Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку в системе работы по реализации ФГОС (технология автономного/самоуправляемого обучения)
статья на тему

Лясота Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

  Современные педагогические технологии

в обучении иностранному языку в системе работы по реализации ФГОС

(технология автономного/самоуправляемого обучения)

.

Лясота И. А.,

учитель немецкого языка

МКОУ «Приобская СОШ»,

высшая квалификационная категория

План.

1.Актуальность  технологии автономного/самоуправляемого обучения иностранному языку.

2. Характеристика технологии автономного обучения  иностранному языку.

3. Деятельность педагогов по развитию автономности учащихся.

4. Формы и методы  технологии автономного изучения иностранного языка.

      Когда я начала работать по новым ФГОС я поняла, что здесь необходимо пересмотреть, методически перестроить свою работу или внести новое в преподавание немецкого языка. Если еще учесть отношение общества к немецкому языку, якобы этот язык не нужно изучать, нужен только английский, то необходимость внедрения новых современных технологий в преподавание предмета  стало явным.

      Когда я стала знакомиться с современными технологиями, меня привлекла технология автономного/ самоуправляемого  обучения иностранному языку.  Почему?

1.Актуальность  технологии автономного/самоуправляемого обучения иностранному языку.

Для поддержание в современном мире высокого профессионального уровня специалиста с высшим образованием требуется достаточно высокая степень владения иностранным языком, достижение которой в большой мере зависит от наличия умения самостоятельно работать над языком. В связи с этим предлагается предусматривать целенаправленное формирование у обучаемых умений самообучения как задачу, не менее значимую, чем обучение иностранному языку как  таковому.

Более ста лет назад один из самых знаменитых натуралистов своего времени Томас Хаксли определил образование как изучение правил игры под названием «жизнь». Образование согласно этим правилам означало умение жить по законам природы. Он остроумно замечает, что если бы будущее благополучие ребенка зависело от умения играть в шахматы, то вряд ли нашлись бы родители, которые допустили, чтобы их ребенок вырос, не умея играть в шахматы. Данная метафора вполне применима к современным требованиям в образовании, где основное правило – научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.

     Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин (Колкер Я.М.).

В современных условиях стремительного развития науки,  образования,  информационно-коммуникационных  технологий одной из главных задач становится развитие в человеке устойчивой потребности к непрерывному самообразованию.

На это указывает Федеральный Государственный образовательный Стандарт ООО. В главе 1 статьи 5 сказано:  В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Для этого в первую очередь необходимо научиться работать «по собственному сценарию», т.е. развивать учебную автономию.

В последнее время проблема развития  навыков  и  умений  учебной  автономии  при обучении иностранному языку вызывает повышенный интерес отечественных и зарубежных исследователей (А.Е. Капаева,      И.В. Лукша, Н.Ф. Коряковцева, Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина,  Х. Холек, Д. Литтл и др.).

Они используют термин «самообучение» иностранному  языку,  который  определяет  как самостоятельную  учебную  деятельность, как осознание ответственности каждого обучающегося за процесс и результат собственной учебной деятельности.

Понятие автономного/самоуправляемого обучения не ново. Еще в глубокой древности древнегреческие ученые Аристотель, Сократ, Платон и др. глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Свое дальнейшее развитие эти суждения получили в трудах  Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые говорили о необходимости обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем критически мыслящего человека.

В России Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский заложили основы специального изучения человека как воспитуемого и воспитателя. Ушинский К.Д. обосновал необходимость учиться всю жизнь.

Сегодня лозунг «учить учиться» приобретает новое звучание.  Речь идет о значительном повышении ответственности школьника за ход и результаты процесса овладения знаниями, в том числе и по иностранному языку.

Автономия изучающего ИЯ рассматривается как образовательная цель, показатель сформированноcти умения изучать язык и как компонент содержания обучения ИЯ.

2. Характеристика технологии автономного обучения иностранному языку.

Что же это за технология?

С  точки  зрения И.Н. Хмелидзе, автономный подход выполняет развивающую функцию, которая заключается в повышении мотивации к предмету«Иностранный язык» через развитие мышления, познавательных и языковых способностей, формирование осознанного, творческого отношения к изучению иностранного языка.    Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан,  чтобы  создать  для  обучающихся  ситуации,  которые стимулируют  их  к  самостоятельной  деятельности  по формированию стратегий.

