

Современные учебники содержат упражнения, формирующие ту , или иную компетентность. Планирование информационного поиска: ( - прочтите, прослушайте - соотнесите - просмотри и найди - выбери, подбери, вставь ( без изменений) Письменная коммуникация : - напиши письмо, открытку, сочинение по картине ( 1 уровень) - напиши заметку в газету ( 2 уровень)

Слайд 26

Извлечение вторичной информации: - прочти и перескажи, опиши главного героя - прочти, прослушай и ответь на вопрос Продуктивная групповая коммуникация: - прочтите, обсудите, спланируйте ( в группе) Целеполагание и планирование: - спланируйте экскурсию, поход… Публичное выступление: - подготовь сообщение и выступи перед одноклассниками

Слайд 27

Обработка информации: -выводы, заключение, обоснование, доказательства 1 уровень: 2 уровень: делает автор делает ученик Первичная обработка информации: - прочитай и заполни таблицу, опиши картинку…

Слайд 28

Для формирования компетенций при обучении иностранным языкам хорошо работает метод проектов . Итак, рассмотрим какие компетенции мы можем формировать на каждом этапе проектной или исследовательской работы. Этап Результат Компетенции 0. Создание поля выбора области исследования аккумулирование и актуализация знаний в проблемных областях Ценностно-мотивационный компонент ( общеучебная компетенция ) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности , основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе и внешкольных социокультурная комптенция

Слайд 29

Этап Результат Компетенции 1. Постановка исследовательского вопроса. Постановка целей и задач исследования. стратегическая компетенция общеучебная компетенция социолингвистическая компетенция 2. Сбор информации о том, что уже известно по данной теме. Анализ литературы, Систематизация знаний, выделение главного, отбрасывание несущественного. учебно-познавательная компетенция 3. Выдвижение гипотезы, построение модели. компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности 4. Выбор методики исследования Знания о методах и методиках, представления о допущениях данной методики и измеряемых параметрах образовательная компетентность стратегическая компетентность

Слайд 30

Этап Результат Компетенции 5. Получение результатов Порождение эмпирического знания компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельностиобразовательная компетенция 6. Анализ результатов и получение ответа на поставленный вопрос Порождение экспериментального знания образовательная компетенция социокультурная компетенция 7. Написание работы языковая компетенция 8. Осмысление результатов относительно исходных задач и целей Обобщение знания образовательная компетентность 9. Презентация знания Знание о формах презентации грамматическая (grammatical competence) или лингвистическая (linguistic) компетенция социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) дискурсивная компетенция (discourse competence) социокультурная компетенция (sociocultural competence)

Слайд 31

При реализации компетентностного подхода педагог должен остерегаться: - по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; - воспитывать учеников так, как был он воспитан сам; - представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских проблем; - мелочных правил и инструкций; - бездоказательных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам

Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку

«Ум является комплексом способностей — наблюдательности, памяти, мышления и т.д., поэтому всякое усовершенствование в одной способности ведет за собой развитие других... » Хрестоматиzи «Тео...

Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку"

Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку" предлагает использование приемов интенсивной методики,мнемотехники,игровой и здор...