РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля 02 «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

Мясникова Ирина Константиновна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

профессионального модуля 02 «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm.02_ekon_2015.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессионального модуля 02 «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Номер группы: 215 Э

Принято педагогическим советом

Председатель педагогического совета

_______________ Н. П. Коробова

Протокол № ____

От «____» сентября 2015 года

Утверждено советом колледжа

Председатель совета колледжа

______________ Н. П. Коробова

Протокол № ____

От «____» сентября 2015 года

г. Нижневартовск


Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение Экспертного совета  № ______ от «____» ________ 20____г.

.

Разработчик:

Мясникова И.К., преподаватель  ___________

 

               

Рассмотрено и одобрено методической комиссией Кафедры экономических дисциплин и менеджмента

Руководитель методической комиссии Заведующий кафедрой

_____________ Жданова С. А.

«___» сентября 20___ года

Эксперт:

_______________            ___________________          _____________________

_______________            ___________________          _____________________


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт программы профессионального модуля

4

  1. Результаты освоения профессионального модуля

8

  1. Структура и примерное содержание профессионального модуля

10

  1. Условия реализации программы профессионального модуля

16

  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

19

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ

«Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых

обязательств»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт  в части освоения основного вида профессиональной деятельности:

Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и соответствующих профессиональных компетенций:

  1. Формировать бухгалтерские проводки по учёту источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта.
  2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
  3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта.
  4. Отражать в бухгалтерских проводках зачёт и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
  5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии «Бухгалтер»;

- профессиональной подготовки и переподготовки работников в области бухгалтерского учёта (бухгалтеров, кассиров) при наличии среднего или высшего профессионального образования неэкономического профиля.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения модуля.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт: 

 -ведения бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;

уметь:

- рассчитывать заработную плату сотрудников;

- определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;

- определять финансовые результаты деятельности организации по основным

  видам деятельности;

- определять финансовые результаты деятельности организации по прочим

  видам деятельности;

- проводить учёт нераспределённой прибыли;

- проводить учёт собственного капитала;

- проводить учёт уставного капитала;

- проводить учёт резервного капитала и целевого финансирования;

- проводить учёт кредитов и займов;

- определять цели и периодичность проведения инвентаризации;

- руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок

  проведения инвентаризации имущества;

- пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации

  имущества;

- давать характеристику имущества организации;

- готовить регистры аналитического учёта по местам хранения имущества и

  передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для

  подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

- составлять инвентаризационные описи;

- проводить физические подсчёты имущества;

- составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о

  фактическом наличии средств данным бухгалтерского учёта;

- выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать её

  результаты в бухгалтерских проводках;

- выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-

  производственных запасов и отражать её результаты в бухгалтерских

  проводках;

- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей,

  выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин из

  возникновения с целью контроля на счёте 94 «Недостачи и потери от порчи

  ценностей»;

- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости

  от причин их возникновения;

- составлять акт по результатам инвентаризации;

- проводить выверку финансовых обязательств;

- участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

  организации;

- проводить инвентаризацию расчётов;

- определять реальное состояние расчётов;

- выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер

  к взысканию задолженности с должников, либо к списанию её с учёта;

- проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счёт 94),

  целевого финансирования (счёт 86), доходов будущих периодов (счёт 98).

знать:

- учёт труда и его оплаты;

- учёт удержаний из заработной платы работников;

- учёт финансовых результатов и использования прибыли;

- учёт финансовых результатов по обычным видам деятельности;

- учёт финансовых результатов по прочим видам деятельности;

- учёт нераспределённой прибыли;

- учёт собственного капитала;

- учёт уставного капитала;

- учёт резервного капитала и целевого финансирования;

- учёт кредитов и займов;

-нормативные документы, регулирующие порядок проведения       инвентаризации имущества;    

- основные понятия инвентаризации имущества;

- характеристику имущества организации;

- цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;

- задачи и состав инвентаризационной комиссии;

- процесс подготовки к инвентаризации;

- порядок подготовки регистров аналитического учёта по местам хранения

  имущества без указания количества и цены;

- перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора

  документации, необходимой для проведения инвентаризации;

- приёмы физического подсчёта имущества;

- порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в

  бухгалтерию;

- порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и

  установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным

  бухгалтерского учёта;

- порядок инвентаризации основных средств и отражение её результатов в

  бухгалтерских проводках;

- порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение её

  результатов в бухгалтерских проводках;

- порядок инвентаризации и переоценки материально – производственных

  запасов и отражение её результатов в бухгалтерских проводках;

- формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи

  ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их

  возникновения с целью контроля на счёте 94 «Недостачи и потери от порчи

  ценностей»;

- формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в

  зависимости от причин их возникновения;

- процедуру составления акта по результатам инвентаризации;

- порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности

  организации;

- порядок инвентаризации расчётов;

- технологию определения реального состояния расчётов;

- порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью

  принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию её

  с учёта;

- порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счёт 94),

  целевого финансирования (счёт 86), доходов будущих периодов (счёт 98).