 При  этом  представляется необходимым  подчеркнуть,  что  учебной  автономии нельзя научить или научиться, ее можно постепенно развивать  через  сознательное  отношение  к  процессу обучения.

Из множества приведенных выше определений автономного/ самоуправляемого обучения, по мнению Коряковцевой Н.Ф., следует, что широкое понимание автономии / самообразования / самообучения учащегося в УД (учебная деятельность) предполагает следующие параметры:

1. Деятельностный параметр (включая базовый / технологический): владение стратегиями и приемами УД и управление УД от постановки цели до оценки результата (причем оценке подвергается как результат овладения изучаемым языком, так и те приемы и способы УД, которые для этого использовались) в соответствии со своими потребностями, что можно определить как учебную компетенцию учащегося;

2. Личностные параметры: способность к критической рефлексии, к принятию ответственных решений относительно всех этапов УД (в ситуации свободного выбора), к переносу опыта УД в новые учебные ситуации, гибкость в различных учебных контекстах.

Подведя итог выше сказанному можно определить что Учебная  автономия– это способность обучающегося, выступающего в качестве субъекта процесса учения, самостоятельно ставить цель  деятельности,  планировать  свои  действия,  выбирать  способы  учебной  деятельности  и  формы работы,  осуществляя  при  этом  рефлексию,  самоконтроль  и  самокоррекцию,  а  также  нести полную  ответственность  за  результаты  своей учебной  деятельности  и  переносить  их  в  новый учебный  контекст.

3.  Деятельность педагогов по развитию автономности учащихся

В условиях ФГОС роль учителя меняется. Он больше не – наблюдатель, он- помощник (помощь индивидуально направлена), консультант, партнер, в задачи которого входит эмансипация учащегося, развитие у него ответственности за принятие решений относительно своего процесса обучения.

К задачам консультанта относятся следующее:

- психосоциальная поддержка,;

- техническая поддержка,

- методические рекомендации по работе с материалами, предлагаемыми к самостоятельному

Управление самостоятельной учебной деятельностью обучаемых может быть

-жестким (регламентируется каждая учебная операция),

-относительно жестким (обозначаются цель и ориентиры, а также контроль некоторых операций) и

- гибким (задается только цель, а учащийся должен самостоятельно выбрать средства и способы выполнения учебных задач).

Эффективность самостоятельной работы в значительной мере зависит от качества учебных материалов, методических пособий и инструкций. 

Предпосылкой для становления самостоятельности может стать развитие и тренировка таких качеств как:

  • ответственность и обязательность выполнения полученного задания к определенному сроку через отчет за проделанную работу перед соучениками;
  • саморегулирование через выполнения графика запланированной работы;
  • анализ собственной учебно-познавательной деятельности посредством рефлексии;
  • самооценка и взаимооценка, например, посредством учебных заданий, к которым имеются ключи.

    Для того, чтобы это осуществить необходимы следующие дидактические элементы:

  • формулирование и учет потребностей учащихся;
  • совместное обсуждение и запись учебных целей;
  • превращение этих целей в содержание занятий по обучению ИЯ;
  • анализ проведенных занятий.

Чтобы узнать, на каком уровне находится мотивация, самостоятельность, потребность в изучении иностранного языка у моих учеников,  я провела в январе 2016 года анкету. Было опрошено 48 учеников 4-6 классов. Данные анкеты говорили о том, что необходимо использовать в моей работе метод автономного (самоуправляемого) обучения иностранному языку. Так я пришла к этому методу. В январе 2017года я провела повторное анкетирование. Данные показали, что необходимо продолжать использовать данную технологию. Вот эти данные.

Вопросы анкеты

Январь 2016

Январь 2017

1.Я с удовольствием хожу на урок немецкого языка.

40(83%)

42(87%)

2. Мне интересно на уроке немецкого языка.

43(89%)

44(91%)

3.Задания на уроке мне понятны.

38(79%)

41(85%)

4.Я активно работаю на уроке.

