« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»
материал по немецкому языку на тему

Сакинова Флюра Хаббаровна

Предварительный просмотр:

     

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс. Как же сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению немецкого языка, создать условия для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала, развития познавательных интересов?  Как научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться? Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические условия поддержки и развития способностей учеников, сочетая большую практическую направленность с глубокой проработкой научной теории.              

     При организации учебно-познавательной деятельности использую элементы личностно-ориентированных технологий. Владею теорией и методикой преподаваемого предмета.       В своей работе использую программы для основных общеобразовательных школ И.Л. Бим. Немецкий язык.5-9 классы, издательство « Просвещение»2008г. рекомендованное Министерством образования Р.Ф. , программы для основных общеобразовательных школ И.Л. Бим .Л.И. Рыжова Немецкий язык. 2-4 классы . В образовательном процессе использую предметную линию учебников И.Л.Бим согласно Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации:  Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык (2, 3, 4 классы) , Просвещение; Бим И.Л., СадомоваЛ.В. Немецкий язык (5-9 классы), Просвещение.

Данный УМК содержит много проектов, таблиц, диаграмм, темы курса актуальны, соответствуют возрастным особенностям классов, мне нравится, что материал имеет блочную структуру и УМК  соответствует требованиям программы, основным нормативным документам, является завершённой линией

В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции:                                                                                                                                 -теория содержательного обобщения В. В.Давыдова. Согласно этой теории учебный предмет не просто трактует систему знаний, а особым образом (через построение его содержания) организовывает усвоение ребенком содержательных обобщений генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования.                                                                            -теория активизации учения Т. И. Шамовой. Сущность принципа активности в обучении. Активизация учения — мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учащихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.                                                                                                 -теория индивидуализации обучения И. Э. Унт. В понимании индивидуализации обучения И.Э.Унт опирается на необходимость правильного и исчерпывающего отражения, во-первых, общих черт учета индивидуальных особенностей детей и, во-вторых, охвата, по возможности, всех форм и методов учета этих особенностей.             -теория личностно (индивидуально) - ориентированного обучения Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитеса, А. В. Петровского, И. С. Якиманской.                                                                                                                    

         Качество образования учащихся в современной педагогике чаще всего определяется посредством понятия компетенции. Данный подход обусловлен требованием постиндустриальной эпохи,  общеевропейской тенденцией  интеграции экономики и системы высшего образования, определяется  проходящей в последнее десятилетие сменой  образовательных парадигм.                                                                        Компетенция понимается мною как осведомленность человека в какой-либо области, владение умениями и навыками. Путем анализа предметных образовательных сфер и их соотношения с социокультурной ситуацией я пришла к выводу, что необходимо выделить и отрабатывать  следующие типы предметных компетенций: техническая; информационная, психологическая; коммуникативная; правовая; социальная; культуроведческая. Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности.  Компетентностный  подход к обучению учащихся  для меня представляется самым перспективным в условиях реформирования системы образования. На сегодняшний день существует немало проблем в преподавании  немецкого языка, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому, на мой взгляд,  школьное обучение иностранному языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся. Таким образом, деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии: проектная,   формирования критического мышления, проблемного преподавания, информационные технологии.  Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности.    

       Результативность работы определяется также степенью участия учеников в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях.

Основным условием обеспечения результативности учебного процесса, на мой взгляд, является сформированность положительной мотивации в учебной деятельности ребенка. Поэтому особое внимание я уделяю изучению и решению проблемы мотивации в учебной деятельности. Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, в целях формирования положительной учебной мотивации  я придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:                                                                                                                                               1.    Определение и уточнение  целей обучения.

2.    Изучение исходного уровня мотивации.

3.    Определение ведущих мотивов учебной деятельности.

4.    Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.

5.    Анализ динамики мотивации и ее причин.

6.    Формирование положительных мотивов обучения.

