Лекция – 5 «Формирование системы знаний на уроке»,

Маслак Екатерина Николаевна

в которой говорится об уровнях усвоения знаний и методах формирования теоретических знаний у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekc_-_5.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


ЛЕКЦИЯ № 5  «Формирование системы знаний на уроке»


Знания составляют ядро содержания обучения.

З Н А Н И Я

эмпирические

(на основе чувственного познания через деятельность)

- факты

- даты

- представления

теоретические

- понятия

- причинно-следственные связи

- закономерности

- законы

           Любое знание, в том числе и учебное, субъективно по форме своего существования, и поэтому его нельзя механически передать "из головы в голову", подобно эстафетной палочке, передаваемой из рук в руки. Знания могут быть усвоены только в процессе познавательной активности самого субъекта. Именно своей субъектностью научное или учебное знание отличается от научной или учебной информации, представляющей собой объективированную форму знания, зафиксированного в различных текстах.

    И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:

  1. уровень различения (или распознавания) предмета;
  2. уровень его запоминания;
  3. уровень понимания;
  4. уровень применения.

    Знания могут усваиваться на разных уровнях:

  1. репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;
  2. продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

Методика формирования теоретических знаний.

          Формирование знаний занимает видное место в образовании. Внешне выглядит все просто: рассказать обучаемому, дать ему прочитать учебник — и все обеспечено. В действительности, тут немало методических тонкостей и сложностей. Чтобы что-то знать, мало услышать. Знания станут достоянием обучающегося, если будут глубоко и прочно усвоены им и станут инструментом решения других познавательных и практических задач.

  Методика формирования знаний эффективна, если она обеспечивает высокую степень усвоения знаний. По этому показателю различают:

- знание-узнавание — информация, которую обучающийся плохо помнит. Это поверхностное, ненадежное знание.

- знание—репродукция — механически усвоенное, запомненное знание, которое обучаемый может воспроизвести «по-книжному», но в объяснениях затрудняется;

- знание-понимание — осмысленно усвоенное и запомненное знание, которое излагается обучающимся свободно, своими словами, с комментариями, вариативно. Оно прочно связано с другими имеющимися у него знаниями, с опытом, обогащено ими и обогащает их;

- знание-убеждение — не только понимание, но и вера в истинность, ценность данного знания. В нем всегда есть мотивационная сила, порождающая желание и стремление поступать только в соответствии с ним и делающая лично неприемлемым противоположное;

- знание-применение — обладает всеми особенностями знания-понимания и, желательно, знания-убеждения, а отличается от них тем, что обучающийся еще понимает связи теоретических элементов знания с практикой, к каким вопросам ее относится, какое значение имеет для правильного решения не только поведенческих, но и интеллектуальных задач, как пренебрежение им отразится на результатах и др. Знание-применение противостоит абстрактно-теоретическому знанию. Без него приобретаемые знания — мертвый груз, лишь отягчающий память;

- знание-творчество — высшая степень усвоения знания. Оно не сводится к тому, что услышано и прочитано, а дополнено собственными размышлениями, опытом, умозаключениями и выводами, о которых обучающемуся не говорили.

      Методика формирования знаний эффективна, если обеспечивается полное усвоение обучающимися понятий и терминов. Каждая наука, учебная дисциплина, имея дело с особой феноменологией реальности, использует и особую терминологию. Нужно понимание обучающимися значения каждого специального термина или понятия, иначе общение преподавателя с ними окажется разговором на разных языках.

     Может быть, кто-то подумает, что не беда, если какое-то слово малопонятно. Но научная речь — это россыпь множества терминов и понятий. Если малопонятны они, то теории, объясняемые с их помощью, вообще становятся неусвояемыми.

    Методика формирования знаний эффективна, если их изучение построено на доступном, ясном, образном, обоснованном изложении. Обучение — не место для научного засорения речи ненужными научными и иностранными словами. Хороший преподаватель стремится свое внутреннее видение излагаемого вопроса передать обучающимся и, как скульптор, «лепит» у них соответствующий мысленный образ, используя образные слова, сравнения, жесты, наглядные пособия, рисунки, показ макетов, приборов, действий и движений, примеры из жизни и практики.

         Методика формирования знаний эффективна, если она обеспечивается систематизацией, логикой и структурированием их. Любая реальность комплексна, целостна, взаимосвязана. Понять мир, профессиональную деятельность невозможно, усвоив лишь разрозненные сведения даже в большом объеме. Понять — значит обязательно разобраться в их связях и отношениях. Чем больше у человека знаний и меньше системы в них, тем больше у него путаницы в мыслях.

       Методика формирования знаний эффективна, если она не ограничивается «передачей информации», а ориентирована на формирование знаний-убеждений. Методически оправданны: убедительное, доказательное, аргументированное изложение знаний преподавателем; достижение состояния обучающихся, когда при восприятии и усвоении знаний он одновременно испытывает положительные эмоции, переживает интерес, увлеченность, радость постижения сложной проблемы.

     Методика формирования знаний эффективна, если их усвоение сочетается с применением. Мысль обучающихся нередко запутывается, бродя в потемках теоретических дебрей и водоворотов объяснений преподавателя, но она озаряется светом понимания, когда выводится на практику. Надо, где это возможно, спускаться с высот теории на землю и показывать, где и для чего она нужна.

   Некоторые работники образовательных учреждений полагают, что сначала надо учить знаниям, а потом их применению. Мысль в истоках верна, но доведенная до крайности приводит к организационному делению учебной дисциплины, а то и учебного года, даже всего обучения на две части: теоретическую и практическую. Парадокс в том, что сформировать глубокие и прочные знания в отрыве от их применения невозможно.    

      Применение знаний — одновременно и процесс их совершенствования: проверки правильности, уточнения, исправления, конкретизации, обогащения, расширения, закрепления. Только то знание глубоко усвоено и прочно удерживается в голове, которое применялось. Мать учения — применение, а не повторение.

   Сочетание усвоения знаний с их применением должно быть максимально сближенным во времени, а не разделенным месяцами или годами.


 

Комментарии

Денисова Нина Васильевна

Для организации формирования систем химических понятий важно исходить из целостного понимания этого процесса, в котором реализуются в единстве образования, воспитание и развитие учащихся. Осознание целостности данного процесса наиболее успешно достигается построение прогностической модели - целостного процесса формирования систем понятий.Анализ состава понятий курса химии показывает, что различны по содержанию и объему, по характеру отображаемых объектов, по способу образования и развития, по форме выражения, по уровню сформированности, обобщенности и абстрактности. Различна их дидактическая роль в обучении. Одни понятия фундаментальны, по сути и назначению, широки по охвату обобщаемых в них объектов (понятия о растворах, о химических соединениях). Другие узки по объему, выполняют частные цели (понятия об алюмотермии, о керамике, о взвесях). Одни из них фундаментальные, теоретические (химическая связь, механизм реакции), другие эмпирические (условия протекания

Назарова Галина Михайловна

Спасибо за ваши лекции, кратко, но четко и очень интересно.

Назарова Галина Михайловна

Спасибо за ваши лекции, кратко, но четко и очень интересно.

Кузнецова Елена Сергеевна

Коротко, чётко и ясно ещё раз напомнили основное о методах формирования знаний у учащихся. Большое спасибо!