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося –286 часов.

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 207 часов,

в том числе:

практических занятий – 83 часа,

самостоятельной работы обучающегося - 79 часа.

1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

ПМ, МДК, практика

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теор. обучение

Лаб. и пр.занятия

Курс проект

2

3

МДК. 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации

109

33

76

46

30

-

Другие формы контроля

2

4

МДК. 02.01. Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации

95

12

83

52

31

-

Другие формы контроля

2

4

МДК 02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

82

34

48

26

22

Другие формы контроля

2

4

УП 02.01. Учебная практика

36

Зачет

2

4

ПП. 02.01

36

диф. зачет

Итого

286

79

243

124

83

-

Экзамен   квалификационный

2. Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества и финансовых обязательств организации», в том числе профессиональными и общими компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Формировать бухгалтерские проводки по учёту источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта.

ПК 2.2

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта.

ПК 2.3

Отражать в бухгалтерских проводках зачёт и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4

Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно – коммуникационных технологий.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

Коды профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля

Всего часов (макс. учебная нагрузка и практи

ки)

Объём времени, отведённый на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторская учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часов

Производственная по профилю специальности) часов (если предусмотрена рассредоточн

ная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч. курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1

Раздел 1. «Учёт источников формирования имущества организации»

204

159

61

45

-

ПК 2-5

Раздел 2. «Проведение инвентаризации и проверка действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта»

82

48

22

34

Учебная практика

36

Всего:

286

207

83

     79

36


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 02  «Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объём

 часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

МДК 02. 01.Практические основы бухгалтерского учёта источников формирования имущества организации.

204

Раздел 1. «Учёт источников формирования имущества организации»

159

Тема 1.1. «Учёт труда и заработной платы»

Содержание учебного материала

20

1.

2.

Учёт труда и его оплаты.

Виды, формы и системы оплаты труда. Порядок начисления заработной платы. Порядок расчёта оплаты отпускных. Расчёт пособий по временной нетрудоспособности. Синтетический и аналитический учёт расчётов по оплате труда.

10

2

Учёт удержаний из заработной платы.

Обязательные удержания из заработной платы и удержания по инициативе администрации организации, порядок их осуществления.

Порядок удержания по исполнительным листам.

Порядок заполнения расчётно- платёжной ведомости.

Синтетический учет основной и дополнительной заработной платы.

10

3

Практические занятия:

20

1.

2.

Начисление основной и дополнительной заработной платы.

Составление первичных документов по учету труда и заработной платы. Оформление лицевого счёта. Начисление заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности, начисление отпускных.

Начислений удержаний из заработной платы работников.

Составить расчёт по удержанию НДФЛ, по исполнительным листам.

Составление расчетно- платежной ведомости и регистров синтетического учета.

10

10

Тема 1.2. «Учёт финансовых результатов и использование прибыли»

Содержание учебного материала

36

1.

Учёт финансовых результатов по обычным видам деятельности.

Понятие финансовых результатов. Структура и порядок формирования финансовых результатов. Особенности учёта финансовых результатов в бухгалтерском и налоговом учёте.

12

3

2.

Учёт финансовых результатов по прочим видам деятельности.

Понятие оперативных, внереализованных, чрезвычайных доходов и расходов, их синтетический и аналитический учёт. Порядок списания доходов и расходов на финансовый результат деятельности организации.

12

3

3.

Учёт нераспределённой прибыли (непокрытого убытка).

Понятие нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Порядок списания нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Порядок распределения (использования) прибыли. Реформация баланса.

12

3

Практические занятия:

22

1.

Отражение на счетах бухгалтерского учета финансовых результатов по обычным видам деятельности и заполнение учетных регистров.

8

2.

Определение финансовых результатов деятельности организации по прочим видам деятельности.

8

3.

Определение и списание нераспределённой прибыли (непокрытого убытка)

6

Тема 1.3. «Учёт собственного капитала»

Содержание учебного материала

20

1.

