Лекция – 2 «Рекомендации по формулировке целей урока»,

Маслак Екатерина Николаевна

где представлено мастерство целеполагания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekc_-_2.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


ЛЕКЦИЯ №2 «Рекомендации по формулировке целей урока»


«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет."

Кромвель

Мастерство целеполагания

   Целеполагание осуществляется в трех аспектах (так называемая триединая цель урока - ТЦУ):

  1. познавательный аспект (обучающая цель)
  2. развивающий аспект
  3. воспитывающий аспект

   Ключевое слово здесь "триединая". То есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. Цель именно триединая, то есть вы планируете результат, в котором проявляются три вышеназванных образовательных аспекта.

   Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим  и обучающимися в конце урока.

Важно знать:

  1. обучающая цель формулируется через ожидаемый результат обучающихся
  2. развитие идет медленнее, чем обучение, поэтому развивающий аспект может быть запланирован на несколько уроков
  3. следует помнить, что обучение должно быть воспитывающим (это достигается через подбор форм организации деятельности на уроке, за счет правильного подбора содержания урока и т.д.)

Познавательный аспект ТЦУ

   Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

  1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
  3. Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
  4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  5. Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Развивающий аспект ТЦУ

   Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Первая причина заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие студента происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

   Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:

  1. Развитие речи:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Это показатель интеллектуального и общего развития ученика

  1. Развитие мышления

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить обучающихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

Воспитывающий аспект ТЦУ

   По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим, "учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке".

   Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

От цели к задачам…

В отличие от цели, задачи урока  призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

  1.  выяснить основные отличия…
  2.  раскрыть особенности…
  3.  продолжить формирование навыков работы с документами..
  4.  развивать умения высказывать свою точку зрения…
  5. формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.

Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:

  1. развивать  организаторские качества;
  2. развивать инициативу творчества  и т.д.

Образцы формулировки  некоторых развивающих задач:

  1. развивать критическое мышление;
  2. развивать умения вести диалог;
  3. развивать логическое  мышление;
  4. развивать элементы воображения и т.д.

Поставьте задачи

  1. Задачи – это конкретные шаги или этапы на пути достижения вашей цели. Постановка задач требует непрерывного исследования и принятия решений. Первым шагом оперативного планирования является постановка задач и определение промежуточных целей, которых надо достичь в заданный промежуток времени.
  2. Чтобы эффективно управлять производительностью, необходимо ставить правильные задачи. Эффективно поставленные задачи определяют маршрут движения к желаемым результатам и помогают открыть возможности создания  более высокой потребительской ценности.

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ

 Образовательные

  1. обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем
  2. обеспечить формирование умений...
  3. установить уровень знаний по теме...
  4. обеспечить обобщение изученного материала по теме...
  5. обеспечить систематизацию изученного материала по теме...
  6. обеспечить отработку умений учащихся.

Развивающие

создать условия для:

  1. развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить
  2. аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);
  3. развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного  воображения, смекалки);
  4. развития мировоззрения;
  5. развития навыков устной и письменной речи;
  6. развития памяти;
  7. развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
  8. развития эстетических представлений и художественного вкуса;
  9. развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),
  10. развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  11. развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  12. развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
  13. развития у обучающихся рефлексивной деятельности
  14. развития способности четко формулировать свои мысли;

Воспитательные

создать условия для:

  1. воспитания уважения к своей Родине;
  2. воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
  3. формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;
  4. воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
  5. воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной  дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
  6. воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
  7. подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
  8. формирования взглядов (привычек, идей…);
  9. воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения  управлять эмоциями;
  10. воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;
  11. воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;
  12. воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
  13. воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
  14. воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
  15. воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
  16. воспитания умения управлять собой, своим поведением.


 

Комментарии

Денисова Нина Васильевна

Правильно выбранная педагогическая цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Это условие успешного усвоения знаний учениками.Немаловажным с точки зрения целеполагания является и определение условий, влияющих на качество исполнения работы. Они условно объединяются в две группы: организационные и зависимые от способностей ученика. Их учет необходим для того, чтобы понять, насколько реально достичь цель, которую ставит учитель перед учеником.Вторым аспектом , отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, и честность. Именно эти качества, эти нравственные черты являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений. Их формирование и развитие также входит в содержание воспитывающего аспекта триединой цели урока.

Назарова Галина Михайловна

Умно и поучительно. Спасибо.

Кузнецова Елена Сергеевна

Целеполагание всегда вызывает затруднение в начале педагогической деятельности, думаю молодым учителям очень хорошая шпаргалка, да и нам, учителям со стажем ещё раз повторить данный вопрос будет только в пользу .