РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля 02 «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля 02 «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm.02_ekon_2015.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля 02 «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Номер группы: 215 Э
Принято педагогическим советом Председатель педагогического совета _______________ Н. П. Коробова Протокол № ____ От «____» сентября 2015 года | Утверждено советом колледжа Председатель совета колледжа ______________ Н. П. Коробова Протокол № ____ От «____» сентября 2015 года |
г. Нижневартовск
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета № ______ от «____» ________ 20____г.
.
Разработчик:
Мясникова И.К., преподаватель ___________
Рассмотрено и одобрено методической комиссией Кафедры экономических дисциплин и менеджмента
Руководитель методической комиссии Заведующий кафедрой
_____________ Жданова С. А.
«___» сентября 20___ года
Эксперт:
_______________ ___________________ _____________________
_______________ ___________________ _____________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 8 |
| 10 |
| 16 |
| 19 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт в части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и соответствующих профессиональных компетенций:
- Формировать бухгалтерские проводки по учёту источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта.
- Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
- Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта.
- Отражать в бухгалтерских проводках зачёт и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
- Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии «Бухгалтер»;
- профессиональной подготовки и переподготовки работников в области бухгалтерского учёта (бухгалтеров, кассиров) при наличии среднего или высшего профессионального образования неэкономического профиля.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-ведения бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
уметь:
- рассчитывать заработную плату сотрудников;
- определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
- определять финансовые результаты деятельности организации по основным
видам деятельности;
- определять финансовые результаты деятельности организации по прочим
видам деятельности;
- проводить учёт нераспределённой прибыли;
- проводить учёт собственного капитала;
- проводить учёт уставного капитала;
- проводить учёт резервного капитала и целевого финансирования;
- проводить учёт кредитов и займов;
- определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
- руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок
проведения инвентаризации имущества;
- пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации
имущества;
- давать характеристику имущества организации;
- готовить регистры аналитического учёта по местам хранения имущества и
передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для
подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- составлять инвентаризационные описи;
- проводить физические подсчёты имущества;
- составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о
фактическом наличии средств данным бухгалтерского учёта;
- выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать её
результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-
производственных запасов и отражать её результаты в бухгалтерских
проводках;
- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей,
выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин из
возникновения с целью контроля на счёте 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей»;
- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости
от причин их возникновения;
- составлять акт по результатам инвентаризации;
- проводить выверку финансовых обязательств;
- участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности
организации;
- проводить инвентаризацию расчётов;
- определять реальное состояние расчётов;
- выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер
к взысканию задолженности с должников, либо к списанию её с учёта;
- проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счёт 94),
целевого финансирования (счёт 86), доходов будущих периодов (счёт 98).
знать:
- учёт труда и его оплаты;
- учёт удержаний из заработной платы работников;
- учёт финансовых результатов и использования прибыли;
- учёт финансовых результатов по обычным видам деятельности;
- учёт финансовых результатов по прочим видам деятельности;
- учёт нераспределённой прибыли;
- учёт собственного капитала;
- учёт уставного капитала;
- учёт резервного капитала и целевого финансирования;
- учёт кредитов и займов;
-нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
- основные понятия инвентаризации имущества;
- характеристику имущества организации;
- цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
- задачи и состав инвентаризационной комиссии;
- процесс подготовки к инвентаризации;
- порядок подготовки регистров аналитического учёта по местам хранения
имущества без указания количества и цены;
- перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора
документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- приёмы физического подсчёта имущества;
- порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в
бухгалтерию;
- порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и
установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным
бухгалтерского учёта;
- порядок инвентаризации основных средств и отражение её результатов в
бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение её
результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации и переоценки материально – производственных
запасов и отражение её результатов в бухгалтерских проводках;
- формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи
ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их
возникновения с целью контроля на счёте 94 «Недостачи и потери от порчи
ценностей»;
- формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в
зависимости от причин их возникновения;
- процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
- порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности
организации;
- порядок инвентаризации расчётов;
- технологию определения реального состояния расчётов;
- порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью
принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию её
с учёта;
- порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счёт 94),
целевого финансирования (счёт 86), доходов будущих периодов (счёт 98).