Учёт уставного капитала.

Понятие уставного капитала, его виды и назначение. Формирование и учёт уставного капитала и его изменений. Учёт расчётов с учредителями.

10

3

2.

Учёт резервного капитала и целевого финансирования.

Образование, пополнение, учёт и использование резервного капитала.

Учёт целевого финансирования, источники его формирования.

10

3

Практические занятия:

12

1.

Отражение на счетах операций по формированию уставного капитала

        6

2.

Отражение на счетах операций по формированию резервного капитала и учёт целевого финансирования.

      6

Тема 1.4. «Учёт кредитов и займов"

Содержание учебного материала

22

1.

Учёт кредитов и займов.

Виды кредитов и займов. Значение кредитов банка и займов как источников финансирования предприятий. Учёт заёмных средств.

22

2

Практические занятия:

7

1.

Проводить учёт кредитов и займов.

7

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их  к защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Порядок учета начисления  и учета натуральной оплаты труда.
  2. Документальное оформление движения личного состава предприятия.
  3. Компенсационные доплаты за отклонения от нормальных условий труда. Стимулирующие надбавки.
  4. Время простоя: особенности оплаты труда.
  5. Сущность и значение учета финансовых результатов для финансового учета и анализа деятельности организации.
  6. Информационная база учета прибылей и убытков.
  7. Документальное оформление банковских кредитов.
  8. Учет коммерческих кредитов в форме отсрочки платежа.

45

МДК 02.02.  «Бухгалтерская

технология проведения и

оформления инвентаризации»

82

Раздел 2. «Проведение инвентаризации и проверка действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта»

48

Тема 2.1. «Подготовка и проведение инвентаризации имущества организации»

Содержание учебного материала

18

1.

Нормативные документы.

Нормативно –правовая основа проведения инвентаризации имущества и обязательств организации по структуре бухгалтерского баланса.

Основные понятия инвентаризации имущества.

Цели и задачи проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

2

2

2.

Процесс подготовки к инвентаризации.

Порядок подготовки регистров аналитического учёта по местам хранения имущества без указания количества и цены

2

2

3.

Технология проведения инвентаризации имущества и обязательств организации по статьям бухгалтерского баланса.

Перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации. Приёмы физического подсчёта имущества. Порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию.

4

2

4.

Порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учёта.

2

3

5.

Порядок инвентаризации основных средств и отражение её результатов в бухгалтерских проводках.

Особенности проведения инвентаризации нематериальных активов.

4

3

6.

Порядок инвентаризации и переоценки материально- производственных запасов и отражение её результатов в бухгалтерских проводках.

Формирование бухгалтерских проводок по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации.  Формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения. Процедура составления акта по результатам инвентаризации.

4

3

Практические занятия:

16

1.

Определить цели и периодичность инвентаризации.

Пользование специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества.

2

2.

Подготовка регистров аналитического учёта по местам хранения имущества и передача их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации.

Проведение физического подсчёта имущества.

2

3.

Составление сличительной ведомости и установление данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учёта.

2

4.

Выполнение работ по инвентаризации основных средств и отражение её результатов в бухгалтерских проводках.

2

5.

Выполнение работ по инвентаризации нематериальных активов и отражение её результатов в бухгалтерских проводках.

2

6.

Выполнение работ по инвентаризации и переоценке материально – производственных запасов и отражение её результатов в бухгалтерских проводках.

2

7.

Формирование бухгалтерских проводок по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения.

2

8.

Формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач.

Составление акта по результатам инвентаризации.

2

Тема 2.2. «Порядок инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности и расчётов»

Содержание учебного материала

8

1.

Порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации

2

2

2.

Порядок инвентаризации расчётов.

Технология определения реального состояния расчётов. Порядок выявления задолженности нереальной для взыскания.

4

3

3.

Порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счёт 94), целевого финансирования (счёт 86) и доходов будущих периодов (счёт 98)

2

3

Практические занятия:

6

1.

Проведение выверки финансовых результатов.

2

2.

Проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской  задолженности организации.

2

3.

Проведение инвентаризации расчётов. Определение реального состояния расчетов.  Выявление задолженности, нереальной для взыскания.

1

4.

Проведение инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счёт 94), целевого финансирования (счёт 86), доходов будущих периодов (счёт 98).

1

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы ( по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка их к защите.