18(37%)

28(58%)

5.Я сам готовлю домашние задания.

36(75%)

42(87%)

6.Домашние задания вызывают у меня затруднения.

27(56%)

39(81%)

        Педагогическое взаимодействие, когда происходит включение обучающихся в процесс принятия решений относительно целей, путей и результатов обучения (в традиционном образовательном процессе это исключено), а вместе с решениями и принятие на себя ответственности имеет следующие результаты:

  • Цели, содержание и подходы к организации обучения ИЯ не просто известны учащимся, но и приняты ими.
  • Учащиеся могут ориентироваться в учебном процессе, т.к. они знают что, почему, где, когда и как будет изучаться учебный материал (на примере учебника И.Л.Бим «Немецкий язык» 9 класс). Если в учебниках нет такой информации необходимо учителю составить такой график.
  • Совместное обсуждение и принятие решений включает в себя также и принятие на себя обязательств и ответственности за их выполнение, прежде всего перед учебным коллективом.

С позиции учащегося развитие его автономности можно представить в следующей технологической схеме, которая по существу отражает основные компоненты продуктивной самостоятельной учебной деятельности:

1. Мотивационный компонент и целеполагание.

2. Выбор средств и способов, то есть процессуальная сторона деятельности.

3. Конструирование личностного образовательного продукта, то есть получение результата/продукта деятельности.

4. Самооценка результата/продукта.

5. Рефлексия самостоятельной деятельности способов ее организации.

6. Самоподдержка, включающая необходимую коррекцию.

4. Формы и методы  технологии автономного изучения иностранного языка.

     При изучении предмета «иностранный язык» технология автономного/самоуправляемого обучения является наиболее перспективной и эффективной. 

          Чтобы облегчить изучение иностранного языка, необходимо научить обучающихся видеть языковые   закономерности, самостоятельно их осмысливать, самостоятельно открывать новые  правила, т.е.  научить их определённым стратегиям работы с учебным материалом. Давно известна истина, что самостоятельно открытое запоминается лучше и надолго. Эти стратегии хорошо укладываются в схему СОС: собрать – осмыслить (упорядочить) – систематизировать

  1. Собрать: Материал предъявляется всегда в контексте (лучше в тексте, ещё лучше в аутентичном, но      

               приемлемы и просто предложения связанные по смыслу). Текст должен быть понятным, в      

              ином случае предварительно необходимо поработать над пониманием текста. Лучше это    

              делать в парах тогда обмен мнениями будет более интенсивным (задание: выписать или  

              подчеркнуть)

  1. Осмыслить (упорядочить): Выписанные предложения (словосочетания, слова) необходимо  

            упорядочить, т.е. отнести к определённым группам (задание: заполни таблицу, выдели

            цветом и т.д.) Именно эта работа позволяет структурировать общности/схожесть (или

            различия) языкового материала.

  1. Систематизировать:  Именно на этой фазе происходит открытие правила. (задание: сформулируйте

            правило, приведите примеры)

Не все и не всегда ученики готовы к выполнению задания последней фазы, т.е. к формулировке правила. Для овладения этой стратегией можно предложить систему заданий, построенных по принципу от рецептивного через репродуктивное  к продуктивному (как на иностранном, так и на русском языке).

  • Выбрать из предложенных вариантов правильную формулировку правила
  • Заполнить пропуски в тексте правила
  • Рассмотрите приведённые примеры и сформулируйте правило
  • Придумайте, как лучше запомнить это правило (схема, рисунок, рифмовка)

Преимущества данного метода: 

  1. В центре урока – ученик, т. к. основную работу проделывает он сам.
  2. В центре обучения – познавательная деятельность учащегося, учитывающая  и развивающая его индивидуальные возможности, креативные и рефлексивные способности
  3. Задача учителя – организовать продуктивную учебную деятельность учащихся, которая представляет собой определённый тип самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности учащихся
  4. Работа индивидуально, в парах, группах

Всё это соответствует личностно-ориентированной парадигме обучения иностранному языку.

При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий  обучения, например автономного обучения, метекогнитивных, создаются особые отношения между учениками и учителем, между самими учащимися, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды (Бим И.Л.).