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося –286 часов.
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 207 часов,
в том числе:
практических занятий – 83 часа,
самостоятельной работы обучающегося - 79 часа.
1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам
Курс | Семестр | ПМ, МДК, практика | Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Обязательная учебная нагрузка | В том числе | Формы промежуточной аттестации | ||
Теор. обучение | Лаб. и пр.занятия | Курс проект | |||||||
2 | 3 | МДК. 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации | 109 | 33 | 76 | 46 | 30 | - | Другие формы контроля |
2 | 4 | МДК. 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации | 95 | 12 | 83 | 52 | 31 | - | Другие формы контроля |
2 | 4 | МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации | 82 | 34 | 48 | 26 | 22 | Другие формы контроля | |
2 | 4 | УП 02.01. Учебная практика | 36 | Зачет | |||||
2 | 4 | ПП. 02.01 | 36 | диф. зачет | |||||
Итого | 286 | 79 | 243 | 124 | 83 | - | Экзамен квалификационный |
2. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества и финансовых обязательств организации», в том числе профессиональными и общими компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1 | Формировать бухгалтерские проводки по учёту источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта. |
ПК 2.2 | Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. |
ПК 2.2 | Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта. |
ПК 2.3 | Отражать в бухгалтерских проводках зачёт и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
ПК 2.4 | Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно – коммуникационных технологий. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практи ки) | Объём времени, отведённый на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторская учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная по профилю специальности) часов (если предусмотрена рассредоточн ная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1 | Раздел 1. «Учёт источников формирования имущества организации» | 204 | 159 | 61 | 45 | - | |||
ПК 2-5 | Раздел 2. «Проведение инвентаризации и проверка действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта» | 82 | 48 | 22 | 34 | ||||
Учебная практика | 36 | ||||||||
Всего: | 286 | 207 | 83 | 79 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 02 «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объём часов | Уровень освоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
МДК 02. 01.Практические основы бухгалтерского учёта источников формирования имущества организации. | 204 | |||||||||
Раздел 1. «Учёт источников формирования имущества организации» | 159 | |||||||||
Тема 1.1. «Учёт труда и заработной платы» | Содержание учебного материала | 20 | ||||||||
1. 2. | Учёт труда и его оплаты. Виды, формы и системы оплаты труда. Порядок начисления заработной платы. Порядок расчёта оплаты отпускных. Расчёт пособий по временной нетрудоспособности. Синтетический и аналитический учёт расчётов по оплате труда. | 10 | 2 | |||||||
Учёт удержаний из заработной платы. Обязательные удержания из заработной платы и удержания по инициативе администрации организации, порядок их осуществления. Порядок удержания по исполнительным листам. Порядок заполнения расчётно- платёжной ведомости. Синтетический учет основной и дополнительной заработной платы. | 10 | 3 | ||||||||
Практические занятия: | 20 | |||||||||
1. 2. | Начисление основной и дополнительной заработной платы. Составление первичных документов по учету труда и заработной платы. Оформление лицевого счёта. Начисление заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности, начисление отпускных. Начислений удержаний из заработной платы работников. Составить расчёт по удержанию НДФЛ, по исполнительным листам. Составление расчетно- платежной ведомости и регистров синтетического учета. | 10 10 | ||||||||
Тема 1.2. «Учёт финансовых результатов и использование прибыли» | Содержание учебного материала | 36 | ||||||||
1. | Учёт финансовых результатов по обычным видам деятельности. Понятие финансовых результатов. Структура и порядок формирования финансовых результатов. Особенности учёта финансовых результатов в бухгалтерском и налоговом учёте. | 12 | 3 | |||||||
2. | Учёт финансовых результатов по прочим видам деятельности. Понятие оперативных, внереализованных, чрезвычайных доходов и расходов, их синтетический и аналитический учёт. Порядок списания доходов и расходов на финансовый результат деятельности организации. | 12 | 3 | |||||||
3. | Учёт нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Понятие нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Порядок списания нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Порядок распределения (использования) прибыли. Реформация баланса. | 12 | 3 | |||||||
Практические занятия: | 22 | |||||||||
1. | Отражение на счетах бухгалтерского учета финансовых результатов по обычным видам деятельности и заполнение учетных регистров. | 8 | ||||||||
2. | Определение финансовых результатов деятельности организации по прочим видам деятельности. | 8 | ||||||||
3. | Определение и списание нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) | 6 | ||||||||
Тема 1.3. «Учёт собственного капитала» | Содержание учебного материала | 20 | ||||||||