Учебная  практика

Виды работ:

  1. Ознакомление с особенностями документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учёта имущества организации.
  2. Общая характеристика предприятия, организации.
  3. Описание учётной политики, применяемой на предприятии, организации.
  4. Приём первичных бухгалтерских документов и проверка наличия обязательных реквизитов.
  5. Проведение всех видов проверок первичных бухгалтерских документов.
  6. Проведение группировки первичных бухгалтерских документов по ряду признаков, таксировки и контировки.
  7. Анализ  номенклатуры дел  и схемы документооборота бухгалтерских документов в организации.
  8. Оформление первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий и постоянный бухгалтерские архивы организации.
  9. Характеристика плана счетов организации и его анализ.
  10. Учёт кассовых операций.
  11. Учёт операций на расчётном счёте.
  12. Учёт основных средств и нематериальных активов.
  13. Учёт материалов.
  14. Учёт труда и заработной платы.
  15. Учёт производства и калькуляции себестоимости.
  16. Учёт готовой продукции и её реализации.
  17. Учёт расчётов.
  18. Учёт кредитов банка.
  19. Учёт капиталов.
  20. Учёт финансовых операций.
  21. Бухгалтерская отчётность.
  22. Расчёт налогов м составление налоговых деклараций.
  23. Анализ результатов финансово- хозяйственной деятельности предприятия, организации.

Итого

     

34

   

36

   

286


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета  «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

 - рабочие столы и стулья для  обучающихся;

 - рабочий стол и  стул для преподавателя;

 - доска классная;

 - комплект бланков учетной документации по ведению бухгалтерского учета;

 -комплекты учебно – методической документации.

Оборудование лаборатории «Учебная бухгалтерия»:

-рабочие столы и стулья для обучающихся;

-рабочий стол и стул для преподавателя;

- методические пособия по практике;

-бланки учетной документации.

                     

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Тумасян Р.З. «Бухгалтерский учёт» учебное пособие / Р.З. Тумасян- М.:

   Омега – Л, 2008 г., 794 стр., 794 стр.

2.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет – 5-е изд. перераб. И доп. – М.; Инфра – М, 2007. = 717с.

Дополнительные источники:

1. Блинова Т.В., Журавлёв В.Н. «Бухгалтерский учёт», М. Форум: Инфра –

    М, 2012 г., 256 стр.

2. «Бухгалтерский учёт в строительстве» /Под редакцией Н.А. Адамова –

    СПб: Питер, 2011 г., 672 стр.

3. Ключников С.В. «Учет на предприятиях малого бизнеса». – М.: «Альфа –

    Пресс», 2011г., 84 стр.

5. Никандрова Л.К. «Бухгалтерский учет в торговле и общественном

    питании». – М.: РИОР, 2012г., 128 стр.

6. Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 29.12.2012г, 624 стр.

7. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности  в РФ, № 166- ФЗ.  утверждено Приказом Минфина РФ от 329.07.98г. №

    34н. ПБУ № 1-15 от 1994 – 2012 г., 352 стр.

8. План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности

    организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом

   Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н.

9. Самохвалов Ю.Н. «Бухгалтерский учет» «Практикум»; М, Форум, Инфра –

   М, 2012г., 224 стр.

10. К4Хоружий Л.И., Расторгуева Р.Н., Альборов Р.А., Постникова Л.В.

    «Бухгалтерский учёт» - М.: Колос, 2012г, 511 стр.

Компьютерные программы:

«Бухгалтерский учет»

« 1 С  Бухгалтерия 8.0. базовая.»

Средства массовой информации:

Журнал  - «Главбух», 2013г.

Журнал – «Учет. Налоги. Право», 2013г.

Приложения к журналу «Налоговый вестник» за 2013г.

Информационно – методический уголок:

- график отработок пропущенных занятий;

- виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

- перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

- перечень тем курсовых;

- график консультаций;

- инструкция по технике безопасности;

- инструкция по пожарной безопасности;

- график работы кружка «Бухгалтер».

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

        Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды  в учебном заведении.

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин, как «Основы бухгалтерского учёта», «Документационное обеспечение управления», «Экономика организации», «Статистика», должно предшествовать освоению данного модуля.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств организации» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:

- наличие высшего образования  соответствующего профилю модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учёта» и специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет                           (по отраслям);

-опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере;

- прохождение стажировки не реже 1 раза в 3 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

принимать первичные  унифицированные бухгалтерские документы  на любых видах носителей;

-проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;

-проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;

-заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат - учетные регистры;

-исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;

Входной контроль:

- тестирование

Текущий контроль:

- устный и письменный опрос;

- решение бухгалтерских задач;

-защиты практических занятий;

-зачёт по учебной практике.

