РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovy_buhucheta_215_e_otredaktirovana.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом Протокол № 4 от 27 марта 2014 года | Утверждено приказом №107- од от 03 апреля 2014 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Номер группы: 215 Э
Максимальная учебная нагрузка обучающихся ,ч. | 132 |
Самостоятельная работа ,ч. | 49 |
Обязательная учебная нагрузка (всего),ч. | 83 |
в том числе, ч.: | |
теоретическое обучение, ч. | 51 |
практические занятия, ч. | 32 |
лабораторные занятия, ч. | |
курсовая работа (проект) ,ч. |
г. Нижневартовск
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и с учетом Примерной программы учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета № 3 от 25 мая 2011 г.
Разработчик:
Мясникова И.К._____________________
Солонская Л.М._____________________
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой)
экономических дисциплин
Руководитель методической комиссии (кафедры)
Жданова С.А._________________________
«___» _________ 20___ года
Эксперты:
НЭПИ (филиал ТюмГУ) ст. преподаватель Иванькова А.А __________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия), подпись
НЭПИ (филиал ТюмГУ) к.э.н. доцент Косов М.А.
(место работы) занимаемая должность) (инициалы, фамилия), подпись
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета;
- оформлять различные виды бухгалтерских документов;
- отражать на счетах бухгалтерского учета операции по учету хозяйственных процессов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета;
- принципы учета основных хозяйственных процессов;
- порядок документального оформления хозяйственных операций.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов; самостоятельной работы обучающегося 49 часа.
1.5. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам
Курс | Семестр | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Обязательная учебная нагрузка | В том числе | Формы промежуточной аттестации | |||
Теоретическое обучение | Лабораторные и практические занятия | Курсовая работа (проект) | |||||||
2 | 3 | 132 | 49 | 83 | 51 | 32 | экзамен | ||
Итого | 132 | 49 | 83 | 51 | 32 | экзамен |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 132 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 83 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49 |
в том числе: | |
| 2 6 4 5 8 6 6 6 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Цели и задачи курса. Связь бухгалтерского учета с другими дисциплинами учебного курса. Рекомендации по организации самостоятельной работы, использованию литературы и нормативной документации. | 1 | |||
2 | Бухгалтерский учет как информационная система. Его сущность и значение в системе управления и общей системе хозяйственного учета. | 1 | |||
3 | Современное состояние и развитие бухгалтерского учета в России, странах Европы и США | 1 | |||
4 | История и современные тенденции и концепции в бухгалтерском учете. | 1 | |||
Практические занятия (не предусмотрены) | - | ||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: постановка личных целей и задач при изучения дисциплины; составление плана самостоятельной работы для изучения дисциплины. | 2 | ||||
Тема 1.1. Организация бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Базовые принципы бухгалтерского учета, их сущность и значение. | 1 | |||
2 | Правовое и методическое обеспечение бухгалтерского учета | 2 | |||
3 | Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. | 2 | |||
Практические занятия: Положения бухгалтерского учета. Учетная политика организации. | 2 | ||||
Контрольные работы: тестирование по теме «Организация бухгалтерского учета» (по вариантам) | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: изучение нормативно-правовой базы бухгалтерского учета в России и сравнительный анализ принципов бухгалтерского учета в России и странах Евросоюза; подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите; подготовка к дискуссии на тему: «Проблемы адаптации отечественной системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО». | 10 | ||||
Тема 1.2. Предмет и метод бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 9 | |||
1 | Предмет бухгалтерского учета, объекты учета, виды учета, измерители. | 1 | |||
2 | Классификация хозяйственных средств и источников формирования имущества. | 3 | |||
3 | Метод бухгалтерского учета. Элементы метода: документирование, инвентаризация, денежная оценка, калькуляция счета, двойная запись, балансовое обобщение, отчетность. | 1 | |||
4 | Финансовый и управленческий учет, их сравнительная характеристика | 2 | |||
Практические занятия: Классификация имущества организации по видам Классификация имущества организации по источникам формирования | 7 | ||||
Контрольные работы: тестирование по теме «Предмет и метод бухгалтерского учета» (по вариантам) | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: сравнительный анализ воздействия финансового и управленческого учетов на основные показатели деятельности организации (доходы, расходы, финансовый результат); подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите. Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 5 | ||||
Тема 1.3. Бухгалтерский баланс | Содержание учебного материала | 10 | |||
1 | Бухгалтерский баланс, его содержание и структура. Актив и пассив баланса. Валюта баланса. | 2 | |||
2 | Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс. | 2 | |||
3 | Баланс как основной источник информации для анализа и управления финансово-хозяйственной деятельностью. | 1 | |||
Практические занятия: Составление бухгалтерского баланса на начало периода Определение типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций | 8 | ||||
Контрольные работы: тестирование по теме «Бухгалтерский баланс» (по вариантам) | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: анализ образца реального бухгалтерского баланса; подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите. Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 8 | ||||
Тема 1.4. Счета и двойная запись | Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Понятие о счетах бухгалтерского учета. Строение бухгалтерских счетов, дебет и кредит счета. Оборот и остатки (сальдо) по счетам. Счета активные и пассивные. Схемы работ активного и пассивного счета. | 2 | |||