1. | Учёт уставного капитала. Понятие уставного капитала, его виды и назначение. Формирование и учёт уставного капитала и его изменений. Учёт расчётов с учредителями. | 10 | 3 | |||||||
2. | Учёт резервного капитала и целевого финансирования. Образование, пополнение, учёт и использование резервного капитала. Учёт целевого финансирования, источники его формирования. | 10 | 3 | |||||||
Практические занятия: | 12 | |||||||||
1. | Отражение на счетах операций по формированию уставного капитала | 6 | ||||||||
2. | Отражение на счетах операций по формированию резервного капитала и учёт целевого финансирования. | 6 | ||||||||
Тема 1.4. «Учёт кредитов и займов" | Содержание учебного материала | 22 | ||||||||
1. | Учёт кредитов и займов. Виды кредитов и займов. Значение кредитов банка и займов как источников финансирования предприятий. Учёт заёмных средств. | 22 | 2 | |||||||
Практические занятия: | 7 | |||||||||
1. | Проводить учёт кредитов и займов. | 7 | ||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| 45 | |||||||||
МДК 02.02. «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» | 82 | |||||||||
Раздел 2. «Проведение инвентаризации и проверка действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта» | 48 | |||||||||
Тема 2.1. «Подготовка и проведение инвентаризации имущества организации» | Содержание учебного материала | 18 | ||||||||
1. | Нормативные документы. Нормативно –правовая основа проведения инвентаризации имущества и обязательств организации по структуре бухгалтерского баланса. Основные понятия инвентаризации имущества. Цели и задачи проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. | 2 | 2 | |||||||
2. | Процесс подготовки к инвентаризации. Порядок подготовки регистров аналитического учёта по местам хранения имущества без указания количества и цены | 2 | 2 | |||||||
3. | Технология проведения инвентаризации имущества и обязательств организации по статьям бухгалтерского баланса. Перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации. Приёмы физического подсчёта имущества. Порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию. | 4 | 2 | |||||||
4. | Порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учёта. | 2 | 3 | |||||||
5. | Порядок инвентаризации основных средств и отражение её результатов в бухгалтерских проводках. Особенности проведения инвентаризации нематериальных активов. | 4 | 3 | |||||||
6. | Порядок инвентаризации и переоценки материально- производственных запасов и отражение её результатов в бухгалтерских проводках. Формирование бухгалтерских проводок по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации. Формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения. Процедура составления акта по результатам инвентаризации. | 4 | 3 | |||||||
Практические занятия: | 16 | |||||||||
1. | Определить цели и периодичность инвентаризации. Пользование специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества. | 2 | ||||||||
2. | Подготовка регистров аналитического учёта по местам хранения имущества и передача их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации. Проведение физического подсчёта имущества. | 2 | ||||||||
3. | Составление сличительной ведомости и установление данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учёта. | 2 | ||||||||
4. | Выполнение работ по инвентаризации основных средств и отражение её результатов в бухгалтерских проводках. | 2 | ||||||||
5. | Выполнение работ по инвентаризации нематериальных активов и отражение её результатов в бухгалтерских проводках. | 2 | ||||||||
6. | Выполнение работ по инвентаризации и переоценке материально – производственных запасов и отражение её результатов в бухгалтерских проводках. | 2 | ||||||||
7. | Формирование бухгалтерских проводок по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения. | 2 | ||||||||
8. | Формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач. Составление акта по результатам инвентаризации. | 2 | ||||||||
Тема 2.2. «Порядок инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности и расчётов» | Содержание учебного материала | 8 | ||||||||
1. | Порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации | 2 | 2 | |||||||
2. | Порядок инвентаризации расчётов. Технология определения реального состояния расчётов. Порядок выявления задолженности нереальной для взыскания. | 4 | 3 | |||||||
3. | Порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счёт 94), целевого финансирования (счёт 86) и доходов будущих периодов (счёт 98) | 2 | 3 | |||||||
Практические занятия: | 6 | |||||||||
1. | Проведение выверки финансовых результатов. | 2 | ||||||||
2. | Проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации. | 2 | ||||||||
3. | Проведение инвентаризации расчётов. Определение реального состояния расчетов. Выявление задолженности, нереальной для взыскания. | 1 | ||||||||
4. | Проведение инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счёт 94), целевого финансирования (счёт 86), доходов будущих периодов (счёт 98). | 1 | ||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите. Учебная практика Виды работ:
Итого |
34
36
286 | |||||||||
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочие столы и стулья для обучающихся;
- рабочий стол и стул для преподавателя;
- доска классная;
- комплект бланков учетной документации по ведению бухгалтерского учета;
-комплекты учебно – методической документации.