Рубежный контроль:

-тесты;

-контрольные работы  по темам МДК.

Итоговый контроль:

-зачет по учебной практике;

-экзамен.

ПК 2.  Разрабатывать  и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации

понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации;

-обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

-поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

-сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

-теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово хозяйственной деятельности организации;

-инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;

-принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

Входной контроль:

- тестирование

Текущий контроль:

- устный и письменный опрос;

-тестирование по темам МДК;

-оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;

-отчеты по практическим работам;

- зачёт по учебной практике.

Рубежный контроль:

-контрольные работы по темам МДК.

Итоговый контроль:

- экзамен.

ПК 3.  Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

-проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

-учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

-оформлять денежные и кассовые документы;

-заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;

-правила заполнения отчетов кассира в бухгалтерию;

Входной контроль:

-тестирование

Текущий контроль:

- устный и письменный опрос;

- решение ситуационных задач;

-тестирование по темам МДК;

-контрольные работы;

-выполнение рефератов, докладов;

- оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;

- отчеты по практическим работам;

-зачет по учебной практике;

Рубежный контроль:

-контрольные работы;

Итоговый контроль:

-зачет по учебной практике;

- экзамен.

ПК 4.  Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

-формировать бухгалтерские проводки по учёту основных средств, амортизации основных средств, поступления и выбытия нематериальных активов, долгосрочных инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг, материально- производственных запасов, затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, затрат на производство, обслуживание и управление, затрат вспомогательных производств;

- уметь отражать на счетах бухгалтерского учёта потери и непроизводственные расходы, учёт готовой продукции и её реализации, учёт выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- формировать бухгалтерские проводки по учёту расходов по реализации продукции, выполнении работ и оказанию услуг; по учёту текущих операций и расчётов; по учёту с работниками по прочим операциям и расчётов с подотчётными

Входной контроль:

-тестирование

Текущий контроль:

- устный и письменный опрос;

- решение ситуационных задач;

-тестирование;

-контрольные работы;

-рефераты, доклады;

- оценка выполнения заданий для самостоятельной работы;

- отчеты по практическим работам;

-зачет по учебной практике.

Рубежный контроль:

-контрольные работы.

Итоговый контроль:

-зачет по учебной практике;

- экзамен.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-демонстрация интереса к будущей профессии;

- объяснение социальной значимости профессии бухгалтер;

-проявление точности, аккуратности, внимательности при работе с документами;

-стремление к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений (участие в предметных конкурсах, олимпиадах).

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения программы профессионального модуля;

Активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.

ОК 2 -Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-организация собственной деятельности в соответствии                  с поставленной целью;

- определение и выбор способов (технологии) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;

- оценка за решение проблемно-ситуационных задач на практических занятиях;

- экзамен;

-положительные отзывы руководителей производственной практики от предприятий – баз практики.

ОК 3 -Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-определение и выбор способа разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями;

-проведение анализа ситуации по заданным критериям и определение рисков;

- оценивание последствий принятых решений;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;

- оценка за решение проблемно-ситуационных задач на практических занятиях;

- экзамен;

- положительные отзывы руководителей производственной практики от предприятий- баз практики.

ОК 4 -Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-эффективный поиск необходимой информации;

-анализ производственных ситуаций;

-использование различных источников включая электронные;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля.

ОК 5 -Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

-корректное использование информационных источников для анализа, оценки и извлечения информационных данных, необходимых для решения профессиональных задач;

- владение приёмами работы с компьютером, электронной почтой, интернетом, активное применение информационно- коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;

- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы.

ОК 6 -Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-эффективное взаимодействие и общение с коллегами и руководством;

- положительные отзывы с производственной практики.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в

ОК 7 -Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

-самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

процессе освоения программы профессионального модуля;

- участие в деловых играх и тренингах;

- выполнение заданий учебной  практики

ОК 8 -Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани-

маться самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации.

- владение механизмом целеполагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности и коррекции результатов в области образовательной деятельности;

- владение способами физического, духовного и  интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции  и самоподдержки;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального  модуля;

- участие в деловых играх и тренингах;

- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы;

- выполнение заданий учебной практики.

ОК 9 -Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;

- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы;

- выполнение заданий учебной практики

ОК 10 -Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- участие во внеаудиторных мероприятиях патриотической направленности;

- применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля.