РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Мясникова Ирина Константиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Основы бухгалтерского учета»

для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osnovy_buhucheta_215_e_otredaktirovana.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено

педагогическим советом

 Протокол № 4

 от  27  марта  2014 года

             Утверждено

             приказом  №107- од

             от 03 апреля 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Основы бухгалтерского учета»

для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Номер группы: 215 Э

Максимальная учебная нагрузка обучающихся ,ч.

132

Самостоятельная работа ,ч.

49

Обязательная учебная нагрузка (всего),ч.

83

в том числе, ч.:

теоретическое обучение, ч.

51

практические занятия, ч.

32

лабораторные занятия, ч.

курсовая работа (проект) ,ч.

г. Нижневартовск


              Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и с учетом Примерной программы учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  № 3 от 25 мая 2011 г.

Разработчик:

Мясникова И.К._____________________ 

Солонская Л.М._____________________

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)

экономических дисциплин

Руководитель методической комиссии (кафедры)

Жданова С.А._________________________

«___» _________ 20___ года

Эксперты:

НЭПИ (филиал ТюмГУ) ст. преподаватель Иванькова А.А   __________

            (место работы)                                          (занимаемая должность)     (инициалы, фамилия),                 подпись

НЭПИ (филиал ТюмГУ) к.э.н. доцент Косов М.А.

            (место работы)                               занимаемая должность)          (инициалы, фамилия),                 подпись


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
  • ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
  • соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
  • следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
  • использовать формы и счета бухгалтерского учета;
  • оформлять различные виды бухгалтерских документов;
  • отражать на счетах бухгалтерского учета операции по учету хозяйственных процессов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
  • национальную систему нормативного регулирования;
  • международные стандарты финансовой отчетности;
  • понятие бухгалтерского учета;
  • сущность и значение бухгалтерского учета;
  • историю бухгалтерского учета;
  • основные требования к ведению бухгалтерского учета;
  • предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы бухгалтерского учета;
  • принципы учета основных хозяйственных процессов;
  • порядок документального оформления хозяйственных операций.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов; самостоятельной работы обучающегося 49 часа.

1.5. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические занятия

Курсовая работа  (проект)

2

3

132

49

83

51

32

экзамен

Итого

132

49

83

51

32

экзамен


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

83

в том числе:

практические занятия

32

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

в том числе:

  • постановка личных целей и задач при изучении дисциплины; составление плана самостоятельной работы для изучения дисциплины;
  • изучение нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в России и сравнительный анализ принципов бухгалтерского учета в России и странах Евросоюза;
  • подготовка к дискуссии на тему: «Проблемы адаптации отечественной системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО»;
  • сравнительный анализ воздействия финансового и управленческого учета на основные показатели и деятельность организации (доходы, расходы, финансовый результат);
  • анализ бухгалтерского баланса организации;
  • составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета;
  • подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите;
  • домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)
  • анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины; анализ выполнения плана самостоятельной работы;

2

6

4

5

8

6

6

6

6

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Цели и задачи курса. Связь бухгалтерского учета с другими дисциплинами учебного курса. Рекомендации по организации самостоятельной работы, использованию литературы и нормативной документации.

1

2

Бухгалтерский учет как информационная система. Его сущность и значение в системе управления и общей системе хозяйственного учета.

1

3

Современное состояние и развитие бухгалтерского учета в России, странах Европы и США

1

4

История и современные тенденции и концепции в бухгалтерском учете.

1

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся:

постановка личных целей и задач при изучения дисциплины;

составление плана самостоятельной работы для изучения дисциплины.

2

Тема 1.1.

Организация бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

2

1

Базовые принципы бухгалтерского учета, их сущность и значение.

1

2

Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета

2

3

Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2

Практические занятия:

Положения бухгалтерского учета.

Учетная политика организации.

2

Контрольные работы: тестирование по теме «Организация бухгалтерского учета» (по вариантам)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в России и сравнительный анализ принципов бухгалтерского учета в России и странах Евросоюза;

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите;

подготовка к дискуссии на тему: «Проблемы адаптации отечественной системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО».

10

Тема 1.2.

Предмет и метод бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

9

1

Предмет бухгалтерского учета, объекты учета, виды учета, измерители.

1

2

Классификация хозяйственных средств и источников формирования имущества.

3

3

Метод бухгалтерского учета. Элементы метода: документирование, инвентаризация, денежная оценка, калькуляция счета, двойная запись, балансовое обобщение, отчетность.

1

4

Финансовый и управленческий учет, их сравнительная характеристика

2

Практические занятия:

Классификация имущества организации по видам

Классификация имущества организации по источникам формирования

7

Контрольные работы: тестирование по теме «Предмет и метод бухгалтерского учета» (по вариантам)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

сравнительный анализ воздействия финансового и управленческого учетов на основные показатели деятельности организации (доходы, расходы, финансовый результат);

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

5

Тема 1.3.

Бухгалтерский баланс

Содержание учебного материала

10

1

Бухгалтерский баланс, его содержание и структура. Актив и пассив баланса. Валюта баланса.

2

2

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс.

2

3

Баланс как основной источник информации для анализа и управления финансово-хозяйственной деятельностью.

1

Практические занятия:

Составление бухгалтерского баланса на начало периода

Определение типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций

8

Контрольные работы: тестирование по теме «Бухгалтерский баланс» (по вариантам)

1

Самостоятельная работа обучающихся:

анализ образца реального бухгалтерского баланса;

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

8

Тема 1.4.

Счета и двойная запись

Содержание учебного материала

8

1

Понятие о счетах бухгалтерского учета. Строение бухгалтерских счетов, дебет и кредит счета. Оборот и остатки (сальдо) по счетам. Счета активные и пассивные. Схемы работ активного и пассивного счета.

2

2

Двойная запись, ее сущность и контрольное значение. Корреспонденция счетов.

2

3

Бухгалтерские проводки: простые и сложные.

2

4

Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь.

2

5

Главная книга.

2

6

Обобщение данных бухгалтерского учета, взаимосвязь счетов в бухгалтерском балансе.

2

Практические занятия:

Открытие, заполнение счетов бухгалтерского учета и составление бухгалтерских проводок, подсчет оборотов и остатков по счетам.

10

Контрольные работы: тестирование по теме «Счета и двойная запись» (по вариантам)

2

Самостоятельная работа обучающихся:

составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета;

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

12

Тема 1.5.

План счетов бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

8

1

Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению, структуре.

1

2

Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций)

2

3

Структура плана счетов. Нумерация счетов первого и второго порядка. Забалансовые счета.

2

4

Понятие и содержание рабочего плана счетов организации.

1

Практические занятия:

Работа с типовым планом счетов. Группировка счетов по однородному признаку.

Формирование рабочего плана счетов организации.

4

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

6

Тема 1.6.

Формы бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

4

1

Формы бухгалтерского учета, их сущность и сферы применения

1

2

Учетные регистры, их значение и классификация. Порядок и техника записей в учетных регистрах.

2

3

Исправление ошибок в документах и в учетных регистрах.

2

Практические занятия:

Заполнение учетных регистров.

Выявление ошибок в документах и учетных регистрах и составление справок на исправление ошибок.

4

Самостоятельная работа обучающихся

подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите.

анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины;

анализ выполнения плана самостоятельной работы.

Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем).

6

Всего:

132

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы бухгалтерского учета».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект бланков бухгалтерской документации;
  • комплект законодательных и нормативных документов;
  • комплект учебно-методической документации;
  • комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;
  • комплект учебно-методических материалов.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • калькуляторы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Основы бухгалтерского учета (краткие) / К.Ю.Цыганков - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 152
  2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Дополнительные источники:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6.12.2011г. (ред. от 23.07.2013).
  2. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Отв.ред. Е. М. Ашмарина . - 2-е изд., перераб. доп.. - М. : Юристъ, 2014. - 301 с.
  3. Дусаева, Е.М. Теория бухгалтерского учета: сборник задач: учеб. пособие. / Е.М. Дусаева, Л.И. Суханова. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2012. – 160 с.

Периодические издания: «Главбух», «Главная книга», «Бухгалтерский учет», «Акты и комментарии для бухгалтера», «Актуальная бухгалтерия», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета».

Справочная информационно-правовая система «Гарант».

Справочная информационно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочная информационно-правовая система «Кодекс».

Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/.

Портал «Бухгалтерия Онлайн» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/.

Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businessuchet.ru/.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

практические занятия, домашние работы

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

практические занятия, домашние работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

практические занятия, домашние работы

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

практические занятия, домашние работы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

практические занятия, домашние работы

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

практические занятия, домашние работы

Отражать на счетах бухгалтерского учета операции по учету хозяйственных процессов

практические занятия, домашние работы

Знания:

Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

домашняя работа

Национальную систему нормативного регулирования

домашняя работа

Международные стандарты финансовой отчетности

домашняя работа

Понятие бухгалтерского учета

домашняя работа

Сущность и значение бухгалтерского учета

домашняя работа

Историю бухгалтерского учета

домашняя работа

Основные требования к ведению бухгалтерского учета

домашняя работа

Предмет, метод и принципы бухгалтерского учета

практические занятия, домашняя работа

План счетов бухгалтерского учета

домашняя работа

Формы бухгалтерского учета

практические занятия, домашняя работа

Принципы учета основных хозяйственных процессов

контрольная работа, практические занятия

Порядок документального оформления хозяйственных операций

практические занятия, домашняя работа


Аннотация рабочей программы

дисциплины «Основы бухгалтерского учета»

для специальности для специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)

        

        Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  №3 от «5» мая 2011 г.

        Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.

        

        Максимальная учебная нагрузка (всего часов) - 132, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка - 83 часов, самостоятельная работа – 49 часа.

        

Вид промежуточной аттестации - экзамен

Наименование разделов дисциплины:

  1. Организация бухгалтерского учета
  2. Предмет и метод бухгалтерского учета
  3. Бухгалтерский баланс
  4. Счета и двойная запись
  5. План счетов бухгалтерского учета
  6. Формы бухгалтерского учета