Оборудование лаборатории «Учебная бухгалтерия»:
-рабочие столы и стулья для обучающихся;
-рабочий стол и стул для преподавателя;
- методические пособия по практике;
-бланки учетной документации.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Тумасян Р.З. «Бухгалтерский учёт» учебное пособие / Р.З. Тумасян- М.:
Омега – Л, 2008 г., 794 стр., 794 стр.
2.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – 5-е изд. перераб. И доп. – М.; Инфра – М, 2007. = 717с.
Дополнительные источники:
1. Блинова Т.В., Журавлёв В.Н. «Бухгалтерский учёт», М. Форум: Инфра –
М, 2012 г., 256 стр.
2. «Бухгалтерский учёт в строительстве» /Под редакцией Н.А. Адамова –
СПб: Питер, 2011 г., 672 стр.
3. Ключников С.В. «Учет на предприятиях малого бизнеса». – М.: «Альфа –
Пресс», 2011г., 84 стр.
5. Никандрова Л.К. «Бухгалтерский учет в торговле и общественном
питании». – М.: РИОР, 2012г., 128 стр.
6. Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 29.12.2012г, 624 стр.
7. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, № 166- ФЗ. утверждено Приказом Минфина РФ от 329.07.98г. №
34н. ПБУ № 1-15 от 1994 – 2012 г., 352 стр.
8. План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности
организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом
Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н.
9. Самохвалов Ю.Н. «Бухгалтерский учет» «Практикум»; М, Форум, Инфра –
М, 2012г., 224 стр.
10. К4Хоружий Л.И., Расторгуева Р.Н., Альборов Р.А., Постникова Л.В.
«Бухгалтерский учёт» - М.: Колос, 2012г, 511 стр.
Компьютерные программы:
«Бухгалтерский учет»
« 1 С Бухгалтерия 8.0. базовая.»
Средства массовой информации:
Журнал - «Главбух», 2013г.
Журнал – «Учет. Налоги. Право», 2013г.
Приложения к журналу «Налоговый вестник» за 2013г.
Информационно – методический уголок:
- график отработок пропущенных занятий;
- виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
- перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
- перечень тем курсовых;
- график консультаций;
- инструкция по технике безопасности;
- инструкция по пожарной безопасности;
- график работы кружка «Бухгалтер».