7.    Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

Используемыми мною типовыми наставлениями и компонентами, стимулирующими ученика,  являются:  наличие информации о задании и обучающих материалах;  уточнение задачи; наличие необходимых первоначальных знаний; наличие знаний, касающихся способов решения проблемы; ожидание со стороны ученика необходимой готовности и усилий; побуждение ученика сформулировать задачу и способ решения; побуждение ученика сформулировать критерий оценки результата, выбранного способа решения и необходимого времени для выполнения.

           В целях формирования навыков самообразования проделана большая работа: учащиеся приобрели навыки  работы на компьютере,  используют различные программы устного и письменного общения, освоили основы информационного поиска. Особенно важно, что у большинства учеников сформирован навык самостоятельной работы и оценки собственной деятельности.  Сформированная положительная мотивация на обучение способствует формированию у учащихся стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности.

                Опыт работы с детьми, показывает, как важно уделять значительное  внимание  в ходе  уроков созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, стараюсь  подтвердить то «ощущение» знаний, которое высказывает ученик, побуждаю ученика играть активную роль и быть уверенным в себе. Ученики активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные предложения. При этом я стараюсь  избегать категоричных суждений и  утверждений. Диалог строится на взаимоприемлемых темах: ожидание выполнимости задания; предположение о необходимых затратах времени и усилий; предложения, планы (самостоятельные задачи) ученика; критерии оценки результата; определение путей достижения результата.                                                                                                                                   Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению          

            иностранных языков путём развития внутренней мотивации при помощи переноса  

            центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это                              

 ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к  обучению языку подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками   как мотивирующего фактора Преимущества её известны  давно и широко используются в методике преподавания иностранного языка. Следует отметить положительные стороны этого вида работы:                                                                                                                  - повышение общей мотивации  учащихся;                                                                                                                                               -образовательная и воспитательная ценность;                                                                              

           - повышение значимости немецкого языка как средства общения;

           В течение последних лет приоритетным направлением в моей педагогической              

           деятельности является освоение и внедрение в учебный процесс проектных методов обучения. Из всего многообразия педагогических технологи метод проектов, как показал опыт моей работы, есть наиболее подходящий для реализации личностно-ориентированного обучения. Данный метод привлек меня,     прежде всего, лозунгом его основателей, который гласит: «Все из жизни, все для  жизни». Метод проектов позволяет мне создать на уроке атмосферу, в которо  каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основ методики сотрудничества. Работу над проектами ведем с учащимися поэтапно. На  каждом этапе решаем определенные задачи, намечаем деятельность учащихся и   учителя. Обычно последовательность выполнения проектов выглядит следующим образом:1.Целеполагание.2.Планирование работы.3.Выполнение проекта.4. Защита  проекта.5.Обсуждение итогов работы над проектом. Личностно - ориентированный подход к обучению предполагает предоставление          каждому учащемуся права выбора задания в соответствии с его индивидуальными       возможностями и способностями. Проектный метод обучения является одним из средств, реализующих данное право, и подразумевает деление учащихся на определенные группы. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик    получает самостоятельный участок работы в проекте.  В процессе его выполнения  учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта поэтому все активно включаются в поиск новой информации, в «добывание»   знаний. это огромный стимул к активному усвоению учебного материала.   Овладевая  культурой выполнения проектных заданий, мои учащиеся приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия,  реализовывать усвоенные ими     средства и способы работы, что является важным при осуществлении личностно-ориентированного обучения. Кроме того, работая над проектом, они учатся действовать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка  работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. При использовании данного метода меняется и моя роль. Являясь консультантом,  помощником, наблюдателем, источником информации, главную задачу вижу не в передаче знаний, а в обучении способам получения знаний.  Современные учебники   немецкого языка представляют  возможность использовать метод проектов  практически по любой теме. Мои учащиеся выполняют следующие типы проектов: творческие;  ролево -игровые; информационные;

   Проект как способ организации познавательной активности учащихся чётко            

  ориентирован на конечный результат, значимый для школьников. Во время работы

 над проектом учащиеся проявляют себя совершенно неожиданно. У них есть  

  возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. В

  основе проекта лежит проблема, а для её решения требуется не только знание языка, но и владение разными предметными знаниями, необходимыми для выполнения проекта. Проекты выполняем кратковременные (рассчитанные на 1 урок или часть урока, средней продолжительности (5-10 уроков), а также долгосрочные (несколько месяцев).Приведу  примеры: а)при изучении темы в 6 классе «За окном листопад» провожу конкурс краткосрочных творческих проектов «Времена года». Для выполнения задания ученики разбиваются на четыре группы. Их задачи:- подобрать аргументы в пользу времени года, которое они выбрали;   - придумать символ сезона, нарисовать его; - при ответе использовать следующие выражения: по моему мнению,…; я считаю, что…; я уверен, что….При оценке выполнения задания учитываю не только убедительность аргументов, но и лаконичность, выразительность нарисованного символа сезона. б) при изучении  вводного курса учащиеся начинают выполнять долгосрочный проект и создают проект  « Ein Buch über mich» в). примером ролево-игровых долгосрочных проектов могут служить инсценировки сказок. Особенной популярностью пользуются у детей известные сказки как иностранных, так и русских авторов: «Красная шапочка»,                        « Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие, которые были поставлены моими учащимися за последние годы.   г) к числу информационных можно отнести проект  «Города Германии», подготовленный в 8 классе . Разбившись на  группы, учащиеся собирали информацию о Берлине, Кёльне, Мюнхене. « Города Золотого кольца» подготовленный в 7 классе, где учащиеся собирали материал о наших городах. Главное, что учащиеся активно включались в самостоятельный поиск информации, учились работать с источниками, подходили к выполнению задания творчески.    При этом я вижу, как раскрывается творческий потенциал учеников, вижу их в активной позиции,  деятельности, поддерживаю интерес к немецкому языку. Проектная деятельность позволяет  учащимся:  1) Превратить рутинную работу над лексикой, грамматикой, фонетикой в     увлекательное, творческое занятие.                                                                                    

 2)Вовлечься в активную речевую деятельность
3)Научиться работать с информацией.                                                                                                                                           Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что обучающиеся в  

 процессе работы над учебным проектом постигают реальные процессы                                                                                        

 - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;                                                                                                                                                                        -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных  и

 практических задач;                                                                                                                    

  -приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;                              

  -развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора       информации, наблюдения, проведения экспериментов, обобщения);                                   -развивают системное мышление.                                                                                                                                    

 Используя метод проектов отслеживаю результативность своей деятельности                                -количество проектов, в которых принимал участие ученик;                                             -степень самостоятельности на различных этапах проведения работ;                                                    -круг источников информации;                                                                                                                   -умение  позиционировать себя  и результат своей деятельности.                                                                               Изучая эти данные, принимаю оперативные решения. Вижу, что нынешние восьмиклассники обладают по сравнению с детьми их возраста, не знакомыми с обучением по методу проектов , более высоким уровнем знаний,  умений и навыков. Например, знают и умеют использовать в речи больший объем лексики, могут самостоятельно составить рассказ, для них привычны публичные выступления. Все свободно владеют компьютером и пользуются сетью Интернет, могут самостоятельно найти и обработать информацию, обладают навыками работы в коллективе. В ближайшее время планирую подготовить долгосрочный проект в 9 классе по теме : «Средства массовой информации».                                                                                                                                            Как показывает практика, метод проектов позволяет решать дидактические задачи и соответственно превращает уроки иностранного языка  в дискуссионный исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.                                             Применение проектной  методики позволяет   наиболее успешно усваивать информацию,  разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего,   обеспечивая оптимальные условия для речевых умений, т.к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и как средством общения. Выполнение заданий выходит за рамки урока и требует много времени, но часто оправдывают себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий

Формирование у школьников позиции субъекта познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий...

Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.

Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, крас...

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...