В контексте личностно-ориентированного обучения Коряковцева Н.Ф. подчеркивает основные характеристики автономии учащегося следующими компонентами:

1. базовый / технологический 

2. деятельностный

3. личностный –

4. конструктивный

Для формирования регулятивных  УУД  рекомендуется использовать:

1. Приемы ТРКМ (технология развития критического мышления):

     -      Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал;

-      Прием «Кластеры»;

-      Игра «Как ты думаешь?

-      Стратегия « Зигзаг».

2. Листы самоконтроля и самооценки.

3. Портфолио.

4. Проблемно диалогическая технология.

Приемы формирования познавательных УУД:

1. Приемы ТРКМ.

- Прием  «Толстых и тонких вопросов»;

-      Ромашка  Блума;

-      Мозговой штурм:

-         Перекрестная дискуссия;

-         «Шесть шляп мышления»;

-         Чтение с остановками;

-         Прием «Верные – неверные утверждения»;

-         Эссе, свободное письмо.

2. Исследовательская работа.

3. Методы и приемы технологии педагогических мастерских.

4. «Тетрадь открытий».

5. Проблемно -  диалогическая технология.

6. Технология продуктивного чтения.

    Приемы формирования коммуникативных УУД:

1. Приемы технологии диалогового взаимодействия:

-         Дискуссия;

-         Дебаты.

2. Игровые технологии.

3. Проблемно - диалогическая технология.

4. Технология продуктивного чтения.

В ходе работы в рамках  этих технологий учащиеся:

-         учатся вырабатывать собственное мнение, на основе осмысления опыта .идей, представлений;

-         приобретают навык строить умозаключения и логические цепи доказательств;

-         учатся выражать свои мысли ясно, уверенно  и по отношению к окружающим корректно.

Наиболее интересной и достаточно эффективной формой работы над языковым материалом согласно данной технологии, является обучение по станциям, которую я часто применяю в своей работе.

Преимущества использования   метода«Обучение по станциям»:

  • игровая ситуация ;

-Развиваются коммуникативные компетенции:

  # умение работать  в команде,  

  #делать выбор?

 #принимать решение.

-Выполняя задания совместно, обучающиеся учатся сравнивать,

сопоставлять  имеющиеся знания, приобретают новые знания в данной области.

-Команды могут работать в индивидуальном темпе.

-Самостоятельность в выборе количества и видов выполняемых заданий

Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования или перестановки в кабинете.

Другая возможность развития самостоятельности учащихся в этом методе – это введение элементов рефлексии учебного процесса..

Самостоятельность учащихся в процессе обучения ИЯ включает в себя и межкультурный аспект..

Развитие способности учащегося к автономной учебной деятельности в области изучения языка и культуры, по существу, означает развитие личностных качеств учащегося, которые обеспечивают его самоопределение, самореализацию и саморазвитие в образовательной среде, превращают его в действительного субъекта взаимодействия в процессе обучения и изучения иностранного языка. А это, в свою очередь, способствует гармонизации взаимодействия учащихся.

В терминах личностного развития учащегося понятия «автономии изучающего ИЯ» и «автономного изучения ИЯ» можно соотнести со способностью выстраивать «индивидуальную образовательную траекторию», которая определяется как последовательное самодвижение учащегося по основным этапам продуктивной образовательной деятельности от диагностики и постановки задач до рефлексивной самооценки. (Хуторской А.В., 2000).

Применительно к изучению ИЯ такое последовательное самодвижение учащегося по основным этапам продуктивной учебной деятельности и можно определить как технологию автономного самоуправляемого освоения ИЯ.