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды в учебном заведении.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин, как «Основы бухгалтерского учёта», «Документационное обеспечение управления», «Экономика организации», «Статистика», должно предшествовать освоению данного модуля.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
- наличие высшего образования соответствующего профилю модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учёта» и специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
-опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере;
- прохождение стажировки не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы. | принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей; -проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; -проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов; -заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат - учетные регистры; -исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах; | Входной контроль: - тестирование Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - решение бухгалтерских задач; -защиты практических занятий; -зачёт по учебной практике. Рубежный контроль: -тесты; -контрольные работы по темам МДК. Итоговый контроль: -зачет по учебной практике; -экзамен. |
ПК 2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации | понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации; -обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности; -поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации; -сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; -теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово хозяйственной деятельности организации; -инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета; -принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации; | Входной контроль: - тестирование Текущий контроль: - устный и письменный опрос; -тестирование по темам МДК; -оценка выполнения заданий для самостоятельной работы; -отчеты по практическим работам; - зачёт по учебной практике. Рубежный контроль: -контрольные работы по темам МДК. Итоговый контроль: - экзамен. |
ПК 3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы. | - проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; -проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; -учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; -оформлять денежные и кассовые документы; -заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию; -правила заполнения отчетов кассира в бухгалтерию; | Входной контроль: -тестирование Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - решение ситуационных задач; -тестирование по темам МДК; -контрольные работы; -выполнение рефератов, докладов; - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы; - отчеты по практическим работам; -зачет по учебной практике; Рубежный контроль: -контрольные работы; Итоговый контроль: -зачет по учебной практике; - экзамен. |
ПК 4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. | -формировать бухгалтерские проводки по учёту основных средств, амортизации основных средств, поступления и выбытия нематериальных активов, долгосрочных инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг, материально- производственных запасов, затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, затрат на производство, обслуживание и управление, затрат вспомогательных производств; - уметь отражать на счетах бухгалтерского учёта потери и непроизводственные расходы, учёт готовой продукции и её реализации, учёт выручки от реализации продукции (работ, услуг); - формировать бухгалтерские проводки по учёту расходов по реализации продукции, выполнении работ и оказанию услуг; по учёту текущих операций и расчётов; по учёту с работниками по прочим операциям и расчётов с подотчётными | Входной контроль: -тестирование Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - решение ситуационных задач; -тестирование; -контрольные работы; -рефераты, доклады; - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы; - отчеты по практическим работам; -зачет по учебной практике. Рубежный контроль: -контрольные работы. Итоговый контроль: -зачет по учебной практике; - экзамен. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -демонстрация интереса к будущей профессии; - объяснение социальной значимости профессии бухгалтер; -проявление точности, аккуратности, внимательности при работе с документами; -стремление к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений (участие в предметных конкурсах, олимпиадах). | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы профессионального модуля; Активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений. |
ОК 2 -Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | -организация собственной деятельности в соответствии с поставленной целью; - определение и выбор способов (технологии) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля; - оценка за решение проблемно-ситуационных задач на практических занятиях; - экзамен; -положительные отзывы руководителей производственной практики от предприятий – баз практики. |
ОК 3 -Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | -определение и выбор способа разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями; -проведение анализа ситуации по заданным критериям и определение рисков; - оценивание последствий принятых решений; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля; - оценка за решение проблемно-ситуационных задач на практических занятиях; - экзамен; - положительные отзывы руководителей производственной практики от предприятий- баз практики. |
ОК 4 -Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | -эффективный поиск необходимой информации; -анализ производственных ситуаций; -использование различных источников включая электронные; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля. |
ОК 5 -Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | -корректное использование информационных источников для анализа, оценки и извлечения информационных данных, необходимых для решения профессиональных задач; - владение приёмами работы с компьютером, электронной почтой, интернетом, активное применение информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля; - выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы. |
ОК 6 -Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | -эффективное взаимодействие и общение с коллегами и руководством; - положительные отзывы с производственной практики. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в |
ОК 7 -Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | -самоанализ и коррекция результатов собственной работы; | процессе освоения программы профессионального модуля; - участие в деловых играх и тренингах; - выполнение заданий учебной практики |
ОК 8 -Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани- маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - владение механизмом целеполагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности и коррекции результатов в области образовательной деятельности; - владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля; - участие в деловых играх и тренингах; - выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы; - выполнение заданий учебной практики. |
ОК 9 -Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | -проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля; - выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы; - выполнение заданий учебной практики |
ОК 10 -Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - участие во внеаудиторных мероприятиях патриотической направленности; - применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля. |