2 | Двойная запись, ее сущность и контрольное значение. Корреспонденция счетов. | 2 | |||
3 | Бухгалтерские проводки: простые и сложные. | 2 | |||
4 | Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь. | 2 | |||
5 | Главная книга. | 2 | |||
6 | Обобщение данных бухгалтерского учета, взаимосвязь счетов в бухгалтерском балансе. | 2 | |||
Практические занятия: Открытие, заполнение счетов бухгалтерского учета и составление бухгалтерских проводок, подсчет оборотов и остатков по счетам. | 10 | ||||
Контрольные работы: тестирование по теме «Счета и двойная запись» (по вариантам) | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета; подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите. Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 12 | ||||
Тема 1.5. План счетов бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 8 | |||
1 | Классификация счетов по экономическому содержанию, назначению, структуре. | 1 | |||
2 | Типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций) | 2 | |||
3 | Структура плана счетов. Нумерация счетов первого и второго порядка. Забалансовые счета. | 2 | |||
4 | Понятие и содержание рабочего плана счетов организации. | 1 | |||
Практические занятия: Работа с типовым планом счетов. Группировка счетов по однородному признаку. Формирование рабочего плана счетов организации. | 4 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите. Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 6 | ||||
Тема 1.6. Формы бухгалтерского учета | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Формы бухгалтерского учета, их сущность и сферы применения | 1 | |||
2 | Учетные регистры, их значение и классификация. Порядок и техника записей в учетных регистрах. | 2 | |||
3 | Исправление ошибок в документах и в учетных регистрах. | 2 | |||
Практические занятия: Заполнение учетных регистров. Выявление ошибок в документах и учетных регистрах и составление справок на исправление ошибок. | 4 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите. анализ достижения личных целей и решения задач, поставленных в начале изучения дисциплины; анализ выполнения плана самостоятельной работы. Домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной экономической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 6 | ||||
Всего: | 132 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы бухгалтерского учета».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект бланков бухгалтерской документации;
- комплект законодательных и нормативных документов;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект образцов оформленных бухгалтерских документов;
- комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- калькуляторы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Основы бухгалтерского учета (краткие) / К.Ю.Цыганков - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 152
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 26.03.2007 г.).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.
Дополнительные источники:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6.12.2011г. (ред. от 23.07.2013).
- Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Отв.ред. Е. М. Ашмарина . - 2-е изд., перераб. доп.. - М. : Юристъ, 2014. - 301 с.
- Дусаева, Е.М. Теория бухгалтерского учета: сборник задач: учеб. пособие. / Е.М. Дусаева, Л.И. Суханова. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2012. – 160 с.
Периодические издания: «Главбух», «Главная книга», «Бухгалтерский учет», «Акты и комментарии для бухгалтера», «Актуальная бухгалтерия», «Актуальные вопросы бухгалтерского учета».
Справочная информационно-правовая система «Гарант».
Справочная информационно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочная информационно-правовая система «Кодекс».
Информационно-аналитическое электронное издание в области бухгалтерского учета и налогообложения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/.
Портал «Бухгалтерия Онлайн» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.buhonline.ru/.
Портал информационной поддержки ведения бухгалтерского учета в малом бизнесе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.businessuchet.ru/.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | практические занятия, домашние работы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | практические занятия, домашние работы |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | практические занятия, домашние работы |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | практические занятия, домашние работы |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | практические занятия, домашние работы |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | практические занятия, домашние работы |
Отражать на счетах бухгалтерского учета операции по учету хозяйственных процессов | практические занятия, домашние работы |
Знания: | |
Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности | домашняя работа |
Национальную систему нормативного регулирования | домашняя работа |
Международные стандарты финансовой отчетности | домашняя работа |
Понятие бухгалтерского учета | домашняя работа |
Сущность и значение бухгалтерского учета | домашняя работа |
Историю бухгалтерского учета | домашняя работа |
Основные требования к ведению бухгалтерского учета | домашняя работа |
Предмет, метод и принципы бухгалтерского учета | практические занятия, домашняя работа |
План счетов бухгалтерского учета | домашняя работа |
Формы бухгалтерского учета | практические занятия, домашняя работа |
Принципы учета основных хозяйственных процессов | контрольная работа, практические занятия |
Порядок документального оформления хозяйственных операций | практические занятия, домашняя работа |
Аннотация рабочей программы
дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
для специальности для специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета №3 от «5» мая 2011 г.
Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка (всего часов) - 132, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка - 83 часов, самостоятельная работа – 49 часа.
Вид промежуточной аттестации - экзамен
Наименование разделов дисциплины:
- Организация бухгалтерского учета
- Предмет и метод бухгалтерского учета
- Бухгалтерский баланс
- Счета и двойная запись
- План счетов бухгалтерского учета
- Формы бухгалтерского учета