Используемые методы  обучения  по  развитию  иноязычной компетенции на основе активизации самостоятельности

Метод

Содержание

Эвристический

Метод  коллективного  поиска оригинальных  идей,  эвристических вопросов,  многомерных  матриц, личной  аналогии,  синектики, организованных стратегий;

Логические методы решения задач

Применение  правил  анализа, сравнения,  обобщения, классификации,  индукции,

дедукции;

Исследовательский метод  

Мозговая  атака,  круглый  стол, творческий ответ;

 Проектный  

Проекты  конкретного  социального обследования,  конструктивно- практические  (коллаж,  дневник наблюдений, придумывание игры),информационные  и исследовательские,  издательские, сценарные  проекты,  творческие работы;

Игровой

Моделирование  деятельности:  ролевая, дидактическая, деловая игры;

Дискуссионный

Проблемно-рефлексивный  диалог; полилог;  позициональная дискуссия;

Рефлексивно-самооценочный

Портфолио  –  собственность,портфолио–отчет,  портфолио достижений,  рефлексивный портфолио,   проблемно-ориентированный,  портфолио  для развития  навыков  высшего мышления,  тематический портфолио;

Когнитивный

Преобразующее восприятие знаний по  языку  (изменение  структуры материала по теме, в использовании иных  по  сравнению  с  учебником, форм  обобщении,  в  вариативности формулировок  (правило  тоже  –примеры  –  свои;  материал приводится  в  сравнении  с  ранее изученными  темами;  материал вводится  в  рамки  более  широкой темы);  предвидение  результатов учебного  действия;  текст  с  заранее прогнозируемыми  трудностями (лингвистические, социокультурные,

социолингвистические  (термины),

Обозначенное  сочетание  методов  позволяет  соотносить  в  процессе обучения когнитивные (связанные с процессом усвоения иностранного языка), рефлексивные, регуляционные, организационные и мотивационные факторы; развивать  метапознание  посредством  процедур  контроля  и  регулирования, которые  применяются  обучающимся  в  его  когнитивной  деятельности  при изучении иностранного языка, посредством его знаний об этой деятельности.

Таким  образом,  цель  обучения  иностранному  языку  –  развитие иноязычной  компетенции  посредством  активизации  самостоятельности учащихся, определила методы и формы обучения иностранному языку.

Автономное/самоуправляемое обучение полностью вписывается в  Федеральные  государственные  стандарты второго поколения, так как  предполагает развитие базовых универсальных учебных действий:

  • Личностных (развитие самооценки, умение соотносить своё поведение  с принятыми этическими принципами)
  • Регулятивных (планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; прогнозирование, оценивание; элементы саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к преодолению трудностей)
  • Познавательных (логические действия и действия постановки и решения проблем, умение структурировать знания и т.д.)
  • Коммуникативных (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать с ними, учёт позиции других людей)

Итак, что отличает самостоятельных, автономных учащихся? – Они:

  • сознательно планируют и регулируют свои учебные действия;
  • владеют и апробируют различные когнитивные стратегии;
  • в состоянии устанавливать взаимосвязь нового знания с уже имеющимися знаниями;
  • могут отслеживать процесс собственного обучения;
  • могут анализировать свой мыслительный процесс и ход учебно-познавательной деятельности, делать выводы из проведенного анализа;
  • могут переструктурировать и реорганизовать свои знания,
  • обладают обширными и хорошо организованными знаниями, умеют гибко их применять.

Способность к автономному обучению закладывается уже на раннем этапе обучения ИЯ. Важно научить ребят учиться, помочь им найти наиболее удобные для каждого учебные приёмы и стратеги. В перспективе способность к автономному обучению должна стать основой постоянного развития личности, залогом непрерывности процесса обучения. Реализация контекста автономии учащегося в УД по овладению ИЯ позволит поддерживать и развивать систему непрерывного языкового образования, обеспечит учащемуся возможность самостоятельно поддерживать и совершенствовать свой языковой уровень в различных учебных ситуациях, в условиях варьируемого учебного контекста, разнообразия образовательных систем, изменяющихся социальных потребностей в области иностранного языка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)

В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Использование иформационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)

Самая основная и сложнейшая работа в обучении иностранному языку-этонаучить говорить на изучаемом языке,а для достижения этой цели необходимо создать сильнейшую мотивацию....

Итоговый контроль по ФГОС при обучении иностранному языку в системе СПО (из опыта работы)

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, требования, обязательные при реализации основных профессиональных образовательных программ, н...

Система работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся при обучении иностранному языку

Методические рекомендации. Одними из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранному языку являются формирование и совершенствование ин...

Статья на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья раскрывает суть некоторых современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку в системе среднего профессионального образования....

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...