Лекция – 2 «Рекомендации по формулировке целей урока»,
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ №2 «Рекомендации по формулировке целей урока»
«По настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает, куда он идет." Кромвель |
Мастерство целеполагания
Целеполагание осуществляется в трех аспектах (так называемая триединая цель урока - ТЦУ):
- познавательный аспект (обучающая цель)
- развивающий аспект
- воспитывающий аспект
Ключевое слово здесь "триединая". То есть цель по своей сути одна! И урок - единая целостная система деятельности, не разбитая на три отдельных этапа. Цель именно триединая, то есть вы планируете результат, в котором проявляются три вышеназванных образовательных аспекта.
Триединая цель урока - это заранее запрограммированный педагогом результат, который должен быть, достигнут им самим и обучающимися в конце урока.
Важно знать:
- обучающая цель формулируется через ожидаемый результат обучающихся
- развитие идет медленнее, чем обучение, поэтому развивающий аспект может быть запланирован на несколько уроков
- следует помнить, что обучение должно быть воспитывающим (это достигается через подбор форм организации деятельности на уроке, за счет правильного подбора содержания урока и т.д.)
Познавательный аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
- Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
- Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
- Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
- Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
- Формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
Развивающий аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Первая причина заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие студента происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:
- Развитие речи:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Это показатель интеллектуального и общего развития ученика
- Развитие мышления
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить обучающихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
Воспитывающий аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим, "учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке".
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
От цели к задачам…
В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения.
Образцы формулировки некоторых образовательных задач:
- выяснить основные отличия…
- раскрыть особенности…
- продолжить формирование навыков работы с документами..
- развивать умения высказывать свою точку зрения…
- формировать у обучающихся умения выделять главное, работать по плану и т.д.
Образцы формулировки некоторых воспитательных задач:
- развивать организаторские качества;
- развивать инициативу творчества и т.д.
Образцы формулировки некоторых развивающих задач:
- развивать критическое мышление;
- развивать умения вести диалог;
- развивать логическое мышление;
- развивать элементы воображения и т.д.
Поставьте задачи
- Задачи – это конкретные шаги или этапы на пути достижения вашей цели. Постановка задач требует непрерывного исследования и принятия решений. Первым шагом оперативного планирования является постановка задач и определение промежуточных целей, которых надо достичь в заданный промежуток времени.
- Чтобы эффективно управлять производительностью, необходимо ставить правильные задачи. Эффективно поставленные задачи определяют маршрут движения к желаемым результатам и помогают открыть возможности создания более высокой потребительской ценности.
ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ
- обеспечить знание учащимися каких-то понятий, определений, теорем
- обеспечить формирование умений...
- установить уровень знаний по теме...
- обеспечить обобщение изученного материала по теме...
- обеспечить систематизацию изученного материала по теме...
- обеспечить отработку умений учащихся.
Развивающие
создать условия для:
- развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить
- аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);
- развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
- развития мировоззрения;
- развития навыков устной и письменной речи;
- развития памяти;
- развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;
- развития эстетических представлений и художественного вкуса;
- развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),
- развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);
- развития у обучающихся рефлексивной деятельности
- развития способности четко формулировать свои мысли;
Воспитательные
создать условия для:
- воспитания уважения к своей Родине;
- воспитания активной жизненной позиции, честности, человеческой порядочности;
- формирования общечеловеческих ценностей: порядочности, тактичности, следования велению совести и чувства справедливости;
- воспитания в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах;
- воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
- воспитания гуманизма и любви к прекрасному;
- подведения обучающихся к выводу о самоценности человеческих качеств;
- формирования взглядов (привычек, идей…);
- воспитания чувства гордости за избранную профессию, умения управлять эмоциями;
- воспитания сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других;
- воспитания любознательности обучающихся, нравственно-эстетического отношения к действительности с помощью экскурсий, семинаров, конференций, встреч с работниками базовых предприятий;
- воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
- воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
- воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
- воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
- воспитания умения управлять собой, своим поведением.
Комментарии
Мастерство целеполагания
Правильно выбранная педагогическая цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Это условие успешного усвоения знаний учениками.Немаловажным с точки зрения целеполагания является и определение условий, влияющих на качество исполнения работы. Они условно объединяются в две группы: организационные и зависимые от способностей ученика. Их учет необходим для того, чтобы понять, насколько реально достичь цель, которую ставит учитель перед учеником.Вторым аспектом , отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, и честность. Именно эти качества, эти нравственные черты являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений. Их формирование и развитие также входит в содержание воспитывающего аспекта триединой цели урока.
Умно и поучительно. Спасибо.
Умно и поучительно. Спасибо.
Целеполагание всегда вызывает
Целеполагание всегда вызывает затруднение в начале педагогической деятельности, думаю молодым учителям очень хорошая шпаргалка, да и нам, учителям со стажем ещё раз повторить данный вопрос будет только в пользу .